Дело № 2-116/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2019 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе: председательствующего судьи Гук Н.А.,
при секретаре Кургановой Ю.Ф,
с участием
истца ФИО1,
представителя ответчика МУП «ОПТС» - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Т Плюс», Муниципальному унитарному предприятию « Орское предприятие тепловых сетей», АО «Система город» о выполнении перерасчета за потребленную тепловую энергию, ГВС, ОДН, взыскании штрафа за превышение необоснованно предъявленных сумм за коммунальные ресурсы к фактически потребленным объемам, компенсации за причиненный моральный ущерб,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «Т Плюс», в котором просил обязать ответчика в трехдневный срок произвести перерасчет на сумму 6 988,48 руб. по уменьшению платежей по отоплению, ГВС и ОДН; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 м.п. 155.1 взыскать с ответчика штраф в размере 50% от превышения необоснованно предъявленных сумм за коммунальные ресурсы по отоплению, ГВС и ОДН к фактически потребленным сумме 3 494,24 руб. ( 6 988,48 х0,5); взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., вынести частное определение в отношении работников ПАО «Т Плюс».
В обоснование иска указал, что 12 апреля 2018 года апелляционным определением № 11-20/2018 Ленинского районного суда г. Орска отменено решение мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Орска от 19 декабря 2017 года и прекращено производство по гражданскому делу по иску ПАО « Т Плюс» к ФИО1, ФИО3, ФИО4 о взыскании задолженности за потреблённую тепловую энергию, горячее водоснабжение, ОДН. Исходя из этого определения ПАО «Т Плюс» обязаны были произвести перерасчёт сумм платежей за потреблённые объёмы тепловой энергии, ГВС, ОДН на основании показаний приборов учёта соответствующих коммунальных ресурсов.
Данный перерасчёт был выполнен не в полном объёме, а именно:
а) Не снято завышение предъявленных объёмов (соответственно сумм) тепловой энергии по отношению к фактически потреблённым объёмам тепловой энергии согласно показаний ОДПУ за период с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года в сумме: (предъявлено по нормативу на сумму=8 308,71 руб.; фактически потреблено на сумму = 5 491,31 руб.; завышение составило = 8 308,71-5 491,31=2 817,40 руб.);
б) Перерасчёт за отопление за период январь-март 2018 года выполнен неверно. Согласно письму ПАО «Т Плюс» № 70801-0613-7470 от 03 мая 2018 года: (предъявлено за январь, февраль и март 2018 года на сумму =2 866,20*2=5 732,40 руб.; обязаны были предъявить за этот период на сумму =1 091,89*3=3 275,67 руб.; завышение составляет = 5 732,40-3 275,67=2 456,73 руб., фактически снято за данный период (в счёте за март 2018 года)=1 950,15 руб.; необходимо ещё уменьшить предъявленные суммы на =2 456,73-1 950,15=506,58 руб.);
в) Согласно письму ПАО «Т Плюс» № 70801-0613-7470 от 03 мая 2018 года в апреле и мае 2018 года: (сумма оплаты за отопление должна составить 1 091,89*2=2 183,78 руб.; предъявлено за отопление на сумму =1 890,93+1 091,89 =2 982,82 руб.; завышение составило = 2 982,82-2 183,78=799,04 руб.);
г) При рассмотрении его искового заявления от 16 июля 2018 года (гражданское дело № 2-950/2018) Ленинским районным судом г. Орска было установлено, что им ежемесячно производилась оплата за коммунальные услуги в период с 01 октября 2016 года по 01 марта 2018ода в суммах, достаточных для полной оплаты всех поставщиков коммунальных услуг, указанных в ежемесячных счетах. Своими действиями ПАО «Т Плюс» необоснованно направляло оплачиваемые им суммы на оплату своих незаконно завышенных объёмов недоставляемых ресурсов, что привело к недоплатам за предоставленные коммунальные услуги других поставщиков и как результат к появлению у него задолженности и предъявлению ему пени. То есть при погашении своих долгов он обязан оплатить и пени, а это уже реальные убытки. При проведении перерасчёта квитанции за март 2018 года ПАО «Т Плюс» сумма пени не была снята. На основании ст. 149 «в» и ст. 154 Постановления Правительства РФ 354 от 26 мая 2011 года просил данную сумму 2 194,23 руб. взыскать с ответчика.
