№ 2-116/2015
Р Е Ш Е Н И Е (вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
25 марта 2015 года
Черновский районный суд г. Читы
В составе председательствующего судьи Куклиной И.В.,
при секретаре Елисеевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите, в помещении суда, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Черновского района г. Читы в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ в лице 29 общевойсковой армии Министерства обороны РФ, администрации городского округа «город Чита», администрации Черновского административного район городского округа «город Чита» об исполнении обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Черновского района г. Читы в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с данными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:
Прокуратурой района по заданию прокуратуры края ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома и отходов черных и цветных металлов на территории <адрес> Предметом проверки явились объекты, расположенные в <адрес> по адресам: <адрес>, <адрес>. Проверка проведена с целью осуществления контрольных мероприятий в связи с обнаружением на территории данных объектов в ДД.ММ.ГГГГ года боеприпасов. Так, ДД.ММ.ГГГГ на пункте приема металла, расположенном по адресу: <адрес>, произошел взрыв боеприпасов, взрывных устройств, в результате которого погиб один человек. ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по г. Чите по данному факту возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ. Установлено, что обнаруженные боеприпасы и взрывные устройства, находившиеся на данном пункте приема металла в большом количестве, взрывоопасны и не подлежат транспортировке. Согласно материалов дела данные боеприпасы и взрывные устройства были разминированы. Однако после проведенного разминирования ДД.ММ.ГГГГ на пункте приема металла по адресу: <адрес>, вновь произошел взрыв взрывных устройств, боеприпасов, в результате которого пострадали два человека. По данному факту УМВД России по г. Чите ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч. <данные изъяты> РФ. ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками УМВД России по Забайкальскому краю выявлен факт заготовки, хранения лома и отходов черных и цветных металлов, хранения частей и деталей боевых припасов на территории ООО МЧ по адресу: <адрес> По данному факту ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч. <данные изъяты> УК РФ, и административные производства. В ходе следствия установлено, что в деформированных частях от снарядов неустановленного образца находилось порошкообразное вещество. Изъятое вещество является 2,4,6 - тринитротолуолом (тротилом). По факту хранения частей и деталей боевых припасов на пункте приема металла на территории ООО МЧ » по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ также возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.<данные изъяты> УК РФ, и административные производства. В ходе следствия установлено, что в деформированных частях от снарядов неустановленного образца находилось порошкообразное вещество. Изъятое вещество является тринитротолуолом (тротилом). По каждому факту обнаружения боеприпасов и взрывных устройств саперами произведено разминирование, однако доказательств их безопасности (акта осмотра либо другого документа, подтверждающего проведение осмотра боеприпасов и взрывных устройств на предмет взрывоопасности) не имеется. При этом УМВД России по г. Чите ДД.ММ.ГГГГ направлялось информационное письмо командующему 29 общевойсковой армии МО РФ о необходимости вывоза фрагментов боеприпасов. ОП «Черновский» УМВД России по г. Чите также направлялись информационные письма в военкоматы г. Читы и Забайкальского края, однако представители Министерства обороны РФ бездействуют.
Проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено наличие фрагментов боеприпасов на территориях объектов, осуществляющих деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных и черных металлов по вышеуказанным адресам. В настоящее время сохранность обнаруженных боеприпасов по адресам: <адрес> обеспечивается силами ОБППСП УМВД России по г. Чите. Сложившаяся ситуация показывает, что вывоз цветного и черного металла с подрывного поля, не осмотренный на предмет взрывобезопасности создает предпосылки к чрезвычайным происшествиям, приводит к негативным последствиям, связанным с травмированием и гибелью людей, способствует незаконному обороту взрывчатых веществ и боеприпасов.
В результате неисполнения Министерством обороны РФ в лице 29 общевойсковой армией МО РФ обязанности по обезвреживанию и уничтожению военного взрывоопасного металлолома подвергает угрозе безопасность жизни и здоровья граждан, осуществляющих трудовую деятельность в районе нахождения данных организаций, а также проживающих на близлежащих территориях. Органом местного самоуправления в течение длительного времени не приняты меры к организации вывоза боеприпасов и взрывных устройств с территорий пунктов приема металла, расположенных на территории <адрес>.
