Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень, 17 февраля 2022 года Дело № 2-1983/2022
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Никитиной Ю.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
при секретаре Щукиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1983/2022 по иску ФИО2к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить и выплатить региональный материнский капитал,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района о признании незаконным решения об отказе в назначении и выплате регионального материнского (семейного) капитала, возложении обязанности назначить и выплатить ФИО2региональный материнский (семейный) капитал на первого ребенка, взыскании судебных расходов в размере <данные изъяты>.
Требования мотивированы тем, что истец в ДД.ММ.ГГГГ обратилась за предоставление услуги- назначение и выплата регионального материнского (семейного) капитала на первого ребенка. ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении услуги в связи с не подтверждением факта проживания в Тюменской области не менее 5 лет, предшествующих дате рождения ребенка. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована по адрес: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по адресу: <адрес>. Считает, что проживание в ХМАО-Югре должно быть приравнено к проживанию в Тюменской области, так как территория области включает в себя территории автономных округов.
Истец, ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, ответчик просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, просил признать решение незаконным, обязать назначить и выплатить региональный материнский капитал.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя истца, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 14.1 Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» право на региональный материнский (семейный) капитал имеют следующие категории граждан Российской Федерации, проживающих в Тюменской области: женщина, родившая (усыновившая) первого ребенка, третьего ребенка и последующих детей; мужчина, являющийся отцом (усыновителем) первого ребенка, трех и более детей, в случаях, установленных Правительством Тюменской области.
Региональный материнский (семейный) капитал устанавливается при рождении или усыновлении первого ребенка, родившегося начиная с ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается в размере <данные изъяты> рублей.
Порядок и условия предоставления дополнительной меры социальной поддержки, осуществляемой в форме регионального материнского (семейного) капитала устанавливается Правительством Тюменской области от 27.12.2011 № 503-п «О региональном материнском (семейном) капитале».
Как следует из Положений о региональном материнском (семейном) капитале, право на региональный материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка возникает в случае рождения (усыновления) первого ребенка, родившегося начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при условии, если заявитель проживает в Тюменской области не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения указанного в настоящем пункте ребенка, за исключением случая, когда проживающие в Тюменской области оба родителя (усыновителя) или единственный родитель (усыновитель) на дату рождения указанного в настоящем пункте ребенка обучаются по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях или государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных в Тюменской области (п. 4 Положения).
Факт проживания граждан в Тюменской области подтверждается сведениями о регистрации по месту жительства в Тюменской области и (или) решением суда об установлении фактов, имеющих юридическое значение (п. 3 положения).
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО2 проживает в <...>, до этого времени проживала в <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ истец родила первого ребенка ФИО4, что подтверждается свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Согласно возражениями ответчика, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Управление социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района с заявлением о выплате регионального материнского капитала в размере <данные изъяты> рублей в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п "О региональном материнском (семейном) капитале".
Управлением социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района ФИО2 отказано в выплате регионального материнского капитала в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п "О региональном материнском (семейном) капитале", так как не подтвержден факт проживания в Тюменской области не менее 5 лет.
Истец в иске факт проживания на территории юга Тюменской области менее 5 лет не оспаривала, пояснив, что при суммарном учете времени проживания в <данные изъяты>) и г.Тюмени она проживает в Тюменской области не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения ребенка.
Действительно, ст. 1 Устава Тюменской области от 30.06.1995 N 6, принятого Тюменской областной Думой 15.06.1995, Тюменская область является равноправным субъектом Российской Федерации и обладает всей полнотой закрепленных в Конституции Российской Федерации и настоящем Уставе прав.
Согласно ст. 2 Устава Тюменской области входящие в ее состав Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ являются равноправными субъектами Российской Федерации. Территория области включает территории автономных округов.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 3 Устава Тюменской области разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти области и органов государственной власти автономных округов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральными законами и договором между органами государственной власти области и органами государственной власти автономных округов, который может являться составной частью настоящего Устава и Уставов автономных округов.
Согласно п. 2 ст. 12 Устава Тюменской области отношения Тюменской области с автономными округами строятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом Ямало-Ненецкого автономного округа, договорами и соглашениями между органами государственной власти области и автономных округов.
При этом отношения между органами государственной власти области и автономных округов строятся в соответствии со следующими принципами: самостоятельности области и автономных округов как субъектов Российской Федерации в осуществлении государственной, экономической и социальной политики в пределах их полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Тюменской области, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом Ямало-Ненецкого автономного округа, договорами и соглашениями между органами государственной власти области и автономных округов (ст. 13 Устава Тюменской области).
В соответствии со статьей 14 Устава Тюменской области на территории автономных округов органы государственной власти области осуществляют: полномочия, закрепленные за ними федеральными законами; полномочия федеральных органов исполнительной власти, переданные для реализации органам исполнительной власти области, по согласованию с автономными округами; совместные полномочия области и автономных округов, реализация которых в соответствии с договорами осуществляется органами государственной власти области; полномочия, делегируемые органами государственной власти автономных округов.
Статьей 15 Устава Тюменской области определены полномочия органов государственной власти области и автономных округов, отнесенные к совместному ведению на основе договора:
1. Выработка общей стратегии в ценовой политике, налогообложении, образовании общеобластных денежных, натуральных фондов (сохраняя независимость соответствующих бюджетов).