В счете за май 2018 года завышен объём и соответственно сумма за тепловую энергию на нужды ГВС. Норматив тепловой энергии на подогрев воды в г. Орске Оренбургской области установлен равным 0,051 Гкал/м 3. Количество воды, потребленной на нужды ГВС, по счёту составляет 4 04 м3, количество тепловой энергии для подогрева данного объёма воды составляет 4,04*0,051=0,206 Гкал., на сумму =0,206*1 628,71=335,51 руб.
По счёту же предъявлено тепловой энергии в объёме 0,618 Гкал на сумму =0,618*1 628,71=1 006,74 руб. Сумма завышения составляет 1 006,74-335,51=671,23 руб.
Общая сумма завышений по оплате за коммунальные услуги за рассматриваемые периоды составляет: 2 817,4 + 506,58 + 799,04 + 671,23 + 2 194,23 = 6 988,48 руб.
Определениями суда к участию в деле привлечены:
- в качестве третьих лиц – ФИО3, ФИО4 ООО «Ритм», РОО ОС «НЖКХ».
- в качестве соответчиков МУП «ОПТС», АО «Система город».
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал. Дополнил, что своим решением Ленинский районный суд г. Орска от 26 сентября 2018 года по делу № 2-950/2018 подтвердил неправомерность начислений ПАО «Т Плюс» по нормативу за отопление. Также суд установил, что за данный период имеется завышение между объёмом фактически потреблённой тепловой энергии и предъявленной к оплате, то есть предъявлено по нормативу на сумму=8 308,77 руб.; фактически потреблено на сумму = 5 490,88 руб., завышение составило = 8 308,77-5 490,88=2 817,89 руб.
На данную сумму ПАО «Т Плюс» обязано было произвести перерасчет в сторону уменьшения его задолженности, что подтвердил в своём решении суд, определив ее как арифметическую разницу между начислениями, выставленными по нормативу, и начислениями по показаниями ОДПУ, что также подтвердила судебная коллегия в своём апелляционном определении от 31 января 2019 года.
В соответствии с Постановлением правительства Оренбургской области 716-п от 18.10.2016г. было принято «1. Применять на территории Оренбургской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года».
Согласно п. 59 Постановления № 354 «Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления). То есть, ПАО «Т Плюс», начиная с января 2018 года обязано было предъявлять к оплате объёмы по тепловой энергии по среднемесячному потреблению, рассчитанному на основании показаний ОДПУ за 2017 года, с чем ПАО «Т Плюс» согласилось в своём письме № 70801-0613-7470 от 03 мая 2018 г.
Начисления по оплате на основании норматива в данном случае противоречит действующему законодательству и считаются как прямое необоснованное завышение платежей за потреблённую тепловую энергию.
Согласно п. 31 «д» Постановления № 354 ПАО «Т Плюс» обязано было производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги; правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). Ответчик частично снял завышение между объёмом потреблённой тепловой энергией по среднемесячному потреблению, рассчитанному на основании показаний ОДПУ за 2017 год и предъявленной к оплате, рассчитанной по нормативу в счете за март 2018 года. По состоянию на 01 апреля 2018 года завышение осталось на сумму 506,58 руб., которую необходимо тоже снять.
Аналогично сумма завышения 799,04 руб.
О взыскании незаконно начисленной пени на сумму 2 194,23 руб.
ПАО «Т Плюс» обязано возместить ему затраты по оплате пени всем поставщикам коммунальных услуг, так как данная пеня образовалась из-за незаконных действий ответчика.
