Дело № 2-61/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2016 года п.Шушенское
Шушенский районного суда Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шимохиной Н.П.
при секретаре Бикеевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шушенском районе Красноярского края о признании незаконным и отмене решения комиссии об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в трудовой стаж и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию,
У с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Шушенском районе Красноярского края о признании незаконным и отмене решения от 22 октября 2015 года № об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, включении в педагогический стаж периода ее работы в должности воспитателя по изодеятельности в <данные изъяты>№ с 12 февраля 1996 года по 31 октября 1999 года и возложении обязанности назначить с 13 октября 2015 года досрочную страховую пенсию по старости. Свои требования мотивировала тем, что с указанной даты у неё возникло право на пенсию в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях» № 400 –ФЗ от 28 декабря 2013 года, так как её педагогический стаж работы с детьми составляет более 25 лет. Ответчик отказал в назначении пенсии, ссылаясь на то, что должность воспитателя по изодеятельности не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Полагает, что данное решение ответчика не основано на законе, поскольку занимаемая ФИО1 должность тождественная должности воспитателя.
В судебном заседании ФИО1 и её представитель ФИО2 иск поддержали, мотивируя тем, что ФИО1 полный рабочий день была занята педагогической деятельностью в учреждении и в должности, которые предусмотрены «Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию по выслуге лет», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463. При этом ФИО1 пояснила, что отдельной должностной инструкции воспитателя по изодеятельности не было. Она строила свою работу с детьми в соответствии с программой предмета и экспериментальной деятельностью с учетом возрастных особенностей детей, учила детей самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в рисовании, занималась с детьми лепкой, используя выразительные средства в виде прослушивания музыки, стихов, посещения выставок, развивала художественное восприятие искусства. В процессе занятий устраивала физминутки, следила за безопасностью детей на занятии. Постоянный уход и присмотр за детьми в её обязанности не входил. Представитель истца ФИО2 считает, что круг обязанностей воспитателя по изодеятельности ничем не отличался от функций воспитателя, дополнительно у неё была нагрузка по изодеятельности.
Представитель заинтересованного лица Управления образования администрации Шушенского района ФИО3 считает, что период работы ФИО1 в должности воспитателя по изодеятельности подлежит включению в льготный стаж, так как она фактически осуществляла в этот период как функции воспитателя, так и функции воспитателя по изодеятельности.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Шушенском районе Красноярского края ФИО4 (по доверенности) просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что должность воспитателя по изодеятельности не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность. Кроме того, приказом Минздравсоцразвития РФ N 440 от 05.07.2005 года установлено тождество наименований должностей должности "воспитатель", куда воспитатель изостудии не включен.
Выслушав объяснения сторон, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста. С 1 января 2015 года основания назначения указанной пенсии предусмотрены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на тех или иных должностях в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях") списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов такой работы, которые применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФИО1 13 октября 2015 года обратилась в ГУ УПФ РФ в Шушенском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указав, что более 25 лет занимается педагогической деятельностью. Решением ГУ УПФ РФ в Шушенском районе № от 22 октября 2015 года ФИО1 было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием установленного законом необходимого стажа на соответствующих видах работ. При оценке пенсионных прав ответчиком были приняты к зачету периоды работы истца воспитателя в <данные изъяты>№ и в <данные изъяты>№, который составил 23 года 10 месяцев 08 дней.
Не принят к зачету период с 12 февраля 1996 г. по 09.01 2000 г. (3 года 10 месяцев 28 дней) – воспитателем по изодеятельности в <данные изъяты>№, так как работа протекала в должности, не предусмотренной Списками №781 от 29.10.2002 г.
Согласно трудовой книжке ФИО1 принята воспитателем в <данные изъяты>№ на период декретного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ (приказ по <данные изъяты> РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ переведена воспитателем детского сада № постоянно. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ переведена инструктором по физвоспитанию в <данные изъяты>№. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ присвоена вторая квалификационная категория. Приказом № от 12.02.1996 г. ФИО1 переведена воспитателем по изодеятельности. С 10 января 2000 года ФИО1 переведена воспитателем в этом же учреждении (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно штатным расписаниям детского сада № на 1 сентября 1995 года, на 1 января 1998 года, на 1 сентября 1999 года, на 1 апреля 2000 года наряду с должностями воспитателей общих групп предусмотрена одна единица воспитателя по ИЗО.
В приказах по личному составу на предоставление очередных отпусков, отпусков для участия в экзаменационной сессии за период с апреля 1996 года по февраль 2000 года должность ФИО1 поименована «воспитатель», согласно тарификационным спискам она также значится «воспитатель». Вместе с тем личные приказы и тарификационные списки не свидетельствуют о том, что она работал в должности воспитателя, а не воспитателя по изодеятельности, так как в них наименование должности не соответствует штатному расписанию и приказу о переводе на должность воспитателя по изодеятельности, и истица не отрицает, что она занимала в указанный период должность воспитателя по изодеятельности.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж заботы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, и Правилам исчисления периодов заботы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в разделе "наименование учреждений" предусмотрены "школы - детские сады, детские дошкольные учреждения всех типов", в разделе "наименование должностей" предусмотрена должность "воспитатель, старший воспитатель, воспитатель-методист".
