ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-116/2014 от 16.06.2014 Тернейского районного суда (Приморский край)

                                                                                                                       Дело № 2-116/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ<адрес> районный суд <адрес> РФ,

 в составе председательствующего судьи Скачковой Л. В., при секретаре ФИО3, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и. о.прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействия Администрации <данные изъяты> городского поселения незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения в части проведения противопожарных мероприятий на территории <данные изъяты> городского поселения,

                                                                     установил:

 И. о. прокурора <адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> городского поселения в части принятия достаточных мер противопожарной безопасности незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией <данные изъяты> городского поселения (далее Администрация) требований пожарной безопасности и установлено, что    в 2013г.- 2014г., ответчиком не в полной мере осуществляются мероприятия противопожарной безопасности. Не организовано достаточное количество противопожарного водоснабжения, звуковая сигнализация для оповещения людей при пожаре не охватывает все население поселения, на территориях противопожарных расстояний от объектов и сооружений до лесопарковой зоны допускается складирование горючих материалов, горючего мусора. Считает, что систематическое непринятие необходимых мер в сфере пожарной безопасности со стороны ответчика расценивается как бездействие, нарушающее конституционные права граждан на охрану жизни и здоровья.Просит признать незаконным бездействие Администрации в не принятии достаточных мер противопожарной безопасности в пределах <адрес>, и обязать её обеспечить- достаточное количество мест для забора воды в любое время года, обеспечить звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре на территории всего поселения, исключить на территориях противопожарных расстояний от объектов и сооружений до лесопарковой зоны складирование горючих материалов, мусора.

     В судебном заседании представитель истца - ФИО12., после уточнения исковых требований, просил обязать ответчика - запустить и ввести в эксплуатацию все неработающие пожарные гидранты <адрес>. На ключах <данные изъяты> и <данные изъяты> <адрес> оборудовать два подъезда для пожарных автомашин. Ввести в эксплуатацию систему звукового оповещения, охватывающую весь поселок. От требований, в части признания бездействия администрации в принятии достаточных мер противопожарной безопасности и исключенияна территориях противопожарных расстояний от объектов и сооружений до лесопарковой зоны складирование горючих материалов, мусораотказался. Уточнить, сколько мест водозабора достаточно установить на территории <адрес>, исходя из количества проживающего населения, протяженности поселка, его застройки, где именно указать не может. Считает, что данные вопросы орган местного поселения должен решать совместно с органами пожарного надзора.

 Представитель Администрации ФИО13 с предъявленными требованиями частично согласен. Пояснив, что фактически никакой проверки прокуратурой <адрес> по исполнению требований пожарной безопасности не проводилось, документы по противопожарным мероприятиям не запрашивались. Указанные в Предписании пожнадзоратребования не конкретизированы и неисполнимы. При передаче в 2008г. Администрации поселка имущества, гидранты им не передавались. В наличии есть 12 пожарных гидрантов, на балансе Администрации стоит 4гидранта, в рабочем состоянии. В соответствии с муниципальной целевой Программой по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в июне 2014г. будет отремонтированоещё 7 гидрантов – из них 5-ть с установкой и два с ремонтом колодцев. В апреле 2014г.Администрацией был объявлен конкурс на приобретение и замену гидрантов и установки системы оповещения – «ревун», который состоялся ДД.ММ.ГГГГ, котировки выиграло ОАО «<данные изъяты>» и с ней заключены два муниципальных контракта. Срок выполнения работ 10 календарных дней, то есть до ДД.ММ.ГГГГг.Установлена другая система оповещения «ревун», которую осталось только подключить к электричеству после прекращения дождей.В районе «<адрес>» имеются места для водозабора из естественных водоемов – ручья <данные изъяты> и ручья <данные изъяты>, где достаточно воды, возможно углубление дна, но затруднителен подъезд для пожарных автомашин, необходимо осмотреть места возможных водозаборов, определить, где сделать отсыпку, расширить подъезды, установить знаки. Расчет затрат должен быть обоснован для депутатов муниципального комитета, для выделения денежных средств на эти работы. Срок исполнения Предписания органа пожарного надзора до 10. 09. 2014г. еще не истек, и Администрацией принимаются все необходимые меры по его исполнению.

