Дело № 2-11633/2019
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]
Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Софронов В.А.,
при секретаре Аракелове Д.А.,
с участием: от административного истца – Стулова Т.В., от административного ответчика – Цимбалова И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Стуловой Т. В., Стулова С. В. к Администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода
о признании незаконным бездействия, обязании передать документы для регистрации бесхозяйного объекта
УСТАНОВИЛ:
Стулова Т.В. обратилась в суд с названным исковым заявлением в порядке административного судопроизводства, в обоснование требований указала, что по заявке Стулова С.В. в 2005 году был установлен газорегуляторный шкафной пункт ГРПШ-32/10-50Б-0 на земельном участке по адресу [ адрес ][ адрес ], он предназначен для обслуживания нескольких домовладений, при этом никто из жильцов не является собственником имущества. Она обратилась в Администрацию Нижегородского района г. Нижнего Новгорода с заявлением о принятии ГРПШ-32/10-50Б-0 в муниципальную собственность, однако письмом от [ 00.00.0000 ] [ № ]/ис ей отказали в передаче документов в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрация г. Нижнего Новгорода, со ссылкой на то, что заказчиком данного объекта является Стулов С.В. Считает, что поскольку право собственности ни за кем не зарегистрировано, Администрация Нижегородского района г. Нижнего Новгорода незаконно отказывает в проведении мероприятий, необходимых для постановки объекта на учёт в качестве бесхозяйного имущества, нарушены требования пунктов 1.1-1.3 Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передачи бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности, утверждённого Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] (далее – Порядок). Администрация Нижегородского района г. Нижнего Новгорода отождествляет понятия «заказчик» и «собственник», в то время как закон определяет в качестве единственного юридически значимого обстоятельства наличие зарегистрированного права собственности независимо от того, по чьему заказу объект был построен. Просит признать незаконным бездействие, выразившееся в отказе передать в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Нижнего Новгорода документы на ГРПШ-32/10-50Б-0 для его регистрации в качестве бесхозяйного объекта, обязать передать названные документы в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрация [ адрес ] для регистрации в качестве бесхозяйного объекта.
Определением суда от [ 00.00.0000 ] производство по административному делу прекращено, дело передано для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, возбуждено данное гражданское дело.
К участию в деле привлечены: Стулов С.В. – в качестве соистца (по его заявлению); Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Нижнего Новгорода, Аржанова Е. В., Чувствина Т. С., Полазнов М. В., Полазнова Т. В., Крюкова Е. С., Пономарева Н. К., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ОАО «Газпром газораспределение г. Нижний Новгород» – в качестве третьих лиц.
В судебном заседании истец Стулова Т.В. иск поддержала, дала объяснения, согласно которым участок приобретен у Цепелевой Е.Н., ГРПШ-32/10-50Б-0, установленный по заявке Стулова С.В., обслуживает несколько домов.
Представитель административного ответчика Цимбалова И.Н.устно и письменным отзывом административный иск не признала, указав на то, что объект не является бесхозяйным.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Предметом спора является соблюдение положений пунктов 1.1-1.3 Порядка при рассмотрении обращения и принятии решения об отказе передать в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрация г. Нижнего Новгорода документы на ГРПШ-32/10-50Б-0 для его регистрации в качестве бесхозяйного объекта, его разрешение требует выяснения вопроса о том, является ли объект бесхозяйным.
Как следует из материалов дела,в 2005 году заявке Стулова С.В. был установлен газорегуляторный шкафной пункт ГРПШ-32/10-50Б-0 на земельном участке по адресу г. Нижний Новгород, Александровская слобода, линия Центральная, участок 193. Стулова Т.В. обратилась в Администрацию Нижегородского района г. Нижнего Новгорода с заявлением от [ 00.00.0000 ] о принятии ГРПШ-32/10-50Б-0 в муниципальную собственность.
В связи с поступившим обращением Администрацией Нижегородского района г. Нижнего Новгорода направлены запросы о принадлежности указанного в заявлении объекта.
Согласно ответу открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Нижний Новгород» от [ 00.00.0000 ] на запрос Администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода газорегуляторный шкафной пункт по адресу г. [ адрес ] в реестре бесхозяйных ШРП не числится, заказчиком его строительства является Стулов С.В.
На основании этих сведений Администрация района сочла, что ГРПШ-32/10-50Б-0 не является бесхозяйным и письмом от [ 00.00.0000 ] [ № ]/ис сообщила, что заказчиком объекта является Стулов С.В., объект не является бесхозяйным, в связи с чем передача документов в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрация г. Нижнего Новгорода для постановки на учёт как бесхозяйного объекта не представляется возможной.
Проверив соблюдение положений Порядка при рассмотрении обращения Стуловой Т.В., на нарушение которых ссылаются истцы, суд приходит к выводу о том, что эти положения не были нарушены.
Действительно, пунктом 1.3.2.1 Порядка установлено, что в течение трех рабочих дней с даты получения документов, подтверждающих, что права на Объекты не зарегистрированы, Администрация района направляет в Комитет обращение (с приложением документов, подтверждающих, что права на Объекты не зарегистрированы) об организации дальнейшей работы по признанию права муниципальной собственности на Объекты.
В материалы дела представлены ответы уполномоченных органов об отсутствии зарегистрированных прав на ГРПШ-32/10-50Б-0.
Вместе с тем, отсутствие зарегистрированных прав на определенное имущество не тождественно его бесхозяйности.
Так, в силу положений пунктов 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Статьёй 293 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
Из содержания приведенных законоположений следует, что отсутствие государственной регистрации права собственности на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Между тем, из преамбулы к Порядку следует, что он определяет процедуру взаимодействия администраций районов города Нижнего Новгорода, комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода и других подразделений по подготовке и предоставлению необходимых документов для проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту, передачи в эксплуатацию до признания права муниципальной собственности и государственной регистрации права.
Таким образом, из буквального толкования данной нормы муниципального нормативного правового акта следует, что предмет регулирования является совершение действий только в отношении бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры.
К объекту имущества, не обладающему признаками бесхозяйности, не подлежат применению положения Порядка, регулирующего совершение действий только в отношении бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, в том числе положения, на нарушение которых ссылается административный истец.
При таких обстоятельствах у администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода отсутствовали основания для передачи документов в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрация г. Нижнего Новгорода для постановки на учёт ГРПШ-32/10-50Б-0 как бесхозяйного объекта в соответствии с пунктами 1.1-1.3 Порядка, поскольку действие этого Порядка не распространяется на объекты, не обладающие признаками бесхозяйности.
Законных оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
По правилам, установленным частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на истцов.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в иске Стуловой Т. В., Стулова С. В. к Администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода признании незаконным бездействия, обязании передать документы для регистрации бесхозяйного объекта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия.
Судья Софронов В.А.