РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2017 года Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: судьи Лябах И.В., при секретаре Пичугиной Т.Н., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда гражданское дело по иску ФИО1к Федеральному казенному учреждению «Управление Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Управление Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» (далее- ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области») об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах административного расследования по фактам неэффективного расхода бюджетных средств».
В обоснование заявленных требований истец указал, что работает в должности заместителя начальника Филиала № 1 Управления Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области (далее- Филиал № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области»), с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа руководителя исполняет обязанности старшего контрактной группы по Филиалу № 1 УФО МО РФ по Астраханской области.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу были проведены контрольные мероприятия деятельности Филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по окончанию которых был выявлен неэффективный расход бюджетных средств на сумму <данные изъяты> рубля на оплату сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования при получении и сопровождении команд военнослужащих срочной службы и на сумму <данные изъяты> рубля на организацию и проведение коллективной подписки на периодические печатные издания. По результатам проведенного служебного разбирательства оспариваемым приказом ему было объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение обязанностей и отсутствие контроля за деятельностью контрактной службы Филиала № 1 (контрактной группы по Филиалу № 1 Учреждения»). Ссылаясь на несостоятельность выводов служебного разбирательства в связи с отсутствием доказательств неэффективного расхода бюджетных средств, просил признать незаконным применение к нему дисциплинарного взыскания в виде замечания; отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах административного расследования по фактам неэффективного расхода бюджетных средств».
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил признать незаконным приказ о наложении дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах административного расследования по фактам неэффективного расхода бюджетных средств» и его отменить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что проведенное на основании акта проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу служебное разбирательство свидетельствует, что в Филиале № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» в результате ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на контрактную группу Филиале № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области», отсутствия контроля со стороны руководителя контрактной группы ФИО1 имел факт неэффективного расхода бюджетных средств на сумму <данные изъяты> рублей. Привлечение ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде замечания обоснованно.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет в качестве одного из принципов регулирования трудовых отношений обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.
Согласно статье 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
В статье 193 Трудового кодекса Российской Федерации закреплен порядок применения дисциплинарных взысканий.
Обязанность доказывать законность применения дисциплинарного взыскания возложена на работодателя. При этом работодателю необходимо представить доказательства, подтверждающие, что совершенное работником нарушение в действительности имело место, а также то, что были соблюдены предусмотренные частями 3 и 4 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации сроки для применения дисциплинарного взыскания.
В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2007 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
Взыскание налагается при соблюдении процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности и в установленные законом сроки.
Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышлено или по неосторожности. Не может рассматриваться как должностной проступок неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника.
Противоправность действий или бездействий работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.
Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействия) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.
При этом право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит работодателю, который должен учитывать степень тяжести проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между руководителем Филиала № 1 ФБУ «УФО МО РФ по Астраханской области» и ФИО1 заключен бессрочный трудовой договор №, согласно которому ФИО1 принят на должность заместителя руководителя филиала № 1 ФБУ «УФО МО РФ по Астраханской области».
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4 заключено дополнительное соглашение №, в соответствие с которым работник (ФИО1) переведен на должность заместителя начальника Филиала № 1 Управления Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области.
На основании приказов руководителя Филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ в Филиале № 1 была создана контрактная служба, основными функциями которой является планирование закупок, определение поставщика (подрядчика, исполнителя), обеспечение заключение контрактов, обеспечение приемки постановленного товара, выполнение работы (ее результатов), оказанной услуги, организация оплаты постановленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги.
Руководителем контрактной службы Филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» на основании приказа руководителя Филиала № от ДД.ММ.ГГГГ№ назначен ФИО1
Приказом начальника Филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах административного расследования по фактам неэффективного расхода бюджетных средств» за ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на контрактную службу Филиала № 1 (контрактную группу (по Филиалу № 1 Учреждения» и отсутствия контроля за деятельностью контрактной службы Филиала № 1 (контрактной группы (по Филиалу № 1 Учреждения) руководителю контрактной службы Филиала № 1 (старший группы контрактной службы (по Филиалу № 1 Учреждения) ФИО1 объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Из материалов дела следует, что фактическим основанием для привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности явились результаты контрольных мероприятий, проведенных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ контрольной группой Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) во исполнение пункта 190 плана ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) на 2017 года и в соответствие с приказом начальника Межрегионального управления ведомственного контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, из акта выездной проверки отдельных вопросов финансово- экономической и хозяйственной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что проведенными контрольными мероприятиями в Филиале № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, в том числе:
неэффективные расходы бюджетных средств на общую сумму <данные изъяты> рублей, в том числе по оплате договоров по подписке и доставке периодических печатных изданий, не входивших в утвержденные нормы коллективной подписки, на сумму <данные изъяты> рубля и по оплате за резервирование мест в поездах дальнего следования при получении и сопровождении команд военнослужащих на сумму <данные изъяты> рубля.
