ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1164/2022 от 26.05.2022 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2 – 1164/2022

УИД: 37RS0007-01-2022-001525-47

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Кинешма 26 мая 2022 года

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Шустиной Е.В.,

при секретаре Калининой Д.Л.,

с участием истца Шастанова Д.Ю., представителя ответчика ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФСИН России по Ивановской области Смирновой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1164/2022 по иску Шастанова Дениса Юрьевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» о взыскании задолженности по невыплате денежной компенсации за работу в выходные и праздничные дни, исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы продолжительности служебного времени,

УСТАНОВИЛ:

Шастанов Д.Ю. обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» о взыскании задолженности по невыплате денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы продолжительности служебного времени, просит: взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» денежную компенсацию за время привлечения к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени, в выходные и праздничные дни за весь период службы в ФКУ ИК-3.

Мотивирует свои исковые требования тем, что он проходил службу в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области в должности заместителя начальника учреждения. 01.03.2022 был уволен со службы в уголовно исполнительной системе по п.4 ч.2 ст.84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального Закона Российской Федерации от 19.07.2018 № 797-ФЗ.

За время прохождения службы в ФКУ ИК-3, его привлекали к исполнению служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни.

За период с 14.04.2019 по 01.02.2022 к службе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни он привлекался два - три раза в месяц, (что подтверждается соответствующими приказами), в результате чего время переработки за этот период сложилось в размере 1117 часов, но по настоящее время никаких компенсационных выплат не получил.

Перед выходом на пенсию, при личной беседе с главным бухгалтером ФКУ ИК-3 и заместителем начальника по кадрам и воспитательной работе, было принято решение, что за время службы сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени, а также в выходные и нерабочие праздничные, которое приказами не оформлялось, зафиксированное в табелях учета рабочего времени, ему будут предоставлены оплачиваемые дополнительные дни отдыха за все время службы в ФКУ ИК-3 (которые были использованы в период с 11.10.2021 по 30.12.2021), а за службу, сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, на которую он привлекался согласно приказам, будет выплачена денежная компенсация при увольнении на пенсию.

Находясь в основном и дополнительном отпуске за стаж службы в уголовно -исполнительной системе истец обращался к руководству учреждения о компенсационной выплате за службу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, в чем ему было отказано, ссылаясь на то, что все компенсационные выплаты будут произведены только по решению суда.

28.02.2022 года истцом был направлен рапорт на имя начальника учреждения ФКУ ИК-3 УФСИН ФИО8 о компенсационной выплате за службу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, заказным письмом с уведомлением. 29.03.2022 был получен ответ о рассмотрении обращения.

В обоснование заявленных исковых требований ссылается на ст.ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В судебном заседании истец Шастанов Д.Ю. исковые требования поддержал, пояснил, что всем, кто уходил со службы до него, при увольнении выплачивались все компенсационные выплаты. Считает, что срок обращения в суд, установленный ст.74 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ) им не пропущен. Согласен с размером невыплаченной компенсации, указанной в справке ФКУ ИК-3 УФСМН России по Ивановской области в размере 329807,90 рублей.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФСИН России по Ивановской области Смирнова Н.М. суду пояснила, что исковые требования не признаёт в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (том 2 л.д.13-15). Не оспаривает, что на основании ч.4 ст.55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ истец привлекался в случае служебной необходимости к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Для сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, с учетом их особого правового статуса положениями ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации. При этом в соответствии с действующим законодательством для реализации сотрудником уголовно-исполнительной системы права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений п. 6 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Приведенный порядок установлен в Правилах внутреннего распорядка для сотрудников и работников ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области, утвержденных приказом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области от 28.09.2021 № 535.

Реализуя свое право на предоставление компенсации в виде дней отдыха за отработанное время истец обращался к руководству ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха и такая компенсация ему была частично предоставлена в 2018-2021 г.г. В остальных случаях, зная о своем праве воспользоваться дополнительными днями отдыха за отработанные выходные и нерабочие праздничные дни в спорном периоде, Д.Ю. Шастанов с рапортами к руководству не обращался, в связи с чем отсутствует обязательное условие для реализации права на дополнительные дни отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, т.е. им не были выполнены определенные приведенными выше нормативными положениями обязательные условия для реализации права на предоставление дополнительных дней отдыха за указанный период - подача рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, с соблюдением срока такого обращения. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Однако истец не обращался к руководству учреждения с рапортом о замене дополнительных дней отдыха денежной компенсацией.

Приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок № 269). Порядком № 269 установлено, что выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число (пункт 8); в этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия (п. 9). За выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах: в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени (пп. 1 п. 17). Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с п. 16 Порядка № 269 (пп. 2 п. 17). Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (п. 19). Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (п. 20).

В период действия Порядка № 269 истец к руководству ФКУ ИК-3 с рапортами о предоставлении компенсации за работу в выходные и праздничные дни не обращался, приказы о выплате ему такой компенсации не издавались.

Приказ ФСИН России от 27.05.2013 № 269 утвердивший Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16.08.2021 № 704, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 22.09.2021). При этом, приказ ФСИН России от 27.05.2013 № 269 применялся в части, не противоречащей Федеральному закону от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Федеральный закон № 197-ФЗ).

В настоящее время Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом ФСИН России от 16.08.2021 № 701 денежная компенсация за работу в выходные и праздничные нерабочие дни не предусмотрена.

Кроме того, согласно п. 5 приложения 11 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительных дней отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. Денежная компенсация за такую работу не предусмотрена.

Срок обращения к руководителю Учреждения, установленный ч.4 ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, пропущен. Считает также, что истцом пропущен и срок, установленный ч.8 ст.74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ. Просит применить последствия пропуска истцом срока обращения в суд и в удовлетворении иска отказать.

Заслушав истца, представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; данным федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.

Как следует из положений части 2 статьи 55 вышеуказанного Закона, нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Согласно части 1, 2 статьи 56 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.

Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (п. 18 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

Во исполнение требований Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ ФСИН России принят приказ от 27.05.2013 № 269, которым утверждён, в том числе Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок от 27.05.2013 № 269).

Согласно п. 2 Порядка от 27.05.2013 № 269 денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с п. п. 8, 9, 16, 17, 18 Порядка от 27.05.2013 № 269 выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число; в этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия; сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада, рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников; за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах: 1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 Порядка; 2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 Порядка.

Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (пункт 19 Порядка).

Судом установлено, что приказом УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ-к на истца Шастанова Д.Ю. – начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области возложено временное исполнение обязанностей по вакантной должности заместителя начальника колонии ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области сроком на 2 месяца (том 2 л.д.104-105).

Приказом УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ-к заместитель начальника колонии ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области Шастанов Д.Ю. освобожден от выполнения обязанностей начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ Ик-4 УФСИН России по Ивановской с ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 102-103).

Приказом УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ-лс Шастанов Д.Ю. назначен на должность заместителя начальника колонии ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области по контракту (т.2 л.д. 99-101).

Истцу была установлена пятидневная служебная 40-часовая неделя с двумя выходными (суббота и воскресенье), ненормированный рабочий день.

Приказом УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ-лс контракт с Шастановым Д.Ю. был расторгнут, и он был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе (том 2 л.д. 59).

В спорный период, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец Шастанов Д.Ю. на основании соответствующих приказов (том 1 л.д. 21-280) многократно привлекался к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, что подтверждается также табелями учёта использования рабочего времени (том1 л.д. 281-293, т.2 л.д. 60-95) и не оспаривается представителем ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании.

Реализуя свое право на предоставление компенсации в виде дней отдыха за отработанное время сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни истец обращался к руководству ФКУ ИК-3 УФСИН России но Ивановской области с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха и такая компенсация ему была предоставлена:

с 14 декабря 2021 года по 17 декабря 2021 года, с 20 декабря 2021 года по 24 декабря 2021 года, с 27 декабря 2021 года по 30 декабря 2021 года за ранее отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом нормы продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа) 26 января 2019 года(14 ч), 27 января 2019 года (14ч.), 16 февраля 2019 года (14 ч), 17 февраля 2019 года (6ч), 23 февраля 2019 года (6ч), 08 марта 2019 года (14 ч), 09 марта 2019 года (6ч), 30 марта 2019 года (14ч), 31 марта 2019 года (6ч), 13 апреля 2019 года (14ч), 14 апреля 2019 года (5 ч) (Приказ №210-к от 13 декабря 2021 года, основание – рапорт Д.Ю. Шастанова от 06 декабря 2021 года);

