Дело №2-43/2019
УИД 29RS0017-01-2018-001653-45
Решение
именем Российской Федерации
г. Няндома 21 января 2019 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Воропаева Е.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцова А.В.,
представителей ответчиков ФИО1, ФИО2,
при секретаре Лубицкене В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания», администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» об устранении нарушений по содержанию объектов теплоснабжения, организации надлежащего теплоснабжения населения,
установил:
прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» (далее АО «АрхоблЭнерго»), администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» об устранении нарушений по содержанию объектов теплоснабжения, организации надлежащего теплоснабжения населения, указав в обоснование, что прокуратурой района по информации Северо-Западного управления Ростехнадзора о подготовке объектов ТЭК и ЖКХ области к отопительному периоду 2018-2019 г.г. проведена проверка исполнения теплоснабжающей организацией АО «АрхоблЭнерго» обязанностей по содержанию объектов теплоснабжения в надлежащем техническом состоянии. Установлено, что в отношении объектов теплоснабжения МО «Няндомское» администрацией района с АО «АрхоблЭнерго» заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№. Администрацией района объекты теплоснабжения переданы по актам приема-передачи АО «АрхоблЭнерго». Согласно п. 3.3.3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ арендатор обязан производить за свой счет текущий ремонт арендованного имущества и нести расходы на содержание и охрану имущества, эксплуатационные и необходимые административно-хозяйственные работы, поддерживать имущество в надлежащем техническом состоянии. Северо-Западным управлением Ростехнадзора по результатам проверки в отношении администрации МО «Няндомский муниципальный район» сделан вывод о неготовности МО «Няндомский муниципальный район» к работе в отопительном периоде 2018-2019 г.г., в том числе по причине несоблюдения АО «АрхоблЭнерго» требований Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№; Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: не выполнены в полном объеме рекомендованные мероприятия технического отчета № по обследованию здания котельной ЦРМ, расположенной по адресу: <адрес>; не выполнены в полном объеме рекомендованные мероприятия технического отчета № по обследованию здания теплового пункта Каргополь-2, расположенного по адресу: <адрес>. АО «АрхоблЭнерго» осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов, а именно: котельная «Центральная», расположенная по адресу: <адрес>, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1, котельная «Квартальная», расположенная по адресу: <адрес> при отсутствии указания данных адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ; отсутствует действующее заключение экспертизы промышленной безопасности на паровой котел КЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная». Выявленные нарушения АО «АрхоблЭнерго» до настоящего времени не устранены. В части устранения нарушений, связанных с включением в лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ адресов опасных производственных объектов, а именно: котельных «Центральная» и «Квартальная» (пункт 131 предписания) АО «АрхоблЭнерго» ДД.ММ.ГГГГ в Северо-Западное управление Ростехнадзора направлено соответствующее заявление, на основании которого Ростехнадзором проведена внеплановая проверка в рамках лицензионного контроля. Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что АО «АрхоблЭнерго» не соответствует лицензионным требованиям, определяемым Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, предъявляемым к лицензируемым виду деятельности, в виду отсутствия действующих заключений экспертиз промышленной безопасности на котел КЕ-25-14С, зав. №, peг. № котельной «Центральная», на котел ДКВР 4/13, зав. №, per. № котельной «Квартальная». При этом, нахождение объектов теплоснабжения в границах МО «Няндомское», в аренде АО «АрхоблЭнерго» не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от возложенных на него законом обязанностей по организации теплоснабжения на соответствующей территории, поскольку указанное полномочие отнесено к вопросам местного значения. Непринятие АО «АрхоблЭнерго» и администрацией МО «Няндомский муниципальный район» мер по организации надежного теплоснабжения нарушает права и законные интересы населения МО «Няндомское» на бесперебойное и безопасное теплоснабжение в период отопительного сезона. Не проведение в установленные сроки экспертиз промышленной безопасности оборудования, используемого на котельных может привести к чрезвычайным ситуациям, срыву отопительного сезона 2018-2019 гг., в связи с этим просил обязать АО «АрхоблЭнерго» в срок до 01.09.2019 устранить нарушения требований Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно: обеспечить безопасную эксплуатацию парового котла КЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная» (г. Няндома Архангельской области, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1); обеспечить безопасную эксплуатацию парового котла ДКВР 4/13, зав. №, per. № котельной «Квартальная» (<адрес>); устранить нарушения лицензионных требований, определяемым Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: котельной «Центральная», расположенной по адресу: Архангельская обл., г. Няндома, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1; котельной «Квартальная», расположенной по адресу: <адрес> «в»; обязать администрацию МО «Няндомский муниципальный район» организовать до 01.09.2019 обеспечение безопасной эксплуатации парового котла КЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная» (<адрес>, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1); парового котла ДКВР 4/13, зав. №, per. № котельной «Квартальная» (<адрес>).
