ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1163/17 от 13.02.2017 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-1163/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи Артемчук В.И.

при секретаре Рябцевой К.В.,

с участием помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Ходыревой Л.М.,

13 февраля 2017 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Красноармейского района г. Волгограда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обосновании заявления указано, что в результате проведенной прокуратурой проверки 20.01.2017 установлено распространение через сеть «Интернет» на сайте <адрес> материалов, предлагающих различные схемы по обналичиванию денежных средств, влекущие уход от уплаты налогов и сборов. При этом, вход на сайт свободный, не требующий предварительной регистрации и пароль, ознакомиться с содержанием указанной статьи может любой пользователь.

В заголовке к информации указано: «Схемы обнала». Далее по тексту раскрыты понятие и особенности обналичивания денежных средств, характеристики используемых для этого схем: «Используемые термины», «О чем наше исследование», «Как работают крупные игроки рынка обнала», «Работа с клиентами», «Как начинающие обнальщики находят клиентов», «Как обеспечивается безопасность в процессе общения с клиентом», «Встречи с клиентами - Первая встреча», «Встреча для передачи денег», «Фирмы, задействованные в схемах», «Что нужно для открытия фирмы-прослойки или фирмы-однодневки, когда человек согласен стать директором-владельцем фирмы и когда человек не знает, что на него открывается фирма», «Где и как находят людей, на которых открывается фирма», «Где берут паспортные данные и ИНН, если согласного человека нет», «Где и как по паспортным данным оформляют на человека фирму и отрывают счет в банке», «Покупка действующей фирмы», «В каких банках открывают счета?», «Фирма НДС или Упрощенка», «Подводим итог», «ООО или ИП?», «Через ООО можно проводить большие суммы», «Налогообложение 6 % у ИП», «ООО вызывает больше доверия у людей, чем ИП», «Как долго может работать фирма-прослойка?», «Поступление и вывод денег», «Список затрат, признаваемых затратами юр. лица».

Изложенное в своей совокупности описывает действия, которые в зависимости от цели обналичивания и размера незаконно полученных доходов или неуплаченных в бюджет налогов запрещены нормами Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, предприниматели, пользующиеся обналичиванием денежных средств для вывода из-под налогообложения выручки путем создания фиктивных расходов либо для завышения покупной стоимости реализуемых активов, подлежат уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по ст. ст. 198 или 199 УК РФ, а действия лиц, предоставляющих услугу незаконного обналичивания денежных средств и учреждающих фирмы-«однодневки», фирмы-«прослойки», квалифицируются как незаконное предпринимательство по ст. 171 УК РФ. Данные деяния находятся в непосредственной связи с такими коррупционными составами преступлений, как получение и дача взятки - ст. ст. 290, 291 УК РФ.

Таким образом, на вышеуказанной странице допускается размещение информации, распространение которой на территории РФ запрещено, так как она, воздействую на сознание и волю людей, может способствовать возникновению намерения совершить преступление. При этом, установить владельца сайта не представляется возможным.

В судебном заседании прокурор Ходырева Л.В. заявленные требования по изложенным доводам поддержала, просила заявление удовлетворить в полном объёме.

Заинтересованное лицо – руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав прокурора Ходыреву Л.М., исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Поскольку вопрос о признании информации запрещенной не может быть разрешен путем получения документов, удостоверяющих такой факт, либо путем восстановления утраченных документов, прокурор Красноармейского района г. Волгограда правомерно обратился в суд в порядке главы 28 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, имеет особый, публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти по смыслу ст.ст.1,3,4,7 Конституции Российской Федерации.

Налог – необходимое условие существования государства, а поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определённой денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства, а поэтому государство вправе и обязано принимать меры в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (п. 1 ст. 6).

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).

Пунктом 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу статьи 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 (далее - Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы).

Так, согласно частям 1 - 3 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что 20 января 2017 года старшим помощником прокурора Красноармейского района г. Волгограда проведена проверка страницы интернет сайта по URL-адресу <данные изъяты> где установлено нахождение материалов, предлагающих различные схемы по обналичиванию денежных средств, влекущие уход от уплаты налогов и сборов.

Из представленного акта следует, что в заголовке к информации указано: «Схемы обнала». Далее по тексту раскрыты понятие и особенности обналичивания денежных средств, характеристики используемых для этого схем: «Используемые термины», «О чем наше исследование», «Как работают крупные игроки рынка обнала», «Работа с клиентами», «Как начинающие обнальщики находят клиентов», «Как обеспечивается безопасность в процессе общения с клиентом», «Встречи с клиентами - Первая встреча», «Встреча для передачи денег», «Фирмы, задействованные в схемах», «Что нужно для открытия фирмы-прослойки или фирмы-однодневки, когда человек согласен стать директором-владельцем фирмы и когда человек не знает, что на него открывается фирма», «Где и как находят людей, на которых открывается фирма», «Где берут паспортные данные и ИНН, если согласного человека нет», «Где и как по паспортным данным оформляют на человека фирму и отрывают счет в банке», «Покупка действующей фирмы», «В каких банках открывают счета?», «Фирма НДС или Упрощенка», «Подводим итог», «ООО или ИП?», «Через ООО можно проводить большие суммы», «Налогообложение 6 % у ИП», «ООО вызывает больше доверия у людей, чем ИП», «Как долго может работать фирма-прослойка?», «Поступление и вывод денег», «Список затрат, признаваемых затратами юр. лица» (л.д.7-29).

Изложенное в своей совокупности описывает действия, которые в зависимости от цели обналичивания и размера незаконно полученных доходов или неуплаченных в бюджет налогов запрещены нормами Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, предприниматели, пользующиеся обналичиванием денежных средств для вывода из-под налогообложения выручки путем создания фиктивных расходов либо для завышения покупной стоимости реализуемых активов, подлежат уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по ст. ст. 198 или 199 УК РФ, а действия лиц, предоставляющих услугу незаконного обналичивания денежных средств и учреждающих фирмы-«однодневки», фирмы-«прослойки», квалифицируются как незаконное предпринимательство по ст. 171 УК РФ. Данные деяния находятся в непосредственной связи с такими коррупционными составами преступлений, как получение и дача взятки - ст. ст. 290, 291 УК РФ.

Таким образом, на вышеуказанной странице допускается размещение информации, распространение которой на территории РФ запрещено, так как она, воздействую на сознание и волю людей, может способствовать возникновению намерения совершить преступление. При этом, установить владельца сайта не представляется возможным.

В силу положений абз.2 ст.13 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со статьей 12 ГПК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности; распространение указанной в заявлении информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем она должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

При таких обстяотельствах, предоставление возможности доступа к подобной информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет свободно другим лицам, фактически является предоставлением информации, предлагающей различные способы и схемы отмывания и легализации денежных средств, в том числе доходов, добытых преступным путем, ввиду чего требования прокурора о признании распространяемой на интернет сайте информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 264-265 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в порядке о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено - удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и расположенную по URL-адресу <адрес>– информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий В.И. Артемчук