- с 11 октября 2021 года по 15 октября 2021 года, с 18 октября по 22 октября 2021 года, с 25 октября 2021 года 29 октября 2021 года, с 01 ноября 2021 года по 03 ноября 2021 года, с 08 ноября 2021 года по 12 ноября 2021 года, с 15 ноября 2021 года по 19 ноября 2021 года, с 22 ноября 2021 года по 26 ноября 2021 года, с 29 ноября 2021 года по 03 декабря 2021 года, с 06 декабря 2021 года по 10 декабря 2021 года, 13 декабря 2021 года за ранее отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дня, сверх установленной законом нормы продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа) 04 апреля 2018 года (3 ч.30м), 15 апреля 2018 года (4ч45м), 20 апреля 2018 года (13 ч), 28 апреля 2018 года (13ч), 06 мая 2018 года (11ч45 м), 12 мая 2018 (13ч), 18 мая 2018 года (13ч), 24 мая 2018 года (4ч45м), 02 июня 2018 (13ч), 09 июня 2018 года (13ч), 17 июня 2018 года (11ч45м), 25 июня 2018 года (3ч30м), 12 августа 2018 года (3ч.30м.), 09 сентября 2018 года (9ч30м), 16 сентября 2018 (8ч15м), 11 октября 2018 года (2ч15м), 21 октября 2018 года (11ч45м), 29 октября 2018 года (3ч30м), 05 ноября 2018 года (3ч30м), 09 ноября 2018 года (7ч), 10 ноября 2018 года (6 ч), 17 ноября 2018 года (14ч), 18 ноября 2018 года (6ч), 29 ноября 2018 года (4ч.45м.), 09 декабря 2018 года (14ч), 10 декабря 2018 года (6ч), 10 февраля 2019 года (3ч30м), 22 февраля 2019 года (8 ч), 28 февраля 2019 года (4ч.45м), 13 марта 2019 года (3ч30м), 19 апреля 2019 года (7ч), 24 апреля 2019 года (3ч30м), 17 мая 2019 года (7ч), 07 июня 2019 года (7ч), 11 июля 2019 года (4ч45м), 23 июля 2019 года (3ч30м), 02 августа 2019 года (7ч), 07 августа 2019 года (3ч30м), 24 сентября 2019 года (3ч30м), 11 октября 2019 года (7ч), 25 октября 2019 года (7ч), 08 ноября 2019 года (7ч), 20 ноября 2019 года (3ч30м), 24 декабря 2019 года (3ч30м), 30 декабря 2019 года (5ч15м), 06 января 2020 года (4ч45м), 17 января 2020 года (7ч), 10 февраля 2020 года (3ч30м), 06 марта 2020 года (7ч), 19 марта 2020 года (4ч45м) (Приказ №176-к от 08 октября 2021 года, основание – рапорт Д.Ю. Шастанова от 27 октября 2021 года), что не оспаривается стороной истца в судебном заседании.

Как пояснил в судебном заседании истец, данные дни отдыха он использовал за фактически отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом нормы продолжительности рабочего времени, которые не были оформлены приказами. За остальное время отработанное истцом в спорный период сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, которые подтверждаются соответствующими приказами, истец ни компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности, ни денежной компенсации не получал, что не оспаривается сторонами в судебном заседании.

Возражая против удовлетворения исковых требований истца, представитель ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ссылается на то обстоятельство, что в период действия Порядка от 27.05.2013 № 269 истец к руководству ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области с рапортами о предоставлении компенсации за работу в выходные и праздничные дни не обращался, приказы о выплате ему такой компенсации не издавались. Порядок от 27.05.2013 № 269 утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16.08.2021 № 701. В настоящее время Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утверждённым Приказом ФСИН России от 16.08.2021 № 701 денежная компенсация за работу в выходные и праздничные нерабочие дни не предусмотрена. Кроме того, согласно п. 5 приложения 11 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительных дней отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. Денежная компенсация за такую работу не предусмотрена.

Судом установлено, что в спорные периоды с 27.05.2013 по 01.10.2021 действовал Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации от 27.05.2013 № 269.

С 02.10.2021 действует Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утверждённый Приказом ФСИН России от 16.08.2021 № 701.

22.08.2021 г. вступил в законную силу приказ Минюста России от 05.08.2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации».

Согласно п. 14 Приложения № 11 к Приказу № 132 установлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 10 календарных дней, он предоставляется всем сотрудникам, замещающим должности в УИС, ежегодно в соответствии с графиком отпусков на основании рапорта, в котором указывается дата начала и место проведения указанного отпуска. Данное положение введено впервые, до этого такой отпуск сотрудником УИС не предоставлялся.