Незаконность начисления пени подтвердил Ленинский районный суд в своём решении от 26 сентября 2018 года. В счёте на оплату за февраль 2019 года размер пени вырос до суммы 2 601,42 руб.
Незаконно завышен размер оплаты тепловой энергии на подогрев воды в три раза. Доводы ответчика о том, что из-за отсутствия данных показаний по объёму потреблённой горячей воды за месяц были произведены начисления по нормативу на трёх проживающих человек: данные высказывания в судебном заседании считает несостоятельными по следующим причинам: в соответствии с Постановлением № 354 при отсутствии показаний по потреблённым объёмам ГВС поставщик обязан предъявлять объёмы из расчёта среднемесячных показаний за предыдущий период. В счёте за май 2018 года в графе «Объём услуг» указано 4,04 м3. Доводы о том, что начислено по нормативу не состоятельны, поскольку противоречат действующему Постановлению правительства РФ № 354 ст. 59.
Кроме того при расчёте по нормативу ответчик обязан в графе «Объём услуг» указать количество потреблённой горячей воды из расчета на 3 человек, а не просто увеличивать сумму оплаты. То есть, налицо сплошное нарушение, в результате чего предъявлено к оплате завышение на сумму 671,23 руб.
Представитель ответчика ПАО «Т Плюс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, исковые требования не признал. Ранее в письменном отзыве указал, что довод истца о том, что ПАО «Т Плюс» обязано произвести перерасчет платы по услугам: тепловая энергия, ГВС, ОДН на основании апелляционного определения, вынесенного Ленинским районным судом г. Орска 12.04.2018 года, не обоснован.
В исковом заявлении истец в обоснование требований о перерасчете платы ссылается на апелляционное определение от 12 апреля 2018 года, вынесенное Ленинским районным судом г. Орска по делу № 11-20/2018, которым отменено решение мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Орска от 19 декабря 2017 года. Истец указывает, что ПАО «Т Плюс» обязано произвести перерасчет платы за отопление, ГВС, ОДН на сновании показаний приборов учета соответствующих услуг, исходя из апелляционного определения от 12 апреля 2018 года.
Указанный довод не может быть рассмотрен судом, так как суд указанным апелляционным определением от 12 апреля 2018 года не обязывал ПАО «Т Плюс» производить какие-либо перерасчеты за коммунальные услуги абоненту ФИО1
Апелляционным определением от 12 апреля 2018 года суд отменил решение мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Орск от 19 декабря 2017 года о взыскании задолженности за коммунальные услуги, отопление и горячее водоснабжение в пользу ПАО «Т Плюс» за период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года, поскольку в ходе рассмотрения апелляционной жалобы на решение мирового судьи от 19 декабря 2017 года представителем ПАО «Т Плюс» заявлен отказ от исковых требований в связи с оплатой задолженности. Какой - либо вопрос по перерасчету оплаты в ходе рассмотрения указанного дела судом не разрешался, соответственно, никаких правовых последствий по перерасчету указанное апелляционное определение не несет.
Оснований для перерасчета платы по услуге отопление за период с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года не имеется, поскольку Ленинским районным судом г. Орска (дело № 2-950/2018) уже рассмотрено исковое заявление о взыскании убытков с ПАО «Т Плюс» в виде переплаты за отопление, в то числе и за этот период ( с 01 января 2016 года по 31 декабря 2017 года).
Соответственно, судом уже рассмотрены требования ФИО1 о взыскании убытков в виде переплаты за указанный период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Допуск ОДПУ к отопительному сезону 2015-2016 гг. отсутствует. ОДПУ допущен к отопительным периодам 2017-2018 гг. Соответственно ОДПУ не был допущен в эксплуатацию к отопительному сезону 2016 г.
