ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1167/2016 от 09.03.2016 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-1167/2016 09 марта 2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г.Архангельска в составе

председательствующего судьи Дракуновой Е.Л.,

при секретаре Дубининой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Архангельской области «Дирекция по развитию Соловецкого архипелага» к Фонду развития Соловецкого архипелага о ликвидации фонда,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ АО «Дирекция по развитию Соловецкого архипелага» (далее – Дирекция) обратилось в суд с иском к Фонду развития Соловецкого архипелага (далее - Фонд) о ликвидации фонда, мотивируя свои требования тем, что Фонд был создан <Дата> на основании решения ГБУ АО «Дирекция по развитию Соловецкого архипелага». Согласно <***> Устава Фонда источниками формирования имущества Фонда в денежной или иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителя; добровольные и имущественные взносы и пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданам и юридическим лицам в денежной или натуральной форме; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; труд добровольцев и др. В соответствии с распоряжением Правительства Архангельской области от <Дата><№>-рп «О создании государственного казенного учреждения «Дирекция по развитию Соловецкого архипелага» путем изменения типа государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Дирекция по развитию Соловецкого архипелага» изменен тип ГБУ АО «Соловецкая дирекция» с бюджетного на казенный, осуществлена регистрации изменения типа учреждения в налоговых органах. Согласно п.4 ст.298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Подпунктом 1 пункта 3.3 Устава Дирекции предусмотрено, что учреждение обязано расходовать бюджетные средства по целевому назначению, при этом в бюджетной смете дирекции средств на финансирование деятельности фонда не предусмотрено. Дирекция не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц. Указанные обстоятельства являются основанием для ликвидации фонда. Просит ликвидировать Фонд развития Соловецкого архипелага.

Представитель истца по доверенности Базыкина Е.А. в судебном заседание исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании положений статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован в следующих случаях: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Судом установлено, что Фонд был создан <Дата> на основании решения ГБУ АО «Дирекция по развитию Соловецкого архипелага». Фонд имеет Устав, определяющий цели и задачи его создания и деятельности, порядок функционирования, органы управления. Согласно <***> Устава Фонда источниками формирования имущества Фонда в денежной или иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителя; добровольные и имущественные взносы и пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданам и юридическим лицам в денежной или натуральной форме; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; труд добровольцев и др.

Учредителем Фонда являлось государственное бюджетное учреждение.

В соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства Архангельской области от 13 октября 2015 г. №323-рп «О создании государственного казенного учреждения «Дирекция по развитию Соловецкого архипелага» путем изменения типа государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Дирекция по развитию Соловецкого архипелага» изменен тип ГБУ АО «Соловецкая дирекция» с бюджетного на казенный, осуществлена регистрации изменения типа учреждения в налоговых органах.

Согласно п.4 ст.298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 3.3 Устава Дирекции предусмотрено, что учреждение обязано расходовать бюджетные средства по целевому назначению, при этом в бюджетной смете дирекции средств на финансирование деятельности фонда не предусмотрено. Дирекция не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Судом установлено, что имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей и формирование имущества на основе добровольных взносов и направление их на материальную поддержку нереально. Процедура ликвидации фонда не проведена.

Указанные обстоятельства законодательство признает основанием для ликвидации общественного фонда

При таких обстоятельствах, требования истца о ликвидации фонда подлежат удовлетворению.

Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность возложения судом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, и не устанавливает обязанности суда по решению данного вопроса.

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.

Таким образом, решение суда о ликвидации фонда без назначения ликвидатора не противоречит положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и не препятствует проведению процедуры ликвидации данного юридического лица.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца полежит взысканию уплаченная госпошлина.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования государственного казенного учреждения Архангельской области «Дирекция по развитию Соловецкого архипелага» к Фонду развития Соловецкого архипелага о ликвидации фонда удовлетворить.

Ликвидировать Фонд развития Соловецкого архипелага, расположенный по адресу: <***>

Взыскать с Фонда развития Соловецкого архипелага в пользу государственного казенного учреждения Архангельской области «Дирекция по развитию Соловецкого архипелага» расходы по уплате государственной пошлины в размере <***> рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Л. Дракунова

Копия верна, Судья Е.Л. Дракунова