Просит суд признать бездействие администрации городского округа «Город Чита» и администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» незаконным и обязать организовать утилизацию боеприпасов и взрывчатых веществ, находящихся в <адрес> по следующим адресам: <адрес>, <адрес>. Обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице 29 общевойсковой армии МО РФ провести обследование на предмет взрывобезопасности фрагментов боеприпасов, находящихся в г. Чите по следующим адресам: <адрес>, <адрес>. Обеспечить транспортировку фрагментов боеприпасов с вышеуказанных объектов на временное хранение, обезвреживание и утилизацию.
Впоследствии истцом исковые требования были уточнены, просит суд обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обеспечить транспортировку фрагментов боеприпасов, находящихся в г. Чите по адресам: <адрес>, <адрес>, на временное хранение, их обезвреживание и утилизацию.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны РФ, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, УФСБ России по Забайкальскому краю, Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», в качестве третьего лица Военный комиссариат Забайкальского края.
Представитель истца старший помощник прокурора Черновского района г. Читы Попова Г.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что по фактам обнаружения фрагментов боеприпасов были возбуждены уголовные дела, однако предварительное следствие по уголовным делам было приостановлено. Все уголовные дела возбуждены в отношении неустановленных лиц. Действительно, по данным уголовным делам в качестве вещественных доказательств приобщены боеприпасы с остатками взрывчатых веществ, а также вещества серого, желтого, розового цвета, какая – то часть вещественных доказательств была уничтожена, однако установить, какое количество приобщалось и какое количество было уничтожено не представляется возможным, поскольку в постановлениях о приобщении вещественных доказательств количественных характеристик не указано. В настоящее время постановления о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств постановлением зам. Прокурора Черновского района г. Читы ДД.ММ.ГГГГ отменены. Проведенной проверкой с привлечением взрывотехника ИТГ ОМОН УМВД России по Забайкальскому краю по адресам: <адрес>, <адрес>, 3 установлено большое количество остатков инженерных боеприпасов (головки взрывателей, снарядов, противотанковых мин <данные изъяты> и т.д.), с остатками взрывчатых веществ, которые представляют опасность.
Представитель ответчика 29 общевойсковой армии МО РФ – в/ч 01390 ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании просит отказать в удовлетворении исковых требований к 29 Общевойсковой армии - в/ч 01390, так как в соответствии с Приказом Министра обороны РФ № ДСП от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Наставление по очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов для Вооруженных Сил РФ, которое определяет основные положения, требования и рекомендации по организации и выполнению задач очистки от взрывоопасных предметов местности и объектов на территориях, где проходили боевые действия, территорий учебных и экспериментальных полигонов, а также районов, где произошли пожары (взрывы) на арсеналах, базах и складах боеприпасов. Территории пунктов приема металлолома не входят в данный перечень объектов. Согласно п. 45 Наставлений выполнение срочных задач по обезвреживанию обнаруженных взрывоопасных предметов – далее ВОП, осуществляется по заявкам военным комиссариатов подвижными группами разминирования. Подвижные группы разминирования создаются в воинских частях округа в соответствии с приказом командующего войсками военного округа. В соответствии с приказом командующего войсками Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № № в целях повышения оперативности и качества выполнения задач по очистке местности от взрывоопасных предметов, начальником Забайкальского территориального гарнизона издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации очистки местности (объектов) от взрывоопасных предметов на территории Забайкальского территориального гарнизона». В соответствии с этим приказом, командирами войсковых частей созданы подвижные группы разминирования. Территория <адрес> входит в полосу ответственности войсковой части 48271, расположенной в <адрес>. Согласно п. 63 Наставления Военный комиссар организует учет информации об обнаружении ВОП на местности, информирует органы внутренних дел об обнаружении ВОП, представляет в штаб военного округа, воинскую часть заявки на обезвреживание обнаруженных ВОП. До настоящего времени заявок на обезвреживание ВОП, обнаруженных на территории адресов, указанных в исковом заявлении, в адрес войсковой части 48271 и командования 29 общевойсковой армии из военного комиссариата Забайкальского края и инженерных войск Восточного военного округа не поступало. 