ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-116/2014 от 18.04.2014 Ногликского районного суда (Сахалинская область)

 Дело № 2-116/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 18 апреля 2014 года пгт.Ноглики Сахалинской области

 Ногликский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Антиповой З.А.,

 с секретарём Кабатовой Д.Б.,

 с участием представителя истца – помощника прокурора Ногликского района Еникеева А.В.; представителя ответчика – муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Городской округ Ногликский» - ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» - ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ногликского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» муниципального образования «Городской округ Ногликский» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести категорирование объектов топливно-энергетического комплекса (котельных), оформить паспорта безопасности котельных, установить надлежащее периметральное ограждение котельных,

 УСТАНОВИЛ:

     ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ногликского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» муниципального образования «<адрес> