Дело №
Поступило в суд 23.12.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Резолютивная часть оглашена 09 июня 2022 года.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
р.<адрес>
Ордынский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Отт С.А.,
при секретаре Кащеевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, с участием Управления федеральной налоговой службы России, Управления федерального казначейства по <адрес>, о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с вышеуказанным исковым завлением, указывая, что в нарушение ст. 11, 22 56, 136, 140 ТК РФ ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 при увольнении не произведена выплата полного окончательного расчета. В связи с оптимизацией штатной структуры МИФНС России № сокращены государственные гражданские служащие, в том числе, ФИО1, работавшая в должности старшего государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства, ФИО2, работавшая в должности специалиста первого разряда отдела учета налогоплательщиков, ФИО3, работавшая в должности начальника отдела общего обеспечения, ФИО4, работавшая в должности заместителя начальника отдела общего обеспечения, ФИО5, работавшая в должности специалиста первого разряда отдела общего обеспечения, ФИО6, работавшая в должности специалиста первого разряда отдела общего обеспечения, ФИО7, работавшая в должности начальника отдела учета налогоплательщиков, ФИО8, работавшая в должности специалиста-эксперта отдела общего обеспечения. В соответствии с приказами ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ, № ЕД-7-4/226 «О структуре Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>» УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№@ «Об утверждении структур инспекций ФНС России по <адрес>» произведена реорганизация УФНС России по <адрес>. МИФНС № по НСО включена в состав МИФНС России № по <адрес>. Обстоятельства не произведенных выплат, факта трудоустройства и увольнения подтверждаются справками о размере задолженности по заработной плате, копиями расчетов денежного содержания, копиями приказов о назначении на должность, копиями служебных контрактов, копиями приказов об увольнении. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой им должностью и месячного оклада в соответствии с присвоением ему классных чинов, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функции государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работникам МИФНС № - государственным гражданским служащим, выплачивались средства материального стимулирования (за 2 квартал 2020 г., июль-сентябрь 2020 г., 3 квартал 2020 г., октябрь-декабрь 2020 г., 4 квартал 2020 г., январь-апрель 2021г., май-июнь 2021 г., 1 квартал 2021г.), которые не были учтены при расчете денежного содержания, выплачиваемого при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы. Сумма недоначисленной и не выплаченной компенсации ФИО1 составляет 87918,90 рублей, ФИО2 составляет 53961,37 рублей, ФИО3 - 215066,92 рублей, ФИО4 - 116815,10 рублей, ФИО5 - 22214,23 рублей, ФИО6 - 60920,45 рублей, ФИО7 - 116748,08 рублей, ФИО8 - 96487,11 руб. Ключевая ставка, применяемая для расчета компенсации за задержку выплат с июня 2021 года – 5,5%. Учитывая, что права работников при увольнении МИФНС были нарушены, им причинен моральный вред в размере 20000 руб.
Прокурор просит взыскать с Межрайонной ИФНС России № по <адрес>:
в пользу ФИО1 - задолженность компенсации в размере 87918,90 руб., компенсацию за задержку выплаты в размере 5609,16 руб., моральный вред 20000 руб.;
в пользу ФИО2 - задолженность компенсации в размере 53961,37 руб., компенсацию за задержку выплаты 3442,71 руб., моральный вред в размере 20000 руб.;
в пользу ФИО3 - задолженность компенсации в размере 215066,92 руб., компенсацию за задержку выплаты 9147,47 руб. моральный вред 20000 руб.;
в пользу ФИО4 - задолженность компенсации в размере 116815,10 руб., компенсацию за задержку выплаты 4968,53 руб., моральный вред 20000 руб.;
в пользу ФИО5 - задолженность компенсации в размере 22214,23 руб., компенсацию за задержку выплаты 944,83 руб., моральный вред 20000 руб.;
в пользу ФИО6 - задолженность компенсации в размере 60920,45 руб., компенсацию за задержку выплаты 2591,13 руб., моральный вред 20000 руб.;
в пользу ФИО7 - задолженность компенсации в размере 116748,00 руб., компенсацию за задержку выплаты 6549,56 руб., моральный вред 20000 руб.;
в пользу ФИО8 - задолженность компенсации в размере 796487,11 руб., компенсацию за задержку выплаты 4103,91 руб., моральный вред 20000 руб.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле - Завалюева Т.А., поддержала исковые требования по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении.
