ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д Г О Р О Д А Н О В О С И Б И Р С К А
630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89
Решение
Именем Российской Федерации
08 ноября 2011г.
Центральный районный суд г. Новосибирска
в составе:
председательствующегосудьи
при секретаре судебного заседания
с участием:
прокурора
представителя заявителя
представителя заинтересованного лица
Дело № 2-1163/2011
Галиной В.А.,
Галкиной Е.В.,
Громова Е.Г.,
Булыга С.Н.,
Смакотиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Ильичева С.Н. об оспаривании представления прокурора,
у с т а н о в и л:
Ильичев С.Н. обратился в суд с заявлением о признании представления прокурора Центрального района г.Новосибирска №5-119В-2010 от 30.08.2010 об устранении нарушений закона незаконным.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что по результатам проверки в отношении заявителя, как генерального директора ЗАО «Региональные строительные сети» прокурор Центрального района г.Новосибирска обязал его решить вопрос о заключении договора на технологическое присоединение индивидуальных жилых домов, входящих в состав потребительского кооператива «Энергия». Считая предписание прокурора несоответствующим законодательству, нарушающим права и законные интересы заявителя, влекущим для него неблагоприятные последствия в виде административной ответственности, заявитель обратился в суд.
Определением суда от 19.01.2011 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен потребительский кооператив «Энергия».
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, материалы надзорного производства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть оспорены гражданами, организацией, считающими, что нарушены их права и свободы в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 того же Кодекса).
Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо наличие нарушения требований законодательства, свидетельствующих о незаконности принятых решений, хотя бы по одному из оснований:
имеет ли орган полномочия на принятие решение или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений;
соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Из материалов гражданского дела усматривается, что в адрес прокуратуры
Центрального района г.Новосибирска поступило заявление членов потребительского кооператива «Энергия» о нарушении их прав ЗАО «Региональные электрические сети» при решении вопроса о технологическом присоединении к электрическим сетям объектов потребительского кооператива «Энергия».
Прокуратурой Центрального района г.Новосибирска проведена проверка, в ходе проведения которой установлено, что потребительский кооператив «Энергия» в течение 2008-2010 г.г. обращался
в ЗАО «Региональные электрические сети» с заявками на заключение договора о технологическом подсоединении объектов потребительского кооператива «Энергия» к электрическим сетям.
До настоящего времени договоры с членами потребительского кооператива «Энергия» не заключены по причине отказа ЗАО «Региональные электрические сети».
Прокурор, руководствуясь статьей 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, полагая, что сетевая организация обязана независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения заключить договор с лицами, указанными в правилах, обратившимися в организацию с заявкой на подключение, установил незаконность отказа ЗАО «Региональные электрические сети» членам потребительского кооператива«Энергия» и потребовал от генерального директора ЗАО«Региональные электрические сети» принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений – решить вопрос о заключении договора на технологическое присоединение жилых домов, входящих в состав потребительского кооператива «Энергия».
Генеральный директор ЗАО «Региональные электрические сети», считая указанное представление не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и интересы, обратился в суд ссоответствующим заявлением о признании представления незаконным в порядке статьи254Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив полномочия должностного лица органа прокуратуры на вынесение оспариваемого представления, судом установлено, что представление вынесено уполномоченным лицом в пределах своей компетенции, определенной статьями 22, 27 федерального закона РФ
«О прокуратуре Российской Федерации».
ЗАО «Региональные электрические сети» действует на основании устава, утвержденного решением единственного акционера ОАО «Новосибирскэнерго» от 30.06.2010, осуществляет виды услуг, в том числе по передаче электрической энергии (л.д.50-77).
ПС 110/35/10 кВ Толмачевская, расположенная в г.Обь Новосибирской области, принадлежит на праве собственности ЗАО»Региональные электрические сети» на основании выписки из протокола №7 от 24.09.2004 заседания Совета директоров ОАО «Новосибирскэнерго» и акта приема-передачи имущества как взнос в уставной капитал от 05.09.2005 (л.д.79-82), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.01.2006 (л.д.78).
В соответствии с п.1 статьи 539 Гражданского кодека РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Котношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнегетике» установлены основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на КонституцииРФ и состоит из Гражданского кодекса РФ, федерального закона «Об электроэнергетике» и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами (статья 2 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
Согласно части 1 статьи 26 названного закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного федерального закона постановлением Правительства РФ от27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
30.11.2009 в сетевую организацию ЗАО «Региональные электрические сети» обратился потребительский кооператив «Энергия» с заявкой на присоединение к сетям электроснабжения сооружаемого объекта с максимальной мощностью до 750кВт включительно, просил заключить договор об осуществлении технологического присоединения 40 жилых домов и наружного освещения, расположенных по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, с.Красноглинное, расположенных в зоне действия ПС 110кВ Толмачево. Запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающего устройства составляет 108,5кВт, которая подтверждается расчетом электрических нагрузок (л.д.43).
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Из приведенной нормы следует, что заключение договора является обязательным для сетевой организации. При этом сетевая организация не вправе отказать заявителю в осуществлении технологического присоединения по причине отсутствия у нее технической возможности. Законодательством в сфере энергетики не предусмотрено указанного основания для отказа втехнологическом присоединении.
Вместе с тем Правилами технологического присоединения установлены особенности процедуры технологического присоединения для отдельных категорий потребителей при отсутствии у сетевой организации технической возможности.
