Дело №2-1167/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 12 апреля 2021 года
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Акимовой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания – Гимбатовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении юридического факта,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об установлении факта, имеющий юридическое значение, а именно установить факт исполнения трудовых обязанностей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 года 2 месяца 13 дней, в должностях государственной гражданской службы Республики Дагестан, требовавших наличие высшего юридического образования.
В обоснование заявления указано, что приказом руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Дагестан (далее - руководитель) от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2, он был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность главного специалиста-эксперта Отдела координации законопроектной работы и взаимодействия с институтами гражданского общества Администрации Президента и Правительства Республики Дагестан, с заключением со мной срочного служебного контракта сроком на 3 месяца. Приказами руководителя от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ контракт с ним продлевался, вплоть до ДД.ММ.ГГГГ Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ служебный контракт с ним был расторгнут по собственному желанию, согласно п. 1 ст. 34 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 32 «О государственной гражданской службе Республики Дагестан». Одновременно с работой в названном Отделе я выполнял функции общественного помощника в то время первого заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, приказом руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Дагестан №, он был принят на должность помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6 созыва (работа в регионе), с заключением срочного трудового контракта. Приказом руководителя от ДД.ММ.ГГГГ№ он был освобожден от занимаемой должности по собственному желанию, в соответствии с п. «в» ч. 10 ст. 38 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N З-ФЗ. За весь период своей трудовой деятельности в Отделе Администрации Президента и Правительства Республики Дагестан, общественного помощника заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан и помощника депутата ГД ФС РФ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 4 год 2 месяца 13 дней, он выполнял работу, требовавшую исключительно наличия высшего юридического образования, выполнял должностные обязанности требующие юридических познаний, а именно: вел подготовку к совещаниям, проводя анализ действующего законодательства, организовывал и принимал участие в заседаниях Комиссии при Президенте Республики Дагестан по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории Республики Дагестан, образованной Указом Президента Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№, взаимодействовал с органами прокуратуры Республики Дагестан, Следственным Комитетом и правоохранительными органами республики, рассматривал обращения граждан и подготавливал на них ответы, проводил анализ поступающих проектов постановлений и распоряжений Правительства Республики Дагестан, в бытность помощником депутата ГД РФ участвовал при приеме граждан в общественной приемной депутата ГД РФ ФИО3 консультируя по юридическим вопросам, подготавливал от имени депутата ГД РФ депутатские запросы в различные органы государственной и муниципальной власти Республики Дагестан и правоохранительные органы. В момент заключения с ним срочных трудовых договоров в них не указывалось обязательное наличие при поступлении на службу высшего юридического образования. В настоящее время возникла необходимость в установлении факта прохождения им государственной гражданской службы РД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях, требовавших наличия высшего юридического профессионального образования. Установление данного факта ему необходимо для дальнейшего трудоустройства на должность, требующую наличие стажа трудовой деятельности в области юриспруденции. При рассмотрении вопроса установления факта, имеющего юридическое значение следует учесть, что из ответа заместителя Руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан - начальника Управлениями делами ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он в Администрации Президента и Правительства Республики Дагестан по роду своей профессиональной служебной деятельности занимался вопросами правового характера. Ответом Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по контролю и Регламенту ФИО3 № КРД-5М8 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт выполнения им работы под его руководством должностных обязанностей и функций, требовавших познаний в сфере права и наличия высшего юридического образования. Просит суд установить факт, имеющий юридическое значение, а именно, установить факт исполнения трудовых обязанностей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 года 2 месяца 13 дней, в должностях государственной гражданской службы Республики Дагестан, требовавших наличие высшего юридического образования.
Заявитель ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, просил суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО5, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил отзыв на заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо Депутат Государственной Думы седьмого созыва первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по контролю и регламенту ФИО3, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд письмо, в котором подтвердил факт выполнения ФИО1 в период работы под его руководством должностных обязанностей и функций, требующих познаний в сфере права и наличия высшего юридического образования, просил рассмотреть дело без его участия.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Изучив материалы дела, доводы заявителя и заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.
С учетом характера спорных правоотношений и в соответствии со ст. 56 ГПК РФ заявитель должен доказать обоснованность своих доводов.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Исходя из положений п. 10 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривает возможность установления юридических фактов помимо прямо перечисленных в ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что ФИО1 работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев 8 дней) в должности главного специалиста-эксперта отдела координации законопроектной работы и взаимодействия с институтами гражданского общества Администрации Президента и Правительства Республики Дагестан, относящейся к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан категории «специалисты».
Квалификационные требования к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» (далее - Закон Республики Дагестан).
Так, согласно статье 12 Федерального закона и статье 10 Закона Республики Дагестан в редакциях, действовавших в период прохождения ФИО1 государственной службы, в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входили требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Указанными статьями регламентировано, что: в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования;
квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации (Республики Дагестан) - законом субъекта Российской Федерации (Республики Дагестан);
квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.
Возможность регулирования законами субъектов Российской Федерации или должностным регламентом гражданского служащего квалификационных требований к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы, статьей 12 Федерального закона в редакции, действовавшей в период прохождения ФИО1 государственной службы, не предусматривалось.
Положение о том, что должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы, установлено с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Из вышеуказанного положения следует, что наличие высшего юридического образования не было обязательным квалификационным требованием, предъявляемым к должности главного специалиста-эксперта отдела координации законопроектной работы и взаимодействия с институтами гражданского общества Администрации Президента и Правительства Республики Дагестан.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работал помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО3 по работе на территории Республики Дагестан на условиях срочного трудового договора, предусмотренного статьями 58 и 59 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», - то есть должность государственной гражданской службы не замещал.
Права и обязанности помощника сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы предусмотрены ст. 39 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Из приложенной к материалам дела копии срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и Администрацией Президента и Правительства Республики Дагестан, необходимость наличия у ФИО1 высшего юридического образования к занимаемой должности не предусмотрена.
Согласно статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № З-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и иные нормы федерального законодательства и законодательства Республики Дагестан, действовавшие в указанный период трудовой деятельности ФИО1, не содержат положений, свидетельствующих, что для его работы в указанных должностях необходимо иметь высшее юридическое образование.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В должностной регламент в числе прочего включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы (пункт 2 части 2 статьи 47 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом
Между тем, заявителем в суд не представлен должностной регламент, из которого следовало исполнение им служебных обязанностей в должностях, для замещения которых требовалось наличие именно высшего юридического образования.
Доказательства, представленные ФИО1 в подтверждение своих доводов (ответа заместителя Руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан - начальника Управлениями делами ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ и ответа Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по контролю и Регламенту ФИО3 № КРД-5М8 от ДД.ММ.ГГГГ) не свидетельствуют об исполнении ФИО1 трудовых обязанностей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях государственной гражданской службы Республики Дагестан, требовавших наличие высшего юридического образования.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, оснований для удовлетворения заявления ФИО1 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления ФИО1 об установлении факта исполнения ФИО1 трудовых обязанностей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 года 2 месяца 13 дней, в должностях государственной гражданской службы Республики Дагестан, требовавших наличие высшего юридического образования, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Л.Н. Акимова