ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1165/18 от 12.07.2018 Соликамского городского суда (Пермский край)

дело № 2-1165/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2018 года город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующей судьи Старчак Т.А.,

при секретаре Мунц Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП «Почта России» о взыскании морального вреда,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в Соликамский суд с иском о компенсации морального вреда, согласно заявленных требований указал, что отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы, получил простое международное письмо из Германии с нарушением контрольных сроков доставки почтовой корреспонденции, в досудебном порядке обратился к ответчику <дата>. для урегулирования спора в добровольном порядке, его требование оставлено без удовлетворения. В результате несвоевременной доставки почтового письма из г. Перми в г. Соликамск (вместо 2 дней письмо шло 19 дней), были нарушены его права, как получателя почтовой корреспонденции, в связи с чем истец согласно исковых требований просил взыскать с ответчика сумму морального вреда, размер которой просил оценить по усмотрению суда.

Стороны были извещены о времени рассмотрения дела, истец просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на иске настаивал.

Представитель ответчика был извещен о времени рассмотрения дела, участия в рассмотрении дела не принял, в письменном отзыве просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, указывая, что между истцом и ФГУП «Почта России» договор на оказание услуг почтовой связи не заключался, пользователем услуг почтовой связи истец не является, поскольку отправителем регистрируемого почтового отправления является другое лицо, истцом не представлено доказательств в подтверждение морального вреда.

Исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О связи", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

В силу ст. 14 Федерального закона "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи" пользователями услуг почтовой связи признаются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.

Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в развитие данного положения закона указал, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникшим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами. С учетом положений ст. 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникшим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15).

На основании ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 года N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" определены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема).

По смыслу положений ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» основанием для компенсации морального вреда является нарушение права потребителя на надлежащее оказание услуги, нарушение срока оказания данной услуги.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что истец отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору суда.

Согласно ответа Управления Роскомнадзора по Пермскому краю, направленное в адрес истца международное письмо, поступило в обособленное структурное подразделение Пермский магистральный сортировочный центр УФПС Пермского края- филиал ФГУП «Почта России» <дата>, в ОСП Соликамск Березниковского почтамта УФПС Пермского края- филиала ФГУП «Почта России» <дата>., срок пересылки письма между субъектами почтовой связи составил 19 дней вместо 2 дней, чем нарушен срок нормативов частоты сбора из почтовых ящиков.

Факт нарушения срока оказания услуги ответчиком не оспаривается, поскольку письмо предназначалось истцу, истца по смыслу положений вышеприведенных правовых норм следует признать потребителем и получателем почтовой услуги, факт допущенного нарушения прав потребителя является основанием для компенсации морального вреда. При определении размера морального вреда судом принимается во внимание период пропуска срока доставки почтовой корреспонденции, приведенные в исковом заявлении доводы о нарушенном праве и доставленных неудобствах, с учетом изложенного, принципа разумности и справедливости суд считает необходимым определить ко взысканию в порядке компенсации морального вреда 500 рублей.

Поскольку претензия истца ответчиком была оставлена без удовлетворения с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в пользу ФИО1 в возмещение морального вреда 500 рублей, штраф по п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» в сумме 250 рублей.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» госпошлину за рассмотрение дела в суде в доход муниципального образования Соликамский городской округ в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме (<дата>), с принесением апелляционной жалобы в Соликамский суд.

Судья Т.А.Старчак