В ходе рассмотрения дела прокурор представил заявление об уточнении исковых требований в котором просит обязать АО «АрхоблЭнерго» в срок до 01.09.2019 устранить нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно: заключить с организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, договор на проведение экспертизы промышленной безопасности парового котла ДКВР 4/13, зав. №, peг. № котельной «Квартальная» (<адрес>), парового котла КЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная» (<адрес>, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1) и провести экспертизу промышленной безопасности парового котла ДКВР 4/13, зав. №, per. № котельной «Квартальная» (<адрес>), парового котла КЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная» (<адрес>, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1); устранить нарушения лицензионных требований, определяемых п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: котельной «Центральная», расположенной по адресу: Архангельская обл., г. Няндома, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1; котельной «Квартальная», расположенной по адресу: <адрес> «в»; обязать администрацию МО «Няндомский муниципальный район» организовать до 01.09.2019 обеспечение безопасной эксплуатации парового котлаКЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная» (<адрес>, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1); парового котла ДКВР 4/13, зав. №, per. № котельной «Квартальная» (<адрес>).
В судебном заседании старший помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцов А.В. уточненные требования искового заявления поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» ФИО1 в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала доводы отзыва на исковое заявление, согласно которому указала, что на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и приложений к нему, МО «Няндомский муниципальный район» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами предоставило в аренду, а АО «АрхоблЭнерго» приняло в аренду систему коммунальной инфраструктуры (котельные, тепловые пункты, тепловые сети, магистральные теплосети, земельные участки), расположенные на территории МО «Няндомское». Арендатор АО «АрхоблЭнерго» обязался использовать арендуемое имущество исключительно по его целевому назначению с соблюдением правил технической эксплуатации, производить за свой счет текущий ремонт арендованного имущества и нести расходы на содержание и охрану имущества, эксплуатационные и необходимые административно- хозяйственные работы, поддерживать имущество в надлежащем техническом состоянии, а также нести расходы, связанные с эксплуатацией арендованного имущества, в том числе и расходы связанные с возникновением аварийных ситуаций, выполнять требования и нормативы действующего законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения и жилищно-коммунальной сферы, а также нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных, кредитных, арендных, расчетных и налоговых обязательств, а также иных правил хозяйствования. Согласно договору аренды для проведения капитального ремонта/реконструкции, модернизации на объектах, передаваемых по договору аренды в счет арендной платы стороны заключают дополнительные соглашения, в которых согласовывают объемы, сроки, стоимость работ. Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Няндомский муниципальный район» во исполнение полномочий по организации теплоснабжения населения на территории МО «Няндомское» был заключен договор аренды с АО «АрхоблЭнерго» № от ДД.ММ.ГГГГ. Непринятие АО «АрхоблЭнерго» мер по устранению вышеуказанных нарушений влияет на надежность работы АО «АрхоблЭнерго в отопительный период» 2018-2019 года, что тем самым нарушает права и законные интересы населения МО «Няндомское». Администрацией МО «Няндомский муниципальный район» во исполнение полномочий по организации теплоснабжения населения на территории МО «Няндомское» в Няндомский районный суд Архангельской области подано исковое заявление к АО «АрхоблЭнерго» о возложении обязанности устранить нарушения, влияющие на надежность работы, согласно предписания Северо-Западного управления Ростехнадзора. В принятии указанного искового заявления определением Няндомского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Няндомский муниципальный район» было отказано. На указанное определение 12.12.2018 года администрацией подана частная жалоба. Кроме того, в Арбитражном суде Архангельской области рассматривается дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Няндомский муниципальный район» к АО «АрхоблЭнерго» об обязании устранить нарушения, влияющие на надежность работы ответчика, согласно предписания Северо-Западного управления Ростехнадзора от 28.09.2018 №56-58-5029-2148/ПР. На основании изложенного, администрация МО «Няндомский муниципальный район» считает, что ей принимаются все надлежащие меры во исполнение полномочий по организации теплоснабжения населения на территории МО «Няндомское».
