ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1166/12 от 04.12.2012 Мелеузовского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело 2-1166/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мелеуз 04 декабря 2012 года

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Фроловой Т.Е.,

при секретаре Сычковой Н.Г.,

с участием помощника Мелеузовского межрайонного прокурора – Ягудиной Л.Р.,

ответчика – представителя Администрации МР Мелеузовский район – Дмитриевой Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 к Администрации муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Мелеузовский межрайонный прокурор РБ в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, мотивировав следующим.

Мелеузовской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту нарушения права ФИО2 на получение жилого помещения. Проведенной проверкой установлено, что ФИО2, <дата обезличена> года рождения, относиться к числу детей-сирот и закрепленного жилого помещения не имеет. Мать ФИО2ФИО4 решением Мелеузовского районного суда от <дата обезличена> лишена родительских прав. Отца нет. <дата обезличена>ФИО2 уволен с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на основании приказа МО РФ от <дата обезличена>. Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам <№> от <дата обезличена>ФИО2 поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющего закрепленного жилья.

Просит обязать Администрацию муниципального образования <адрес обезличен> РБ предоставить ФИО2 жилое помещение, общей площадью не менее 14 квадратных метров, предусмотренной Постановлением Администрации городского поселения <адрес обезличен> МР <адрес обезличен> РБ от <дата обезличена><№> «Об установлении норм» на территории <адрес обезличен> Республики Башкортостан, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.

В ходе судебного заседания помощник Мелеузовского межрайонного прокурора РБ ФИО5 поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

ФИО2 поддержал исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес обезличен> РБ ФИО6 возражала против заявленных прокурором к <адрес обезличен> требований, просила отказать в удовлетворении требований в отношении них. Указала на то, что порядок передачи полномочий предусмотрен Законом РБ от <дата обезличена><№>-з, где указано, что закон о передачи полномочий должен содержать порядок передачи органом местного самоуправления материальных и финансовых средств. Прокурор не представил доказательств того, что Правительство РБ выделило финансовые средства, которых хватило бы для приобретения жилья ФИО2 и доказательств того, что администрация не использовала данные средства по назначению, не приобрела и не выделила жилое помещение. Считает, что наличие списка детей-сирот не обеспеченных жилыми помещениями связано с неисполнением Республикой Башкортостан обязательств по передаче необходимых финансовых средств администрации МР <адрес обезличен> РБ.

Представители ответчика Правительства Республики Башкортостан, третьих лиц Министерства финансов РБ, Министерства образования РБ, Министерства экономического развития РБ в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

В адрес Правительства РБ, Министерства финансов РБ, Министерства образования РБ, Министерство экономического развития РБ в ходе подготовки дела к судебному разбирательству направлялись представленные истцом исковые заявления с приложенными к ним документами, так же определение о принятии иска к производству суда, разъяснялись права и обязанности, стороны извещались о времени подготовки дела к разбирательству, непосредственно о судебном разбирательстве.

Третьи лица – Министерство образования, Министерство экономического развития РБ представили суду письменный отзыв на требования истца.

С учетом изложенного и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав представленные суду документы, отзывы не явившихся сторон, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из объяснений истца – помощника прокурора ФИО5, самого ФИО2, а так же представленных суду в качестве доказательств документов, ФИО2, <дата обезличена> года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей: мать, ФИО4, решением Мелеузовского районного суда РБ от <дата обезличена> лишена родительских прав (л.д. 14-15). Отца нет.

Постановлением Администрации муниципального района <адрес обезличен> РБ <№> от <дата обезличена> закрепленная за ФИО2 жилая площадь, по адресу: <адрес обезличен>, д. Иштуганово, <адрес обезличен>, признана непригодной для проживания в установленном законом порядке (л.д. 18-24).

Согласно протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам <№> от <дата обезличена>ФИО2 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д. 12-13).

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО2 правами отдельного лица на объекты имущества не обладает (л.д.39).

Согласно информации начальника Отдела опеки и попечительства Администрации муниципального района <адрес обезличен> РБ ФИО2 не имеет закрепленного жилого помещения на территории <адрес обезличен> и <адрес обезличен> (л.д. 27).

Согласно объяснений самого ФИО2, у него на сегодняшний день постоянного места жительства не имеется, временно проживает по различным адресам.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям – сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные законодательством дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Республики Башкортостан. Законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан, и относятся к ее расходным обязательствам.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от <дата обезличена><№> «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в целях государственной поддержки указанной категории лиц, в соответствии со ст. 8 Закона РБ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлено предоставлять детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением Администрации городского поселения <адрес обезличен> муниципального района <адрес обезличен> РБ от <дата обезличена><№> «Об установлении норм»» установлена норма не менее 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от <дата обезличена> № 131-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

Законом РБ от <дата обезличена><№>-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», который вступил в законную силу с <дата обезличена>, органы местного самоуправления муниципальных образований РБ наделены полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 5 Закона РБ от <дата обезличена><№>-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», органы государственной власти РБ обязаны: обеспечить органы местного самоуправления финансовыми и материальными средствами, необходимыми для осуществления переданных государственных полномочий.

Согласно ч. 2 ст. 8, указанного выше закона, предоставление органам местного самоуправления субвенций для осуществления переданных государственных полномочий осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статья 63 Федерального закона от <дата обезличена> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет порядок предоставления субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных полномочий.

Порядок формирования, распределения, перечисления и учет субвенций, регулируется Бюджетным кодексом РФ.

Согласно ст. 140 БК РФ, под субвенциями местным бюджетам субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органами местного самоуправления.

Как достоверно установлено в ходе судебного заседания, на 2012 год Администрацией была представлена в Министерство образование РБ Заявка на выделение субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот на 26611200 рублей, ФИО2 в указанной заявке значился под номером <№>. Фактически были выданы денежные средства в сумме 11793200 рублей.

Кроме того, согласно Постановлению Правительства РБ от <дата обезличена><№> (с изм. от <дата обезличена>), перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п.1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

Оценивая все представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями закона об их относимости и допустимости (ст. 55,59-60 ГПК РФ), а так же исходя из задач гражданского судопроизводства, определенных в ст. 2 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в ходе судебного заседания достоверно установлено нарушение прав ФИО2 в части непредставления ему жилья, и что восстановление нарушенных прав должно происходить способами и в порядке, предусмотренными действующим законодательством, а именно: путем обязания Администрации муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан предоставить ФИО2 жилое помещение по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в данном муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 к Администрации муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан предоставить ФИО2 жилое помещение по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в данном муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы через Мелеузовский районный суд РБ, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Т.Е. Фролова