ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1164/2023 от 05.09.2023 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-1164/2023 5 сентября 2023 года

УИД 29RS0022-01-2023-001136-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Брежневой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Белко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске в помещении Приморского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» о возложении обязанности обеспечить охрану объекта,

установил:

Архангельский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к акционерному обществу «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» (далее – АО «2-ой Архангельский ОАО») о возложении обязанности обеспечить охрану объекта. В обоснование иска указал, что Архангельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности и ведомственной охране в АО «2-ой Архангельский ОАО», в ходе которой выявлены нарушения при эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта аэродром «Васьково». Противодействие терроризму в Российской Федерации в силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основывается, в том числе, на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму степени террористической опасности. В силу статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предупреждение (профилактика) терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов, являются неотъемлемой частью деятельности по противодействию терроризму. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» основными задачами ведомственной охраны являются: охрана объектов в целях предотвращения противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах. В силу ст. 8 Федерального закона №77-ФЗ перечень охраняемых ведомственной охраной объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 12.07.2000 №514 «Об организации ведомственной охраны» перечни охраняемых объектов, а также вносимые в них изменения утверждаются руководителем соответствующих федеральных государственных органов и организаций по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 11.10.2001 №743 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транс Российской Федерации» ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации и осуществляет защиту охраняемых объектов, находящихся в сфере ведения Министерства транспорта РФ, от противоправных посягательств, а также участвует в обеспечение транспортной безопасности в соответствии с законодательством о транспортной безопасности. В соответствии с п. 3 Приказа Минтранса России от 24.11.2008 №192 «Об утверждении Порядка организации охраны объектов ведом охраной Министерства транспорта Российской Федерации» ведомственная охрана создается Министерством транспорта РФ для объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов форм собственности, находящихся в сфере его ведения. Приказом Минтранса РФ от 03.08.2016 №222 утвержден перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия Управление ведомственной охраны Минтранса РФ, в который входит АО «2-ой Архангельский ОАО» аэропорт «Васьково» под №898. В нарушение указанных требований договор на охрану объекта с ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (далее - ФГУП «УВО Минтранса России») не заключен. Несмотря на формальную схожесть услуг по обеспечению охраны Объектов от противоправных посягательств и их защиты от актов незаконного вмешательства, нельзя их отождествлять и приводить к единому виду услуг в связи с тем, что охрана Объекта представляется более широким понятием, особенно осуществляемая ведомственной охраной. Принимая во внимание нормы последнего абзаца статьи 8 Федерального закона №77-ФЗ, Перечень охраняемых объектов (с учетом указанного в статье 1 понятия сохраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее - имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств») является перечнем объектов, подлежащих защите от противоправных посягательств, утверждается соответствующим федеральным государственным органом и рассматривается как перечень объектов, защита от противоправных посягательств которых должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке. Ввиду отсутствия установленного порядка формирования Перечней и критериев определения объектов для внесения в Перечень, федеральный государственный орган руководствуется отнесением деятельности, осуществляемой на указанном объекте к сфере ведения федерального государственного органа, а также не ограничен на включение в указанный перечень и иных объектов (к примеру, на основании инициативного обращения собственника объекта). При этом, если объекты включены в Перечень, утвержденный соответствующим федеральным государственным органом, то охрана этих объектов должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны этих объектов иными силами субъектами охраны исключается. Таким образом, при внесении Минтрансом России объектов в Перечень их охрана должна обеспечиваться ведомственной охраной Минтранса России - Предприятием, в обязательном порядке. Установленные прокуратурой нарушения закона препятствуют в реализации прав неопределенному кругу лиц на безопасное пребывание на объекте, на защиту жизни и здоровья, безопасной эксплуатации аэропорта. В связи с выявленными нарушениями закона ДД.ММ.ГГГГ генеральному директору АО «2-ой Архангельский ОАО» внесено представление, однако по результатам его рассмотрения должных мер не принято. Просит суд обязать АО «2-ой Архангельский ОАО» в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную сиу обеспечить охрану объекта «Аэропорт Васьково» силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Определением суда от 19 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца – заместитель Архангельского транспортного прокурора Текеев Б.М. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Панков Д.В. просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку в настоящее время договорных отношений не существует. В случае удовлетворения иска, просил увеличить срок, в связи с большой финансовой нагрузкой.