Представитель АО «АрхоблЭнерго» ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, указав следующее, что на сегодняшний день на котельной «Центральная» установлено пять паровых котлоагрегатов КЕ-25-14 производительностью по 25 тонн/час насыщенного пара (или 16,5 Гкал/ч). Котел КЕ 25-14С, зав. № выведен в ремонт, оставшиеся четыре котла КЕ 25-14С находятся в работоспособном состоянии. Котельная «Центральная» г. Няндома обеспечивает покрытие подключенных максимальных тепловых нагрузок потребителей на четырех котлоагрегатах КЕ-25-14, резерв мощности при этом составляет - 32.24 Гкал/час. В процессе проведения ремонтных работ котла КЕ 25-14С, зав. № будет решаться вопрос о дальнейшей его эксплуатации, а именно его запуск и проведение экспертизы промышленной безопасности, либо его консервация. В случае принятия решения о консервации, решение по безопасной эксплуатации котла КЕ 25-14С, зав. № будет выполнить невозможно, ввиду отсутствия необходимости. Паровой котел ДКВР № на котельной «Квартальная» выведен в ремонт с дальнейшим переводом в водогрейный режим, готовится проектная документация. В случае выведения котла в водогрейный режим, проведение экспертизы промышленной безопасности не требуется, так как он не будет относится к категории взрывопожароопасных, при водогрейном режиме теплота сгорания топлива используется непосредственно для нагрева воды и подачи ее в тепловые сети. В связи с выводом котлов в ремонт произвести экспертизу промышленной безопасности до окончания ремонтных работ либо вынесения решения по дальнейшей эксплуатации не представляется возможным. АО «АрхоблЭнерго» 08.10.2018 направило в адрес «Управления Ростехнадзора по Архангельской области» заявление на переоформление «Лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химическиопасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (далее Лицензия) в связи с внесением дополнительных сведений адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, а именно Котельная «Центральная» (г. Няндома, Производственная зона птицефабрики, стр.1), котельная «Квартальная» (<адрес>В). По результатам проверки получен акт от 13 ноября 2018 года с отказом о внесении адресов филиала «Няндомский» в лицензию в связи с несоответствием лицензиата лицензионным требованиям. 13.12.2018 в адрес «Управления Ростехнадзора по Архангельской области» направлено заявление на переоформление «Лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химическиопасных производственных объектов I, II и III классов опасности» в связи с внесением дополнительных сведений адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, филиала «Вельский». 21.12.2018 года получен акт проверки о соответствии представленных документов и сведений части 3 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 года №99 ФЗ «Об лицензируемых видах деятельности» и назначена выездная проверка на 23 января 2019 года. По результатам выездной проверки инспектором «Управления Ростехнадзора по Архангельской области» филиала «Вельский» и получения заключения будет направлен пакет документов и заявление о включении адресов производственных объектов филиала «Няндомский» в «Лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности». В связи с тем, что в настоящее время 2 котла выведены в ремонт, обратиться с заявлением в Управления Ростехнадзора по Архангельской области на переоформление лицензии по адресам котельной «Квартальная» и котельной «Центральная», в данный момент невозможно. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Северо-западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения гражданского дела в судебное заседание не явился.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч.3 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Закон) промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Частями 1, 2 статьи 6 Закона установлено, что к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности. Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, деклараций промышленной безопасности.
В силу статьи 9 данного Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Статьей 13 Закона установлено, что экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 615 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Как следует из материалов дела, и сторонами не оспаривается, АО «АрхоблЭнерго» осуществляет деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов, относящихся к системе теплоснабжения, в том числе котельных «Центральная и «Квартальная» расположенных на территории МО «Няндомское», переданных ему в эксплуатацию в эксплуатацию на основании договора аренды, зарегистрированы в органах Ростехнадзора за III классом опасности с присвоением регистрационных номеров.
На основании договора аренды заключенного между МО «Няндомский муниципальный район» и АО «АрхоблЭнерго» 18 июля 2017 года, система коммунальной инфраструктуры, расположенная на территории МО «Няндомское» (котельные, тепловые пункты, тепловые сети, магистральные теплосети, земельные участки) передана в аренду АО «АрхоблЭнерго».
