Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 25 » апреля 2016 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,
при секретаре Сытиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 1167/16 по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о перерасчете страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
С 14.02.2015г. УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области назначило ФИО1 страховую пенсию по старости на основании ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
15.01.2016г. ФИО1 обратился в УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с ч.2 п.1 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», представив справку о заработной плате № 29-33-29/434 от 28.05.2015г., выданную Акционерным обществом «Узбекистон почтаси» Ташкентский филиал Зангиатинского района Келесский узел связи, за период с 01.01.1986г. по 31.12.1989г., справку о заработной плате № 32 от 28.05.2015г., выданную Акционерной компанией «Узбектелеком» Ташкентский филиал Зангиатинский телекоммуникационный узел, за период с 01.01.1990г. по 31.12.1991г.
Решением УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 21.01.2016г. № 01 ФИО1 отказано в перерасчете страховой пенсии по старости по представленным справкам о заработной плате, так как данный перерасчет противоречит нормам пенсионного законодательства.
09.03.2016г. ФИО1 обратился в суд с иском к УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом заработной платы за период с 01.01.1986г. по 31.12.1991г. на основании справок № 29-33-29/434 от 28.05.2015г. и № 32 от 28.05.2015г., выданных соответственно Акционерным обществом «Узбекистон почтаси» Ташкентский филиал Зангиатинского района Келесский узел связи и Акционерной компанией «Узбектелеком» Ташкентский филиал Зангиатинский телекоммуникационный узел, с 15.01.2016 года, указав в обоснование своих требований, что к заявлению о перерасчете пенсии он приложил справки о заработной плате за 60 месяцев подряд, которые ему были представлены работодателями и государственными органами другой республики. В связи с чем, считает отказ пенсионного органа в перерасчете размера пенсии необоснованным, так как пенсионный фонд не разобрался в наименованиях организаций.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по тем же основаниям, дополнив, что с 01.01.1986г. по 13.11.1995г. он работал монтером связи в Келесском узле связи Ташкентского района, который неоднократно переименовывался. Узел связи и почтовое отделение в 1986г., будучи единой организацией, располагались в одном здании, в 1992г. появилась самостоятельная почтовая организация, в связи с чем, впоследствии часть документов осталась в организации «Узбекистон почтаси», а часть в компании «Узбектелеком, которыми ему выданы справки о заработной плате, при этом узел связи и почта так и остались в одном здании. Отсутствие документов о переименовании организаций не должно влечь нарушение его пенсионных прав. Размер пенсии определен без учета заработка, тогда как он хочет, чтобы размер пенсии был исчислен с учетом заработной платы в течение 60 месяцев подряд, в том числе с учетом заработка в период работы с 01.01.1986г. по 31.12.1991г. Истец ФИО1 просил пересчитать страховую пенсию по старости с учетом заработной платы за период с 01.01.1986г. по 31.12.1989г. на основании справки о заработной плате № 29-33-29/434 от 28.05.2015г., выданной Акционерным обществом «Узбекистон почтаси» Ташкентский филиал Зангиатинского района Келесский узел связи, с учетом заработной платы за период с 01.01.1990г. по 31.12.1991г. на основании справки о заработной плате № 32 от 28.05.2015г., выданной Акционерной компанией «Узбектелеком» Ташкентский филиал Зангиатинский телекоммуникационный узел, с 15.01.2016 года.
Представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала по тем же основаниям, дополнив, что с 01.01.1986г. по 13.11.1995г. истец работал монтером связи в Келесском узле связи Ташкентского района, переименованном 01.01.1992г. в Келесский районный узел электросвязи. Келесский узел связи - один из многочисленных узлов связи крупной корпорации «Узбектелеком», которая имеет в своем составе филиалы, в частности имелся Ташкентский филиал. До 1992г. услуги связи и почты оказывала организация «Узбектелеком», Келесский узел связи и почта располагались в одном здании. В 1992г. появилась самостоятельная организация - Акционерное общество «Узбекистон почтаси», в связи с чем, документы оказались в разных организациях. По запросу истца две организации, Акционерное общество «Узбекистон почтаси» и Акционерная компания «Узбектелеком», выдали истцу справки о заработной плате за периоды с 01.01.19986г. по 31.12.1989г. и с 01.01.1990г. по 31.12.1991г. на основании документов, находящихся на хранении в указанных организациях. Отсутствие документов о переименовании организаций, а также отсутствие расшифровки подписей должностных лиц, заверивших справки, не должно влечь нарушение пенсионных прав истца.