29 общевойсковая армия не может представлять интересы МО РФ, в связи с отсутствием полномочий.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из представленных возражений следует, что Приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Наставление по очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов для Вооруженных Сил РФ. Данное Наставление определяет основные положения, требования и рекомендации по организации и выполнению задач очистки от взрывоопасных предметов местности и объектов на территориях, где проходили боевые действия, территорий учебных и экспериментальных полигонов, а также районов, где произошли пожары (взрывы) на арсеналах, базах и складах боеприпасов. Пункт приема металлолома не относится к перечисленным в Наставлении территориям. Просит отказать в удовлетворении исковых требования к Министерству обороны РФ.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании просит отказать в удовлетворении исковых требований к администрации городского округа «Город Чита». Дополнительно пояснил, что администрацией городского округа неоднократно направлялись обращения по вопросу организации вывоза боеприпасов взрывных устройств с территорий пунктов приема металла, расположенных на территории <адрес>: заместителю военного прокурора Восточного военного округа, начальнику ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, начальнику УМВД России по Забайкальскому краю, начальнику Сибирского регионального центра МЧС России, ВРИО командира в/ч 01390, начальнику УМВД России по г. Чите, командующему 29 общевойсковой армии, прокурору Забайкальского края, командующему войсками Восточного военного округа, Губернатору Забайкальского края. Таким образом, по факту обнаружения взрывоопасных предметов информировались все заинтересованные структуры для принятия мер по вопросам организации хранения и учета боеприпасов. Совместным приказом УФСБ Читинской области, ЗабУВДТ, ГУ МЧС России по Читинской области, СибВО от ДД.ММ.ГГГГ № определен порядок действий сотрудников взаимодействующих структур при получении сообщений о готовящихся взрывах, заложенных взрывных устройствах или обнаруженных взрывоопасных предметах, а также при совершении преступлений с использованием взрывных устройств. В соответствии с данным приказом, в случае обнаружения взрывоопасных предметов военного назначения на пунктах приема военный комиссариат Забайкальского края по обращению Управления МВД России по Забайкальскому краю организует работу по выделению группы разминирования из частей 29 Общевойсковой армии для совместных действий. Администрация городского округа «Город Чита» не является уполномоченным лицом по организации утилизации боеприпасов и взрывчатых веществ.
Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании просит отказать в удовлетворении исковых требований к УМВД России по Забайкальскому краю, поскольку УМВД по Забайкальскому краю является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, по данным фактам обнаружения взрывоопасных предметов были возбуждены уголовные дела, по ч. 1 ст. 222 УК РФ, согласно которым боеприпасы с остатками взрывчатых веществ приобщены к уголовным делам в качестве вещественных доказательств. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 82 УПК РФ вещественные доказательства, в том числе, предметы, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды, после проведения необходимых исследований передаются для их технологической переработки или уничтожаются по решению суда. Частью 4.1 ст. 82 УПК РФ установлено, что в случае, предусмотренном в том числе, п. 3 ч. 2 ст. 82 УПК РФ следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства расследования соответствующее ходатайство, если владелец не дал согласие на реализацию, утилизацию или уничтожение имущества. Согласно информации, представленной отделом полиции «Черновский» по уголовным делам, возбужденным по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ, находящимся в производстве дознавателей указанного подразделения ходатайства в суд об уничтожении предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей в соответствии с п. 3 ч. 2, ч. 4.1 ст. 82 УПК РФ не направлялись. В связи с чем, уничтожение боеприпасов и взрывчатых веществ, являющимися вещественными доказательствами по уголовным делам будет противоречить указанным выше нормам и данные вопросы должны разрешаться в порядке уголовного судопроизводства, а производство по настоящему гражданскому делу подлежит прекращению согласно ст. 220 ГПК РФ.
Представитель ответчика ГУ МЧС по Забайкальскому краю ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из пояснений данных в предыдущем судебном заседании следует, что просит в удовлетворении исковых требований к МЧС России по Забайкальскому краю, так как на МЧС России возложены обязанности по разминированию авиационных бомб и фугасов.