При этом в соответствии с пунктами 3.2.1. и 3.3.3. договора №3 от 18 июля 2017 года арендодатель вправе в любое время проверять состояние и условия эксплуатации сданного в аренду имущества через уполномоченных им представителей, а арендатор обязан производить за свой счет текущий ремонт арендованного имущества и нести расходы на содержание и охрану имущества, эксплуатационные и необходимые административно-хозяйственные работы, поддерживать имущество в надлежащем техническом состоянии.
Из приложений № к договору аренды, МО "Няндомский муниципальный район" предоставило в аренду, а АО "АрхоблЭнерго" приняло в аренду систему коммунальной инфраструктуры (котельные, тепловые пункты, тепловые сети, магистральные теплосети, земельные участки), в том числе паровой котел КЕ-25-14С, зав. № на котельной «Центральная» (<адрес>, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1); паровой котел ДКВР 4/13, зав. №, per. № на котельной «Квартальная» (<адрес>).
Пунктами 3.2.1 договора аренды предусмотрено право арендодателя в любое время проверять состояние и условия эксплуатации сданного в аренду имущества через уполномоченных им представителей.
Вышеуказанным договором аренды, также предусмотрена обязанность арендатора также нести расходы, связанные с эксплуатацией арендованного имущества, в том числе и расходы связанные с возникновением аварийных ситуаций (п. 3.3.3 договора), выполнять требования и нормативы действующего законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения и жилищно-коммунальной сферы, а также нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных, кредитных, арендных, расчетных и налоговых обязательств, а также иных правил хозяйствования (п. 3.3.11 договора).
Прокуратурой Няндомского района по информации Северо-западного управления Ростехнадзора о подготовке объектов ТЭК и ЖКХ области к отопительному периоду 2018-2019 г.г. проведена проверка исполнения теплоснабжающей организацией АО "АрхоблЭнерго" обязанностей по содержанию объектов в надлежащем техническом состоянии.
Актом проверки, выполненным Северо-западным управления Ростехнадзора Северо-западного управления Ростехнадзора от 13 ноября 2018 года №/А, была произведена внеплановая выездная проверка АО "АрхоблЭнерго", в ходе которой установлено, что на котельной «Центральная» (г. Няндома Архангельской области, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1) и на котельной «Квартальная» (<адрес>), относящихся к 3 классу опасности, выявлены несоответствия лицензионным требованиям и условиям по эксплуатации машин и оборудования на взрывопожароопасных производственных объектах в пределах назначенных показателей эксплуатации этих машин и оборудования (назначенного срока службы и (или) назначенного ресурса, а именно отсутствует действующее заключение ЭПБ на котел КЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная»; на котел ДКВР 4/13, зав. №, per. № на котельной «Квартальная» (п.п. б пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 (далее Положение о лицензировании); отсутствует наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» на котел КЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная»; на котел ДКВР 4/13, зав. №, per. № на котельной «Квартальная» (п.п. л пункта 5 Положения о лицензирования); отсутствует наличие документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, или наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьями 6,7 и 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» на котел КЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная»; на котел ДКВР 4/13, зав. №, per. № на котельной «Квартальная» (п.п. ф пункта 5 Положения о лицензировании).
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 года) "О теплоснабжении" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10 августа 2017 года) проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом (ч. 5 ст. 13). Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом (ч. 7 ст. 13). Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан: организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности; обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности; обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности (ч. 8 ст. 13).
Пунктом 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 (ред. от 28.02.2018) "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются, в том числе: б) эксплуатация технических устройств, применяемых на объектах, в пределах назначенных показателей эксплуатации этих технических устройств (назначенного срока службы и (или) назначенного ресурса); л) наличие внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьи 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ф) наличие документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, или наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Прокурор в иске просит возложить на ответчика АО "АрхоблЭнерго", обязанность по производству экспертиз промышленной безопасности парового котла ДКВР 4/13, зав. №, per. № котельной «Квартальная» (<адрес>); парового котла КЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная» (<адрес>, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1), вместе с тем ответчик не является организацией, которая в силу статьей 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", имеет право на производство указанной экспертизы, поэтому требования прокурора в данной части не подлежат удовлетворению.
