ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1167/2016 от 03.03.2016 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-1167/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск 03 марта 2016 года

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Овчаренко М.Н.,

при секретаре Салей М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к М.К.М. о признании действий незаконными, приостановлении эксплуатации кафе в жилом доме,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального административного округа г. Омска обратился в суд с вышеназванным иском к М.К.М., указав, что прокуратурой Центрального административного округа <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в отношении объекта капитального строительства – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> А, по результатам которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 557 кв. м. принадлежит М.К.М. Строительство объекта осуществлялось на основании постановления администрации ЦАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении строительства кирпичного дома, размером 10,0х13,0, взамен ветхого деревянного». ДД.ММ.ГГГГМ.К.М. в администрации ЦАО <адрес> получено разрешение на ввод в эксплуатацию на 3 этажный жилой дом. При проведении выездной проверки установлено, что в настоящее время на указанном земельном участке построено 4-х этажное здание, эксплуатируемое как кафе «Э» (в помещениях осуществляется коммерческая деятельность). В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указанный объект недвижимости зарегистрирован как 4-этажный жилой дом, площадью 312 кв.м., принадлежащий М.К.М. Земельный участок с кадастровым номером с разрешенным видом использования «для размещения домов индивидуальной жилой застройки» используется М.К.М. для осуществления предпринимательской деятельности путем размещения и организации деятельности кафе «Э». В ходе проведенной прокуратурой округа с привлечением специалиста ОНД по ЦАО <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проверки при эксплуатации помещений (кафе «Э»), расположенных по адресу: <адрес> А, и относящихся к местам пребывания людей, выявлены нарушения пожарной безопасности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства. Эксплуатация данного объекта с указанными нарушениями может в дальнейшем повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В рамках уточнения исковых требований просил признать действия М.К.М. по эксплуатации кафе в жилом доме площадью 612 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> А, на земельном участке с кадастровым номером с нарушениями требований пожарной безопасности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства незаконными. Приостановить эксплуатацию кафе в жилом доме площадью 612 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> А, на земельном участке с кадастровым номером до устранения нарушений требований пожарной безопасности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства.

В судебном заседании старший помощник прокурора ЦАО <адрес>Т.М.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик М.К.М. и его представитель по устному ходатайству С.И.Б. уточненные исковые требования признали полностью. Пояснили, что уже заключен договор о проведения монтажа средств пожарной сигнализации, на изготовление проекта и т.д., доступ к жилью имеется.

Представитель третьего лица – Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> по доверенности Б.О.М. в судебном заседании полагала уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, где указала, что извещение о начале строительства объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> А в Главное управление не поступало, государственный строительный надзор при строительстве объекта не осуществлялся, заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации не выдавалось. Главным управлением в ходе проведенной проверки установлено следующее: законченное строительство кирпичного жилого дома общей площадью 612,2 кв.м., этажность 4, в здании эксплуатируются 2 этажа под нужды кафе «Э», доступ на 3 и 4 этаж отсутствует, собственник М.К.М. Объект эксплуатируется без полученного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – нарушение требований ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ. Поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является документом, удостоверяющим завершение строительства объекта и соблюдение строительных норм, правил и требований проектной документации, хозяйственное использование построенного (или реконструированного) объекта до получения такого разрешения является незаконным. Постановлением по делу об административном правонарушении Главного управления от ДД.ММ.ГГГГМ.К.М. привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 9,5 КоАп РФ. Учитывая, что строительная деятельность и иная связанная с ней, представляют повышенную опасность для окружающих, здание не введено в эксплуатацию в установленном законом порядке Главное управление считает, что при таких обстоятельствах эксплуатация здания может представлять угрозу жизни и здоровью посещающих его лиц, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица – Департамента строительства Администрации <адрес> в судебное заседании не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя, ранее был представлен отзыв на исковое заявление, где указано, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства не выдавалось. Сведениями о документах, явившихся основанием для государственной регистрации прав на 4-этажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> А, департамент строительства не располагает. Исковые требования прокурора поддерживают.

Представитель третьего лица –Администрации <адрес> в судебное заседании не явился, извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили.

