ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1169/2022 от 01.02.2022 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело № 2-1169/2022

УИД 42RS0019-01-2021-012735-75 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего судьи: Назаренко И.А.,

при секретаре: Пуляевой В.О.;

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке Кемеровской области

01 февраля 2022 года

гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» о признании действий и бездействия незаконными,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» о признании действий и бездействия незаконными и о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка доводов обращения несовершеннолетней КЕВ, в результате которой в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» (далее - МБ ОУ «СОШ », Школа) выявлены нарушения законодательства об образовании при организации индивидуального отбора в Школу.

Для проведения индивидуального отбора обучающихся образовательная организация принимает локальный нормативный акт, предусматривающий, в том числе порядок рейтингования. Индивидуальный отбор обучающихся в классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов и (или) профильного обучения может осуществляться на основании: результатов вступительных испытаний обучающихся; результатов учета индивидуальных достижений обучающихся в различных направлениях урочной и внеурочной деятельности, проводимого путем конкурсного отбора документов обучающихся.

Из вышеуказанного следует, что законодательством Российской Федерации установление каких-либо ограничений среднего балла образовательных результатов за предыдущий учебный период и среднего балла аттестата за уровень основного общего образования - не ниже 4.1 не предусмотрено. Нормативное установление на локальном уровне ограничений в определении суммы баллов (не ниже 4.1) при вычислении среднего балла образовательных результатов и среднего балла аттестата за уровень основного общего образования, недопустимо.

В нарушение указанных требований закона образовательной организацией принят локальный акт, ограничивающий права несовершеннолетних граждан на участие в индивидуальном отборе в МБ ОУ «СОШ » для обучения в классах с углубленным изучением отдельных учебных предметов либо в классах профильного обучения по программам среднего общего образования, что не отвечает целям государства, гарантирующим право на образование в Российской Федерации.

В этой связи ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> о порядке организации индивидуального отбора в МБ ОУ «COШ » принесен протест.

Однако ДД.ММ.ГГГГ директором МБ ОУ «СОШ » в удовлетворении протеста прокурора неправомерно отказано, Положение до настоящего времени в соответствие с требованиями федерального законодательства не приведено.

Также, ДД.ММ.ГГГГ прокурором района председателю Комитета образования и науки администрации <адрес> внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, что свидетельствует о несоответствии локального акта Школы требованиям федерального законодательства.

Просит суд 1.Признать действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка», выразившиеся в отказе в удовлетворении протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, а также бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» по приведению Положения о порядке организации индивидуального отбора в МБОУ «СОШ », утвержденного приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с требованиями федерального законодательства, изложенными в протесте прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными. 2.Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» привести Положение о порядке организации индивидуального отбора в МБОУ «СОШ », утвержденное приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие требованиям федерального законодательства, путем исключения из пункта 3.1 Положения о порядке организации индивидуального отбора в МБОУ «СОШ », утвержденного приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ, среднего балла образовательных результатов за предыдущий учебный период (вычисляется как среднее арифметическое всех отметок в ведомости успеваемости) - не ниже 4.1; среднего балла аттестата за уровень основного общего образования (вычисляется как среднее арифметическое всех отметок по учебным предметам, изученным в 9 классе МБ ОУ «СОШ ») - не ниже 4.1.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>Коровина Е.А., действующая на основании служебного удостоверения, в связи с добровольным исполнением требований прокурора и принятием после обращения в суд с иском нового Положения о порядке организации индивидуального отбора в МБОУ «СОШ » представила отказ прокурора района от части исковых требований об обязании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» привести Положение о порядке организации индивидуального отбора в МБОУ «СОШ », утвержденное приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие требованиям федерального законодательства, путем исключения из пункта 3.1 Положения о порядке организации индивидуального отбора в МБОУ «СОШ », утвержденного приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ, среднего балла образовательных результатов за предыдущий учебный период (вычисляется как среднее арифметическое всех отметок в ведомости успеваемости) - не ниже 4.1; среднего балла аттестата за уровень основного общего образования (вычисляется как среднее арифметическое всех отметок по учебным предметам, изученным в 9 классе МБ ОУ «СОШ ») - не ниже 4.1. На удовлетворении оставшейся части исковых требований настаивала.

Судом был принят отказ истца от части исковых требований, о чем вынесено в судебном заседании определение протокольной формы.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ » ФИО1, действующая на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ и Устава, в судебном заседании против иска возражала в полном объеме, представила в суд новое Положение о порядке организации индивидуального отбора в МБОУ «СОШ », принятое ДД.ММ.ГГГГ.

Третье лицо Комитет образования и науки администрации <адрес> о дате, времени и месте судебного заседания извещен, в суд представитель не явился, причин неявки суду не пояснил.

В соответствии с частью 2.1 статьи 113 ГПК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Суд полагает, что третьему лицу было известно о начавшемся процессе, соответственно КОиН самостоятельно должен был предпринять меры по получению дальнейшей информации о движении дела на сайте суда.

Таким образом, суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Комитета образования и науки администрации <адрес>.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст.45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

В соответствии с ч.5 ст.67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 39-П Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Конституционный Суд признал оспоренные нормы не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, находящегося в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, эти нормы:

предполагают обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению нормативно-правовых гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для лиц, не прошедших индивидуальный отбор для обучения по профильной образовательной программе, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также необходимость заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе;

не допускают лишения лиц, не прошедших индивидуальный отбор для обучения по профильной образовательной программе, возможности продолжить обучение в той же образовательной организации, без нормативного установления указанных гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования.

