ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1166/19 от 24.09.2019 Малопургинского районного суда (Удмуртская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-1166/2019

24 сентября 2019 года с. Малая Пурга Удмуртская Республика

Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Прохоровой Т.В.,

при секретаре Оленевой Р.Н.,

с участием помощника прокурора Малопургинского района Удмуртской Республики Дементьева О.А., представителя ответчика Администрации МО «Малопургинский район» ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Малопургинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Малопургинский район», МОУ СОШ д. Среднее Кечево Малопургинского района УР о возложении обязанности привести защитное сооружение в состояние пригодное для укрытия граждан,

установил:

Прокурор Малопургинского района УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Малопургинский район», МОУ СОШ д. Среднее Кечево Малопургинского района УР о возложении обязанности привести защитное сооружение в состояние пригодное для укрытия граждан. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Малопургинского района УР проверено исполнение законодательства, регулирующего вопросы содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны, объектов муниципальной собственности. Установлено, что по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение типа ПРУ (противорадиационное укрытие), входящее в перечень защитных сооружений гражданской обороны реестра МЧС России под номером 18/400, площадью 633 кв.м. Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования ПРУ №400 от 26.08.2018 вышеуказанное защитное сооружение не может использоваться в качестве ПРУ ввиду его неудовлетворительного физического состояния. Так, в ПРУ №18/400 по адресу: <адрес>, входные группы имеют множество повреждений, аварийных шахтных выходов и защитных оголовков нет, воздухоприемные оголовки захламлены, полы покрыты до 20 см сырой грязью, помещение постоянно подтапливается грунтовыми водами, стены влажные, дизель-электростанция отсутствует, воздуховоды, вентиляция неисправны, водопровод отсутствует, канализация неисправна, теплоснабжения, электричества нет, средства тушения пожара отсутствуют. Межведомственная комиссия, которой проведено обследование ПРУ №18/400, пришла к выводу о неготовности ПРУ к использованию для укрытия граждан. Согласно пп. 3, 6.1, 21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно ч. 3. ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В соответствии с п.4 ст.3 вышеуказанного федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Закон № 28) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона № 28 органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию. В соответствии с п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 (далее по тексту Правил) при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации. Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 утвержден порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (далее - Приказ №575). Согласно п.2 Приказа №575 содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Между тем, ПРУ №18/400 требованиям закона не соответствует, к приёму укрываемых данное защитное сооружение не готово, требования о постоянной готовности помещения и оборудования не соблюдаются. 25.06.2019 в адрес Главы МО «Малопургинский район» как собственника ПРУ №18/400 внесено представление об устранении выявленных нарушений. В соответствии с требованиями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. По итогам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что ПРУ №18/400 по адресу: <адрес>, находится в собственности Администрации МО «Малопургинский район», располагается на цокольном этаже 2-этажного нежилого здания, в котором располагается МОУ СОШ д. Среднее Кечево. В соответствии с договором о закреплении имущества на праве оперативного управления №13 от 18.10.2018 Администрацией МО «Малопургинский район» указанное здание передано на праве оперативного управления МОУ СОШ д. Среднее Кечево. Согласно п.1.7 Устава, утвержденного приказом Управления Администрации МО «Малопургинский район» №348 от 15.11.2016, учредителем МОУ СОШ д. Среднее Кечево является Администрация МО «Малопургинский район». На основании изложенного следует, что обязанность по содержанию защитного сооружения в состоянии пригодном для приема укрываемых лиц возложена на Администрацию МО «Малопургинский район» и МОУ СОШ д. Среднее Кечево. Содержание защитного сооружения в непригодном состоянии влечет нарушение неопределенного круга лиц на защиту при наступлении чрезвычайных ситуаций, влечет снижение уровня антитеррористической защищенности населенного пункта в целом. Просит возложить обязанность на Администрацию МО «Малопургинский район» и МОУ СОШ д. Среднее Кечево Малопургинского района УР в течение 18 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны ПРУ №18/400 по адресу: <адрес>, в состояние пригодное для укрытия граждан.