В силу п. 1 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 (в редакции от 12.11.2012 года) "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся:
установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей (пп. 9 п. 2 ст. 32 названного Закона);
В соответствии с приложением 2 Постановления Министерства труда Российской Федерации от 11.11.1992 N 33 "Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования" наименования должностей руководителей, специалистов и служащих, занятых в учреждениях и организациях образования, должны соответствовать наименованиям, предусмотренным тарифно-квалификационными характеристиками.
Постановлением Минтруда России от 21.04.1993 N 88 "Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)" должность "воспитатель по изодеятельности" в названных выше нормативных правовых актах не предусмотрена.
В Постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" должность воспитателя по изодеятельности отсутствует.
В приказе министра просвещения СССР от 31.12.1971 N 103 "О типовых штатах детских дошкольных учреждений" должность воспитателя по изодеятельности также отсутствует.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 05 июля 2005 г. № 440 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 августа 2005 г. N 6865) « Об установлении тождества отдельных наименований должностей» установлено тождество наименований должностей "воспитатель школьной группы", "воспитатель школьного отделения", "воспитатель дошкольной группы", "воспитатель дошкольного отделения", "воспитатель логопедической группы", "воспитатель речевой группы", "воспитатель специальной (коррекционной) группы", "воспитатель коррекционной группы", "воспитатель группы коррекции", "воспитатель пришкольного интерната", "воспитатель группы продленного дня", "воспитатель интерната (при школе)", "воспитатель ясельной группы", "воспитатель садовой группы", "воспитатель санаторной группы", "воспитатель интернатной группы", "воспитатель подготовительной группы" наименованию должности "воспитатель", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из данного Приказа следует, что тождество наименования должности воспитателя по изодеятельности должности воспитателя не установлено.
В материалы дела представлена должностная инструкция воспитателя детского сада №, которая руководителем не утверждена и дата её составления не указана, а также на обозрение представлен журнал, в котором содержатся должностные инструкции других работников детского сада, также не утвержденные руководителем и без даты, в котором должностной инструкции воспитателя по изодеятльности не имеется. На листе ознакомления с должностной инструкцией воспитателя имеется роспись ФИО1 об ознакомлении с инструкцией 12.02.1996 г.
В соответствии с должностной инструкцией воспитатель осуществляет воспитание, обучение, присмотр и уход, реализуя образовательную программу дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Уставом, договором между дошкольными образовательным учреждением и родителями (лицами их замещающими); определяет педагогические задачи с учетом индивидуальных особенностей детей и потребностей семьи, систематически сотрудничает с родителями, лицами, их замещающими; целесообразно и эффективно использует средства обучения, дидактические материалы и оборудование в образовательном процессе; осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках единого образовательного процесса в работе с группой детей; согласовывает деятельность с воспитателем-напарником, психологом, старшим воспитателем, медицинским персоналом в рамках образовательного процесса всего дошкольного учреждения; несет персональную ответственность за жизнь ребенка, обеспечивает охрану его здоровья, заботу о его эмоциональном благополучии, физическом, интеллектуальном и личностном развитии.
Из пояснений ФИО1 следует, что она свою работу с детьми строила в соответствии с программой предмета и в пределах отведенного для занятия времени.
Таким образом, воспитатель имеет более широкий круг должностных обязанностей, поскольку помимо реализации образовательных программ, обязан организовывать быт детей, их досуг на прогулке, питание, проведение разноплановых занятий с детьми в группе и с родителями.
Обязанности воспитателя по изодеятельности имеют узкую направленность, обусловленную предметом деятельности, связанным только с развитием у детей навыков изобразительного искусства.
При таких обстоятельствах, суд считает, что основания для установления тождества между должностью воспитателя и воспитателя по изодеятельности отсутствуют.
Поскольку должность воспитателя по изодеятельности не предусмотрена Списком, не тождественна по своим функциональным обязанностям должности воспитателя, ответчик обоснованно не включил период работы с 12 февраля 1996 года по 09 января 2000 года в должности воспитателя по изодеятельности в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и отказал в назначении ФИО1 такой пенсии в связи с отсутствием установленной законом продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд -
Р е ш и л:
В удовлетворении предъявленных ФИО1 требований к ГУ УПФ РФ в Шушенском районе о признании незаконным и отмене решения комиссии об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в трудовой стаж и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Шушенский районный суд.
Председательствующий Н.П.Шимохина
Решение принято в окончательной форме 15 марта 2016 г.
Решение на 17.03.2016 не вступило в законную силу.