Согласно п.п. 12.1, 14 и 34 Правил в случае отсутствия технической возможности в отношении объектов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей мощностью до 100кВт включительно, объектов физических лиц мощностью до 15кВт включительно (для бытовых нужд), а также заявителей, в отношении которых до 01.01.2009 в установленном порядке осуществлено фактическое технологическое присоединение к электрическим сетям, сетевая организация обязана выполнить мероприятия по технологическому присоединению в общем порядке, как и при наличии технической возможности.
Однако прокурором неверно применен к возникшим правоотношениям между сетевой организацией ЗАО «Региональные электрические сети» и производственным кооперативом «Энергия» абз.2 пункта 3 Правил технологического присоединения ввиду ошибочного отнесения последнего ккатегории лиц, перечисленных в п.п. 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения.
Поскольку в сетевую организацию обратилось юридическое лицо - потребительский кооператив с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, мощность на которое составила 108,5кВт, категория заявителя подпадает под пункт 12 Правил технологического присоединения, в связи с чем в случае отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя согласно абз.2 пункта 30 Правил технологического присоединения в отношении иных объектов сетевая организация обязана в 30-дневный срок после получения заявки обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти с области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение поиндивидуальному проекту.
Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение поиндивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
Сетевая организация вправе отказать в заключении договора при отсутствии технической возможности, если заявитель не согласен на технологическое присоединение по размеру платы, определенному регулирующим органом.
08.02.2010 ЗАО «Региональные электрические сети» проинформировало заявителя об отсутствии технической возможности технологического присоединения заявленной нагрузки
к электрическим сетям ЗАО «Региональные электрические сети», предложило выполнить электроснабжение по индивидуальному проекту с указанием необходимого объема работ. Сетевой организацией также указано, что в случае согласия с предложенным объемом работ заявителю будут подготовлены технические условия по индивидуальному проекту (л.д.45).
26.07.2010 и 14.09.2010 сетевая организация сообщила заявителю об ориентировочной сметной стоимости объема работ и об альтернативном варианте технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов потребительского кооператива «Энергия» посредством перераспределения присоединенной мощности, предусмотренном пунктом 34 Правил технологического присоединения.
А именно, по соглашению с лицом, в отношении энергопринимающих устройств которого до 01.01.2009 в установленном порядке осуществлено фактическое технологическое присоединение
к электрическим сетям ПС 110кВ Толмачево, снизить объем присоединенной мощности его энергопринимающих устройств с одновременным перераспределением объема снижения присоединенной мощности в пользу потребительского кооператива «Энергия» (л.д.48-49).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства представленными в материалы дела доказательствами установлено, что со стороны сетевой организации в отношении потребительского кооператива «Энергия», отнесенного к категории заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750кВт, приняты все меры, предусмотренные Правилами технологического присоединения, для реализации права юридического лица для технологического присоединения к сетям электроснабжения согласно заявленной мощности энергопринимающего устройства.
В соответствии с пунктом 28 Правил технологического присоединения критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В случае несоблюдения любого из указанных критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Согласно пункту 30 названных правил включение объектов электросетевого хозяйства в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, означает наличие технической возможности технологического присоединения и является основанием для заключения договора.
Расчеты Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, произведенными на даты обращения заявителя в сетевую организацию и внесения оспариваемого представления (01.09.2009 и 30.08.2010) свидетельствуют о дефиците мощности на ПС Толмачевская. По данным ЗАО «Региональные электрические сети» загрузка трансформаторов на
ПС 110кВ Толмачевская достигла своих предельных значений, в связи с чем подключение дополнительной мощности по заявке потребительского кооператива «Энергия» с учетом наличия дефицита мощности ПС 110 кВ Толмачевская без проведения реконструкции существующих электрических сетей не допустимо.
Таким образом, доводы заявителя, об отсутствии технической возможности технологического присоединения к сетям ЗАО «Региональные электрические сети», послужившие основанием для предложения потребительскому кооперативу «Энергия» возможности подключения по индивидуальному проекту, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела справкой
ЗАО «Региональные электрические сети» от 19.05.2011 о загрузке ПС 110кВ Толмачевская (л.д.85), ответом на запрос суда Западно-Сибирского управления Ростехнадзора от 07.11.2011.
Кроме того, в инвестиционной программе 2010 года объемы работ по реконструкции
и усилению прилегающей сети 110кВ для присоединения новых нагрузок не предусмотрены, что подтверждается сводной инвестиционной программой по технологическому присоединению
к электрическим сетям ЗАО «Региональные электрические сети» (л.д.83).
В соответствии со статьей 123 Конституции РФ и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления
Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996N 6/8 "Онекоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
При оценке законности вынесенного 30.08.2010 прокуратурой Центрального района г.Новосибирска представления об устранении нарушений закона в адрес генерального директора
ЗАО «Региональные электрические сети» Ильичева С.Н., суд приходит к выводуо несоответствии его содержания требованиям Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Нарушение норм материального права привели к внесению прокуратурой Центрального района г.Новосибирска незаконного представления, нарушению прав и законных интересов заявителя в результате необоснованного возложения обязанности по заключению договора на технологическое присоединение.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Ильичева С.Н. – удовлетворить.
Признать незаконным представление прокурора Центрального района г.Новосибирска от 30.08.2010 № 5-1119в-2010, внесенное в адрес генерального директора ЗАО «Региональные электрические сети» Ильичева С.Н.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Судья В.А.Галина