В качестве неэффективного расходования бюджетных средств на общую сумму <данные изъяты> рубля указано на заключение и оплату Учреждением в ДД.ММ.ГГГГ договоров по подписке и доставке печатных изданий, не входивших в нормы коллективной подписки, в нарушение требований приложения № 1 к директиве Министра обороны Российской Федерации от 19 октября 2009 года № Д-97 «Об организации и проведении коллективной подписки на периодические издания в Вооруженных силах Российской Федерации»; на сумму <данные изъяты> рубля (в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рубля, в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рубля, в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей) указано на оплату расходов за резервирование мест в поездах дальнего следования при получении и сопровождении команд военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и следовавших к месту военной службы, право на возмещение которых Учреждению не предоставлялось, чем были нарушены требования, установленные приказом Министра транспорта Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации от 06 июня 2013 года № 198-СДП/411 дсп «Об утверждении порядка резервирования мест, а также расчетов за них при перевозках воинских команд и одиночно следующих воинских пассажиров в составе поездов дальнего следования», указаний Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13 августа 2014 года № 180/9/7687 и пункт 20 Положения о филиале ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области».
По результатам контрольных мероприятий по фактам неэффективного расхода бюджетных средств на общую сумму <данные изъяты> рублей было проведено служебное разбирательство, в ходе которого были затребованы, в том числе, объяснения у ФИО1
В ходе служебного разбирательства также выявлено, что Филиалом № 1 на основании указаний Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 257/4/37/1482 и Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 21 июля 2015 года № 1-84//7/568 представителями восковой части <данные изъяты> производилось возмещение расходов по оплате сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования при получении и сопровождении команд военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и следовавших к месту военной службы, в то время, как согласно совместному приказу Министра транспорта Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации от 06 июня 2013 года № 198-СДП/411 дсп «Об утверждении порядка резервирования мест, а также расчетов за них при перевозках воинских команд и одиночно следующих воинских пассажиров в составе поездов дальнего следования», указанию Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13 августа 2014 года № 180/9/7687 и пункту 20 Положения о филиале ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» право на возмещение данного вида расходов Филиалу № 1 не предоставлялось.
Также в ДД.ММ.ГГГГ Филиалом № 1 заключались и оплачивались договора по подписке и доставке печатных изданий по обновлению к сборнику «Новая инструкция по бюджетному учету», журнала «Казенные учреждения», которые не входили в Нормы коллективной подписки согласно приложению № 1 к директиве Министра обороны Российской Федерации от 19 октября 2009 года № Д-97 «Об организации и проведении коллективной подписки на периодические издания в Вооруженных силах Российской Федерации).
Согласно выводам по результатам рассмотрения служебного разбирательства, изложенным в материалах административного расследования, неэффективный расход бюджетных средств допущен в результате ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на контрактную группу Филиала № 1, отсутствия контроля за деятельностью контрактной службы со стороны руководителя контрактной службы Филиала № 1 ФИО1
Материалы административного расследования с предложением привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя контрактной службы Филиала № 1 ФИО1 были направлены в ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области».
В заключении на служебное разбирательство по фактам неэффективного расхода бюджетных средств от ДД.ММ.ГГГГ врио начальника отделения (юридического) ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» ФИО6 согласилась с результатами административного расследования, указав на необходимость применения к ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде замечания, после чего ДД.ММ.ГГГГ врио начальника ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» издан оспариваемый приказ №.
Процедура привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности работодателем не нарушена, срок привлечения к дисциплинарной ответственности соблюден.