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчика – Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Ильина (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что МИФНС при выплате компенсации не нарушала нормы ФЗ РФ № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе РФ», подлежащей применению при расчете компенсации при увольнении, нормы ТК РФ, применяются только в части не урегулированной данным ФЗ. Денежное стимулирование, не было включено при расчете данной компенсации, так как оно не предусмотрено ст. 50 ФЗ РФ № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе РФ», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Денежное стимулирование устанавливается сверх лимита фонда оплаты труда, правовая природа данных выплат иная, работнику оно не гарантировано, а устанавливается за определенные показатели в работе, поэтому работнику не может быть причинен моральный вред. Ежегодно до отделений доводится лимит гарантированных выплат (денежное содержание и выплаты, включенные в ст. 14, 50, 51 ФЗ РФ № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе РФ»). Материальное стимулирование не включается в состав фонда оплаты труда, что закреплено в ведомственных актах ФНС напрямую, которые не оспорены в установленном порядке. Материальное стимулирование не является премией, так как премии включены в фонд оплаты труда, они доводятся в начале года, а эти выплаты Управление ФНС выделяет в зависимости от показателей отделения ФНС. Материальное стимулирование также не является иными выплатами, отнесенными к фонду оплаты труда, так как они не указаны в ст. 50 ФЗ РФ № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе РФ».
В письменных возражениях на исковое заявление представитель МИФНС № по НСО указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№@ «О реорганизации налоговых органов <адрес>» проведена реорганизация Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> путем присоединения к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> с возложением на эту инспекцию обязанностей правопреемника в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, а также произведено переименование Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> (с сохранением кода налогового органа 5403 и адреса места нахождения). Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом. В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). Частью 5 статьи 50 указанного Закона предусмотрен закрытый перечень дополнительных выплат. Вместе с тем, частью 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ предусмотрена возможность произведения гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом, отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Закона № 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила), которые определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (пп. «д», п. 1 Правил). В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены. Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил. Согласно данному пункту Правил месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктом 8 Правил не предусмотрены. В связи с чем, при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Законом № 79-ФЗ.Фонд оплаты труда формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Закона № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Таким образом, понятие фонда оплаты труда, содержащееся в статье 51 Закона № 79-ФЗ, шире. Однако, в системе права есть и специальные нормы, определяющие порядок включения и перечень выплат, подлежащих учету при исчислении денежного содержания, в частности Правила. Относительно применения пунктов 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих Министерство труда и социальной защиты РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ№/В-5300 отметило, что в состав денежного содержания входят только выплаты по ч. 2 и 5 ст. 50 Закона о госслужбе. Их же предусматривают Правила расчета денежного содержания для федеральных служащих. Никакие другие суммы учитывать нельзя, в том числе выплаты по ч. 10 ст. 50 Закона №- ФЗ. В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов. При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим. В соответствии с позицией Минфина РФ, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, выплачиваемое в соответствии ежегодными решениями Правительства РФ материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством РФ не предусмотрены. Ввиду отсутствия единого механизма осуществления дополнительного материального стимулирования федеральными государственными органами (локальными нормативными правовыми актами) самостоятельно определяются порядок и условия его выплаты, а также взаимосвязь с выполнением определенных заданий, достижением утвержденных в конкретном государственном органе показателей эффективности и результативности, качеством исполнения гражданским служащим своих служебных обязанностей и т.д. Таким образом, как разъясняет Минфин РФ в указанном письме, исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты). Ежеквартально ФНС России направляет в нижестоящие налоговые орган письма, содержащие в том числе механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Так, до Инспекции Управлением ФНС России по <адрес> письмами от ДД.ММ.ГГГГ№дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ№дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ№дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ№дсп@, доведены выписки из протокола заседания Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России (далее по тексту — Комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ№дсп (1 квартал 2021), от ДД.ММ.ГГГГ№дсп (4 квартал 2020), от ДД.ММ.ГГГГ№дсп (3 квартал 2020), от ДД.ММ.ГГГГ№дсп (2 квартал 2020). При этом, в описании механизма распределения денежных средств (в каждом квартале) содержится обязательное положение о том, что материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований и не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России. Исходя из положений ведомственных территориальных нормативных актов ФНС России средства материального стимулирования не являются премиальным фондом и в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят. Данные выплаты направлены на повышение эффективности труда и укрепление стабильности профессионального состава кадров территориальных налоговых органов. Об этом четко свидетельствует специальный порядок распределения этих средств материального стимулирования каждого работника. Материальное стимулирование (июль-сентябрь 2020, октябрь-декабрь 2020, январь-апрель 2021, май-июнь 2021), выплачиваемое в соответствии с решениями Правительства, также не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Такое материальное стимулирование также осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не относится к иным выплатам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в соответствии с частью 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ. На основании локальных актов ФНС России и Управления ФНС России по <адрес> выплата дополнительного материального стимулирования производится не в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий, а в форме иных выплат, что согласуется позицией Минфина РФ, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ№.
