Дело № 2-1163/2021
Решение
Именем российской Федерации
11 мая 2021 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,
при помощнике судьи: Сальчук Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «МСК-НТ» об аннулировании задолженности и лицевого счета,
Установил:
Истец ФИО1 обратился в Серпуховский городской суд Московской области с вышеуказанным иском к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (ООО «МСК-НТ») и просит аннулировать задолженность услугу «Обращение с ТКО» по лицевому счету <номер>, и аннулировать указанный лицевой счет.
Свои требования истец мотивирует тем, что является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по <адрес>. С января 2019 года истцу незаконно начислена задолженность за услугу "Обращение с ТКО" по лицевому счету <номер>. Указанную задолженность считает незаконной, так как услуга по вывозу ТКО не оказывается, контейнеров или иного оборудованного места для сбора ТКО в деревне нет, транспортное средство в деревню за вывозом ТКО не приезжает. Договор на оказание услуг с ответчиком истец не заключал.
С оплатой начисленных сумм ООО "МСК-НТ" истец не согласен, в связи с чем обратился в адрес ответчика с претензией.
Ответчиком претензия оставлена без удовлетворения.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен. Представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования просит удовлетворить.
Ранее в судебном заседании истец пояснил, что не согласен с начислениями по услуге «Обращение с ТКО», поскольку данная услуга ему не оказывается. Контейнерная площадка и контейнеры для сбора мусора в деревне отсутствуют. Мусор вывозят его дети по месту своего проживания. Вывоз мусора в ближайшую деревню Шепилово, где имеется мусорный контейнер, которая располагается в 8 км, считает дорогостоящей (л.д.119).
Представитель ответчика ООО "МСК-НТ" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в исковых требованиях ФИО1 просит отказать.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика поддержал письменные возражения, приобщенные к материалам дела (л.д.15-22).
Свои возражения ответчик мотивирует тем, что истец, как собственник объекта недвижимости в соответствии с действующим законодательством обязан нести бремя его содержания.
Истец, как собственник, обязан нести расходы по оплате за коммунальные услуги, которые включают в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
На территории Московской области, в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 № 607-РМ «О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области», расчет платы за предоставление услуги по обращению с ТКО для многоквартирных домов и индивидуальных жилых строений производится с 1 квадратного метра общей площади жилого помещения.
Отсутствие оборудованной контейнерной площадки на территории д. Зайцево Серпуховского муниципального района не может являться основанием для освобождения истца от уплаты услуг по обращению с ТКО.
С 01.01.2019 во исполнении Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на основании Протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области (Чеховская зона Регионального оператора) от 19.04.2018, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 26.12.2016 № 999/47 "О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Московской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами" между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО "МСК-НТ" заключено соглашение по обращению с твердыми коммунальными отходами в Чеховской зоне Регионального оператора от 28.04.2018. Срок действия соглашения с 28.04.2018 по 28.04.2028.
Согласно Соглашения, ООО "МСК-НТ" обязано обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Московской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, куда входит г.о. Серпухов.
Как региональный оператор, ответчик оказывает услугу по вывозу ТКО на территории г.о. Серпухов (в состав которого входит д. Зайцево) в строгом соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утверждаемой органами государственной власти (ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ).
В соответствии с Правилами обустройства мест накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица.
Таким образом, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО не относится к обязанностям регионального оператора по вывозу мусора, а лежит на органах местного самоуправления муниципальных образований.
Истец, как собственник объекта недвижимости, и пользователь коммунальных услуг, не лишен возможности обратится в органы местного самоуправления по вопросу обустройства контейнерной площадки.
