Дело № 2-1169/14
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 марта 2014 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Скрябиной О.Г.
при секретаре Гаврилович С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России о предоставлении дополнительного отпуска и взыскании индексации заработной платы,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском, просил взыскать с ответчика задолженность перед истцом по выплате компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск в размере <данные изъяты> руб.; обязать ответчика предоставить истцу 38 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска в согласованное с истцом время; взыскать с ответчика невыплаченную сумму индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги <данные изъяты>.
Свои требования мотивировал тем, что он с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности заместителя начальника отдела по Костромской области ФГУП «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы. При приеме на работу ему установлен оклад <данные изъяты> руб. В месяц, трудовой договор в письменной форме с ним не заключался. Ответчиком нарушено право истца на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж непрерывной работы в системе ФМС России, включая стаж работы в системе МВД России, которое предусмотрено п. 2.10 Отраслевого соглашения по организациям, подразделениям и органам Федеральной миграционной службы на 2011-2013. Поскольку по мнению истца ФГУП «ПВС» ФМС России входит в систему ФМС России, что определено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2010 и Уставом ФГУП «ПВС» ФМС России, ответчик в соответствии со стажем работы истца, должен был предоставить последнему за весь период работы 38 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска, что сделано не было и после письменного обращения к ответчику с заявлением о предоставлении данного отпуска. Кроме того, истец полагает, что ФГУП «ПВС» ФМС России нарушено его право на индексацию заработной платы, что предусмотрено ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно п. 29 и 29.2 Устава ФГУП «ПВС» ФМС России, основанного на праве хозяйственного ведения, предприятие обязано проводить индексацию заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела истце уточнил свои требования и просил обязать ответчика предоставить истцу 38 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска в согласованное с истцом время; взыскать с ответчика невыплаченную сумму индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги <данные изъяты>.
В судебном заседании истец ФИО1 свои уточненные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, дал пояснения в соответствии с обстоятельствами, указанными в иске. Дополнительно пояснил, что его при приеме на работу не знакомили с Отраслевым Соглашением, на которое он ссылается в обоснование требований, а так же работодатель в нарушение ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации ему никогда не выдавались расчетные листки о заработной плате.
Ответчик ФГУП «ПВС» ФМС России своего представителя в судебное заседание не направили, были извещены о времени и месте рассмотрения гражданского дела, просили рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, направили в суд письменные возражения относительно заявленных ФИО1 требований. Возражали против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. В отношении истца издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует требованиям ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации. Отсутствие на руках у истца трудового договора не подтверждает факт не заключения с ним трудового договора. Предприятие создано на основании Распоряжения Правительства РФ №1638-р от 05.11.2009 на праве хозяйственного ведения и находится в ведении ФМС России, которая осуществляет общее руководство, координацию и реагирование деятельности Предприятия. Предприятие является коммерческой организацией и при осуществлении своей деятельности руководствуется соответствующими положениями ГК РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», Уставом Предприятия. Предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж непрерывной работы в системе ФМС России (включая стаж работы в системе МВД России) в соответствии с п. 2.10 Отраслевого соглашения по организациям, подразделениям и органам ФМС на 2011-2013 года, утвержденное 24.12.2010, на работников ФГУП «ПВС» ФМС России не распространяется, так как ФГУП «ПВС» ФМС России, являясь коммерческой организацией, не входит в систему ФМС России и ее финансирование из бюджетов различных уровней не предусматривается, что подтверждается письмом ФМС России от 28.02.2014 №УПО4/340. Доводы истца об обязании ответчика проводить индексацию заработной платы не имеют правовых оснований. В соответствии со ст. 134 ТК РФ у работодателей, которые не получают бюджетного финансирования, индексация заработной платы осуществляется в порядке, определенном коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Однако порядок индексации заработной платы действующим законодательством не установлен и определяется ФГУП «ПВС» ФМС России самостоятельно. Отдел ФГУП «ПВС» ФМС России по Костромской области является убыточным, средства на индексацию заработной платы отсутствуют. Так же ответчиком заявлено о применении срока исковой давности по требованиям истца. На основании изложенного просили в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «ПВС» ФМС России ФИО1 принят на работу с испытательным сроком 3 месяца на должность заместителя начальника отдела по Костромской области ФГУП «ПВС» ФМС России с окладом <данные изъяты> руб. в месяц с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с письменным заявлением обратился к Генеральному директору ФГУП «ПВС» ФМС России, просил предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск за период его работы, то есть за 2012 и 2013 года в количестве 30 календарных дней.
Согласно Справке № от ДД.ММ.ГГГГ УМВД РФ по Костромской области стаж службы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в органах МВД России составляет <данные изъяты> дней. Справка выдана на основании расчета выслуги лет на пенсию, пенсионного дела №.
