Дело № 2-1168/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2021 года г. Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Сойко Ю.Н.
при секретаре Кузнецовой Е.В.,
с участием прокурора Пановой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседанииадминистративное дело по иску прокурора г. Троицка Челябинской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации г.Троицка Челябинской области о признании нормативного акта недействующим,
установил:
Прокурор города Троицка Челябинской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании недействующим постановления администрации г.Троицка Челябинской области от 17 марта 2020 года № 612 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории г.Троицка Челябинской области, утвержденную постановлением администрации г.Троицка от 13 июля 2017 года № 1342».
В обоснование иска указано, что администрацией г.Троицка принято вышеуказанное постановление. Согласно постановлению от 17 марта 2020 года № 612 в Схему размещения в текстовой части таблицы добавлена строка 69 следующего содержания: <адрес>, два торговых павильона, с зоной отдыха, общая площадь 210 кв.м., срок 5 лет, разрешенный вид использования земельного участка - под иными объектами специального назначения (эксплуатация торгового объекта), коммерческое использование. Оспариваемое постановление опубликовано на сайте администрации г.Троицка, в газете «Вперед» от 23.04.2020.
Прокурор указывает, что постановление администрации г.Троицка от 17 марта 2020 года № 612 принято с превышением полномочий и не соответствует требованиям Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)», Постановления Правительства Челябинской области от 18.06.2014 № 291-П.
Место размещения торгового объекта, площадью 210 кв.м, по адресу: <адрес>, находится на земельном участке с кадастровым №, категория земель: земли поселений(населенных пунктов) под объектами культурно-бытового назначения, переданном в постоянное (бессрочное) пользование Управлению ЖКХ администрации г.Троицка.
Исковые требования мотивированы тем, что место размещения торгового объекта, площадью 210 кв.м, по адресу: <адрес>, внесенное в Схему размещения нестационарных торговых объектов постановлением администрации г.Троицка от 17.03.2020 № 612, входит в охранную зону, утвержденную Постановлением Правительства Челябинской области от 18.06.2014 № 291-П об утверждении границы зон охраны, режимы использования земель в границах данных зон объекта культурного наследия регионального значения "Памятник "Клятва" в сквере с мемориалом погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.), по адресу: г. Троицк, Челябинская область, сквер "Память".
14 декабря 2020 года прокуратурой города принесен протест на постановление администрации г.Троицка от 17.03.2020 № 612, требования протеста не исполнены.
В судебном заседании прокурор Панова М.Н. исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика - администрации города Троицка Челябинской области Саночкина О.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель заинтересованного лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка в судебном заседании не участвовал, представив заявление о рассмотрении дела без участия представителя (л.д.84).
Заинтересованное лицо Григорян А.В. в судебном заседании не участвовала, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом (л.д.87).
Представитель заинтересованного лица Григорян А.В. - Богомолов В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области при надлежащем извещении участие в судебном заседании не принимал (л.д.87).
На основании ч.5 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд решил исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта ( ч.6 ст.208 КАС РФ).
В соответствии ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом на основании ч. 8 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 1 ч. 8 ст. 213 КАС РФ по общему правилу (ст. 62 КАС РФ) возлагается на административного истца, обратившегося с иском в суд.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы (п. 29 Постановления Верховного Суда РФ N 50).
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарным торговым объектом признается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;
Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (ч.1 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.10)
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ( ч.5 ст.10).
Судом установлено, что 12 февраля 2020 года в администрацию г.Троицка Челябинской области обратилась Григорян А.В. с заявлением о включении в схему нестационарных торговых объектов торгового павильона, площадью 210 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, представив ситуационную схему размещения временного торгового павильона, фото, отображающее внешний вид объекта (л.д.16,17,118). Решением комиссии по размещению и эксплуатации нестационарных объектов и нестационарных торговых объектов на территории города Троицка от 26 февраля 2020 года в схему нестационарных торговых объектов включены два павильона, площадью по 70 кв.м, с зоной отдыха, площадь. 70 кв.м., общей площадью застройки 210 кв.м, расположенных по адресу <адрес> (л.д.19-20).
17 марта 2020 года администрацией г.Троицка Челябинской области принято постановление № 612 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории г.Троицка Челябинской области, утвержденную постановлением администрации г.Троицка от 13 июля 2017 года № 1342» (л.д.21).
Согласно указанному постановлению в Схему размещения в текстовой части таблицы добавлена строка 69 следующего содержания: <адрес>, два торговых павильона, с зоной отдыха, общая площадь 210 кв.м., срок 5 лет, разрешенный вид использования земельного участка - под иными объектами специального назначения (эксплуатация торгового объекта), коммерческое использование. Постановление администрации г.Троицка Челябинской области от 17 марта 2020 года № 612 опубликовано на официальном сайте Троицкого городского округа в сети «Интернет», в газете «Вперед» от 23.04.2020 (л.д.56).
Оспаривая постановление администрации г.Троицка Челябинской области от 17 марта 2020 года № 612, прокурор ссылается на то, что место размещение нестационарных торговых объектов, включенных в Схему размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории г.Троицка Челябинской области, на основании указанного постановления, находится в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Памятник "Клятва".
В силу ч.1 ст.34 Федерального закона 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона объекта культурного наследия признается территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Постановлением Правительства Челябинской области от 18.06.2014 № 291-П утверждены границы зон охраны, режимы использования земель в границах данных зон объекта культурного наследия регионального значения "Памятник "Клятва" в сквере с мемориалом погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.), по адресу: <адрес>, сквер "Память" (далее Постановление № 291-П).