В иске ФИО1 ссылается на несостоятельность выводов служебного разбирательства в связи с отсутствием доказательств неэффективного расхода бюджетных средств:
филиалу № 1 в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года были выделены лимиты бюджетных обязательств на оплату сбору за резервирование на сумму <данные изъяты> рубля по статье расходов сводной бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации 072 «Транспортные расходы», код бюджетной классификации 187 0201 999 00 90049 244, из которых на основании указаний Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 257/4/37/1482 и от 21 июля 2015 года № 184/7/568 и в соответствие с заявкой за наличный расчет должностным лицом войсковой части <данные изъяты> от своего имени без заключения договора, было принято решение о возмещении уполномоченным лицам войсковой части <данные изъяты> расходов по оплате за резервирование мест в поездах дальнего следования при получении и сопровождении команд военнослужащих, что не противоречит Федеральному закону от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме того, поскольку войсковая часть <данные изъяты> является федеральным государственным казенным военным профессиональным образовательным учреждением, расход на оплату сбора за резервирование был внесен в планы- графики ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» Учреждение вправе было выдавать на оплату товаров (работ, услуг) в подотчет наличные денежные средства на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Факт оплаты подтверждается квитанцией разных сборов (квитанцией на оказание дополнительных услуг);
договора по подписке и доставке печатных изданий по обновлению к сборнику «Новая инструкция по бюджетному учету», журнала «Казенные учреждения» заключены в целях обеспечения правильного ведения бюджетного учета с соблюдением норм законодательства; денежные средства на заключение договоров и их оплате в сумме <данные изъяты> рубля поступили в Филиал № 1 по статье 0823 «Общехозяйственные расходы» свободной бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации, расходы внесены в план- график Учреждения в ДД.ММ.ГГГГ по подпункту 1 пункту 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» как закупка у единственного поставщика. Директива Министра обороны Российской Федерации от 19 октября 2009 года № Д-97 не отвечает потребностям организаций, созданных в целях реализации государственной финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также для осуществления финансового планирования и финансового обеспечения воинский частей, вместе с тем, не запрещает производить подписку печатных изданий, не учитываемых Нормах коллективной подписки.
Как следует из Положения о деятельности контрактной службы при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области», контрактная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе настоящим Положением, иными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к лицам, обладающим статусом военнослужащих, относятся, в том числе, сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
В соответствии с пунктами 6 и 9 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий имеет право на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебную командировку, на новое место военной службы, а также к месту использования отпуска и обратно. Расходы, связанные с перевозкой, возмещаются за счет средств Минобороны России (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
О необходимости возмещения Министерством обороны Российской Федерации и иным федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом) расходов военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) и оплаты перевоза личного имущества за свой счет, указано в пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества».
В целях реализации социальных гарантий военнослужащим по проезду издан Приказ Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 года № 300 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», пунктом 1 которого установлено, что возмещение расходов, связанных с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходов, связанных с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира) осуществляется после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников).
Согласно статье 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 июля 2010 года № 156-т/1 «Об утверждении тарифов, сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», ОАО «АК "Железные дороги Якутии» и на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)» в качестве сборов и дополнительных работ (услуг), связанных с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов регулируемой организации-перевозчика указаны, в том числе, сбор за резервирование мест в поездах дальнего следования для организованных групп пассажиров, за исключением организованных групп детей, школьников (для групповых перевозок); сбор за резервирование мест в поездах дальнего следования, в том числе по телефону или с использованием иных средств связи (за исключением электронных проездных документов, приобретаемых через интернет), независимо от сроков предоставления заказов (заявок) на резервирование мест, когда дата подачи заказа (заявки) не совпадает с датой оформления проездного документа (билета).
Изложенное свидетельствует об обязанности Минобороны России полностью возместить военнослужащему фактически понесенные расходы по проезду к месту службы, в служебных командировках, включая сборы за предварительную продажу билетов и резервирование мест.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения конкурентных способов определения поставщиков осуществляется заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
В соответствии с положениями пункта 15 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4-9, 11, 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
В рассматриваемом случае, расход на оплату сбора за резервирование мест распространяется на положения и пункта 1, и пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку согласно статье 4 Закона Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги железнодорожные перевозки; расходы на оплату сбора не превышали ста тысяч рублей, а годовой объем закупок не превысил два миллиона рублей.
Истцом расход на оплату сбора за резервирование был внесен в планы- графики по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно совместным разъяснениям Минэкономразвития России от 5 августа 2014 года № 18505-ЕЕ/Д28и и Минфина России № 02-02-04/39043 в соответствии с положениями пункта 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
Данные закупки не включаются в реестр контрактов (часть 1 статьи 103 Закона) и в отчет об исполнении контракта (часть 9 статьи 94 Закона).