Представитель ответчика УФСБ России по Забайкальскому краю ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании просит отказать в удовлетворении исковых требований к УФСБ России по <адрес>. В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по противодействию терроризму» для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями, в составе Национального антитеррористического комитета образован Федеральный оперативный штаб, в состав которого входят Министр МВД РФ, заместитель директора ФСБ России, Министр обороны РФ, Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Директор ФСО России, первый заместитель Министра обороны РФ. Протоколом заседания штаба № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что до утверждения Указа Президента РФ «Об организации деятельности федеральных органов исполнительной власти при решении задач по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов» и проекта совместно приказа «Об утверждении Инструкции о порядке межведомственного взаимодействия в случаях угрозы взрыва, обнаружения и обезвреживания взрывных устройств либо совершения взрыва», решение задач по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов на территории РФ осуществлять следующим порядком: ФСБ России перед проведением следственных действий организует осуществление в установленном порядке поиска взрывоопасных предметов на местах происшествий, связанных с обнаружением взрывных устройств или со взрывами, а также обезвреживание обнаруженных самодельных взрывных устройств; МВД России организует поиск и обезвреживание взрывоопасных предметов (за исключением самодельных взрывных устройств) при обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности, предупреждении террористических актов, а также других преступлений, связанных с незаконным оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств, а при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации соответствующего подразделения органа федеральной службы безопасности – обезвреживание и самодельных взрывных устройств; Министерство обороны организует обезвреживание штатных взрывоопасных предметов по обращениям (заявлениям) граждан и организаций, а также взрывоопасных предметов, обнаруженных в ходе боевых действий (вооруженных конфликтов) в районах выполнения задач подразделений Минобороны России (в том числе самодельных взрывных устройств); МЧС России организует проведение работ по обезвреживанию авиационных бомб и фугасов, а также участвует в решении задач по обезвреживанию указанных взрывоопасных предметов по обращениям (заявлениям) граждан и организаций; ФСО России обеспечивает выполнение задач по поиску, эвакуации и обезвреживанию взрывоопасных предметов на охраняемых объектах и трассах проезда объектов государственной охраны. В настоящее время указанные в протоколе заседания Федерального оперативного штаба нормативные правовые акты не изданы. Поскольку на пунктах приема металла обнаружены боевые минометные снаряды, артиллерийские снаряды, различных калибров корпуса от противотанковых мин, и не указано, что данные снаряды не являются самодельными взрывными устройствами, следовательно, УФСБ России по Забайкальскому краю является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель ответчика администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из пояснений, данных в предыдущих судебных заседаниях пояснил, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как в полномочия администрации района не входит организация работы по утилизации боеприпасов и взрывчатых веществ.
Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» МО РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из представленного отзыва следует, что исковые требования считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Боеприпасы были обнаружены в нарушение ФЗ «Об оружии» № 150 – ФЗ от 1996 года и УК РФ, что создает предпосылки к попаданию боеприпасов в незаконный оборот и влечет уголовную ответственность. По факту хранения частей и деталей боеприпасов на пунктах приема металлолома в отношении неустановленных лиц возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ, т.е. незаконное приобретение, хранение, перевозка боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств. Приказом Министра обороны РФ № ДСП от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Наставление по очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов для Вооруженных Сил РФ, которое определяет основные положения, требования и рекомендации по организации и выполнению задач очистки от взрывоопасных предметов местности и объектов на территориях, где проходили боевые действия, территорий учебных и экспериментальных полигонов, а также районов, где произошли пожары (взрывы) на арсеналах, базах и складах боеприпасов. Пункт приема металлолома не относится к перечисленным в Наставлении территориям. Выполнение мероприятий по организации вывоза и уничтожения взрывоопасных предметов с территорией пунктов приема металлолома не входит в компетенцию войск (сил) Восточного военного округа. В соответствии с ФЗ от 26.07.2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» очистка пунктов приема металла осуществляется с привлечением сторонних организаций.
Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из пояснений данных в предыдущем судебном заседании следует, что после поступления сообщения о выявлении ВОП в отдел военного комиссариата по г. Чите, составляется заявка о направлении группы разминирования для обезвреживания обнаруженных взрывоопасных предметов, которая направляется в ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа». Впоследствии по данным заявкам должно быть принято решение о направлении группы разминирования, о чем должно быть сообщено в военный комиссариат. Военным комиссариатом все действия были выполнены, а именно заявки по фактам обнаружения ВОП по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес> были направлены своевременно, однако какого – либо ответа на них не поступало.