В судебном заседании установлено и не оспаривается, что прокуратурой <адрес> проведена проверка доводов обращения несовершеннолетней КЕВ о нарушении права на образование в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка».

В результате проверки установлено, что во исполнение Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Коллегией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о случаях и порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в <адрес> (далее - Положение ).

В соответствии с пунктом 1.2. Положения , перечень муниципальных образовательных организаций, в которых допускается индивидуальный отбор обучающихся при приеме либо переводе для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утверждается органами местного самоуправления <адрес>, осуществляющими управление в сфере образования.

Установлено, что Приказом председателя Комитета образования и науки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, МБОУ «COШ » включено в перечень общеобразовательных учреждений, в которых допускается индивидуальный отбор обучающихся.

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Приказом директора МБОУ «СОШ » от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке организации индивидуального отбора в МБОУ «СОШ », регламентирующее правила приёма обучающихся для обучения в классах с углубленным изучением отдельных учебных предметов либо в классах профильного обучения по программам среднего общего образования; определяющее сроки проведения индивидуального отбора, перечень и формы вступительных испытаний, процедуру проведения отбора, порядок рейтингования.

Из пункта 3.1 Положения следует, что комиссией по индивидуальному отбору осуществляется процедура рассмотрения заявлений и составление рейтинга в порядке поступления заявлений от родителей на участие в индивидуальном отборе.

Рейтинг на уровне основного общего образования составляется на основании: среднего балла образовательных результатов за предыдущий учебный период (вычисляется как среднее арифметическое всех отметок в ведомости успеваемости) - не ниже 4.1.

Рейтинг на уровне среднего общего образования составляется на основании: среднего балла аттестата за уровень основного общего образования (вычисляется как среднее арифметическое всех отметок по учебным предметам, изученным в 9 классе МБ ОУ «СОШ ») - не ниже 4.1.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона-ФЗ право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств

В соответствии с пунктами 1.4, 1.5, 2.1, 2.1.1, 2.2 Положения от ДД.ММ.ГГГГ, участниками индивидуального отбора могут быть все лица, имеющие право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающие на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. Образовательные организации при осуществлении индивидуального отбора обучающихся обязаны обеспечить соблюдение прав граждан на получение образования, установленных законодательством Российской Федерации и <адрес>, создать условия гласности и открытости при организации индивидуального отбора, обеспечить объективность оценки способностей и склонностей обучающихся.

Для проведения индивидуального отбора обучающихся образовательная организация принимает локальный нормативный акт, предусматривающий, в том числе порядок рейтингования. Индивидуальный отбор обучающихся в классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов и (или) профильного обучения может осуществляться на основании: результатов вступительных испытаний обучающихся; результатов учета индивидуальных достижений обучающихся в различных направлениях урочной и внеурочной деятельности, проводимого путем конкурсного отбора документов обучающихся.

Из вышеуказанного следует, что законодательством Российской Федерации установление каких-либо ограничений среднего балла образовательных результатов за предыдущий учебный период и среднего балла аттестата за уровень основного общего образования - не ниже 4.1 не предусмотрено. Нормативное установление на локальном уровне ограничений в определении суммы баллов (не ниже 4.1) при вычислении среднего балла образовательных результатов и среднего балла аттестата за уровень основного общего образования, недопустимо.

В нарушение указанных требований закона образовательной организацией принят локальный акт, ограничивающий права несовершеннолетних граждан на участие в индивидуальном отборе в МБ ОУ «СОШ » для обучения в классах с углубленным изучением отдельных учебных предметов либо в классах профильного обучения по программам среднего общего образования, что не отвечает целям государства, гарантирующим право на образование в Российской Федерации.

В этой связи ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> о порядке организации индивидуального отбора в МБОУ «COШ » принесен протест в соответствии с требования норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации».

Однако ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ «СОШ » в удовлетворении протеста прокурора отказано.

Также, ДД.ММ.ГГГГ прокурором района председателю Комитета образования и науки администрации <адрес> внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, что свидетельствует о несоответствии локального акта Школы требованиям федерального законодательства.

В связи с чем, прокурор района ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с настоящим иском (вх.ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе рассмотрения дела по существу было представлено новое Положение о порядке организации индивидуального отбора в МБОУ «СОШ », принятое ДД.ММ.ГГГГ, в котором из пункта 3.1 Положения исключено указание на определение рейтинга среднего балла аттестата не ниже 4.1.

В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.23 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком неправомерно отказано в удовлетворении протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, который внесен в адрес истца законно и обоснованно. В связи с чем, суд полагает, что данные действия ответчика следует признать незаконными.

Также судом установлено, что устранены требования прокурора не в десятидневный срок с момента поступления протеста, а спустя продолжительный срок. А, значит, следует признать бездействие ответчика по приведению Положения о порядке организации индивидуального отбора в МБОУ «СОШ », в соответствие с требованиями федерального законодательства, изложенными в протесте прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.

Соответственно, заявленные требования прокурора района к ответчику о признании действий и бездействия незаконными подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» о признании действий и бездействия незаконными, удовлетворить в полном объеме.

Признать действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка», выразившиеся в отказе в удовлетворении протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, а также бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» по приведению Положения о порядке организации индивидуального отбора в МБОУ «СОШ », утвержденного приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с требованиями федерального законодательства, изложенными в протесте прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий (подпись) И.А. Назаренко

Верно. Судья. И.А. Назаренко

Подлинный документ подшит в деле Центрального районного суда <адрес>