Согласно Регламента взаимодействия органа местного самоуправления, регионального оператора и собственника объекта недвижимости, утвержденного Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 24.04.2019 №229-РВ, в случае, если обустройство контейнерной площадки на территории поселения возможно, и жители единогласно согласны, то органы местного самоуправления обязаны обеспечить обустройство контейнерной площадки за счет дополнительных бюджетных средств. Если обустройство контейнерной площадки на территории поселения невозможно, и жители против вывоза ТКО с использованием индивидуальных контейнеров, органы местного самоуправления обязаны определить ближайшее место накопления ТКО, закрепив за ним данную территорию, и уведомить об этом владельцев ИЖС и Регионального оператора. Региональный оператор обязан обеспечить установку на данной контейнерной площадке дополнительных контейнеров. В случае расположения контейнерной площадки на значительном удалении от ИЖС, орган местного самоуправления обязан обеспечить сбор и доставку ТКО жителей ИЖС до контейнерной площадки.
Истцом не представлены доказательства официального обращения по данному вопросу в органы местного самоуправления, равно как и отказ со стороны органов власти в решении данной проблемы, а само по себе отсутствие контейнерной площадки на территории поселения, где расположено жилое строение истца, не свидетельствует о том, что услуга региональным оператором не оказывается, и не может являться основанием для освобождения истца от оплаты услуг по обращению с ТКО.
Образование и накопление ТКО в процессе деятельности истца бесспорно предполагается, поскольку это абсолютно естественный цикл жизнедеятельности любого лица.
Постановлением Главы г. Серпухова от 29.03.2019 № 1358 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г.о. Серпухов Московской области. Учитывая общедоступность мусорных контейнеров, а также тот факт, что истцом не представлены доказательства утилизации мусора иными предусмотренными действующим законодательством способами (например, заключение договора на предоставление таких услуг с иными лицами), а самостоятельная утилизация, как например, сжигание мусора, является грубейшим нарушением санитарного законодательства РФ, считает, что как пользователь услуги, истец обязан производить оплату услуги по обращению с ТКО своевременно, и в полном объеме.
Региональный оператор в полном объеме осуществляет вывоз ТКО со всех контейнерных площадок, включенных в территориальную схему обращения с ТКО, утвержденную органами государственной власти, при отсутствии доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств в местах накопления ТКО и соответственно нарушения им прав истца, у истца возникает безусловная обязанность по оплате оказываемой услуги.
Доводы истца о неоказании услуг в связи с отсутствием договора, являются несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применены правила ГК РФ о публичном договоре.
Публичная оферта Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми отходами с собственниками объектов индивидуальных жилищных строение, находящихся на территории г.о. Подольск, г.о. Чехов, г. Серпухов, Серпуховского района, г. Пущино и г. Протвино Московской области, с приложением текста типового договора на оказание соответствующих услуг размещена на официальном сайте ООО "МСК-НТ", на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставляется истцу в рамках договора публичной оферты.
Представитель третьего лица Администрации городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в соответствии с действующим законодательством (л.д. 103).
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьего лица.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником жилого дома, общей площадью 91,60 кв.м., расположенного по <адрес> (л.д. 120).
По указанному адресу открыт лицевой счет <номер> по услуге «Обращение с твердыми коммунальными отходами». Задолженность по данной услуге составляет 6031 рубль 41 копейка (л.д.116).
Из ответа ООО «МСК-НТ» в адрес ФИО1 от 08.02.2021 по вопросу отсутствия контейнерной площадки, усматривается, что в соответствии с Правилами обустройства мест накопления ТКО, обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица. На сегодняшний день на основании имеющегося согласованного Реестра мест (площадок) накопления ТКО, нормативный объем накоплений ТКО по деревне Зайцево учтен в объем накопления на территории контейнерной площадки, расположенной в д. Шепилово. Собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором. Договор носит характер публичной оферты. В настоящее время законные основания для проведения перерасчета, либо снятия начислений за вывоз ТКО владельцам каких-либо строений (помещений) в Московской области, в том числе по зарегистрированным лицам, сезонный характер по месяцам, временное отсутствие, неиспользование домовладения, отрицания факта образования отходов, отсутствие контейнерной площадки в шаговой доступности и т.д., отсутствуют. Региональный оператор услуги по обращению с ТКО оказывает в полном объеме (л.д.5-7).