Третье лицо Северо-Западный филиал ФГУП «УВО Минтранса России», в представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Согласно письменному отзыву с дополнениями просил требования Архангельского транспортного прокурора удовлетворить, рассмотреть дело без его участия в связи с удаленностью местонахождения филиала. Указал, что охрана объектов, включенных в перечень (Приказ Минтранса №222 от 03.08.2016), от противоправных посягательств обеспечивается соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны объектов иными силами (субъектами охраны) исключается или может носить только вспомогательный характер. Охрана объектов от противоправных посягательств, находящихся в сфере ведения Минтранса России, обеспечивается ведомственной охраной названного Министерства. Поскольку указанные в исковом заявлении объекты включены в Перечень, утвержденный соответствующим федеральным государственным органом, то охрана этих объектов должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны этих объектов иными силами (субъектами охраны) исключается. Кроме того, охрана и защита от актов незаконного вмешательства предполагают осуществление различных мероприятий (к примеру, в отличие от охраны, в рамках защиты от актов незаконного вмешательства не осуществляется досмотр лиц, покидающих зону транспортной безопасности, поскольку вынос имущества из зоны транспортной безопасности не влечет угрозу совершения актов незаконного вмешательства). Защита объектов от актов незаконного вмешательства, в рамках законодательства о транспортной безопасности, не обеспечивает соблюдение законодательства о ведомственной охране, в части обязательной охраны объектов, включенных в Перечень № 222. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2023 № 387-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» статья 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ дополнена пунктом 8 (вступающим в силу с 01.09.2023), согласно которому защита объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, от актов незаконного вмешательства предусматривает защиту таких объектов от противоправных посягательств и осуществляется указанными подразделениями, являющимися подразделениями транспортной безопасности. Таким образом, в отношении объектов транспортной инфраструктуры, включенных в Перечень № 222, Предприятие должно в обязательном порядке осуществлять как их охрану, в рамках законодательства о ведомственной охране, так и их защиту от актов незаконного вмешательства в качестве подразделения транспортной безопасности, в рамках законодательства о транспортной безопасности.

Третье лицо Министерство транспорта Российской Федерации, представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Согласно письменным объяснениям, просил рассмотреть дело без участия представителя. Указал, что согласно Уставу ФГУП «УВО Минтранса России», утвержденному распоряжением Минтранса России от 8 февраля 2016 года № МС-6-р и действовавшему на момент издания Перечня № 222, данное предприятие является ведомственной охраной Минтранса России, находится в его ведении и создано в целях осуществления деятельности, предусмотренной Законом № 77-ФЗ. Исключительность полномочий ФГУП «УВО Минтранса России» на оказание услуг по охране объектов, входящих в Перечень № 222, подтверждается соответствующими нормативными правовыми актами. При внесении Минтрансом России объектов в Перечень № 222 их охрана от противоправных посягательств должна обеспечиваться ведомственной охраной Минтранса России - ФГУП «УВО Минтранса России» в обязательном порядке. В целях исключения рисков, связанных с совершением противоправных посягательств на объекте «Аэропорт Васьково», а также учитывая, что осуществляемая на нем деятельность относится к сфере ведения Минтранса России, данный объект включен в Перечень № 222. В настоящее время Минтранс России не усматривает оснований для исключения объекта «Аэропорт Васьково» из Перечня № 222.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Противодействие терроризму в Российской Федерации в силу ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основывается, в том числе, на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В силу ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», предупреждение (профилактика) терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов, являются неотъемлемой частью деятельности по противодействию терроризма.

В судебном заседании установлено, что АО «2-ой Архангельский ОАО» является субъектом транспортной инфраструктуры, который эксплуатирует аэропорт Васьково.

Архангельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства АО «2-ой Архангельский ОАО», по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности. В представлении содержится указание на то, что в нарушение требований Федерального закона № 77-ФЗ, актов Правительства РФ, Минтранса России договор на охрану объекта с ФГУП «УВО Минтранса России» не заключен.

В ответ на представление ответчик сообщил, что в адрес департамента транспортной безопасности Министерства транспорта РФ направлено обращение об исключении аэропорта Васьково из перечня охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России», утвержденный Приказом Минтранса РФ от 03.08.2016 №222.

Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее - Закон №77-ФЗ).

Согласно ст. 8 Закона №77-ФЗ перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Закона №77- ФЗ).

Минтранс России входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 года №514 «Об организации ведомственной охраны».

Во исполнение Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года №743, п.1 приказа Минтранса России от 14 октября 2002 года №130 «О ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» создано ФГУП «УВО Минтранса России».

В п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 года №514 (в редакции, действовавшей на день издания Приказа) установлено, что перечни охраняемых объектов, а также вносимые в них изменения утверждаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. В настоящее время такой перечень подлежит согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона «О ведомственной охране» ведомственная охрана представляет собой совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств (абзац 2); под охраняемыми объектами понимаются здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств (абзац 3).

Статьей 8 названного федерального закона установлено, что ведомственная охрана осуществляет защиту в том числе охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов (абзац 2 ч.1); защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, осуществляется в соответствии с заключенными договорами (часть 5).

Пунктом 3 Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации предусмотрено, что основными задачами ведомственной охраны являются: а) защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; б) обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; в) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Ведомственная охрана создается Минтрансом России для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения (п.3 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 24 ноября 2008 года №192).

Таким образом, охрана объектов, включенных в перечень, утвержденный соответствующим федеральным государственным органом, от противоправных посягательств обеспечивается соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны объектов иными силами (субъектами охраны) исключается или может носить только вспомогательный характер. Охрана объектов от противоправных посягательств, находящихся в сфере ведения Минтранса России, обеспечивается ведомственной охраной названного министерства.