Выслушав пояснения представителей сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ дознавателями ФИО7 УМВД России по г. Чите были возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. <данные изъяты> УК РФ в отношении неустановленных лиц № №, № №, № № № №. Согласно постановлениям о возбуждении уголовных дел, неустановленное лицо перевезло боеприпасы неустановленного образца на территорию баз ООО ЧМ » по адресу: <адрес>, ООО ЧМ » по адресу: <адрес> также по адресу: <адрес> (л.д. ). Вещественные доказательства: вещество серого цвета, вещество светло – желтого цвета, вещество розового цвета, множественное количество боеприпасов с остатками взрывчатых веществ, с головными взрывателями, части и детали артбоеприпасов, гильзы со следами коррозии, боеголовки от снарядов, осколки от аналогичных боеголовок, приобщены к уголовным делам в качестве вещественных доказательств. Согласно, экспертных заключений вещества серого цвета, светло – желтого цвета и т.д. являются взрывчатыми веществами,
Также из постановлений о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств по уголовным делам № №, № установлено, что вещественные доказательства уничтожены. Дознание по уголовным делам постановлениями дознавателей приостановлены (л.д. ).
Впоследствии прокуратурой района по заданию прокуратуры края ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома и отходов черных и цветных металлов на территории <адрес>. Проверка проводилась на объектах, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>, <адрес>. В результате проведенной проверки установлено наличие фрагментов боеприпасов на территориях объектов, осуществляющих деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных и черных металлов по вышеуказанным адресам.
Согласно акта обследования, проведенного помощником прокурора Черновского района ДЖА ., с участием начальника отдела Управления ГО и ЧС администрации городского округа «Город Чита», а также взрывотехника ИТГ ОМОН УМВД России по Забайкальскому краю на территории пункта приема металлов по адресам: <адрес> находится большое количество остатков инженерных боеприпасов (головки взрывателей, снарядов и т.д.) с остатками взрывчатых веществ серого, розового цвета, которые представляют опасность, в связи с наличием взрывчатых веществ; на территории по адресу <адрес> обнаружено небольшое количество противотанковых мин <данные изъяты> (корпуса), которые угрозы самопроизвольного взрыва не представляют; на территории по адресу <адрес> имеется три бочки частей и деталей боеприпасов с остатками взрывчатых веществ, которые представляют опасность. Таким образом, в результате обследования установлено, что обнаруженные ВОП относятся к штатным боеприпасам (боевые минометные снаряды, артиллерийские снаряды, различных калибров корпуса от противотанковых мин), обратного по делу не установлено. Доказательств того, что на территориях имеются самодельные взрывные устройства, авиационные бомбы, фугасы обезвреживание которых входит в полномочия иных органов не представлено.
Согласно положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Федеральный закон № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Национального антитеррористического комитета образован Федеральный оперативный штаб, в состав которого входят, в том числе Министр обороны РФ, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны РФ.
Пунктом 5 данного Указа Президента РФ установлено, что решения Федерального оперативного штаба, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в его состав и состав оперативных штабов в субъектах РФ.
Протоколом заседания Федерального оперативного штаба № от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок решения задач по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов на территории РФ, в соответствии с которым Министерство обороны РФ организует обезвреживание штатных взрывоопасных предметов по обращениям (заявлениям) граждан и организаций, а также взрывоопасных предметов, обнаруженных в ходе боевых действий (вооруженных конфликтов) в районах выполнения задач подразделений Минобороны РФ.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ДСП утверждены Наставления по очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов для Вооруженных Сил РФ (далее – Наставления). Данное Наставление по очистке местности от взрывоопасных предметов определяет основные положения, требования и рекомендации по организации и выполнению задач очистки от взрывоопасных предметов местности и объектов на территориях, где проходили боевые действия, территорий учебных и экспериментальных полигонов, а также районов, где произошли пожары (взрывы) на арсеналах, базах и складах боеприпасов.
Согласно п. 3 Наставления воинские части Вооруженных сил, привлекаемые к очистке местности от взрывоопасных предметов (ВОП), выполняют, в том числе и задачи по обезвреживанию обнаруженных ВОП (кроме самодельных взрывных устройств, применяемых при подготовке и совершении террористических актов и авиационных бомб) по обращениям (заявлениям) граждан и организаций.
Таким образом, из вышеуказанного Наставления следует, что воинские части Вооруженных сил, привлекаемые к очистке местности от взрывоопасных предметов (ВОП), выполняют, в том числе и задачи по обезвреживанию обнаруженных ВОП по обращениям (заявлениям) граждан и организаций.