В материалы дела представлен Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, с собственниками объектов индивидуальных жилищных строений, находящихся на территории г.о. Подольск, г.о. Протвино, г.о. Серпухов, г.о. Чехов Московской области (л.д.30-40), сведения о размещении Договора - Публичной оферты на официальном сайте ООО "МСК-НТ", на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области (л.д.58-93).
Согласно Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Чеховской зоне регионального оператора, ООО "МСК-НТ" обязано обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Московской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Зона деятельности Регионального оператора Чеховской зоны ООО "МСК-НТ" – в том числе г.о. Серпухов. Срок действия Соглашения с 28.04.2018 по 28.04.2028. (л.д. 41-57).
Согласно ответа МКУ «Управление экологии, организации сбора и утилизации отходов Администрации г.о. Серпухов» в адрес ООО «МСК-НТ» по вопросу установки контейнерных площадок по адресам: г.о. Серпухов, д. Зайцево и д. Вязищи, усматривается, что работы по устройству указанных мусоросборочных площадок включены в план работ на 2021 год и будут выполнены во 2-м квартале 2021 года. Деревня Зайцево привязана к контейнерной площадке в д. Шепилово (л.д. 105).
Из ответа Администрации г.о. Серпухов Московской области усматривается, что в настоящее время в д. Зайцево отсутствует контейнерная площадка, работы по ее устройству в указанной деревне включены в план работ на 2021 год и будут проведены в срок до 30.08.2021. В настоящее время проведена аукционная процедура, заключен муниципальный контракт и определен подрядчик на строительство новой контейнерной площадки в д. Зайцево. До строительства площадки в д. Зайцево, жители вправе пользоваться площадкой для сбора ТКО, расположенной в <...> км от д. Зайцево (л.д. 117).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч.1 ст. 157 ЖК РФ).
Во исполнение требований федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232 Правила дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ч.5 ст. 30 ЖК РФ).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно п. 2 ст. 24.7 вышеуказанного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Из положений ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником индивидуального жилого дома в д. Зайцево, входящей в городской округ Серпухов Московской области.
На территории городского округа Серпухов Московской области региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является ООО «МСК-НТ».
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 № 607-РМ, как уполномоченным органом государственной власти, установлен порядок расчета платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе для индивидуальных жилых строений, исходя из общей площади жилого помещения.
В д. Зайцево контейнерная площадка отсутствует.
Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца, поскольку факт неоказания региональным оператором услуги «Обращение с ТКО» не нашел подтверждения, истцом в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих факт самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов.
Истец проживает в жилом помещении, расположенном на земельном участке, в процессе его жизнедеятельности образуются твердые коммунальные отходы
Доводы истца о самостоятельной утилизации мусора, вывоз мусора родственниками, не может являться основанием для удовлетворения исковых требований.
Бесспорных доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО на территорию полигона, доказательств накопления ТКО на своем земельном участке, как и не использование им контейнерных площадок, имеющихся на территории городского округа Серпухов, истцом не представлено. Как не представлено истцом доказательств заключения договора с иными лицами, осуществляющими вывоз ТКО, на основании которых суд может сделать вывод о том, что истец не пользуется услугой по вывозу ТКО.
Факт отсутствия мест размещения контейнеров в деревне, где расположен жилой дом истца, не свидетельствует о ненадлежащем оказании услуг ответчиком, поскольку места вывоза твердых бытовых отходов определяются органом местного самоуправления, региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте (на площадках) накопления, определенных договором.
Отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме не исключает обязанность истца оплатить данную услугу, при отсутствии доказательств вывоза твердых коммунальных отходов самостоятельно в предусмотренном законом порядке.
Таким образом, исковые требования ФИО1 к ООО «МСК-НТ» об обязании аннулировать задолженность за услугу «Обращение с ТКО» и лицевой счет, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «МСК-НТ» об обязании аннулировать задолженность за услугу «Обращение с ТКО» по лицевому счету <номер> и указанный лицевой счет, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.Ж.Крутоус
мотивированное решение составлено 04.06.2021