Пунктом 2.10 Отраслевого соглашения по организациям, подразделениям и органам ФМС на 2011-2013 года, утвержденное 24.12.2010, работникам организаций системы ФМС России предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж непрерывной работы в системе ФМС России (включая стаж работы в системе МВД России) от 5 до 10 лет - 3 календарных дня, от 10 до 15 лет - 5 календарных дней, от 15 до 20 лет - 10 календарных дней, свыше 20 лет - 15 календарных дней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года №711 утверждено Положение о Федеральной миграционной службе. Согласно пункту 5 указанного Положения Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах Российской Федерации, загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.
ФГУП «ПВС» ФМС России создано на основании Распоряжения Правительства РФ №1638-р от 05.11.2009 на праве хозяйственного ведения. ФГУП «ПВС» ФМС России является коммерческой организацией и при осуществлении своей деятельности руководствуется соответствующими положениями ГК РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», Уставом ФГУП «ПВС» ФМС России.
В соответствии с Уставом ФГУП «ПВС» ФМС России является коммерческой организацией и находится в ведении ФМС России, которая осуществляет общее руководство, координацию и реагирование деятельности ФГУП «ПВС» ФМС России (Предприятие). Предприятие является юридическим лицом, его целями деятельности являются развитие добросовестной конкуренции на рынке услуг в сфере миграции; содействие в обеспечении комфортности и комплектности при получении гражданами услуг в сфере миграции; обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц при получении государственных услуг в сфере миграции; содействие в организационном привлечении и использовании иностранной рабочей силы по востребованным в российской экономике специальностям и профессиям, а также в адаптации и интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших на территорию Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности; содействие организациям, входящим в систему ФМС России, в в вопросах укрепления здоровья работников, а также членов их семей, в том числе профилактики профзаболеваний; строительства лечебно-оздоровительных центров; детских дошкольных центров; приобретения и строительства (долевого участия) жилья; строительства, реконструкции, модернизации, а также капитального и текущего ремонта материально-технической базы; инновационного развития информационно-телекоммуникационной структуры; получение прибыли.
Свою деятельность через ФГУП «ПВС» ФМС России Федеральная миграционная служба России не осуществляет. Работники ФГУП «ПВС» ФМС России не входят в предельную штатную численность системы ФМС России, установленную пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 №711.
ФГУП «ПВС» ФМС России не входит в число организаций, предусмотренных пунктом 5 Положения о Федеральной миграционной службе.
С учетом указанного положения, суд приходит к выводу о том, что предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж непрерывной работы в системе ФМС России (включая стаж работы в системе МВД России) в соответствии с п. 2.10 Отраслевого соглашения по организациям, подразделениям и органам ФМС на 2011-2013 года, утвержденного 24.12.2010, на работников ФГУП «ПВС» ФМС России не распространяется, так как ФГУП «ПВС» ФМС России, являясь коммерческой организацией, не входит в систему ФМС России и ее финансирование из бюджетов различных уровней не предусматривается.
В удовлетворении исковых требований в этой части ФИО1 надлежит отказать.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Поскольку, как установлено судом, ФГУП «ПВС» ФМС России является коммерческой организацией, не входит в систему ФМС России, ее финансирование из бюджетов различных уровней не предусмотрено.
В силу предписаний Трудового кодекса РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения (ст.2, ст. 130, ст. 134 ТК РФ), предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
В соответствии с п. 30.2 Устава ФГУП «ПВС» ФМС России (Предприятие), утвержденного приказом ФМС № от ДД.ММ.ГГГГ, Предприятие обязано, в том числе, обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат, проводить индексацию заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из письменных пояснений ответчика, отдел ФГУП «ПВС» ФМС России по Костромской области является убыточным, средства на индексацию заработной платы отсутствуют.
Законодательством (ст. 134 ТК РФ) установлен порядок для индексации заработной платы работодателями, не финансируемыми из бюджета - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств установленного коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами порядка для индексации заработной платы работников ФГУП «ПВС» ФМС России истцом не представлено.
Порядок индексации оплаты труда не отражен и в приказе ФГУП «ПВС» ФМС России о принятии на работу ФИО1
В том случае, если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты (Письмо Роструда от 19.04.2010 N 1073-6-1). Следовательно, работодатель независимо от того, является ли он финансируемым из соответствующих бюджетов или нет, обязан производить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен и должен внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты, которые будут определять порядок ее проведения.
Внесение соответствующих изменений (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты, которые будут определять порядок проведения индексации заработной платы, является коллективным трудовым спором, и не подлежит рассмотрению судом в порядке гражданского судопроизводства, поскольку разрешается в ином порядке - предусмотренном гл. 61 Трудового кодекса Российской Федерации.
Заработная плата истцу выплачивалась своевременно, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, покупательная способность выплаченной истцу в установленный срок денежной суммы не снижалась, в связи с чем истец убытков не понес.
Исходя из фактических обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, усматривается наличие коллективного трудового спора, порядок разрешения которого предусмотрен гл. 61 ТК РФ.
Оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании индексации заработной платы не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ФИО1 к ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России о предоставлении дополнительного отпуска и взыскании индексации заработной платы оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивировочной части решения в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья -
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.