В судебном заседании:

Помощник прокурора Малопургинского района УР Дементьев О.А. уточнил исковые требования просит возложить обязанность на Администрацию МО «Малопургинский район» и МОУ СОШ д. Среднее Кечево Малопургинского района УР в срок до 31.12.2025 привести защитное сооружение гражданской обороны ПРУ №18/400 по адресу: <адрес>, в состояние, пригодное для укрытия граждан.

Представитель ответчика Администрации МО «Малопургинский район» ФИО1 с уточненными исковыми требованиями согласен.

Представитель МОУ СОШ д. Среднее Кечево Малопургинского района УР на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина не явки не известна.

Выслушав участников процесса, согласно ст. 67 ГПК РФ исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что обязанность по содержанию защитного сооружения в состоянии пригодном для приема укрываемых лиц возложена на Администрацию МО «Малопургинский район» и МОУ СОШ д. Среднее Кечево. Содержание защитного сооружения в непригодном состоянии влечет нарушение неопределенного круга лиц на защиту при наступлении чрезвычайных ситуаций, влечет снижение уровня антитеррористической защищенности населенного пункта в целом.

Установлено, что по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение типа ПРУ (противорадиационное укрытие), входящее в перечень защитных сооружений гражданской обороны реестра МЧС России под номером 18/400, площадью 633 кв.м.

Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования ПРУ №400 от 26.08.2018 вышеуказанное защитное сооружение не может использоваться в качестве ПРУ ввиду его неудовлетворительного физического состояния. Так, в ПРУ №18/400 по адресу: <адрес>, входные группы имеют множество повреждений, аварийных шахтных выходов и защитных оголовков нет, воздухоприемные оголовки захламлены, полы покрыты до 20 см сырой грязью, помещение постоянно подтапливается грунтовыми водами, стены влажные, дизель-электростанция отсутствует, воздуховоды, вентиляция неисправны, водопровод отсутствует, канализация неисправна, теплоснабжения, электричества нет, средства тушения пожара отсутствуют. Межведомственная комиссия, которой проведено обследование ПРУ №18/400, пришла к выводу о неготовности ПРУ к использованию для укрытия граждан.

Согласно пп. 3, 6.1, 21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч. 3. ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В соответствии с п.4 ст.3 вышеуказанного федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Закон № 28) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона № 28 органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В соответствии с п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 (далее по тексту Правил) при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 утвержден порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (далее - Приказ №575).

Согласно п.2 Приказа №575 содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Между тем, ПРУ №18/400 требованиям закона не соответствует, к приёму укрываемых данное защитное сооружение не готово, требования о постоянной готовности помещения и оборудования не соблюдаются. 25.06.2019 в адрес Главы МО «Малопургинский район» как собственника ПРУ №18/400 внесено представление об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с требованиями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По итогам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что ПРУ №18/400 по адресу: <адрес>, находится в собственности Администрации МО «Малопургинский район», располагается на цокольном этаже 2-этажного нежилого здания, в котором располагается МОУ СОШ д. Среднее Кечево. В соответствии с договором о закреплении имущества на праве оперативного управления №13 от 18.10.2018 Администрацией МО «Малопургинский район» указанное здание передано на праве оперативного управления МОУ СОШ д. Среднее Кечево.

Согласно п.1.7 Устава, утвержденного приказом Управления Администрации МО «Малопургинский район» №348 от 15.11.2016, учредителем МОУ СОШ д. Среднее Кечево является Администрация МО «Малопургинский район».

С учетом изложенного, требования прокурора обоснованы, законны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Малопургинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию МО «Малопургинский район» и МОУ СОШ д. Среднее Кечево Малопургинского района УР в срок до 31.12.2025 привести защитное сооружение гражданской обороны ПРУ №18/400 по адресу: <адрес>, в состояние, пригодное для укрытия граждан.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме. Полный тест решения изготовлен 30 сентября 2019 года.

Председательствующий Т.В. Прохорова