Прибор допущен в работу только 29 сентября 2016г. Корректировка платы за отопление за 2016 года не проведена в связи с отсутствием показаний прибора учета за весь календарный год, на основании следующего:
Порядок расчета платы за коммунальную услугу «отопление», по общему правилу, должен определяться требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № З54. Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 27.08.2012г. №857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов» были установлены отдельные особенности применения Правил № 354, в соответствии с которыми органам государственной власти субъектов РФ было предоставлено право принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 2З.05.2006г. № 307.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 сентября 2012 года № 766-п принято решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах в соответствии с Правилами № З07. На территории Оренбургской области в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2014 № 1017-п «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 10 сентября 2012 года № 766-п» порядок определения размера платы за отопление, утвержденный Правилами № 307, сохранен до 01 июля 2016 года.
В соответствии с указанным решением расчеты с потребителями за коммунальную услугу отопления за 2014г, 2015г., 2016г. должны осуществляться в порядке, предусмотренном пунктами 15-28, 1-4 приложения № 2 к Правилам № 307.
В связи с отсутствием показаний приборов учета корректировка платы за отопление за 2016 год не проводилась.
Перерасчет платы за отопление за январь-март 2018 г.г. абоненту ФИО1 произведен в соответствии с действующим законодательством, в обоснование же довода о несогласии с расчетом, истец не приводит доказательств.
В марте 2018 года проведен перерасчет платы за отопление за январь и февраль 2018 года. Сумма перерасчета составила -1 950,15 руб., которая определена следующим образом: индивидуальный норматив, применяемый при расчете платы на отопление в 2017 г., а также в январе и феврале 2018 г. составлял 0,021 Гкал/кв.м. Сумма начисленной платы за январь и февраль по 12 квартире составила: 0,021 Гкал/кв.м. (норматив на 2017г.) * 1628,71 руб. (тариф на 1 Гкал) * 83.8 кв.м. (площадь квартиры) = 2866,20 руб. в месяц.
В связи с тем, что в марте 2017 года определен фактический среднемесячный норматив по 2017 году в размере 0,008 Гкал, который должен быть использован на 2018 год, произведен перерасчет начислений за январь и февраль 2018 г.
Сумма начисленной платы за январь и февраль 2018 года по новому нормативу по квартире <адрес> составила: 0,008 Гкал/кв.м, (норматив на 2018г.) * 1628,71 руб. (тариф на 1 Гкал) * 83.8 кв.м. (площадь квартиры) = 1091,89 руб. в месяц.
Истец в своем расчете не поясняет, каким образом он пришел к выводу о переплате, а также не ссылается на способ расчета.
Считает, что перерасчет выполнен корректно, в соответствии с действующим законодательством.
Расчет платы за услугу ГВС в мае 2018 года рассчитан верно, исходя из норматива потребления на 3-х чел., т.к. абонентом не передавались показания приборов учета.
Расчет платы за услугу ГВС в мае 2018 года следующий: потребление в мае 2018 года (4, 04) (норматив потребления на одного человека) * 3 (число зарегистрированных чел.) = 12, 12 (потребление в мае 2018г.). 12, 12 * 0,051 (норматив тепловой энергии на подогрев воды г. Орск) = 0,6181. 0,6181 * 1 628,71 (тариф, руб.) = 1 006,70 с рублей сумма к оплате в мае 2018г.
В сентябре 2018 года абоненту ФИО1 проведен перерасчет платы в сторону уменьшения на 443 рубля, соответственно оснований для уменьшения текущей задолженности не имеется.
Таким образом, расчет истца неверен, поскольку при расчете истец не учитывает число зарегистрированных лиц в квартире.
Между АО «ЭнергосбыТ Плюс» и филиалом «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» заключен агентский договор, согласно которому Оренбургский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» совершает от имени ПАО «Т Плюс» юридические и иные значимые действия, связанные с осуществлением филиалом «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» деятельности в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории Оренбургской области.
В АО «ЭнергосбыТ Плюс» на имя ФИО1 по адресу <адрес> открыт лицевой счет для расчета за отопление, ХВС на нужды ГВС, тепловая энергия на нужды ГВС №.
