РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2016 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе председательствующего судьи Клименко Г.А.,
при секретаре Чалкиной Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития <адрес> о признании отказа в присвоении звания « Ветеран труда» по ХМАО-Югре незаконным и возложении обязанности по присвоению звания « Ветеран труда» по <адрес>,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в Ханты-Мансийский районный суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития <адрес> о признании отказа в присвоении звания « Ветеран труда» по ХМАО-Югре незаконным и возложении обязанности по присвоению звания « Ветеран труда» <адрес>.
Свои требования истец мотивирует тем, что имеет трудовой стаж более 39 лет и является пенсионером. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Думы <адрес>№ была награждена Почетной грамотой Думы <адрес> за многолетний добросовестный труд, значительный вклад в формирование и реализацию социальной и экономической политики и в связи с 80-летием <адрес>». Истец обратился с заявлением к ответчику о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения. ДД.ММ.ГГГГ письмом №-Исх-№ Департамента социального развития <адрес> истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда <адрес> » по причине отсутствия Почетной грамоты Думы <адрес> в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п. Истец считает отказ незаконным и просит суд обязать ответчика присвоить истцу звание «Ветеран труда <адрес>».
Истец и представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив исковое заявление, с учетом исследования и анализа письменных материалов дела, приходит к следующим выводам по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ постановлением Думы <адрес>№ была награждена Почетной грамотой Думы <адрес> за многолетний добросовестный труд, значительный вклад в формирование и реализацию социальной и экономической политики и в связи с 80-летием <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ письмом №-Исх-№ Департамента социального развития <адрес>, истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда <адрес>» по причине отсутствия Почетной грамоты Думы <адрес> в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Ответчиком не оспариваются представленные стороной истца документы, подтверждающие награждение истца Почетной грамотой Думы <адрес>, как и достижение пенсионного возраста, наличие трудового стажа и другие, прилагаемые к исковому заявлению документы, подлинность представленных документов проверена ответчиком при принятии решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и так же не оспаривается. Судом учитывается, что отказ в присвоении звания «Ветеран труда» имеет только одно основание принятого решения- Почетная грамота Думы <адрес> не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-<адрес> оснований для отказа в письменном сообщении истцу от ответчика не имеется, соответствие истца иным, установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» критериям, ответчиком не оспаривается.
Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержит никаких условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». ����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�-�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????????????����????�??????????�?????????·�???????????????*??????��?????????�?j�?????????????????�????????????????????�?????????�?????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�/�����?������?�����?������?�����?������/�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������??????$?????????�???????????�????????$??$?????????�???????�???????????�????�????????�
Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иных соревнованиях.
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Из анализа указанных выше норм следует, что основаниями признания гражданина ветераном труда является наличие двух условий : наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.
Почетная грамота Думы <адрес> не относится к почетным званиям СССР или Российской Федерации либо к ведомственным знакам отличия в труде, наградам <адрес>, и не предоставляет право для присвоения звания « Ветеран труда <адрес>».
Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «О наградах и почетных званиях <адрес>» определено, что «награды и почетные звания автономного округа являются формой поощрения за деятельность, направленную на обеспечение благополучия автономного округа и рост благосостояния его населения, высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд, признание выдающихся заслуг в сфере общественной и государственной деятельности по защите прав человека, укреплению мира, развитию экономики, науки, техники, культуры, искусства, за значительный вклад в области образования, здравоохранения, в охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, за иную деятельность, способствующую всестороннему развитию автономного округа как субъекта Российской Федерации».
Как указано в статье 9 названного Закона, Почетной грамотой Думы <адрес> награждаются граждане, коллективы организаций за заслуги в государственной, общественной, благотворительной деятельности, совершенствовании законодательства автономного округа, значительный вклад в социально-экономическое развитие автономного округа, развитие местного самоуправления, обеспечение законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, за многолетний эффективный труд и иные заслуги перед автономным округом.
Таким образом, вышеприведенные положения действующего законодательства не позволяют суду прийти к выводу о том, что Почетная грамота Думы <адрес> является ведомственным знаком отличия в труде, позволяющем истцу требовать присвоения звания «Ветеран труда <адрес>».
Лицам, удостоенным наград и почетных званий в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством <адрес><адрес>, при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки согласно законодательства округа. Закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в<адрес>» так же не предоставляет лицам, награжденным Почетной грамотой Думы <адрес>, прав на присвоение звание «Ветеран труда».
В статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» указано, что ветеранами труда являются, в том числе лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу положений статьи 2.1 постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года № №-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда <адрес>» и выдачи удостоверений» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Как было указано выше, Почетная грамота Думы <адрес> не является ведомственным знаком отличия в труде, а является формой поощрения за определенные заслуги перед округом, в том числе и не связанные с трудовой деятельностью.
Дума <адрес> не относится к числу федеральных органов исполнительной власти, министерств и ведомств, знаки отличия которых дают основания для присвоения звания ветерана труда в соответствии со ст.7 Закона « О ветеранах».
Таким образом, при принятии решения по исковому заявлению ФИО1 суд исходит из того, что отказ в присвоении звания «Ветеран труда <адрес> » вынесен законно и обосновано и оснований для удовлетворения требований истца нет.
В силу положений статей 88, 93, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для возврата или зачета государственной пошлины, возмещения стороне истца судебных расходов за счет другой стороны нет, так как возмещение судебных расходов возможно только стороне, в пользу которой состоялось решение. При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требованийФИО1 к Департаменту социального развития <адрес> о признании отказа в присвоении звания « Ветеран труда» <адрес> незаконным и возложении обязанности по присвоению звания « Ветеран труда» <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Г.А.Клименко