Приказом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области № 549 от 09.10.2021 сотрудникам ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области, в том числе и заместителю начальника Учреждения Шастанову Д.Ю., был установлен ненормированный служебный день (т.2 л.д. 98).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 18.01.2005 № 7-О указал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.

Согласно ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии со ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия; вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при вышеуказанных обстоятельствах истец имеет право на денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 14 апреля 2019 года по сентябрь 2021 года.

Приказ ФСИН России от 27.05.2013 № 269 утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16.08.2021 № 704, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 22.09.2021). При этом, приказ ФСИН России от 27.05.2013 № 269 применялся в части, не противоречащей Федеральному закону от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом ФСИН России от 16.08.2021 № 701, действующим с 3 октября 2021 года, денежная компенсация за работу в выходные и праздничные нерабочие дни не предусмотрена.

Кроме того, согласно п. 5 приложения 11 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительных дней отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. Денежная компенсация за такую работу не предусмотрена.

Сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона № 197-ФЗ (п. 7 Приказа № 132 от 05.08.2021).

Таким образом, за период с 02 октября 2021 года по 01 февраля 2022 года у истца отсутствует право на денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени. Данное время компенсируется в счет предоставления дополнительного отпуска за ненормированный служебный день и компенсация в виде дополнительных дней отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.

Представителем ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, заявлено о применении последствий пропуска истцом срока обращения в суд за разрешением служебного спора, установленного пунктами 4 и 8 ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

Истец Шастанов Д.Ю. в судебном заседании просил восстановить трехмесячный срок обращения к руководителю с рапортом о предоставлении компенсации, поскольку в разговоре с главным бухгалтером учреждения ему было сказано, что все компенсационные выплаты при увольнении ему будут выплачены. О том, что ему не выплатят денежную компенсацию, узнал в двадцатых числах февраля, 28 февраля 2022 года обратился с рапортом к руководителю. Десятидневный срок обращения в суд пропустил по причине незнания. Уважительных причин пропуска данного срока не имеется.

Рассматривая ходатайство представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о пропуске вышеуказанных сроков суд приходит к следующему.

19 июля 2018 года принят Федеральный закон № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который вступил в силу с 01 августа 2018 года. Указанным Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ установлены сроки разрешения служебного спора. Таким образом, проверяя довод представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением служебного спора, суд руководствуется ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ служебный спор в уголовно-исполнительной системе - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы и контракта, между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и сотрудником или гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшим на службе в уголовно-исполнительной системе, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.

В соответствии с частью 3 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - к прямому руководителю (начальнику) или в суд.

Частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ предусмотрено, что сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

В соответствии с частью 5 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ в случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником или со дня подачи письменного заявления гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшим на службе в уголовно-исполнительной системе, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 7 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Решение руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику или гражданину, поступающему на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшему на службе в уголовно-исполнительной системе, обратившимся для разрешения служебного спора (часть 8 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Приказом Минюста России от 11.09.2019 № 200 утверждён Порядок рассмотрения служебного спора в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее Порядок рассмотрения служебного спора).

Согласно п.4 Порядка рассмотрения служебного спора служебный спор по рапорту сотрудника рассматривается непосредственным руководителем (начальником), а при несогласии сотрудника с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - вышестоящим руководителем (начальником) (вплоть до директора).

Сотрудник или гражданин, поступающий на службу в УИС либо ранее состоявший на службе в УИС, для разрешения служебного спора может обратиться к лицам, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, либо в суд в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в УИС, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении (п.5 Порядка рассмотрения служебного спора).

В случае пропуска по уважительным причинам сроков, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, директор, уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу (п.7 Порядка рассмотрения служебного спора).

Служебный спор рассматривается в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудника или письменного заявления гражданина, поступающего на службу в УИС либо ранее состоявшего на службе в УИС, директором, уполномоченным руководителем или руководителем (начальником) на основании документов, представленных сотрудником или гражданином, поступающим на службу в УИС либо ранее состоявшим на службе в УИС, а также документов, находящихся в распоряжении учреждения или органа УИС.

По результатам рассмотрения служебного спора директор, уполномоченный руководитель или руководитель (начальник) назначает сотрудника, ответственного за подготовку проекта решения по итогам рассмотрения служебного спора.

Решение по итогам рассмотрения служебного спора утверждается директором, уполномоченным руководителем или руководителем (начальником).

Копия решения по итогам рассмотрения служебного спора в течение трех рабочих дней со дня его принятия вручается сотрудником кадрового подразделения учреждения или органа УИС сотруднику или гражданину, поступающему на службу в УИС либо ранее состоявшему на службе в УИС, под подпись, а в случае невозможности вручения лично - направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. (п.п. 8,11,12 Порядка рассмотрения служебного спора).