АО «ЭнергосбыТ Плюс» (Агент) заключило субагентский договор с АО «Система «Город» (Принципал) б/н от 05 июля 2018 года, на основании которого последний обязуется выставлять счета на оплату коммунальных услуг абонентам отопления и ГВС.
Сведения о начислениях в 2018 году по данному лицевому счету передавались АО «ЭнергосбыТ Плюс» на основании заключенного субагентского договора с АО «Система «Город» б/н от 05 июля 2018 года.
Согласно ответу АО «Система «Город» от 22.04.2019г. № 12-2511 по техническим причинам информация о наличии лицевого счета № в едином платежном документе за июнь, июль, август 2018 года у абонента отсутствует. При этом с сентября 2018 года абоненту ФИО1 в едином платежном документе указывается информация о начислении платы за отопление и тепловую энергию на нужды ГВС.
АО «ЭнергосбыТ Плюс» передавало все сведения о начислениях, перерасчетах по л/с №, открытому для расчетов за коммунальные услуги - отопление и тепловая энергия на нужды ГВС, что подтверждается справкой о расчетах, представленной в материалы рассматриваемого дела.
В материалы дела представлен подробный математический расчет всех произведенных расчетов по л/с №. Не смотря на тот факт, что в квитанции, выставляемой абоненту ФИО1 в июне, июле, августе 2018 года отсутствовала информация о начислениях и перерасчете платы по услуге отопление, абонент обязан производить своевременную оплату за поставленные коммунальные услуги.
По сведениям АО «Система Город» с сентября 2018 года истцу в платежном документе указываются начисления с учетом всех перерасчетов, произведенных на л/с № за период с января 2018 года.
Представитель ответчика АО «Система «Город» - ФИО5 (доверенность № 94 от 21.01.2019 года) в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что начисление платы по услугам «Отопление» АО «Система «Город» не осуществляет. Вся информация о суммах задолженности абонентов, объемах услуг и начисленной плате предоставляется в адрес Общества поставщиком ОАО «ЭнергосбьгГ Плюс» в виде электронных реестров для размещения в едином платежном документе (далее по тексту - ЕПД).
Между ОАО «ЭнергосбьгГ Плюс» и АО «Система «Город» заключен субагентский договор б/н от 05.07.2018, срок действия с 01 мая 2018 года по 31 декабря 2018 года, в рамках которого Обществу делегировано осуществлять от имени и за счет исполнителя размещение в ЕПД данных, необходимых для исполнения потребителями обязательств по оплате услуг поставщику «ПАО Т Плюс» - отопление, плата за установку ОДПУ; тепловая
энергия на нужды ГВС, ХВС на нужды ГВС, а так же формирование, печать и доставку ЕПД до почтового ящика потребителя по адресу: <адрес>.
В настоящее время между АО «Система «Город» и ОАО «ЭнергосбьгГ Плюс», действующим на основании агентского договора между ОАО «ЭнергосбьгГ Плюс» и ПАО «Т Плюс», заключен субагентский договор б/н от 19 декабря 2018 rода, срок действия с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, в рамках которого АО «Система «Город» также делегировано осуществлять от имени и за счет исполнителя размещение в ЕПД данных, необходимых для исполнения потребителями обязательств по оплате услуг поставщику «ПАО Т Плюс» - отопление, а так же формирование, печать и доставку ЕПД до почтового ящика потребителя.
В соответствии с правовой природой субагентского договора, права, обязанности и ответственность возникает непосредственно у ПАО «Т Плюс» (ст. 971 ГК РФ).
Начисление платы за услуги «тепловая энергия на нужды ГВС», «ХВС» на нужды ГВС» производит АО «Система «Город» на основании заключенного Контракта от 20 сентября 2018 года в рамках, которого АО «Система «Горою» делегировано осуществлять от имени и за счет поставщика расчет, начисление и учет платы абонентов МУЛ «ОПТС» за коммунальные услуги по горячему водоснабжению.