 Исследовав материалы дела, выслушав представителя прокуратуры ФИО4, представителя администрации –заместителя главы администрации <данные изъяты> городского поселения ФИО1 ФИО14., допросив свидетелейФИО5, ФИО6, суд приходит к следующему.

 В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.Часть 2 ст. 19 ФЗ от 21. 12. 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, и этих полномочий четыре: - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов, - оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

 В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под городским поселением понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, а под городским округом - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

 Поэтому суд находит несостоятельными ссылки прокурора в заявлении на то, что полномочия Администрации <данные изъяты> городского поселения, как органа местного самоуправления в области пожарной безопасности, определены в границах сельских населенных пунктов, согласно ст. 19 вышеуказанного закона.

 В соответствии с п. п. 9 п. 1 ст. 4 Устава <данные изъяты> городского поселения администрация поселения обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах <данные изъяты> поселения (л. д. 12).

     Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории <данные изъяты> городского поселения на 2012-2014годы «Пожарная безопасность»» (л. д. 65). В Паспорте программы (л. д. 66- 71), в системе мероприятий указаны - обеспечение обслуживания пожарных гидрантов, на 2014г. с финансированием 50 тыс. руб. и на устройство пожарных водоемов 10тыс. руб.(л. д. 69-70).

 Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГг., следует, что на территории <адрес> находится 12 противопожарных гидрантов, в рабочем состоянии четыре, из них три по ул. <адрес> и один <адрес> (л. д. 58), по <адрес>, установлено 11 громкоговорителей для оповещения населения о ЧС. Однако, на <адрес> и <адрес>, сигнала оповещения не слышно.Вся территория поселка очищена от мусора и бытовых отходов (л. д. 58).

 В акте проверки органа пожарного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ. указаны выявленные нарушения Правил пожарной безопасности (л. д. 9, 32-34), которые согласно Предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ. должностного лица пожарного надзора, надлежит устранить до 10. 09. 2014г. (л. д. 78-79).Поэтому, в соответствии с планом – графиком закупок в мае 2014г. по запросам котировок, Администрацией было запланировано выполнение работпо установке средств оповещения населения об угрозе возникновения ЧС, а также приобретение и замена гидрантов по целевой Программе, срок исполнения Контракта июнь 2014г.(л. д. 72-75).Муниципальные контракты    заключены с ОАО «<данные изъяты>» 28. 05. 2014г., срок исполнения не позднее 10 календарных дней (л. д. 87-92).

 В Предписании по устранению нарушений требований пожарной безопасности 33/1/33 от 21. 04. 2014г., при проведении внеплановой выездной проверки <данные изъяты> городского поселения, указано, что она проводилась совместно с главой администрации <данные изъяты> городского поселения ФИО7(который таковым не является) и было установлено, что на территории поселения недостаточное количество наружного противопожарного водоснабжения – создать все условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года с подъездами и площадками (пирсами) 12х12 метров с твердым покрытием с достаточным количеством водоёмов, нарушен п. 80 Правил противопожарного режима. На территориях противопожарных расстояний <данные изъяты> городского поселения от объектов до лесопарков, производится складирование мусора, отходов, горючих материалов (п. 79), однако предписано убрать с противопожарных расстояний мусор, отходы с территорий <данные изъяты> городского поселения. Звуковая сигнализация для оповещения о пожаре не охватывает всю территорию поселения (п. 16 ППР), предписано предусмотреть звуковую сигнализацию для оповещения людей при пожаре на всей территории <данные изъяты> городского поселения. Производится несанкционированное складирование горючего мусора на территории поселка - убрать свалки горючих отходов (п. 19 ППР).

 Суд находит, что в вышеуказанном Предписании имеются описки, где <данные изъяты>, указано <данные изъяты> поселение, но до настоящего времени данные разночтения не устранены.

 Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что по его мнению, в <адрес> недостаточное противопожарное обеспечение, из 12 установленных гидрантов при строительстве многоэтажных домов, только четыре работающих в центре поселка, где имеется централизованный водопровод. Но нормам должны быть по два гидранта, не ближе 10 м. и не далее 200 метров от дома. На «<адрес>» имеется ручей «<данные изъяты>», там есть возможность водозабора пожарными машинами, но необходимо оборудовать место подъезда, установить знак. В районе «<адрес>» есть возможность забора вода из ручья «<данные изъяты>» и при необходимости можно брать воду из моря, есть подъезды, но их также необходимо отсыпать, оборудовать. Назвать конкретное место и конкретный адрес, а также достаточное количество водоисточников для <адрес> не может. Для этого необходимо сделать расчет, с осмотром мест водозабора.

