ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1165 от 14.04.2016 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1165

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2016 год

Свердловский районный суд города Костромы

В составе председательствующего Щербовой Т.Н.

при секретаре Беляевой А.С.

рассморев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «ВымпелКом» о расторжении договра купли-продажи, взыскании суммы

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором указала, что <дата> в салоне связи ПАО «ВымпелКом», расположенным по <адрес> Торгово-выставочный центр «Солнечный», ею куплен сотовый телефон ..., стоимостью ..., гарантийный срок 12 месяцев.

В гарантийный период телефон вышел из строя и 18.10.2015 года сдан в гарантийный ремонт. Согласно выданной ей квитанции срок ремонта не более 45дней.

Согласно ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон) срок устранения недостатка товара должен быть определен в письменной форме соглашением сторон. Срок ремонта не может превышать 45 дней.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона при нарушении предусмотренного ст. 20 Закона срока ремонта продавец несет ответственность в виде уплаты потребителю неустойки в размере 1 % цены товара за каждый день просрочки.

Согласно п. 2 ст. 23 Закона в случае невыполнения требования потребителя в, установленный ст. 20 Закона, потребитель вправе изменить свое первоначальное требование о ремонте на иное, установленное п. 1 ст. 18 Закона, в том числе на требовангие о расторжении договора купли-продажи и возмещение понесенных убытков.

16.01.2016 года ею в соответствии с п. 1 ст. 20, п.п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 18 Закона заявлено требование о расторжении договора купли-продажи телефона и возмещение уплаченных за него денежных средств и понесенных убытков, всего в размере ...

На основании ст. 22 Закона требование потребителя о расторжении договора купли-продажи и возмещения понесенных убытков подлежит удовлетворению продавцом в течении 10 дней со дня предъявления требования.

По истечении установленных ст. 22 Закона 10 дней и до настоящего времени деньги за телефон ей не возвращены, ответ на претензию не дан.

С момента покупки данного телефона прошло 11 месяцев, стоимость ее телефона на январь 2016 года составляет, по ее ... что подтверждается скриншотом сайта магазина с аналогичным товаром. Следовательно, ущерб истца составляет ....

Поскольку ответчик добровольно, в установленные Законом сроки, не выполнил требование о расторжении договора купли-продажи, он, на основании ст. 23 Закона, несет ответственность в виде уплаты неустойки в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.

Так же продавец должен выплатить неустойку за нарушение срока выполнения требования о ремонте телефона в размере 1% цены товара за каждый день просрочки. Считает что, неустойка должна быть рассчитана за 70 дней, с 03.12.2015 по 10.02.2016 года, когда она заявила об изменении своего первоначального требования о ремонте на требование о расторжении договора купли-продажи. То есть неустойка составляет ....

Так же продавец должен выплатить ей неустойку за невыполнение ее требования о возврате денег за некачественный товар в 10-дневный срок. Считает, что даная неустойка составила 25 дней, с 17.01.2016 по 10.02.2016 года. То есть неустойка составила ....

Кроме того, ответчик своими незаконными действиями причинил ей моральный ущерб. Данный телефон она покупала в подарок своей дочери. В связи с отсутствием телефона она была лишена возможности связи со своим ребенком, в связи с этим у нее возникали переживания, стрессы. Компенсацию морального вреда она оценивает в размере ... и считает, что она должна быть взыскана в соответствии со ст.15 Закона.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 13, 15, 17, 18, 20, 22, 23 на РФ «О защите прав потребителей», просит суд обязать ответчика расторгнуть договор купли-продажи некачественного сотового телефона и взыскать с ответчика его стоимость в размере .... Взыскать с ответчика неустойку за нарушении срока выполнения ее требования о ремонте телефонав размере ... Взыскать с ответчика неустойку за нарушении срока выполнения ее требования о расторжении договора купли-продажи в размере ....

Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере ....

За несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требования потребителя, в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», взыскать с ответчика штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в ее пользу.