Оплата заказчиками обязательств, связанных с указанной закупкой товаров, работ и услуг, может осуществляться в наличной форме, в том числе путем выдачи работникам подотчетных сумм на закупку товаров, работ и услуг с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
Представитель ответчика, возражая против удовлетворения иска, в судебном заседании указал, что порядок оплаты сбора за резервирование мест при приобретении проездных документов военнослужащим определен совместным приказом Министра транспорта Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации от 06 июня 2013 года № 198-ДСП/411ДСП, в пункте 23 которого указано, что оплата сбора за резервирование, которая производится на основании предоставленной заявки, осуществляется за наличный расчет или по безналичному расчету в соответствие с заключаемыми государственными контрактами. При этом, территориальные финансовые органы согласно указаниям заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13 августа 2014 года № 180/9/7687 могут выступать заказчиком и плательщиком по государственным контрактам (договорам) только в отношении закупок, производимых в интересах, а также в целях обеспечения содержания состоящих у них на финансовом обеспечении без открытия лицевых счетом детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, военных образовательных учреждений среднего профессионального образования.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 38 и 82 пункта 7, подпунктом 1 пункта 8, подпунктом 7 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, организации работы (службы) гражданского персонала в Вооруженных Силах, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции; в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции. Министр обороны Российской Федерации решает вопросы прохождения федеральной государственной гражданской службы лицами гражданского персонала Вооруженных Сил и исполнения ими служебных (трудовых) обязанностей, издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, дает указания, организует и проверяет их исполнение.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 31 пункта 10 названного Положения министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Реализуя предоставленное ему право и действуя во исполнение приведенных выше нормативных правовых актов и в пределах своих полномочий, Министр обороны Российской Федерации совместным с Министром транспорта Российской Федерации приказом от 06 июня 2013 года № 198-ДСП/411ДСП утвердил Порядок резервирования мест, а также расчетов за них при перевозках воинских команд и одиночно следующих воинских пассажиров в составе поездов дальнего следования.
Согласно пункту 23 указанного Порядка резервирования мест, оплата сбора за резервирование мест в поезде, которая производится на основании предоставляемой заявки, осуществляется за наличный расчет или по безналичному расчету в соответствие с заключенными государственными контрактами (договорами).
Заместителем Министра обороны Российской Федерации в адрес руководителей управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ были доведены указания № 180/9/7687 от 13 августа 2014 года, в которых обращено внимание, что «В соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации государственными заказчиками по государственным контрактам (договорам) могут быть лишь получатели бюджетных средств, которым в установленном порядке доведены лимиты бюджетных обязательств….. Территориальные финансовые органы могут выступать заказчиком и плательщиком только в отношении закупок, производимых в их интересах, а также в целях обеспечения содержания состоящих у них на финансовом обеспечении без открытия лицевых счетов детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, военных образовательных учреждений среднего профессионального образования, ….».
Как следует из представленных документов, войсковая часть <данные изъяты> является <данные изъяты> Школой техников Ракетных войск стратегического назначения, создана с целью образовательной деятельности, а именно подготовки прапорщиков в школе техников в соответствие с требованиям Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, а в настоящее время осуществляет подготовку сержантов и младших специалистов автомобильной и инженерно-технической служб для частей и подразделений <данные изъяты>.
Таким образом, при принятии решения о возмещении расходов по оплате сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования при получении и сопровождении команд военнослужащих уполномоченным лицам войсковой части <данные изъяты>, а фактически военного образовательного учреждения среднего профессионального образования, истец действовал в строгом соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации, а также Положением о контрактной службе, в подпункте 9 пункта 11 которого предусмотрено, что контрактная службы уполномочена осуществлять возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявок и обеспечения исполнения контрактов.
Кроме того, Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в разъяснениях от 22 мая 2015 года № 1562, указал, что оплату сбора (возмещение расходов) за резервирование мест при перевозках воинских команд в поездах дальнего следования физическому лицу, непосредственно осуществившему указанные расходы, целесообразно производить территориальным финансовым органам, что не противоречит положениям Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Поскольку Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации непосредственно подчинен заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию финансового обеспечения войск (сил), его задачей является организация и осуществление финансирования расходов Министерства обороны Российской Федерации за счет ассигнований, выделяемых из федерального бюджета, а также централизованных расчетов в соответствии с принятыми Министерством обороны Российской Федерации бюджетными обязательствами, указанные разъяснения могут быть применимы в практической работе территориальных финансовых органов Министерства обороны Российской Федерации.