Кроме того, в соответствии с требованиями ГОСТа 2787-55 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия» предприятия, организации и хозяйства, заготавливающие, сдающие, перерабатывающие и переплавляющие вторичные черные металлы, а также отгружающие или производящие их перегрузку в портах и прочих пунктах, должны проверять все вторичные черные металлы на взрывобезопасность и удалять из них предметы, содержащие взрывоопасные горючие и легковоспламеняющиеся вещества. При обнаружении необезвреженных боеприпасов дальнейшая работа с металлоломом должна быть приостановлена и должны быть приняты меры к их удалению, обезвреживанию или уничтожению представителями воинской части. Обезвреживание или уничтожение военного взрывоопасного металлолома и баллонов с неизвестным содержанием должно производиться соответствующими войсковыми частями в установленном порядке (п. 6, 1, п. 6.3, п. 6.18).
В соответствии с п. 4 Наставления основной объем задач очистки местности от ВОП выполняют подразделения инженерных войск воинских частей военных округов. Для выполнения заявок военных комиссариатов на обезвреживание обнаруженных ВОП, а также для выполнения ограниченных по объему задач, связанных с очисткой местности от ВОП, в воинских частях создаются подвижные группы разминирования.
Согласно п. 5 Наставления к участию в выполнении задач по очистке местности от ВОП могут привлекаться: подразделения воинских частей родов войск, видов Вооруженных сил, дислоцированных на территории военного округа; специалисты (подразделения) родов войск, специальных войск, видов Вооруженных Сил – в части, касающейся оказания помощи в обезвреживании сложных по конструкции и снаряжению боеприпасов (в пределах совей компетенции); военные комиссариаты – в части, касающейся приема заявлений граждан и организаций об обнаруженных ВОП и передачи в воинские части заявок на обезвреживание обнаруженных ВОП, регистрации и направлении в штаб военного округа сведений о несчастных случаях и происшествиях, связанных со взрывами ВОП.
Согласно п. 39 Наставления взаимодействие между органами управления, учреждениями и подразделениями организуется на федеральном, региональном и местном уровнях в целях всестороннего обеспечения решения задач очистки местности от ВОП.
На федеральном уровне взаимодействие организуется между федеральными органами исполнительной власти, участвующими в решении задач очистки местности от ВОП, и органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых осуществляется очистка местности от ВОП. Формой взаимодействия является обмен информацией, совместная подготовка согласованных указаний и руководящих документов по вопросам поиска и обезвреживания ВОП. Основная цель взаимодействия – определение сфер ответственности и порядка согласованных действий.
На региональном уровне взаимодействие организуется в установленном порядке штабом военного округа совместно с МВД РФ, МЧС РФ, ФСБ РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно ответов на обращения мэра г. Читы, полученных из ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ) и Управления взаимодействия с правоохранительными органами и органами военного управления Губернатора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ) при решении вопроса по вывозу и уничтожению взрывоопасных предметов военного назначения, обнаруженных на пунктах приема металла, необходимо руководствоваться положениями совместного приказа РУ ФСБ России по Читинской области, УВД Читинской области, ЗабУВДТ, ГУ МЧС России по Читинской области, штаба СибВО от ДД.ММ.ГГГГ года. Данным приказом утвержден Порядок действий сотрудников взаимодействующих структур при получении сообщений о готовящихся взрывах, заложенных взрывных устройствах или обнаруженных взрывоопасных предметах, а также при совершении преступлений с использованием взрывных устройств (далее - Порядок).
Согласно указанного Порядка на группы разминирования СибВО возложено уничтожение штатных боеприпасов (снарядов, гранат, минометных и инженерных мин, зарядов, взрывчатых веществ, средств взрывания, изготовленных заводским способом); на пиротехнические подразделения ГУ МЧС России по Читинской области – уничтожение авиационных боеприпасов; на специальные подразделения органов внутренних дел и ФСБ России по Читинской области – обезвреживание нештатных (самодельных) ВУ устройств.