Для получения информации о начислениях, задолженности, перерасчетах необходимо обращаться непосредственно к поставщику услуг, которым является МУП «ОПТС».
Между АО «Система «Город» и собственниками/нанимателями помещений в многоквартирных домах отсутствуют какие-либо договорные отношения. Все расчеты осуществляться между гражданами и поставщиками услуг (п. 69 Правила № 354).
Третьи лица - ФИО3, ФИО4, представители ООО «Ритм» и РОО ОС «НЖКХ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии с п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3 Приложения № 2 к Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а именно Pi = VД x Si / Sоб x TT, где:
VД - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом,
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;
Sоб - общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TT - тариф на тепловую энергию.
В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.10.2016 года № 716-п, принятым с учётом Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 года № 603, на территории Оренбургской области изменен способ оплаты данной коммунальной услуги. Новый способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению предусматривает внесение платы в течение календарного года.
На основании п. 42 (2) Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (ред. 09.09.2017 года), способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта РФ было принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта РФ принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6 (1) Приложения № 2 к настоящим Правилам.
Установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира <адрес>.
С 01 января 2015 года исполнителем коммунальной услуги «отопление» в отношении МКД является ПАО «Т Плюс».
Многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который имеет два ввода (на 1 и 2 подъезды).
С 30 сентября 2015 года, ввиду истечения установленного срока поверки, ОДПУ не был допущен к отопительному периоду 2015-2016 гг., поэтому, начиная с января 2016 года ответчик перевел МКД на оплату за тепловую энергию по нормативу.
29 сентября 2016 года приборы учёта тепловой энергии прошли поверку и приняты ПАО «Т Плюс» в эксплуатацию, что подтверждено актами.
Таким образом, с учетом Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, в период с 05 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года ответчик должен был производить расчет платы за отопление по показаниям счетчика.
Впоследствии, ввиду принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги - производить начисления равномерно в течение календарного года, с обязательной корректировкой размера платы в I квартале года, следующего за годом, в котором произошло изменение способа оплаты.
Между тем, в период с 05 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года ПАО «Т Плюс» производило ФИО1 начисления по услуге «отопление» по нормативу потребления.
Судом установлено, что 16 июля 2018 года ФИО1 обращался в суд с иском к ПАО «Т Плюс», в котором просил взыскать с ответчика: сумму переплаты за потребленную тепловую энергию (7 000, 49 руб.) и излишне начисленные пени (2 016, 46 руб.); денежные средства в размере 28 542, 07 руб. (как сумму, необоснованно предъявленную за отопление - по отношению к фактически потреблённым объёмам тепловой энергии); штраф в размере 50 % за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке; компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Орска от 26 сентября 2018 года исковые требования ФИО1 к ПАО «Т Плюс» удовлетворены частично.
С ПАО «Т Плюс» в пользу ФИО1 взыскано: излишне выплаченные денежные средства за коммунальную услугу отопление в сумме 9 016, 95 руб., компенсация морального вреда - 7 000 рублей, штраф - 8 008, 48 рублей, а всего 24 025, 43 рублей.
В удовлетворении требований в остальной части – отказано.
Из решения суда следует, что в ходе слушания установлен факт излишне выплаченных денежных средств за потребленную тепловую энергию со стороны истца за период с 05 октября 2016 года по 31 декабря 2017 года, которые в качестве убытков взысканы с ПАО «Т Плюс».
Апелляционным определением судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда от 31 января 2019 года решение Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 сентября 2018 года в редакции определения Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 12.10.2018 года изменено, второй абзац резолютивной части решения суда изложен в следующей редакции.
Взыскать с ПАО «Т Плюс» в пользу ФИО1 излишне выплаченные денежные средства за коммунальную услугу отопление в размере 5 201,4 руб., в счет компенсации морального вреда 1 000 руб., штраф в размере 3 100,70 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца произвести перерасчет за период с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года по уменьшению платежей по отоплению в сумме 2 817,40 руб. не подлежат удовлетворению, поскольку излишне выплаченные денежные средства уже взысканы решением суда в качестве убытков.
По итогам 2018 года, не смотря на начисление платы по нормативу, ПАО «Т Плюс» произвело истцу корректировку за период с 01 января 2018 года по 01 марта 2018 года на сумму 1 950,15 руб. и на сумму 22 817,89 руб. (из них 20 867,74 руб. – корректировка за 2017 год, а 1 950,15 руб. – за 2018 год), с учётом положений Постановления Правительства Оренбургской области №716-п от 18.10.2016 года.
Исходя из данных по лицевому счёту, общая сумма начислений абоненту ФИО1 составила 5 732,40 руб. (за январь, февраль 2018 года в сумме 2 866,20 руб. ежемесячно).
Сумма начисленной платы за январь, февраль 2018 года по новому нормативу составила 2 183,78 руб. (1 091,89 руб. ежемесячно).
Таким образом, сумма корректировки за январь, февраль 2018 года составила 3 548,62 руб.
Корректировка платы за коммунальную услугу «отопление» произведена истцу в порядке, предусмотренном п. 42 (1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, по формуле 3 (2) Приложения №2, поэтому доводы ФИО1 о неверности расчета ПАО «Т Плюс» несостоятельны.
Доводы истца о том, что 12 апреля 2018 года апелляционным определением № 11-20/2018 Ленинского районного суда г. Орска отменено решение мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Орска от 19 декабря 2017 года и прекращено производство по гражданскому делу по иску ПАО « Т Плюс» к ФИО1, ФИО3, ФИО4 о взыскании задолженности за потреблённую тепловую энергию, горячее водоснабжение, ОДН, и исходя из этого определения ПАО «Т Плюс» обязаны были произвести перерасчёт сумм платежей за потреблённые объёмы тепловой энергии, ГВС, ОДН на основании показаний приборов учёта соответствующих коммунальных ресурсов, не состоятельны.
Так апелляционным определением № 11-20/2018 Ленинского районного суда г. Орска решение мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Орска Оренбургской области от 19 декабря 2017 года отменено, производство по гражданскому делу по иску ПАО «Т Плюс» в лице Филиала «Оренбургский» к ФИО1, ФИО3, ФИО4 о взыскании задолженности за потреблённую тепловую энергию, горячее водоснабжение, ОДН – прекращено в связи с отказом истца от иска.
Факт нарушения ответчиком прав истца не установлен, поэтому требования ФИО1 произвести перерасчет, а также производные от них требования (о компенсации морального вреда, штрафа) удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Частное определение - это способ реагирования суда на случаи выявления нарушения законности и правопорядка, которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении гражданского дела предоставленными гражданским процессуальным законом средствами.
Возможность вынесения судом частных определений является правом суда. Само по себе разрешение спора судом и удовлетворение исковых требований стороны при признании прав этой стороны нарушенными другой стороной и при отсутствии иных нарушений закона не являются основанием для вынесения по делу частного определения, поскольку нарушенное право или охраняемый законом интерес стороны восстановлены судебным актом.
В данном случае оснований для вынесения частного определения в адрес ПАО « Т Плюс» не имеется.
Кроме того, частное определение суд выносит по своей инициативе; участвующие в деле лица не вправе требовать вынесения частных определений, а могут лишь обратить внимание суда на наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости вынесения частного определения.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (состоящие из госпошлины и судебных издержек).
В силу положений ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку ФИО1 обратился в суд с иском, будучи освобожденным от уплаты государственной пошлины, он не может быть отнесен к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками данного налога, даже при отказе в заявленных требованиях.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Т Плюс» о перерасчете за потребленную тепловую энергию, ГВС, ОДН, взыскании штрафа, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Орска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 29 апреля 2019 года.
Судья Гук Н.А.