Представитель третьего лица – Департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> в судебное заседании не явился, о причинах неявки суд не известил, в материалы дела представлено градостроительное заключение -СС от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому размещение кафе на земельном участке с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, ЦАО, <адрес> А, не соответствует: проекту планировки территории, так как участок расположен частично в красных линиях магистрали общегородского значения <адрес>, частично – в зоне отступа от красной линии (согласно п. 1.4 ст. 45 Правил минимальный отступ от красной линии до зданий, строений, сооружений – 6м. при осуществлении нового строительства); ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, так как не получено разрешение на строительство объекта.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землепользователи обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение.

В силу пункта 20 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Согласно части 2 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой ЦАО <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в отношении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> А, по результатам которой установлено, что часть здания эксплуатируется как жилой дом, а другая часть – кафе, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства, а именно:

1. Помещения общественного назначения не защищены автоматической пожарной сигнализацией и не смонтирована система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (фактически на втором этаже организовано помещение общественного питания на первом этаже пристроена кухня).

2. Не предоставлена техническая документация на здание (включая

пристроенную кухню), отражающая предел огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности строительных конструкций;

3. Не предоставлена техническая документация, отражающая степень

огнестойкости пристроенных к зданию летних террас (навесов) (фактически со стороны <адрес> к зданию кафе пристроены летние террасы (навесы»);

4. Ширина горизонтального участка пути эвакуации, ведущего из помещения вип-зала в свету менее 1-го м. (фактически в помещении вип-зала, размещено 4 стола на 16 посадочных мест. Ширина прохода в свету составляет 0.83 м.);

5. Ширина эвакуационных выходов из помещений, расположенных на

втором этаже (уборные) в свету менее 0.8 м. (фактически рядом с вип-залом расположены два помещения (уборные), ширина выходов которых в свету составляет 0.6 м. (каждый выход»;

6. Не предоставлена документация, подтверждающая обработку деревянных конструкция чердачного помещения огнезащитным составом;

7. Не предоставлена техническая документация, отражающая классификацию баннера по пожарной опасности, размещенного на фасаде здания;

8. не предоставлена техническая документация, отражающая характеристики для питания применяемых электроприборов (удлинители, сетевые фильтры) (фактически при проведении строительно-монтажных работ используется временная электропроводка);

9. Лестничный марш, ведущий из вип-зала в помещение основного зала

не имеет ограждения с поручнями;

10. Ширина лестничного марша ведущего из вип-зала в помещение основного зала в свету менее 1.2 м. (фактически ширина лестничного марша составляет 1.06 м.);

11. Ширина горизонтальных участков пути эвакуации между рядами в

основном обеденном зале в свету менее l-го м. (фактически в основном зале установлено 10 столов на 40 посадочных мест, ширина эвакуационных проходов между рядами от 0.86 - до 0.96 м.);

12. Ширина горизонтального участка пути эвакуации для прохода к одиночному рабочему месту в свету менее 0.7 м. (фактически ширина эвакуационного прохода из барной стойки - 0.6 м.);

13. В полу на пути эвакуации (со сцены, бара) допущен перепад высоты

пола, высотой менее 45 см. (фактически на пути эвакуации при следовании из барной стойки и сцены к эвакуационному выходу допущено устройство перепада высоты пола, высотой 16.5 см);

14. Со второго этажа здания (кафе) отсутствует второй эвакуационный выход (фактически на этаже предусмотрено 56 посадочных мест и два человека обслуживающего персонала. Предусмотрен один эвакуационный выход через основной зал в лестничную клетку);

15. Дверь эвакуационного выхода, ведущая из помещения основного обеденного зала в объем лестничной клетки открывается не по направлению выхода из здания (фактически на этаже предусмотрено 56 посадочных мест и два человека обслуживающего персонала);

16. Ширина эвакуационного выхода из основного зала, в объем лестничной клетки в свету менее 1.2 м. (фактически на этаже предусмотрено 56 посадочных мест и два человека обслуживающего персонала, ширина выхода в свету составляет 1.05 м.);

17. На пути эвакуации в объеме лестничного клетки допущено устройство

частично криволинейной лестницы в плане (фактически со второго до первого этажа в объеме лестничной клетки предусмотрен один частично криволинейный лестничный марш, по которому предусмотрена эвакуация 58 человек);