Другим основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, как уже указано выше, являлся неэффективный расход бюджетных средств на организацию и проведение коллективной подписки на периодические печатные издания на общую сумму <данные изъяты> рубля.
Порядок организации и проведения коллективной подписки на периодические издания в Вооруженных силах Российской Федерации предусмотрен Директивой Министра обороны Российской Федерации от 19 октября 2009 года № Д-97, в приложении к которой разработаны Нормы коллективной подписки на периодические издания.
Контрактной службой Филиала № в ДД.ММ.ГГГГ обеспечивалось заключение договоров по подписке и доставке печатных изданий по обновлению к сборнику «Новая Инструкция по бюджетному учету», журнала «Казенные учреждения», которые не включены Нормы коллективной подписки на периодические издания.
Перечень печатных периодических изданий, указанный в Директиве Министра обороны Российской Федерации от 19 октября 2009 года № Д-97, разработан в целях проведения воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Соответственно, бюджетные ассигнования на проведение коллективной подписки на периодические печатные издания выделяются по статье «Расходы на воспитательную работу» бюджетной сметы Министерства обороны.
В целях повышения уровня правовой работы, укрепления законности и правопорядка в деятельности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации на главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителей центральных органов военного управления, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей, начальников (руководителей) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации возложена персональная ответственность за состояние правовой работы в подчиненных органах военного управления, воинских частях и организациях, которая включает в себя знание Российского законодательства, его правильное понимание, исполнение и применение в соответствии с определенными законодательством требованиями (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 03 декабря 2015 года № 717 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации»).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 07 декабря 2013 года № 878 утверждена Инструкция по организации правового обучения в Вооруженных Силах Российской Федерации, в которой приказано заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации принять меры по обеспечению подчиненных воинских частей и организаций необходимым количеством нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных нормативных правовых актов, другой справочной литературой и регулярно обновляемыми электронными правовыми системами; обеспечить библиотеки подчиненных воинских частей и организаций подпиской на периодические издания по правовой тематике.
Основными задачами правового обучения в Инструкции указано на повышение уровня правового воспитания и правовой культуры военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации; изучение нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, норм международного гуманитарного права, необходимых для осуществления служебной деятельности, реализации прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
При этом, Перечнем тем для изучения законодательных актов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации, Международных нормативных правовых актов в разделе «Общие вопросы хозяйственной деятельности» указанной выше Инструкции предусмотрено знание основ гражданского, земельного права, основ гражданского и арбитражного процессов, основных положений о сделках и представительстве; государственного заказа, государственных нужд.
Как следует из Положения о деятельности контрактной службы Филиала № 1, Контрактная служба Филиала № 1, в первую очередь, в своей деятельности руководствуется бюджетным законодательством Российской Федерация, Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Однако, Нормы коллективной подписки на периодические издания, указанные в Директиве Министра обороны Российской Федерации от 19 октября 2009 года № Д-97, не учитывают потребности правовой работы контрактной службы, созданной приказом руководителя Филиала № 1 от 29 января 2014 года № 11 в целях реализации государственной финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, для осуществления финансового планирования и финансового обеспечения воинских частей.
Денежные средства на оплату по договорам по подписке и доставке печатных изданий по обновлению к сборнику «Новая Инструкция по бюджетному учету», журнала «Казенные учреждения» поступили в Филиал № 1 по статье «Общехозяйственные расходы» сводной бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, в данном случае нормы Директивы Министра обороны Российской Федерации от 19 октября 2009 года № Д-97 нарушены не были.
Таким образом, в данном случае, доказательств неэффективного расхода истцом бюджетных средств в размере <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представлено не было.
Представленные истцом доказательства свидетельствуют о расходовании бюджетных средств в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, нецелевого и неэффективного расходования денежных средств не установлено.
При таких обстоятельствах необоснованным является вывод, изложенный в заключении на служебное разбирательство, о наличии в Филиале № 1 неэффективного расхода бюджетных средств в размере <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и наложение на истца дисциплинарного взыскания нельзя признать законным, в связи с чем, приказ начальника ФКУ «Управления Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах административного расследования по фактам неэффективного расхода бюджетных средств» является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ начальника Федерального казенного учреждения «Управления Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах административного расследования по фактам неэффективного расхода бюджетных средств».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате на компьютере.
Судья И.В. Лябах