В процессе рассмотрения дела истица требования уточнила в части размера неустойки, просила взыскать неустойку за несвоевременный ремонт телефона и с 11.02.2016 года по 31.03.2016 года в размере ...., неустойку за невыполнениеее требования о возврате денег за некачественный товар в 10 дневный срок с 11.02.2016 года по 31.03.2016 года в размере ..., а также просила взыскать указанные неустойки до момента рассмотрния дела судом.

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению

В настоящем судебном заседнии истица исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом сделанного в процессе рассмотрения дела уточнения, при этом указала, что на момент предъявлени требования о ремонте и замены товара, телефонов тойже модели, что приобретенный ею, в продаже не имеется. Она определяет его стоимость исходя из стоимости телефона наиболее схожему по характеристикам с приобретенным ею телефону. Просит удовлетворить ее требованя.

Представитель ответчика в судебном заседании будучи извещенным о рассмотрии дела не пристствует, с согласия истца дело рассматривается в порядке заочного производства в соответствии со ст.233 ГПК РФ

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит требования ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.


В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Как следует из ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Исходя из смысла ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Согласно ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В силу ч. 1 ст. 17 Закона РФ « О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 (ред. от 29.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ « О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вслучае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата оплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Согласно части 1 статьи19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

На основании ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

В соответствии с ч.1 ст 23 Закона за а нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

На основании ч.2 указанной статьи в случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.

Судом установлено, что <дата> в салоне связи ПАО «ВымпелКом», расположенным по <адрес> Торгово-выставочный центр «Солнечный», истецей приобретен ( куплен) сотовый телефон ..., стоимостью ..., гарантийный срок 12 месяцев.

В указанный период телефон вышел из строя и 18.10.2015 года сдан в гарантийный ремонт. Согласно выданной ей квитанции срок ремонта не более 45дней.

Согласно ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон) срок устранения недостатка товара должен быть определен в письменной форме соглашением сторон. Срок ремонта не может превышать 45 дней.

В обозначеный 45 дневный срок ремонт не был произведен.

Поскольку требования истца об устранении недостатков товара в добровольном порядке не удовлетворены, истица воспользовавшись правом, предусмотренным п 2 статьи 23 Закона о защите прав потребителей предъявила иные требования, установленные статьей 18 указанного Закона, отказалась от от исполнения договора купли-продажи и потребовала возврата уплаченной за товар суммы. Такое завление ею было подано 16 января 2016 года и принято сотрудниками ОАО «Вымпелком».

С этого момента договр купли продажи считается расторгнутым.

По правилам ст.22 Закона о защите прав потребителей требования потребителя о возврате уплаченой за товар денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом в течении десяти дней со дня предъявления соответсвующего требования.

Требования истицы удовлетворены не были, ответ на претензию дан не был, в связи с чем она вынуждена была обратиться в суд.

Поскольку требования истцы удовлетворены не были, а договор в связи с поданным заявлением истицы считается расторгнутым то в пользу истицы подлежит взысканию денежная сумма стоимости телефона.

При этом, поскольку на момент предъявления истицей требований о ремонте телефона, расторжении договора и на настоящий момент телефоны соответсвующие приобретенному истицей телефону не выпускаются, то суд применительно к п1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей, исходит из цены аналочного телефона наиболее приблеженному к приобретенному истицей, согласно ее требований, а именно ..., именно эту сумму истица указывала всвоих требованиях направленных ответчику. Иной сумм ы стоимости телефона ответчиком не представлено.

Как уже указано выше, в соответсвии с п.1 ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Поскольку требования истицы о возврате денежной суммы за телефон в десятидневный срок удовлетворены не были, то в пользу истицы подлежит взысканию неустойка за неисполнекние требований потребителя. При этом расчет неустойки подлежит исчислению с момента истечения десятидневного срока, установленного статьей 22 Закона о защите прав потребителей, со дня предъявления соответствующего требования.

