ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1163/2017 от 06.06.2017 Промышленного районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 2-1163/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 06 июня 2017 года

Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Чукановой Л.М.

при секретаре Антонюк В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области к УФССП по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области (далее - Администрация) обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением <данные изъяты> районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора Домбаровского района о понуждении Администрации предоставить ФИО5 за счёт средств Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение не ниже установленных норм предоставления жилой площади.

ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области возбуждено исполнительное производство -ИП, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Администрация дважды обращалась в Министерство социального развития Оренбургской области с просьбой выделить денежные средства на приобретение жилых помещений для детей сирот. В связи с отсутствием ассигнований из областного бюджета Администрация обратилась в Домбаровский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении отсрочки было отказано. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в приостановлении исполнительного производства было отказано. На обращение Администрации Минсоцразвитие Оренбургской области сообщило, что выделение дополнительных ассигнований на исполнение судебных актов бюджету Домбаровского района в настоящее время не представляется возможным в связи с отсутствием свободных средств.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией было получено постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.

Полагают, что вины Администрации в нарушении сроков требований исполнительного документа по предоставлению ФИО2 жилого помещения не имеется. Устав муниципального образования Домбаровский район не содержит норм, позволяющих использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан. На момент возбуждения исполнительного производства и установления пятидневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, субвенций из областного и федерального бюджетов в бюджет муниципального образования Домбаровский район на осуществление переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ не поступало.

Администрацией Домбаровского района предпринимались возможные меры по предоставлению соответствующего финансирования с целью приобретения жилья для указанной категории лиц, запрошено дополнительное финансирование на исполнение указанного решения суда. Таким образом, нарушение сроков исполнения исполнительного документа было вызвано отсутствием бюджетных ассигнований из бюджета Оренбургской области в необходимом объёме, за счёт которых должно было производиться приобретение жилого помещения, при этом данные обстоятельства не зависят от Администрации, т.е. вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Просили освободить Администрацию МО Домбаровский район Оренбургской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству

В судебное заседание представитель истца не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия и удовлетворить требования в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика УФССП России по Оренбургской области, извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель Министерства социального развития Оренбургской области, извёщенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представлено ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Представитель третьего лица - Министерство образования Оренбургской области, извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года (далее - Закон) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2).

Частью 3 данной статьи предусмотрено, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

На основании пунктов 11 и 12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней.

В силу ч.6 ст.112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 ст.112 Закона установлено, что суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствие с ч.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч.2 ст.401 ГК РФ).

По смыслу приведённых норм права освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением <данные изъяты> районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию МО Домбаровский район возложена обязанность предоставить ФИО2 по месту жительства жилое помещение по договору найма в специализированном жилищном фонде Оренбургской области, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с уровнем износа жилого дома не более 30 % в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО3ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника: администрации МО Домбаровский район Оренбургской области на предмет исполнения: обязание предоставить ФИО2, по месту жительства жилое помещение по договору найма в специализированном жилищном фонде Оренбургской области, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с уровнем износа жилого дома не более 30 % в срок до ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство .

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП ФИО3 вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора по исполнительному производству в размере <данные изъяты> руб., установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – пять дней с момента получения настоящего постановления.

Главе Администрации вручено предупреждение о привлечении к ответственности в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ Администрации установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – пятидневный срок со дня получения настоящего постановления.

В соответствии с ч.2 ст.83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Администрацией проведена определённая работа по предоставлению соответствующего финансирования с целью приобретения жилья для указанной категории лиц, а именно, в условиях недостаточного финансирования переданных государственных полномочий Администрация неоднократно обращалась в Департамент социальной защиты населения Минсоцразвития Оренбургской области и вице-губернатору-заместителю Председателя Правительства по социальной политике по вопросу выделения дополнительных ассигнований на исполнение судебных актов (письма от ДД.ММ.ГГГГ,от ДД.ММ.ГГГГ,от ДД.ММ.ГГГГ,от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. По информации Департамента от ДД.ММ.ГГГГ выделение дополнительных ассигнований на исполнение судебных актов бюджету Домбаровского района в настоящее время не представляется возможным в связи с отсутствием свободных средств.

Согласно письму Минсоцразвития Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в областном бюджете на 2015 год бюджету Домбаровского района предусмотрены субвенции на обеспечение жильём детей-сирот в размере <данные изъяты> тыс. рублей, на сегодняшний день муниципальным образованием освоено <данные изъяты> тыс. рублей (окончательный расчёт за жилое помещение, приобретённое в 2014 году). Объём субвенций распределён между муниципальным образованием в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и Законом Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ В связи с отсутствием свободных средств перераспределение бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по обеспечению жильем детей-сирот в пределах средств, предусмотренных министерству социального развития Оренбургской области на 2015 год, в настоящее время не представляется возможным. Решение проблемы в полном объёме в текущем году возможно только при условии выделения министерству социального развития области дополнительных бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Как следует из письма администрации Домбаровского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ г. в 2015 году МО Домбаровский район на приобретение жилых помещений для детей-сирот было выделено ассигнований в сумме <данные изъяты> руб. (в том числе <данные изъяты> руб. областной бюджет и <данные изъяты> руб. федеральный бюджет). С данных средств погашена кредиторская задолженность за 2014 год в сумме <данные изъяты> руб., остаток на 2015 год составляет <данные изъяты> руб. На исполнение решений суда дополнительно требуется <данные изъяты> руб.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация сообщила о готовности к освоению до конца 2015 года дополнительно запрошенных денежных средств на исполнение имеющихся в муниципальном образовании решений судов. В п. Домбаровский в настоящее врем строится 4-хквартирный жилой дом, планируемый срок ввода в эксплуатацию 4 квартал 2015 года.

Согласно справке финансового отдела Администрации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ субвенции из областного бюджета на осуществление переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений и субвенции из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, источником которых являются средства федерального бюджета, в бюджет Домбаровского района не поступали.

Приобретение жилых помещений осуществляется Администрацией в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг да обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учётом того, что администрация в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность, истцом проведена определённая работа по предоставлению соответствующего финансирования с целью приобретения жилья для указанной категории лиц.

Финансирование реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет средств областного бюджета Оренбургской области, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков.

Таким образом, принимая во внимание, что финансирование реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений осуществляется за счёт средств областного бюджета Оренбургской области, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины (противоправного бездействия должника) должника в неисполнении судебных решений в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.

Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Оценив представленные доказательства, суд, учитывая отсутствие вины должника, приходит к выводу, что истцом принимались меры к исполнению решения суда, а наличие объективных уважительных причин – процедуры и порядка предоставления квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа исключает возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что в настоящее время ФИО2 предоставлено жилое помещение специализированного жилого фонда по договору социального найма.

В связи с изложенным, исковые требования Администрации об освобождении от взыскания исполнительского сбора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству , возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ серии ФС .

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Л.М. Чуканова

Решение суда в окончательной форме принято 13.06.2017 года.

Судья –