Представитель ответчика, по доверенности ФИО3, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении УПФР в г.Тамбове от 21.01.2016г., дополнив, что истцу с 14.02.2015г. назначена страховая пенсия по старости без учета заработной платы. Справки о заработной плате № 29-33-29/434 от 28.05.2015г. и № 32 от 28.05.2015г., выданные Акционерным обществом «Узбекистон почтаси» Ташкентский филиал Зангиатинского района Келесский узел связи и Акционерной компанией «Узбектелеком» Ташкентский филиал Зангиатинский телекоммуникационный узел, не могут быть приняты, так как в справке № 32 не содержатся расшифровки подписей должностных лиц, заверивших справку, отсутствует основание выдачи; также по представленным документам и трудовой книжке не прослеживается последовательное переименование организаций. Размер заработной платы, указанный в справках, не оспаривает.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО10, исследовав материалы дела и пенсионное дело истца, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В соответствии со ст.4, ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1 с 01.01.1986г. по 13.11.1995г. работал монтером 6 разряда в Келесском узле связи Ташкентского района, переименованном 01.01.1992г. в Келесский районный узел электросвязи.
С 14.02.2015г. Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области назначило ФИО1 страховую пенсию по старости без учета заработной платы.
15.01.2016г. ФИО1 обратился в УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с ч.2 п.1 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», представив справку о заработной плате № 29-33-29/434 от 28.05.2015г., выданную Акционерным обществом «Узбекистон почтаси» Ташкентский филиал Зангиатинского района Келесский узел связи, за период с 01.01.1986г. по 31.12.1989г., справку о заработной плате № 32 от 28.05.2015г., выданную Акционерной компанией «Узбектелеком» Ташкентский филиал Зангиатинский телекоммуникационный узел, за период с 01.01.1990г. по 31.12.1991г.
Решением УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 21.01.2016г. № 01 ФИО1 отказано в перерасчете страховой пенсии по старости по представленным справкам о заработной плате, так как данный перерасчет противоречит нормам пенсионного законодательства.
При этом из указанного решения следует, что в справке № 32 от 28.05.2015г., выданной Акционерной компанией «Узбектелеком» Ташкентский филиал Зангиатинский телекоммуникационный узел, не содержатся расшифровки подписей должностных лиц, заверивших справку, и отсутствует основание выдачи, а именно нет ссылки, на основании каких первичных документов выдана справка. Согласно трудовой книжке период деятельности ФИО1 с 01.01.1986г. по 13.11.1995г. протекал в Келесском узле связи, а справки о заработной плате выданы Акционерной компанией «Узбектелеком» Ташкентский филиал Зангиатинский телекоммуникационный узел, Акционерным обществом «Узбекистон почтаси» Ташкентский филиал Зангиатинского района Келесский узел связи, при этом по представленным справкам последовательное переименование организаций не прослеживается.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом заработной платы за период с 01.01.1986г. по 31.12.1989г. на основании справки о заработной плате № 29-33-29/434 от 28.05.2015г., выданной Акционерным обществом «Узбекистон почтаси» Ташкентский филиал Зангиатинского района Келесский узел связи, с учетом заработной платы за период с 01.01.1990г. по 31.12.1991г. на основании справки о заработной плате № 32 от 28.05.2015г., выданной Акционерной компанией «Узбектелеком» Ташкентский филиал Зангиатинский телекоммуникационный узел, с 15.01.2016г., суд исходит из следующего.
Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (статья3 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015года.
Согласно п.15 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н, для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно статье 36 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ.
Согласно п.1 ст.17 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В силу статьи 18 указанного Закона перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" разработка порядка и оснований для назначения, перерасчета размера трудовой пенсии по старости была поручена Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации.