Представитель третьего лица Управления федеральной налоговой службы России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления федерального казначейства по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с приказами ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ, № ЕД-7-4/226 «О структуре Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>» УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№@ «Об утверждении структур инспекций ФНС России по <адрес>» произведена реорганизация УФНС России по <адрес>. МИФНС № по НСО включена в состав МИФНС России № по <адрес>.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГФИО9 принята в государственную налоговую инспекцию по <адрес> на должность ревизора-инспектора налоговой инспекции.
Согласно заключенному с ФИО1 служебному контракту №-гс от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в УФНС России по <адрес>, истец занимала должность старшего государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства. По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 4927 руб. в месяц; ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30% от оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух месячных окладов денежного содержания; материальной помощи; районный коэффициент в размере 1,2 к денежному содержанию; другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и нормативными правовыми актами (п.9).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО1 расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 47 календарных дней.
Приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГФИО2 принята специалистом 1 разряда отдела информационных технологий в МИФНС № по <адрес>.
Согласно заключенному с ФИО2 служебному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в налоговых органах <адрес>, истец занимала должность специалиста 1 разряда отдела информационных технологий. По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 2621 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином; ежемесячной надбавки за выслугу лет; ежемесячной надбавки за особые условия в размере 60% от оклада; премии; ежемесячное денежное поощрение; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.10).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО2 расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 29 календарных дней.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГФИО3 переведена на должность начальника отдела финансового обеспечения в государственную налоговую инспекцию по <адрес>.
Согласно заключенному с ФИО3 служебному контракту №-гс от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в налоговых органах <адрес>, истец занимала должность начальника отдела финансового обеспечения. По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 2197,80 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином; ежемесячной надбавки за выслугу лет; ежемесячной надбавки за особые условия; премии; ежемесячное денежное поощрение; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.10).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО3 расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 36 календарных дней.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГФИО4 принята переводом из Ордынского райпо бухгалтером с ДД.ММ.ГГГГ в государственную налоговую инспекцию по <адрес>.
Согласно заключенному с ФИО4 служебному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в налоговых органах <адрес>, истец занимала должность главного специалиста отдела финансового обеспечения. По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 1698,30 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином; ежемесячной надбавки за выслугу лет; ежемесячной надбавки за особые условия; премии; ежемесячное денежное поощрение; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.10).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО4 расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 33 календарных дней.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГФИО5 принята специалистом 1 разряда отдела общего обеспечения в МИФНС № по <адрес>.
Согласно заключенному с ФИО5 служебному контракту №-гс от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в УФНС России по <адрес>, истец занимала должность специалиста 1 разряда отдела общего обеспечения. По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 3572 руб. в месяц; ежемесячной надбавки за особые условия в размере 60% от оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.10).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ со ФИО5 расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 20 календарных дней.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГФИО6 принята специалистом 1 разряда отдела информационных технологий в МИФНС № по <адрес>.
Согласно заключенному с ФИО6 служебному контракту №-гс от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в УФНС России по <адрес>, истец занимала должность специалиста 1 разряда отдела информационных технологий. По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 3324 руб. в месяц; ежемесячной надбавки за особые условия в размере 60% от оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, районный коэффициент в размере 1,2 к денежному содержанию, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.10).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО6 расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 19 календарных дней.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГФИО7 принята в государственную налоговую инспекцию по <адрес> на должность старшего экономиста госдоходов.