Требования прокурора о возложении на ответчика АО "АрхоблЭнерго" обязанности заключить с организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, договор на проведение экспертизы промышленной безопасности парового котла ДКВР 4/13, зав. №, peг. № котельной «Квартальная» (<адрес>), парового котла КЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная» (г. Няндома Архангельской области, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1), по смыслу и содержанию, являются идентичными и охватываются требованиями прокурора к этому же ответчику о возложению обязанности по устранению нарушения лицензионных требований, определяемых п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 при эксплуатации опасных производственных объектов.
Поскольку представленным актом проверки от 13 ноября 2018 года №, были выявлены нарушения со стороны АО "АрхоблЭнерго" только подпунктов б, л, ф пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492, иных нарушений предусмотренных пунктом 5 Положения о лицензировании не было выявлено, иск прокурора к АО "АрхоблЭнерго" подлежит частичному удовлетворению путем возложения на ответчика обязанности по устранению нарушений лицензионных требований, определяемых в подпунктах б, л, ф пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: котельной «Центральная», расположенной по адресу: Архангельская обл., г. Няндома, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1, в отношении парового котла КЕ-25-14С, зав. №; котельной «Квартальная», расположенной по адресу: <адрес>, в отношении парового котла ДКВР 4/13, зав. №, peг. №.
В силу статьи 8 Закона техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.
Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается. Обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре. Изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности (ч. 4 ст. 3 Закона)
С учетом данных правовых норм, доводы ответчика о том, что паровой котел КЕ 25-14С, зав. № выведен в ремонт, оставшиеся четыре котла находятся в работоспособном состоянии, в связи с чем котельная «Центральная» г. Няндома обеспечивает покрытие подключенных максимальных тепловых нагрузок потребителей на четырех котлоагрегатах, а паровой котел ДКВР № на котельной «Квартальная» выведен в ремонт с дальнейшим переводом в водогрейный режим, суд находит несостоятельными, поскольку на момент рассмотрения гражданского дела котлы не законсервированы и не переведены в водогрейный режим, документация на консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов и на техническое перевооружение объектов не оформлена, а вывод котлов в ремонт не освобождает ответчика от обязанности устранить выявленные нарушения.
При этом ответчиком АО "АрхоблЭнерго", в силу положений статей 56, 57 ГПК РФ, не представлено доказательств того, что им соблюдены требования подпунктов б, л, ф пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 при эксплуатации опасных производственных объектов.
Судом также установлено, что администрация МО "Няндомский муниципальный район" как орган местного самоуправления осуществляет свои полномочия по организации теплоснабжения на территории МО "Няндомское".
В силу статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения муниципального образования относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон «О теплоснабжении») предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
П. 2.6.3 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Постановление), установлено что, сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей.. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
В силу п. 2.6.5 Постановления подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
Согласно п. 5.1.1 Постановления системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Согласно комиссионному акту готовности к отопительному сезону 2018-2019 годов № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Северо-западным управления Ростехнадзора Северо-западного управления Ростехнадзора при проведении проверки к отопительному сезону администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», комиссия пришла к выводу о неготовности муниципального образования «Няндомский муниципальный район» к работе в отопительном периоде 2018-2019 гг., было установлено отсутствие паспорта готовности на 20 котельных г. Няндома, находящихся в аренде АО "АрхоблЭнерго", в том числе на котельной «Квартальная» (<адрес>) и котельной «Центральная» (г. Няндома Архангельской области, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1).
Как следует из перечня замечаний к выполнению требований по готовности к отопительному периоду 2018-2019 годов Муниципального образования «Няндомский муниципальный район», являющемуся приложением №2 к акту проверки готовности к отопительному сезону периоду 2018-2019 годов № от ДД.ММ.ГГГГ выполненным Северо-западным управления Ростехнадзора, АО "АрхоблЭнерго" осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов, а именно: котельной «Центральная», расположенной по адресу: г. Няндома Архангельской области, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1, котельной «Квартальная», расположенная по адресу: <адрес>, при отсутствии указания данных адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ; отсутствует действующее заключение экспертизы промышленной безопасности на паровой котел КЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная».
Администрация МО «Няндомский муниципальный район» как орган местного самоуправления реализует свои полномочия по организации теплоснабжения на территориях МО «Няндомское».
Законом «О теплоснабжении» на администрацию МО «Няндомский муниципальный район» возложена обязанность осуществлять контроль за готовностью теплоснабжающих организаций к отопительному сезону. Договором аренды за администрацией МО «Няндомский муниципальный район» закреплено право в любое время проверять состояние сданного в эксплуатацию оборудования.