18. Ширина лестничного марша, ведущего со второго этажа в свету менее 1.2 м. (фактически ширина частично криволинейного лестничного марша, расположенного в объеме лестничной клетки составляет от 1.05 до 0.85 м.);

19. Ширина лестничной площадки, расположенной на втором этаже менее

ширины марша лестницы (фактически ширина частично криволинейного лестничного марша, расположенного в объеме лестничной клетки составляет от 1.05 до 0.85 м., а ширина лестничной площадки на втором этаже 0.57 м.);

20. Высота ограждения лестничного марша, расположенного в объеме лестничной клетки менее 1.2 м. (фактически высота ограждения частично криволинейного лестничного марша предназначенного для эвакуации со второго этажа здания составляет 0.89 м.);

21. Ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки наружу в свете менее 1.2 м. (фактически данный выход предназначен для эвакуации 58 человек шириной 0.93 м., также требуемая ширина лестничного марша расположенного в данной лестничной клетки должна быть не менее 1.2 м.);

22. Перед наружной дверью (эвакуационным выходом) из лестничной клетки предусмотрена горизонтальная входная площадка с глубиной менее 1,5 ширины полотна наружной двери (фактически ширина наружной двери 0.93 м., а глубина горизонтальной входной площадки 0.89 м.);

23. Ширина горизонтальных участков пути эвакуации в помещении приготовления пищи (кухня) в свету менее 1-го м. (фактически в помещении кухни ширина между мойкой и печью 0.41 м., у выхода 0.65 м. (установлен холодильник). На период проверки в помещении приготовления пищи находилось два сотрудника);

24. В здании допущено хранение баллонов с горючим газом (пропан) (фактически на первом этаже у мойки и в помещении кухни размещены 50 литровые баллоны, общее количество баллонов 3 штуки);

25. Не предоставлена инструкция о мерах пожарной безопасности для помещений кафе;

26. Не предоставлены документы, подтверждающие обучения руководителя и работников кафе мерам пожарной безопасности;

27. Не предоставлены документы, о назначении ответственного лица за пожарную безопасность в помещениях кафе;

28. В помещениях кафе (включая кухню) отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны;

29. На втором этаже отсутствует план эвакуации людей при пожаре;

30. Не предоставлена инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также документы подтверждающие проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность в кафе;

31. в помещении с одним эвакуационным выходом (основной зал и вип - зал) допускается одновременное пребывание более 50 человек (фактически предусмотрено 56 посадочных мест и два человека обслуживающего персонала);

32. Отсутствуют электрические фонари из расчета 1 фонарь на 50 человек;

33. Помещения не укомплектованы первичными средствами пожаротушения (фактически в помещениях отсутствуют огнетушители);

34. В помещении приготовления пищи (кухня) допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

35. На дымовых каналах печей работающих на твердом топливе, не предусмотрены задвижки с отверстием не менее 15 х 15 мм (фактически в помещении приготовления пищи (кухня) установлено две печи для приготовления пищи при сжигании твердого топлива (дрова);

36. Дымовые трубы печей, работающих на твердом топливе выведены

выше кровли основного здания (фактически в пристроенном помещении приготовления пищи (кухня) установлены две печи для приготовления пищи при сжигании твердого топлива (дрова), дымовые трубы которой выведены ниже уровня второго этажа. Основное здание трехэтажное с чердачным (мансардным) этажом);

37. Дымовые трубы печей, работающих на твердом топливе, не выполнены из глиняного кирпича или из жаростойкого бетона (фактически в помещении приготовления пищи (кухня) установлены две печи для приготовления пищи при сжигании твердого топлива (дрова), дымовые трубы печей металлические, на половину высоты трубы выложены кирпичом);

38. В основании дымовых труб печей, работающих на твердом топливе не предусмотрены карманы глубиной 250 мм с отверстиями для очистки, закрываемыми дверками (фактически в помещении приготовления пищи (кухня) установлены две печи для приготовления пищи при сжигании твердого топлива (дрова), дымовые трубы без отверстий);

39. На дымовых трубах печей, работающих на твердом топливе, не предусмотрены искроуловители из металлической сетки с отверстиями размером не более 5 х 5 мм и не менее 1 х 1 мм (фактически в пристроенном помещении приготовления пищи (кухня) установлены две печи для приготовления пищи при сжигании твердого топлива (дрова), покрытие пристройки также как и стены выполнено из горючих материалов);