Согласно заключенному с ФИО7 служебному контракту №-гс от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в МИФНС № по <адрес>, истец занимала должность начальника отдела учета налогоплательщиков. По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 5212 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином в размере 1599,00 рублей в месяц; ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30% от оклада; ежемесячной надбавки за особые условия в размере 90% от оклада; иных надбавок: ежемесячное денежное поощрение в размере 100% должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (п.9). Также производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.10).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО7 расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 15календарных дней.
Приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГФИО8 принята ведущем бухгалтером в отдел финансового обеспечении в государственную налоговую инспекцию по <адрес>.
Согласно заключенному с ФИО8 служебному контракту №-гс от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в налоговых органах <адрес>, истец занимала должность главного специалиста отдела финансового обеспечения. По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 1598,40 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином; ежемесячной надбавки за выслугу лет; ежемесячной надбавки за особые условия; премии; ежемесячное денежное поощрение; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.10).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО8 расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 40 календарных дней.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 7 статьи 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу ст. 73 Федерального закона от 27.07. 2004 №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Из вышеуказанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ в 2018г., 2019г. и 2020 г. предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Часть 1 статьи 50 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч.2 ст.50 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Часть 10 статьи 50 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ предусматривает, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с п.3.1 ч.3 ст. 37 вышеуказанного закона в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п. п. 8.1 - 8.3 ч.1 ст. 37, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила), предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В соответствии с пунктом 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Согласно п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
В соответствии с ч.2 ст.51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания.
Часть 3 статьи 51 ФЗ от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ предусматривает, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год).
Пунктом 9 этого же Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренныхУказомПрезидента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).
При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
Из материалов дела следует, что во исполнение писем УФНС России по <адрес> «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих», на основании приказов по МИФНС № по <адрес> истцам регулярно выплачивались суммы материального стимулирования.
ФИО1 в соответствии с приказами от ДД.ММ.ГГГГ за 2 квартал выплачено 26041,00 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 8493,00руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 31133,00 руб., ДД.ММ.ГГГГ за 3 квартал выплачено 23388,00 руб., от 22.04.2021г. за 4 квартал 2020 выплачено 45396,00 руб., от 11.05.2021г. выплачено 34136,00 руб., от 21.06.2021г. выплачено 19642,00 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 55072 руб.
ФИО2 в соответствии с приказами от ДД.ММ.ГГГГ за 2 квартал выплачено 19660 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 17141 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 17660 руб., ДД.ММ.ГГГГ за 3 квартал выплачено 17238,00 руб., от 22.04.2021г. за 4 квартал 2020 выплачено 28759руб., от 11.05.2021г. выплачено 24370 руб., от 21.06.2021г. выплачено 4945,00 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 30496 руб.
ФИО3 в соответствии с приказами от ДД.ММ.ГГГГ за 2 квартал выплачено 50658 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 43700 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 48764руб., ДД.ММ.ГГГГ за 3 квартал выплачено 51645 руб., от 22.04.2021г. за 4 квартал 2020 выплачено 77109 руб., от 11.05.2021г. выплачено 63600 руб., от 21.06.2021г. выплачено 76320 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 81791 руб.
ФИО4 в соответствии с приказами от ДД.ММ.ГГГГ за 2 квартал выплачено 21558руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 32718 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 26371руб., ДД.ММ.ГГГГ за 3 квартал выплачено 25977 руб., от 22.04.2021г. за 4 квартал 2020 выплачено 35763 руб., от 11.05.2021г. выплачено 41044 руб., от 21.06.2021г. выплачено 47785 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 42324 руб.
ФИО5 в соответствии с приказами от 11.05.2021г. выплачено 19226 руб., от 21.06.2021г. выплачено 19040 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 18662 руб.
ФИО6 в соответствии с приказами от ДД.ММ.ГГГГ за 2 квартал выплачено 15646 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 15279 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 15743руб., ДД.ММ.ГГГГ за 3 квартал выплачено 15451 руб., от 22.04.2021г. за 4 квартал 2020 выплачено 22414 руб., от 11.05.2021г. выплачено 21725 руб., от 21.06.2021г. выплачено 21515 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 29493 руб.