Таким образом неустойка подлежит взысканию с 27.01.2016 года до 14 апреля 2016 года(рассмотрение дела судом), то есть за 89 дней.

Кроме того, поскольку на момент предъявления истицей требований о ремонте телефона, расторжении договора и на настоящий момент телефоны соответсвующие приобретенному истицей телефону не выпускаются, то суд исходит из цены аналочного телефона наиболее приблеженному к приобретенному истицей, согласно ее требований, а именно ....

Расчет неустойки составит ...

Истицей заявлены требования о взыскании неустойки за неудовлетворение ее требований о ремонте телефона. Суд приходит к выводу об обоснованности данных требований, в то же время суд не соглащается с произведенным истице расчетом.

Согласно ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон) срок устранения недостатка товара должен быть определен в письменной форме соглашением сторон. Срок ремонта не может превышать 45 дней.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона при нарушении предусмотренного ст. 20 Закона срока ремонта продавец несет ответственность в виде уплаты потребителю неустойки в размере 1 % цены товара за каждый день просрочки.

Согласно п. 2 ст. 23 Закона в случае невыполнения требования потребителя в, установленный ст. 20 Закона, потребитель вправе изменить свое первоначальное требование о ремонте на иное, установленное п. 1 ст. 18 Закона, в том числе на требование о расторжении договора купли-продажи и возмещение понесенных убытков.

При этом изменение требований потребителя не лишает его возможности потребовать взысканию неустойки за неисполнение ее первоначальных требований, до момента предъявления других требований, в частиности расторжения договра.

Как установлено судом, 18 октября 2015 года истец передала продавцу телефон для проведения проверки качества и гарантийного ремонта, Согласно выданной ей квитанции срок ремонта не более 45дней. Таким образом срок ремонта истекает 02. 12. 2015 года.

16.01.2016 года ею в соответствии с п. 1 ст. 20, п.п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 18 Закона заявлено требование о расторжении договора купли-продажи телефона и возмещение уплаченных за него денежных средств и понесенных убытков.

Таким образом, суд полагает что неустойка должна быть расчитана за период с 03.12.2015 года по 16. 01.2015 года, т. е за 45 дней и составит ... Имено эта сумма подлежит взысканию в пльзу истицы Требования истца о взыскании неуситойки в большем размере, являются ошибочными.

В соответствии со ст. 15 ФЗ « О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Поскольку до настоящего времени требования истца о расторжении договора купли – продажи мобильного телефона и о возврате стоимости товара ответчиком не исполнены суд считает, что в пользу истца с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которой суд определяет с учетом требований разумности в сумме ....

Оснований для взыскания компенсации в большем размере суд не находит.

Как следует из п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-" О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Исходя из изложенного, суд взыскивает с ответчика штраф в пользу потребителя в в сумме ... за несоблюдение в добровольном порядке требования потребителя.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.
Государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, по правилам ч. 1 ст. 103 ГПК РФ взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом с ПАО «Вымпелком» подлежит взысканию в доход бюджета муниципальногоокруга г.Костромы госпошлина в сумме ... ( исходя из удовлетвореных требований имущественного и не имущественного характера)

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд


решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Расторгнуть договор купли – продажи мобильного телефона ... заключенный 04 ноября 2014 года между ФИО1 и ОАО «Вымпелком».


Взыскать ОАО «Вымпелком» в пользу ФИО1 стоимость телефона в размере ..., неустойку за нарушение срока выполнения требования о ремонте телефона в сумме ..., неустойку за нарушение срока выполнения требований о расторжении договора купли-продажи в размере ..., компенсацию морального вреда в размере ..., штраф в размере ... в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей. цать) рублей .... Всего подлежит взысканию ....

Взыскать ПАО «Вымпелком» в доход бюджета муниципального округа г.Костромы госпошлину в сумме ...

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.


Заочное решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца, по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Т.Н. Щербова