При этом в соответствии с пунктами 3.2.1. и 3.3.3. договора №3 от 18 июля 2017 года арендодатель вправе в любое время проверять состояние и условия эксплуатации сданного в аренду имущества через уполномоченных им представителей, а арендатор обязан производить за свой счет текущий ремонт арендованного имущества и нести расходы на содержание и охрану имущества, эксплуатационные и необходимые административно-хозяйственные работы, поддерживать имущество в надлежащем техническом состоянии.
Тем самым материалами дела подтверждается, что администрация муниципального образования «Няндомский муниципальный район» ненадлежащим образом исполняется законодательство по обеспечению теплоснабжения жителей муниципального образования «Няндомское», выразившиеся в ненадлежащей организации обеспечения безопасной эксплуатации парового котла КЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная» (г. Няндома Архангельской области, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1); парового котла ДКВР 4/13, зав. №, per. № котельной «Квартальная» (<адрес>), принятые органом местного самоуправления меры до настоящего времени не привели устранению допущенных АО «АрхоблЭнерго» нарушений законодательства.
Нахождение теплоэнергетического комплекса, предназначенного для теплоснабжения объектов жилого, производственного и социально-бытового назначения в границах МО «Няндомское» в аренде АО «АрхоблЭнерго» не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от возложенных на него законом обязанностей по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, поскольку указанное обязательство отнесено к вопросам местного значения.
Доводы администрации МО «Няндомский муниципальный район» о том, что администрацией были приняты все необходимые меры в части исполнения законодательства по обеспечению теплоснабжения жителей муниципальных образований «Няндомское», не опровергают указанные выводы суда.
Осуществляя свою деятельность, администрация не смогла организовать надлежащее теплоснабжение населения в границах муниципального образования «Няндомское», допустив наличие недостатков в котельных, переданных в аренду АО "АрхоблЭнерго", что свидетельствует о недостаточности проводимых администрацией мероприятий.
С учетом изложенного суд полагает подлежащими удовлетворению в полном объеме исковые требования прокурора, заявленные к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», в части возложения на ответчика обязанности надлежащим образом организовать теплоснабжение населения муниципального образования «Няндомское» в части организации обеспечения безопасной эксплуатации парового котла КЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная» (<адрес>, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1); парового котла ДКВР 4/13, зав. №, per. № котельной «Квартальная» (<адрес>).
Оценивая требования истца относительно устранения допущенных нарушений в срок до 01 сентября 2019 года, суд принимает во внимание то обстоятельство, что ответчиками не представлено доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок.
С учетом изложенного суд полагает, что данный срок, является разумным и достаточным для выполнения всех мероприятий, необходимых для исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие в качестве ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, с АО "АрхоблЭнерго" в доход бюджета муниципального образования "Няндомский муниципальный район" подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, в размере 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания», администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» об устранении нарушений по содержанию объектов теплоснабжения, организации надлежащего теплоснабжения населения удовлетворить частично.
Обязать акционерное общество «Архангельская областная энергетическая компания» в срок до 01 сентября 2019 года устранить нарушение лицензионных требований, определяемых в подпунктах б, л, ф пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: котельной «Центральная», расположенной по адресу: Архангельская обл., г. Няндома, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1, в отношении парового котла КЕ-25-14С, зав. №; котельной «Квартальная», расположенной по адресу: <адрес>, в отношении парового котла ДКВР 4/13, зав. №, peг. №.
В удовлетворении оставшейся части требования прокурора Няндомского района Архангельской области к акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» об устранении нарушений по содержанию объектов теплоснабжения отказать.
Обязать администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в срок до 01 сентября 2019 года надлежащим образом организовать теплоснабжение населения муниципального образования «Няндомское» в части организации обеспечения безопасной эксплуатации парового котла КЕ-25-14С, зав. № котельной «Центральная» (г. Няндома Архангельской области, производственная база птицефабрики «Няндомская», стр. 1); парового котла ДКВР 4/13, зав. №, per. № котельной «Квартальная» (<адрес>).
Взыскать с акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» в доход бюджета муниципального образования "Няндомский муниципальный район" государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.Н.Воропаев
Мотивированное решение составлено 28 января 2019 года.