Объект транспортной инфраструктуры АО «2-ой Архангельский ОАО», а именно Аэропорт Васьково содержится в утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 августа 2016 года №222 перечне охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России» (II. Объекты иных форм собственности, находящиеся в ведении Минтранса России, охраняемые ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с заключенными договорами): ОАО «2-й Архангельский объединенный авиаотряд» Аэропорт Васьково, расположенный по адресу: г. Архангельск, аэропорт (п.898 Перечня).

Поскольку указанный объект включен в Перечень, утвержденный соответствующим федеральным государственным органом, то охрана этого объекта должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны этого объекта иными силами (субъектами охраны) исключается.

В соответствии с п.7.1, п.10 ст.1 и ч.1 ст.2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) осуществляют подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке подразделения транспортной безопасности юридических лиц.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4 Закона «О транспортной безопасности»).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных названным федеральным законом.

На основании п. 5 ст. 1 приведенного федерального закона под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции, объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, тоннели, эстакады, мосты, морские терминалы, акватории морских портов, порты, расположенные на внутренних водных путях, искусственные острова, установки, сооружения, аэродромы и аэропорты, участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта.

При этом к подразделениям транспортной безопасности относятся осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица (п.7Л ст. 1).

Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности (ч.9 ст. 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности»).

В ст. 10 данного федерального закона перечислены ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

В силу ч. 3 ст.12 Федерального закона «О транспортной безопасности», субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФГУП «УВО Минтранса России» создано специально для оказания соответствующих охранных услуг на объектах, находящихся в сфере ведения создавшего ее федерального органа исполнительной власти и вправе осуществлять охрану тех объектов, которые находятся в сфере ведения Министерства транспорта Российской Федерации и подведомственных ему органов исполнительной власти, включены в перечень охраняемых объектов, утвержденный данным министерством по согласованию с Росгвардией (ранее с МВД России).

Обеспечение охраны объектов от противоправных посягательств осуществляется ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с Федеральным законом «О ведомственной охране» и Перечнем, а защита транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства обеспечивается подразделениями транспортной безопасности в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» и по результатам проведенных конкурентных закупочных процедур.

Перечень, имея иной предмет правового регулирования, не может противоречить Федеральным законам «О закупках товаров, услуг отдельными видами юридических лиц», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О защите конкуренции», а также упомянутым административными истцами правительственным нормативным правовым актам.

Объект Аэропорт Васьково является объектом транспортной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» и подлежит защите от актов незаконного вмешательства подразделениями транспортной безопасности.

Согласно чт. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» под актом незаконного вмешательства (АНВ) понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствии. Перечень потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлен приказом Минтранса РФ №52, ФСБ РФ №112, МВД РФ №134 от 5 марта 2010 года.

Согласно п. 7.1 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» подразделения транспортной безопасности (ПТБ) определены как осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств от АНВ (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Таким образом, субъект транспортной инфраструктуры осуществляет в соответствии с законодательством о транспортной безопасности защиту своих ОТИ от АНВ путем привлечения на договорной основе (в том числе и путем проведения конкурентной процедуры) специально создаваемых для защиты ОТИ от АНВ организации - ПТБ, в роли которых могут выступать как подразделения ведомственной охраны Минтранса России, так и аккредитованные для этой цели юридические лица.

При этом защита (охрана) объектов, включенных в Перечень №222 от противоправных посягательств, в соответствии со ст. 1, 2, 8 Закона № 77-ФЗ о ведомственной охране не является тождественной понятию защита от АНВ в силу Федерального закона «О транспортной безопасности», так как предполагает защиту объекта от всего возможного спектра противоправных посягательств и выполнение всего комплекса задач, возложенного на ведомственную охрану (обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах, реализация мероприятий определенных Порядком организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 24 ноября 2008 года №192).

Заключение только договора на оказание услуг по защите объекта от АНВ не обеспечивает соблюдение норм законодательства Российской Федерации, предусматривающих необходимость обязательного обеспечения защитой (охраной) от противоправных посягательств объектов, включенных в Перечень №222, силами ФГУП «УВО Минтранса России».

В нарушение вышеуказанных требований закона подразделением транспортной безопасности АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» договор на охрану объекта аэропорт Васьково с ФГУП «УВО Минтранса России» не заключен.

На момент рассмотрения настоящего спора, выявленные недостатки ответчиком не устранены. Доказательств иного не представлено.

Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Бездействие АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» является незаконным, нарушает права определенного круга лиц на безопасное пребывание на объекте, на защиту жизни и здоровья от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Сроки для выполнения возложенных обязанностей, испрашиваемые прокурором - в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, с учетом необходимых к выполнению работ, соблюдая баланс прав всех участников правоотношений, суд находит достаточными.

На основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» о возложении обязанности обеспечить охрану объекта – удовлетворить.

Возложить на акционерное общество «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» (ИНН 2901125778) обязанность в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану объекта «Аэропорт Васьково», расположенного по адресу: населенный пункт аэропорт Васьково, Приморский район Архангельской области, силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Взыскать с акционерного общества «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» (ИНН 2901125778) государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 8 сентября 2023 года.

Председательствующий Е.С. Брежнева