ФИО6 в соответствии с приказами от ДД.ММ.ГГГГ за 2 квартал выплачено 15646 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 15279 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 15743руб., ДД.ММ.ГГГГ за 3 квартал выплачено 15451 руб., от 22.04.2021г. за 4 квартал 2020 выплачено 22414 руб., от 11.05.2021г. выплачено 21725 руб., от 21.06.2021г. выплачено 21515 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 29493 руб.
ФИО7 в соответствии с приказами от ДД.ММ.ГГГГ за 2 квартал выплачено 37958 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 42570 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 26580руб., ДД.ММ.ГГГГ за 3 квартал выплачено 37645 руб., от 22.04.2021г. за 4 квартал 2020 выплачено 39981 руб., от 11.05.2021г. выплачено 61854 руб., от 21.06.2021г. выплачено 63916 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 64794 руб.
ФИО8. в соответствии с приказами от ДД.ММ.ГГГГ за 2 квартал выплачено 23123 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 20720 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 21340руб., ДД.ММ.ГГГГ за 3 квартал выплачено 28977 руб., от 22.04.2021г. за 4 квартал 2020 выплачено 26903 руб., от 11.05.2021г. выплачено 29454 руб., от 21.06.2021г. выплачено 29169 руб., от ДД.ММ.ГГГГ выплачено 36117 руб.
Суммы данных выплат не были учтены работодателем при исчислении и выплате четырехмесячного денежного содержания при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Оценивая довод представителей ответчика о том, что средства материального стимулирования не должны учитываться при расчете компенсации при увольнении, суд исходит из следующего.
Частями 1 и 2 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя.
Частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона N 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.
В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).
При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила).
В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.
Исчисление денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске осуществляется в соответствии с пунктом 6 Правил, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, которое состоит из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил.
Согласно данному пункту Правил месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил не предусмотрены.
Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ.
В целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, так как одни и те же выплаты (материальное стимулирование) не могут носить различную правовую природу при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске (п. 6 Правил) и определении компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа (п.8 Правил).
Указанной правовой позиции придерживается Министерство труда и социальной защиты РФ в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ№/В-5300, данная позиция изложена в определении Верховного суда РФ №-КГ19-1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, поскольку отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона N 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено, на данные правоотношения в части материального стимулирования, распространяется положения ч. 2 ст. 139 ТК РФ, согласно которым для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Заключенными с истцами контракты предусматривались другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами РФ (пункт 10 служебного контракта).
Истцы при получении заработной платы получили указанные суммы материального стимулирования, они учтены в их заработке при исчислении подоходного налога, доказательств об обратном не предоставлено (ст. 56 ГПК РФ), однако не учтены при исчислении компенсации при увольнении.
Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не должно включаться в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх его, не основаны на указанных выше нормах законодательства, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) за его работу и являются его доходом.
Таким образом, в расчет размера денежного содержания истца ответчиком необоснованно не была включена сумма выплаты дополнительного материального стимулирования. При этом, применение ведомственных актов, предоставленных представителем ответчика, в том числе письма ФНС России, согласно которым материальное стимулирование в состав денежного содержания не входит, а также п. 2.2 Положения о порядке выплаты отдельных ежемесячных и иных дополнительных выплат гражданским служащим, утв. приказом МИФНС России № по НСО от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств, не может вступать в противоречие с ч. 2 ст. 139 ТК РФ.
Согласно представленным документам, ФИО1 при увольнении начислена компенсация из расчета 47 календарных дней неиспользованного отпуска, ФИО2 при увольнении начислена компенсация из расчета 29 календарных дней неиспользованного отпуска, ФИО3 при увольнении начислена компенсация из расчета 36 календарных дней неиспользованного отпуска, ФИО4 при увольнении начислена компенсация из расчета 33 календарных дней неиспользованного отпуска. ФИО5 при увольнении начислена компенсация из расчета 20 календарных дней неиспользованного отпуска, ФИО6 при увольнении начислена компенсация из расчета 19 календарных дней неиспользованного отпуска, ФИО7 при увольнении начислена компенсация из расчета 15 календарных дней неиспользованного отпуска, ФИО8 при увольнении начислена компенсация из расчета 40 календарных дней неиспользованного отпуска.
Часть 1 статьи 46 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 13 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ).
В силу пункта 6 части 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ гражданскому служащему причитается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (п. 8 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).