Согласно п.2 указанного Постановления, зоны охраны объекта культурного наследия "Памятник "Клятва" включают в себя:
1) охранную зону;
2) зону регулируемой застройки и хозяйственной деятельности "А";
3) зону регулируемой застройки и хозяйственной деятельности "Б";
4) зону регулируемой застройки и хозяйственной деятельности "В".
В соответствии с п. 4 Постановления № 291-П охранная зона объекта культурного наследия "Памятник "Клятва" накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами № и № и устанавливается:
с запада - начиная от точки 5, расположенной на западной границе земельного участка под кадастровым № у юго-западного входа в сквер, по линии границы на северо-запад на расстояние 73,4 метра параллельно <адрес> до точки 6, являющейся крайней юго-западной точкой земельного участка под кадастровым №, далее от точки 6 на северо-восток до точки 7 протяженностью 24 метра вдоль южной границы земельного участка под кадастровым №, далее по линии границы на северо-запад 23 метра до точки 8, вдоль восточной границы земельного участка под кадастровым №, далее поворот на юго-запад на 24 метра до точки 9 вдоль северной границы земельного участка под кадастровым №, далее поворот на северо-запад вдоль западной границы земельного участка под кадастровым № параллельно улице <адрес> на 50 метров до окончания ограды сквера и точки 10, далее поворот на северо-восток вдоль бетонной ограды сквера протяженностью 49 метров по части окружности радиусом 31 метр до точки 11;
с севера - от точки 11 на северо-восток до точки 12, расположенной на северо-восточном входе в сквер по северной ограде сквера вдоль северной границы земельного участка под кадастровым № параллельно улице <адрес>, протяженность границы составляет 145 метров;
с востока - от точки 12 на юго-восток вдоль улицы <адрес> до точки 13, расположенной на северо-восточном углу земельного участка под кадастровым №, по восточным границам земельных участков под кадастровыми номерами № и № на 83 метра, далее на юго-запад вдоль северной границы земельного участка под кадастровым номером № через земельный участок под кадастровым номером № до точки 14, расположенной на его западной границе, протяженностью 44 метра, далее на юг через земельные участки под кадастровыми номерами № и № на расстояние 95 метров до точки 15, являющейся юго-восточной поворотной точкой земельного участка под кадастровым номером №, находящейся на границе с земельным участком №;
с юга - от точки 15 до точки 5 вдоль южной границы земельного участка под кадастровым номером № протяженностью 104 метра.
Общая площадь охранной зоны равна 22162,4 квадратного метра.
В силу подп. 2 п. 5 Постановления № 291-П в границах охранной зоны объекта культурного наследия "Памятник "Клятва" запрещается:
возведение новых объектов капитального и некапитального строительства, за исключением произведений монументально-декоративного искусства, фонтанов, малых архитектурных форм высотой до 3 метров.
Земельный участок с кадастровым №, на который накладывается охранная зона объекта культурного наследия "Памятник "Клятва" принадлежит на праве постоянного (бессрочного пользования) Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка (л.д.57,58-60).
На земельном участке с кадастровым № Григорян А.В. возведен объект незавершенного строительства - нестационарные торговые объекты. Данные объекты возведены в границах охранной зоны объекта культурного наследия "Памятник "Клятва". Возведение объекта незавершенного строительства - нестационарных торговых объектов произведено в соответствии с принятым администрацией г.Троицка постановлением от 17.03.2020 № 612.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки прокуратуры г.Троицка от 11.12.2020 (л.д.9), фотоматериалом от 11.12.2020 (л.д.10-12), актом проверки, проведенной с участием кадастрового инженера, от 07.04.2021 (л.д.13-14), схемой расположения объекта незавершенного строительства (л.д.15), информацией Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области (л.д.90), графической частью схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории г.Троицка Челябинской области, где под № отражено место размещения нестационарных объектов, предоставленное Григорян А.В. (л.д.117), ситуационной схемой размещения временного торгового павильона, составленной Григорян А.В. (л.д.118).
В соответствии со ст.34 Федерального закона 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исследованными доказательствами достоверно установлено, что постановлением администрации г.Троицка Челябинской от 17.03.2020 № 612 внесены дополнения в схему размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории г.Троицка Челябинской области, утвержденную постановлением администрации г.Троицка от 13 июля 2017 года № 1342, предусматривающие возведение торговых павильонов в районе дома <адрес>, в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Памятник "Клятва", утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 18.06.2014 № 291-П, что противоречит требованиям подп. 2 п. 5 Постановления Правительства Челябинской области от 18.06.2014 № 291-П. На момент рассмотрения настоящего иска изменение границ охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения "Памятник "Клятва" не произведено, данные полномочия в силу ст.34 Федерального закона 25.06.2002 N 73-ФЗ предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку постановление администрации г.Троицка Челябинской от 17.03.2020 № 612 противоречат требованиям ст.34 Федерального закона 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", подп. 2 п. 5 Постановления Правительства Челябинской области от 18.06.2014 № 291-П «Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель в границах данных зон объекта культурного наследия регионального значения "Памятник "Клятва" в сквере с мемориалом погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.), по адресу: <адрес>, сквер "Память", суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г.Троицка о признании постановления администрации г.Троицка Челябинской области от 17 марта 2020 года № 612 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории г.Троицка Челябинской области, утвержденную постановлением администрации г.Троицка от 13 июля 2017 года № 1342» недействующим со дня принятия постановления.
В силу п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Вперед».
Руководствуясь ст.ст. 175 -178,215 КАС Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г.Троицка Челябинской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление администрации г.Троицка Челябинской области от 17 марта 2020 года № 612 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории г.Троицка Челябинской области, утвержденную постановлением администрации г.Троицка от 13 июля 2017 года № 1342» со дня его принятия.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Вперед».
Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 13 сентября 2021 года