дело №2-1166/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ р.п. Сурское Ульяновской области 19 сентября 2014 года
Карсунский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Мещаниновой И.П.,
с участием помощника прокурора Сурского района Ульяновской области Трофимова С.В.,
при секретаре Ахметшиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сурского района Ульяновской области, поданного на основании ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Никитинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия администрации МО Никитинское сельское поселение, выражающееся в неосуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, в части нераспространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством РФ и возложении обязанности на администрацию МО Никитинское сельское поселение регулярно не реже 1 раза в квартал распространять социальную рекламу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сурского района Ульяновской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации МО Никитинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области, в котором указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией МО Никитинское сельское поселение требований федерального законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов относится утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение: 1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; 2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», социальная реклама, это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Согласно положениям ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст.9 Устава МО Никитинское сельское поселение в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают следующими полномочиями: утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Вместе с тем, проверкой установлено, что администрацией МО Никитинское сельское поселение в нарушении п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 261-ФЗ, не осуществляется регулярное распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно положениям п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона № 261-ФЗ, информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством опубликования органами местного самоуправления в средствах массовой информации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Таким образом, бездействие администрации МО Никитинское сельское поселение выразившееся в неосуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в части нераспространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, влечет за собой не соблюдение интересов государства и достижение общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории МО Никитинское сельское поселение. Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать незаконным бездействие администрации МО Никитинское сельское поселение, выражающееся в неосуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, в части нераспространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством РФ и возложить обязанность на администрацию МО Никитинское сельское поселение регулярно не реже 1 раза в квартал распространять социальную рекламу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Сурского района Ульяновской области Трофимов С.В. заявленные требования поддержал аналогичными доводами и просил исковое заявление удовлетворить, при этом дополнил, что на информационных стендах в населенных пунктах, входящих в поселение, ни на сайте администрации поселения не размещалась какая-либо информация по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, то есть в части нераспространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке администрация поселения бездействовала.
Представитель ответчика - администрации МО Никитинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области ФИО1 требования прокурора признал частично, суду пояснив, что администрацией МО Никитинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области информационное обеспечение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности доводилось через сходы граждан и вывешивания листовок на информационных стендах зданий администраций поселений. В настоящее время разработан проект Программы «Энергоснабжение и повышение энергетической эффективности на территории МО Никитинское сельское поселение на 2014-2016 г.г.». Данный проект направлен в прокуратуру Сурского района для правового анализа и дачи правового антикоррупционного заключения. При этом, представитель ответчика не отрицал, что на протяжении 4-х лет администрация поселения не распространяла социальную рекламу по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, в том числе с 2014 года это происходило не во всех населенных пунктах, входящих в состав поселения. Тот факт, что социальная реклама вывешивалась на информационных стендах в селах, какими-либо объективными данными им подтвержден быть не может. На официальном сайте администрации поселения данная информация также не размещалась. Просил в удовлетворении требований прокурора в части признания бездействия администрации поселения в части не осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.8.2. ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-Ф3), к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов относится утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно ч.2 ст.22 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ (ред.от 12.12.2011) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:
- информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
- социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.11 ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечения интересов государства.
Согласно положениям ст.10 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе», рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям п.2 ч.1 ст.22 Закона №261-ФЗ, информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством опубликования органами местного самоуправления в средствах массовой информации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно ч.5 ст.23 Закона №261-ФЗ, информация, включенная в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, подлежит обязательному размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет, на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сети Интернет и обновлению не реже чем один раз в квартал в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что администрацией МО Никитинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области информационное обеспечение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности доводилось через сходы граждан не во всех населенных пунктах, входящих в состав поселения. Лишь в настоящее время администрацией разработан проект Программы «Энергоснабжение и повышение энергетической эффективности на территории МО Никитинское сельское поселение на 2014-2016 г.г.». Данный проект направлен в прокуратуру Сурского района для правового анализа и дачи правового антикоррупционного заключения. На протяжении более 4-х лет администрация поселения не распространяла социальную рекламу по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, в том числе это происходило лишь с 2014 года, но не во всех населенных пунктах, входящих в состав поселения. На официальном сайте администрации поселения данная информация также не размещалась
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что бездействие администрации МО Никитинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области, выразившееся в не осуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в части не распространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, влечет за собой не соблюдение интересов государства и достижение общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории данного поселения на протяжении более 4-лет с момента издания Федерального закона №261 -ФЗ от 23.11.2009 г.
Таким образом, неисполнение администрацией МО Никитинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области обязанности по информационному обеспечению в сфере энергоснабжения и энергетической эффективности влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на свободное получение информации закрепленное ст.ст. 24, 29 Конституции РФ, а также нарушение интересов государства, поскольку от проводимой работы по информационному обеспечению зависит достижение общественно-полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Сурского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО Никитинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области, выражающееся в не осуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, в части не распространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.
Обязать Администрацию МО Никитинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области не реже 1-го раза в квартал распространять социальную рекламу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья И.П. Мещанинова