Согласно расчету сумм, не включенных ФИО1 в четырехмесячное пособие при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, задолженность по заработное плате составляет 87918,90 руб., в том числе не доплачена четырехмесячная компенсация при увольнении в размере 62753,32, не доплачена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении – 25165,58 руб.
Согласно расчету сумм, не включенных ФИО2 в четырехмесячное пособие при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, задолженность по заработное плате составляет 53961,37 руб., в том числе не доплачена четырехмесячная компенсация при увольнении в размере 43257,68 не доплачена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении – 10703,69 руб.
Согласно расчету сумм, не включенных ФИО5 в четырехмесячное пособие при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, задолженность по заработное плате составляет 22214,23 руб., в том числе не доплачена четырехмесячная компенсация при увольнении в размере 18976,00 руб., не доплачена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении – 3238,23 руб.
Согласно расчету сумм, не включенных ФИО4 в четырехмесячное пособие при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, задолженность по заработное плате составляет 116815,10 руб., в том числе не доплачена четырехмесячная компенсация при увольнении в размере 91150,00 руб., не доплачена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении – 25665,10 руб.
Согласно расчету сумм, не включенных ФИО3 в четырехмесячное пособие при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, задолженность по заработное плате составляет 215066,92 руб., в том числе не доплачена четырехмесячная компенсация при увольнении в размере 164529,00 руб., не доплачена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении – 50537,92 руб.
Согласно расчету сумм, не включенных ФИО8 в четырехмесячное пособие при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, задолженность по заработное плате составляет 96487,11 руб., в том числе не доплачена четырехмесячная компенсация при увольнении в размере 71935,68 руб., не доплачена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении – 24551,43 руб.
Согласно расчету сумм, не включенных ФИО7 в четырехмесячное пособие при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, задолженность по заработное плате составляет 116748,08 руб., в том числе не доплачена четырехмесячная компенсация при увольнении в размере 103501,32 руб., не доплачена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении – 13246,76 руб.
Согласно расчету сумм, не включенных ФИО6. в четырехмесячное пособие при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, задолженность по заработное плате составляет 60920,45 руб., в том числе не доплачена четырехмесячная компенсация при увольнении в размере 52422,00 руб., не доплачена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении – 8498,45 руб.
Расчет компенсации при увольнении с государственно гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание), компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи сокращением, компенсации за задержку выплаты компенсации за не использованный отпуск исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы судом проверен, является правильным и ответчиком не оспаривается.
Материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере в силу буквального толкования статьи 236 ТК РФ наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Поскольку вышеуказанные денежные суммы истцам до принятия судом решения не начислялись, то положения статьи 236 ТК ПФ к спорным правоотношениям применению не подлежат, и в данной части иска прокурору должно быть отказано.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» разъясняет, что Трудовой Кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14 части 1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В судебном заседании установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истцов, не начислены и не выплачены заработанные денежные средства, что лишило их возможности своевременно распорядиться денежными средствами для удовлетворения своих потребностей, что подтверждает причинение морального вреда. Суд определяет размер морального вреда в размере 3000 рублей каждому истцу исходя из длительности лишения работника предусмотренной законом компенсации, поведения ответчика, не принявшего мер к восстановлению нарушенного трудового права работника. Доказательств расстройства здоровья суду не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
<адрес> просил взыскать с ответчика госпошлину.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Учитывая, что ответчик - Межрайонная ИФНС России № по <адрес>, является органом государственной власти субъекта, в силу закона он освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем требование прокурора <адрес> о взыскании с ответчика госпошлины не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № по <адрес> недоплаченные суммы компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) и недоплаченные суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении:
в пользу ФИО1 - в сумме 87918 руб. 90 коп.,
в пользу ФИО2 - в сумме 53961 руб. 37 коп.,
в пользу ФИО3 - в сумме 215066 руб. 92 коп.,
в пользу ФИО4 - в сумме 116815 руб. 10 коп.,
в пользу ФИО5 - в сумме 22214 руб. 23 коп.,
в пользу ФИО6 - в сумме 60920 руб. 45 коп.,
в пользу ФИО7 - в сумме 116748 руб. 08 коп.,
в пользу ФИО8 в сумме 96487 руб. 11 коп.,
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в пользу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 компенсацию морального вреда в размере по 3000 руб. каждой.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ордынский районный суд <адрес>.
Судья С.А. Отт