В соответствии с этим Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации принято Постановление N 16/19 па от 27.02.2002г. "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными Законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пунктам 2, 13, 26 указанного Перечня к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002г. в течение трудовой деятельности.
В подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке, и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях указанные документы должны быть выданы на бланках установленного образца.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой, в частности справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (статья62).
Федеральным законном от 22 октября 2004г. N125-ФЗ "Об архивном деле" предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью3 статьи6 и частью1 статьи23 данного Федерального закона (часть1 статьи17).
В судебном заседании также установлено и подтверждается, помимо пояснений истца и его представителя, показаниями свидетеля ФИО10, архивной справкой № 61 от 03.08.2015г., справкой АК «Узбектелеком Ташкентский филиал Зангиатинский телекоммуникационный узел, что в структуре регионального филиала «Ташкент Телеком» АК «Узбектелеком», предоставляющей услуги телекоммуникации, действует Келесский узел телекоммуникации, ранее именовавшийся как Келесский узел связи Ташкентского района, переименованный 01.01.1992г. в Келесский районный узел электросвязи, из которого истец уволился 13.11.1995г.; 01.04.2001г. на основании приказа № 25 от 01.04.2001г. АК «Ташкент-Телеком» Келесский узел связи переименован на участок узел связи Келес; 01.03.2001г. на основании приказа № 50 от 01.03.2002г. АК «Ташкент-Телеком» участок узел связи Келес переименован на Келесский Узел Связи; 03.06.2011г. на основании приказа № 234 от 03.06.2011г. АК «Узбектелеком» Келесский Узел Связи переименован на Ташкентский филиал Зангиатинский Узел связи; на основании Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.09.2010г. № 213 приказом № 351 от 26.10.2010г. Келесский Узел Связи Ташкентского района переименован в АК «Узбектелеком» Ташкентский филиал Зангиатинский Узел Связи.
Также из пояснений истца и его представителя следует, что до 1992г. услуги связи и почты оказывала организация «Узбектелеком», Келесский узел связи и почта располагались в одном здании; в 1992г. появилась самостоятельная организация - Акционерное общество «Узбекистон почтаси», в связи с чем, документы о трудовой деятельности сотрудников Келесского узла связи оказались в разных организациях, а именно в Акционерном обществе «Узбекистон почтаси» и Акционерной компании «Узбектелеком», которые выдали истцу по его запросу справки о заработной плате за периоды с 01.01.19986г. по 31.12.1989г. и с 01.01.1990г. по 31.12.1991г. на основании документов, находящихся на хранении в указанных организациях.
Представителем ответчика указанные обстоятельства не опровергнуты.
Отсутствие документов о последовательном переименовании организаций, а также отсутствие расшифровки подписей должностных лиц, заверивших справки, не должно влечь нарушение пенсионных прав истца.
В связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что справки о заработной плате № 29-33-29/434 от 28.05.2015г. и № 32 от 28.05.2015г., выданные Акционерным обществом «Узбекистон почтаси» Ташкентский филиал Зангиатинского района Келесский узел связи и Акционерной компанией «Узбектелеком» Ташкентский филиал Зангиатинский телекоммуникационный узел, не могут быть учтены при перерасчете страховой пенсии по старости, суд считает несостоятельными.
Также суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о перерасчете страховой пенсии по старости с 15.01.2016г., то есть с момента обращения с заявлением о перерасчете пенсии.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области произвести перерасчет страховой пенсии по старости ФИО1 с учетом заработной платы за период с 01.01.1986г. по 31.12.1989г. на основании справки о заработной плате № 29-33-29/434 от 28.05.2015г., выданной Акционерным обществом «Узбекистон почтаси» Ташкентский филиал Зангиатинского района Келесский узел связи, с учетом заработной платы за период с 01.01.1990г. по 31.12.1991г. на основании справки о заработной плате № 32 от 28.05.2015г., выданной Акционерной компанией «Узбектелеком» Ташкентский филиал Зангиатинский телекоммуникационный узел, с 15.01.2016 года.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись С.Л.Сорокина
Мотивированное решение составлено 29.04.2016 года.
Судья: подпись С.Л.Сорокина