Из приведённых нормативных положений следует, что сотрудник уголовно-исполнительной системы Российской Федерации для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику) в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права; заявление сотрудника (бывшего сотрудника) подлежит рассмотрению непосредственным руководителем (начальником) в течение одного месяца со дня его подачи; решение по служебному спору оформляется в письменном виде; его копия в течение трёх рабочих дней со дня его принятия вручается сотруднику либо гражданину ранее состоявшему на службе в УИС, под подпись, а в случае невозможности вручения лично - направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Изложенное согласуется с позицией, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017.

При несогласии сотрудника с решением непосредственного руководителя (начальника) или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу, служебный спор рассматривается вышестоящим руководителем (начальником) (вплоть до директора).

Вышестоящим руководителем заявление подлежит рассмотрению также в течение одного месяца со дня его подачи; решение по служебному спору оформляется в письменном виде; его копия в течение трёх рабочих дней со дня его принятия вручается сотруднику либо гражданину, ранее состоявшему на службе в УИС, под подпись, а в случае невозможности вручения лично - направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Исходя из норм, закреплённых в части 5 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, пункте 7 Порядка рассмотрения служебного спора, следует, что если уполномоченным руководителем служебный спор рассмотрен по существу, соответственно им продлён соответствующий срок, установленный частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

В связи с этим обстоятельствами, имеющими значение для разрешения вопроса о пропуске срока обращения в суд, если от ответчика поступило заявление о пропуске такого срока истцом, являются: обращение сотрудника с рапортом к руководителю для разрешения служебного спора; принятие (непринятие) соответствующим начальником решения в письменном виде по рапорту сотрудника о разрешении служебного спора; получение (неполучение) этим сотрудником копии данного решения; обращение сотрудника с рапортом к вышестоящему руководителю в случае несогласия с решением принятым непосредственным руководителем или неполучении от него ответа; принятие (непринятие) вышестоящим руководителем решения в письменном виде по рапорту сотрудника о разрешении служебного спора; получение (неполучение) этим сотрудником копии данного решения и обращение в суд с соответствующим иском в случае несогласия с решением руководителя по служебному спору.

Истец воспользовался предоставленным ему правом разрешить служебный спор в порядке, установленном ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, подав 28.02.2022 соответствующий рапорт на имя начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области (том 1 л.д.15-18).

Рапорт был рассмотрен врио начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области 22.03.2022 года и истцу дан ответ, который он получил по почте 29 марта 2022 года.

Дата получения ответа на рапорт сторонами не оспаривается.

Из содержания ответа на рапорт следует, что Шастанову Д.Ю. было отказано в предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, поскольку своевременно истец с соответствующим рапортом к руководителю Учреждения не обращался.

Как было указано судом выше, исходя из норм, закреплённых в части 5 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, пункте 7 Порядка рассмотрения служебного спора, следует, что если уполномоченным руководителем служебный спор рассмотрен по существу, соответственно им продлён соответствующий срок, установленный частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что служебный спор был рассмотрен по существу, соответственно, срок, установленный частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, был продлён, при этом факт пропуска истцом Шастановым Д.Ю. предусмотренного законом срока для разрешения служебного спора должностным лицом не установлен.

Согласно ч. 8 ст. 74 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ решение руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику или гражданину, поступающему на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшему на службе в уголовно-исполнительной системе, обратившимся для разрешения служебного спора.

Как установлено судом, ответ на рапорт от 28.02.2022 истец Шастанов Д.Ю. получил по почте 29 марта 2022 года.

В суд истец обратился 21 апреля 2022 года, т.е. с пропуском срока, установленного ч. 8 ст. 74 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Уважительных причин, которые бы препятствовали либо затрудняли возможность обратиться в суд за разрешением спора в течение установленного законом срока, истцом не представлено.

При таком положении, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхустановленного рабочего времени за период с 14.04.2019 по 01.02.2022 в связи с пропуском истцом срока для защиты нарушенного права, учитывая, что отсутствие оснований к его восстановлению влечет отказ в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» о взыскании задолженности по невыплате денежной компенсации за работу в выходные и праздничные дни, исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы продолжительности служебного времени, Шастанову Денису Юрьевичу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.

Председательствующий Е.В.Шустина

Мотивированное решение составлено 01 июня 2022 года.