 Допрошенная в качестве свидетеля ФИО6 показала, что по результатам проверки на территории <данные изъяты> городского поселения, было установлено, что Администрацией предпринимаются недостаточные меры к соблюдению требований пожарной безопасности. Все нарушения отражены в акте и Предписании, повторяются из года в год. Администрация поселка, ни разу не привлекалось к административной ответственности, постановление выносилось только в отношении главы администрации ФИО15. В поселке недостаточное количество мест водозабора для пожарных автомобилей, сколько их должно быть и где, конкретно сказать не может.

 Согласно ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ; противопожарные резервуары.     Исходя из положения ст. 53 Водного кодекса РФ об использовании водных объектов для обеспечения пожарной безопасности: забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаровдопускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.

 В п. 2 ст. 62 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

 В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается представителем ответчика ФИО1 ФИО16., что на территории <данные изъяты> городского поселения, в случае необходимости пожаротушения, имеются только четыре работающих пожарных гидранта, где расположены 17 пятиэтажных домов, население поселка 5300 человек, чтоявно недостаточно для данного поселка. Расположенный на значительном удалении от центра частный сектор, в районе «<адрес>» и «<адрес>, не обеспечен надлежащими местами водозабора.До настоящего времени, не определены и не оборудованыместа для забора воды из естественных водоемов - с установкой указателей на ручьях <данные изъяты> и <данные изъяты>, протекающие на территории <адрес>, в которых имеется необходимое количество воды, есть подъезды для забора воды, что не соответствует требованиям ст. 68 ФЗ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

 Однако, суд учитывает, что Администрациейпредпринимаются меры для выполнения предписания органа пожарного надзора, посоклькубыл объявлен конкурс на право заключения муниципальных контрактов по приобретению и ремонту пожарных гидрантов и установке средства оповещения населения об угрозе ЧС. Администрация заключила муниципальный контракт с ОАО «<данные изъяты>», который подписан ДД.ММ.ГГГГ. Выполнение работ и сроки по установке «ревуна», как средства оповещения населения и ремонту пожарных гидрантов в количестве 7 штук указаны в муниципальных контрактах.

 Таким образом, оснований для признания незаконным бездействия Администрации в частине принятия достаточных мер противопожарной безопасности, в пределах <адрес>, судом не установлено.

              Согласно    п. 80 Правил противопожарного режима РФ, органами местного самоуправления поселений создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, на прилегающих к ним территориях.

 Поскольку Администрацией <данные изъяты> городского поселения созданы не все условия для забора воды их естественных водоемов на территории <адрес> в любое время года, поэтому в данной части требования прокурора, подлежат удовлетворению, так как это входит в обязанности органа местного самоуправления. Отсутствие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре на всей территории <адрес>, нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства

 Несвоевременное выполнение Администрацией мероприятий, связанных с предупреждением на территории населенного пункта <адрес> чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров, нарушает права неопределенною круга лиц, так как может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению их имущества. Поэтому, суд считает требования прокурора после уточнения в судебном заседании, подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254, 194-199 ГПК РФ, суд

                                                             РЕШИЛ:

 Обязать Администрацию <данные изъяты> городского поселения устранить имеющиеся нарушения Правил пожарной безопасности и принять меры по приведению в соответствие с требованиями законодательства источников противопожарного водоснабжения на <данные изъяты> городского поселения <адрес>:-организовать ремонт и ввести в эксплуатацию неработающие пожарные гидранты расположенные по адресу: <адрес> <адрес>, ул. 1<адрес>

 - организовать два подъезда и возможность забора воды в водоемах ключ <данные изъяты> и ключ <данные изъяты> пгт. <адрес> для пожарных автомашин, установив в местах водозабора указатели водоисточников;- организовать ввод в эксплуатацию установленной систему звукового оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил (СНиП) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца через Тернейский районный суд.

 Решение вынесено 16. 06. 2014г.

                                  Судья                                                           Л. В. Скачкова