40. На дымовых трубах (каналах) печей, работающих на твердом топливе, в месте примыкания строительных конструкций покрытия не предусмотрена разделка (фактически в пристроенном помещении приготовления пищи (кухня) установлены две печи для приготовления пищи при сжигании твердого топлива (дрова), покрытие пристройки также как и стены выполнено из горючих материалов, разделка отсутствует, на потолке имеются прогары от нагревания дымовых каналов (труб);

41. Конструктивное исполнение печей, работающих на твердом топливе не предусматривает отступок (фактически в пристроенном помещении приготовления пищи (кухня) печи установлены в плотную к горючим стенам, приготовления пищи осуществляется при сжигании твердого топлива (дрова);

42. Допущена эксплуатация печей, работающих на твердом топливе, без противопожарных разделок (отступок) от горючих конструкций;

43. Не осуществлена побелка дымовых труб;

44. Не предоставлены документы, регламентирующие проверку, ремонт печей, а также очистку дымоходов и печей от сажи;

45. Лестничная клетка на уровне первого этажа не отделена от примыкающего помещения дверью с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах;

46. Не предусмотрены выходы на кровлю здания;

47. На кровле здания отсутствует ограждение;

48. На стене здания отсутствуют указатели движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты);

49. Противопожарное расстояние между зданием (кафе «Э») и сооружениями (гаражи у <адрес>) не обеспечивает нераспространение пожара между строениями (согласно положений нормативного документа по пожарной безопасности, требуемое противопожарное расстояние между данными зданиями должно быть от 6 до 18 метров. Для определения требуемого значения необходимо знать степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности строений. Между тем фактическое противопожарное расстояние менее минимально требуемого и составляет 3.32 м.).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 557 кв. м. принадлежит М.К.М. Строительство объекта осуществлялось на основании постановления администрации ЦАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении строительства кирпичного дома, размером 10,0х13,0, взамен ветхого деревянного». ДД.ММ.ГГГГМ.К.М. в администрации ЦАО <адрес> получено разрешение на ввод в эксплуатацию на 3 этажный жилой дом. Между тем, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указанный объект недвижимости зарегистрирован как 4-этажный жилой дом, площадью 312 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером с разрешенным видом использования «для размещения домов индивидуальной жилой застройки» используется М.К.М. для осуществления предпринимательской деятельности путем размещения и организации деятельности кафе «Э».

В соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса проектная документация на отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей более чем три, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. В нарушение требований Градостроительного кодекса экспертиза проектной документации на указанный объект недвижимости не проведена, разрешение на ввод в эксплуатацию уполномоченным органом не выдавалось.

Спорный объект эксплуатируется с нарушениями требований пожарной безопасности.

В соответствии с абзацем третьим статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу прямого указания закона эксплуатация построенного, реконструированного здания допускается после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, отсутствие которого является самостоятельным основанием для приостановления его эксплуатации.

Собственником указанного здания не получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, отсутствует заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Факт не соблюдения ответчиком Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме») подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривался.

Исковые требования признаны ответчиком в полном объеме.

При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Признание указанного иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает ничьих прав.

При таких обстоятельствах, поскольку эксплуатируемое здание является местом массового пребывания людей, разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию, подтверждающее его соответствие проектной документации и установленным законодательством требованиям, отсутствует, спорный объект эксплуатируется с нарушениями требований земельного, градостроительного, жилищного законодательства, пожарной безопасности, что свидетельствует об опасности причинения вреда жизни, здоровью и имущества граждан в будущем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Центрального административного округа <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к М.К.М. о признании действий незаконными, приостановлении эксплуатации кафе в жилом доме удовлетворить.

Признать действия М.К.М. по эксплуатации кафе в жилом доме площадью 612 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> А, на земельном участке с кадастровым номером с нарушениями требований пожарной безопасности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства незаконными.

Приостановить эксплуатацию кафе в жилом доме площадью 612 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> А, на земельном участке с кадастровым номером до устранения нарушений требований пожарной безопасности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства.

Взыскать с М.К.М. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>

<данные изъяты> суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья решение вступило в законную силу 12.04.2016 г.