2. Совместные действия по вопросам обеспечения населения области продовольствием, товарами народного потребления, новыми технологиями по их производству, строительства предприятий и объектов социальной сферы, развития стройиндустрии.
3. Разработка и реализация на основе долевого участия области и автономных округов региональных программ за счет бюджетных и внебюджетных ассигнований по согласованному перечню.
По каждой программе органы государственной власти области и автономных округов составляют договор с приложением обоснования и расчетом долевого участия.
4. Образование общей долевой собственности области и автономных округов и Российской Федерации на территории области, а также с другими регионами и республиками, юридическими и физическими лицами, в том числе юридическими и физическими лицами зарубежных государств, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Выработка и реализация единых подходов по вопросам, затрагивающим интересы области и автономных округов в сфере культуры, образования, здравоохранения, градостроительства, охраны природы, транспорта, связи, защиты прав и свобод личности и обеспечения общественного порядка, пенсионного обеспечения, социального страхования, архивного дела, социальной защиты малоимущих слоев населения, а также совместное финансирование объектов и программ, обеспечивающих указанную деятельность в соответствии с соглашениями, заключенными между соответствующими структурами исполнительной власти области и автономных округов.
6. Осуществление совместного правового регулирования в области недропользования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
7. Карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, ликвидация их последствий.
8. Иные полномочия, отнесенные к совместному ведению договорами и соглашениями органов государственной власти области и автономных округов.
Статьей 16 Устава Тюменской области определены полномочия, передаваемые органами государственной власти автономных округов органам государственной власти области на основе договора:
1. Защита экономических интересов области и автономных округов в федеральных органах по реализации региональных программ, согласованных и утвержденных в порядке, предусмотренном Положением о принципах формирования и механизмах реализации общеобластных программ.
2. Координация действий по управлению энергоснабжением, средствами связи, авиационным, речным, железнодорожным и трубопроводным транспортом, по охране общественного порядка, по защите информационных ресурсов области, гражданской обороной в соответствии с соглашениями, заключенными между соответствующими управленческими структурами области и автономных округов.
3. Решения областных органов государственной власти по этим вопросам, принятые в пределах вышеизложенных полномочий, обязательны для исполнения органами государственной власти автономных округов, а также организациями и предприятиями всех форм собственности, расположенными на их территориях.
Статьей 18 Устава Тюменской области определены пределы действия нормативных правовых и ненормативных правовых актов органов государственной власти области и совместные нормативные правовые и ненормативные правовые акты органов государственной власти области и автономных округов:
1. Нормативные правовые и ненормативные правовые акты областных органов государственной власти, принятые в пределах осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 настоящего Устава, обязательны для исполнения на всей территории области.
2. Иные нормативные правовые и ненормативные правовые акты областных органов государственной власти действуют на территории автономных округов в случае их одобрения (ратификации) соответствующими органами государственной власти автономных округов.
3. Совместные нормативные правовые и ненормативные правовые акты, принятые органами государственной власти области и автономных округов, действуют на всей территории области.
Органы государственной власти области и автономных округов осуществляют совместную подготовку и принятие нормативных правовых актов области по вопросам защиты прав и свобод граждан, борьбы с правонарушениями, функционирования систем жизнеобеспечения, по вопросам административно-территориального устройства, местного самоуправления, затрагивающих интересы всего населения области, включая автономные округа.
Законы и иные нормативные правовые акты автономных округов не могут противоречить положениям Устава области, договорам между органами государственной власти области и автономных округов, нормативным правовым и ненормативным правовым актам областных органов государственной власти, принятым в пределах полномочий, отнесенных к их ведению договорами между органами государственной власти области и органами государственной власти автономных округов, а также полномочий, делегируемых органами государственной власти автономных округов.
Таким образом, поскольку закон Тюменской области от 28.12.2004 N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", постановление Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п "О региональном материнском (семейном) капитале", которым утверждено "Положение о региональном материнском (семейном) капитале" отнесены к иным нормативным правовым и ненормативным правовым актам областных органов государственной власти, то их действие на территории автономных округов возможно только в случае их одобрения (ратификации) соответствующими органами государственной власти автономных округов.
Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", постановление Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п "О региональном материнском (семейном) капитале органами государственной власти автономных округов не ратифицированы, в связи с чем свое действие распространяют только в Тюменской области без учета автономных округов.
Таким образом, поскольку региональным законодательством предусмотрено подтверждение факта проживания в Тюменской области без учета автономных округов не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения ребенка, а истец проживает в Тюменской области без учета автономных округов менее 5 лет, что ею не оспаривается, то оснований для признания незаконным решения в представлении регионального материнского (семейного) капитала на основании решения Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района, обязании назначить и выплатить материнский капитал в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п "О региональном материнском (семейном) капитале" не имеется.
Так как в иске отказано, то основания для взыскания судебные расходов в размере <данные изъяты> рублей отсутствуют.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-198, 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В иске ФИО2к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района о признании незаконным решения об отказе в назначении и выплате регионального материнского (семейного) капитала, возложении обязанности назначить и выплатить ФИО2региональный материнский (семейный) капитал на первого ребенка, взыскании судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Центральный районный суд г. Тюмени.
Решение изготовлено в окончательной форме 25 февраля 2022 года.
Судья Центрального
районного суда г.Тюмени Ю.А.Никитина