Кроме того, из ответа Военной прокуратуры Восточного Военного округа от ДД.ММ.ГГГГ следует (л.д. ), что обязанность по организации взаимодействия по вывозу и уничтожению ВОП возложена на начальника инженерных войск округа. Помимо этого, в соответствии с Наставлением, а также приказом командующего войсками ВВО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации очистки местности (объектов) от взрывоопасных предметов на территории Восточного военного округа» выполнение срочных задач по обезвреживанию обнаруженных ВОП, а также внеплановой технической разведке местности в местах обнаружения ВОП осуществляется по заявкам военных комиссариатов подвижными группами разминирования.
Таким образом, довод представителя ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о том, что ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» не наделено полномочиями по очистке местности, в том числе пунктов приема металлолома от ВОП, суд находит несостоятельным по вышеуказанным основаниям.
Из материалов уголовных дел установлено, что по всем вышеуказанным уголовным делам военному комиссару Забайкальского края сотрудником ОП «Черновский» УМВД РФ по г. Чите была направлена информация о необходимости организации очистки территории. Впоследствии в адрес начальника инженерных войск направлены заявки о направлении группы разминирования для обезвреживания обнаруженных взрывоопасных предметов (л.д. ). Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, что также подтверждается пояснениями представителя ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» решения по заявкам о направлении группы разминирования для обезвреживания ВОП до настоящего времени не принято. Более того, согласно ответов направленных из ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» от ДД.ММ.ГГГГ года, а также командующего 29 армией от ДД.ММ.ГГГГ в адрес мэра г. Читы, (л.д. ), выполнение мероприятий по организации вывоза и уничтожения взрывоопасных предметов с территорий пунктов приема металлолома не входит в компетенцию войск Восточного военного округа (л.д. ).
Вместе с тем, поскольку в суде установлено, что организация очистки местности (объектов) от взрывоопасных предметов находится в ведении Министерства обороны РФ, которое реализует свои полномочия на территории Восточного военного округа через ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа МО РФ, выполнение мероприятий по организации вывоза и уничтожения взрывоопасных предметов входит в компетенцию ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» МО РФ, которым в соответствии с принятым порядком действий в течение длительного периода времени вопрос о направлении группы разминирования для обезвреживания обнаруженных взрывоопасных предметов не разрешен, меры по организации вывоза и утилизации взрывоопасных предметов не приняты, в связи с чем, подвергается угрозе безопасность жизни и здоровья граждан, осуществляющих трудовую деятельность в районе нахождения данных организаций, а также проживающих на близлежащих территориях. При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Черновского района г. Читы об обязании ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Министерства обороны Российской Федерации обеспечить транспортировку фрагментов боеприпасов, находящихся в <адрес> по адресам: <адрес>, <адрес>, на временное хранение, их обезвреживание и утилизацию подлежат удовлетворению, а в удовлетворении исковых требований к администрации городского округа «Город Чита», администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Министерству обороны в лице 29 общевойсковой армии МО РФ, Главному Управлению МЧС России по Забайкальскому краю, Управлению МВД России по Забайкальскому краю, Управлению ФСБ России по Забайкальскому краю надлежит отказать, поскольку в полномочия указанных ответчиков организация и проведение мероприятий, связанных с обезвреживанием и утилизацией выявленных взрывоопасных предметов не входит.
Довод представителя ответчика УМВД России по Забайкальскому краю о прекращении гражданского дела в соответствии со ст. 220 ГПК РФ, суд находит несостоятельным, а ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку из постановлений о приобщении вещественных доказательств не представляется возможным установить какие взрывоопасные предметы были приобщены в качестве вещественных доказательств и в каком количестве, кроме того, постановлением заместителя прокурора Черновского района г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ постановления о признании и приобщении к уголовному делу в качестве вещественных доказательств были отменены (л.д. ).
Учитывая, что потерпевшим могут стать любые граждане, осуществляющие трудовую деятельность в районе нахождения вышеуказанных организаций, а также проживающие на близлежащих территориях, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора невозможно.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Министерства обороны Российской Федерации обеспечить транспортировку фрагментов боеприпасов, находящихся в <адрес> по адресам<адрес>, <адрес>, на временное хранение, их обезвреживание и утилизацию.
В удовлетворении исковых требований к администрации городского округа «Город Чита», администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Министерству обороны в лице 29 общевойсковой армии МО РФ, Главному Управлению МЧС России по Забайкальскому краю, Управлению МВД России по Забайкальскому краю, Управлению ФСБ России по Забайкальскому краю – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Черновский районный суд г. Читы.
Судья И.В. Куклина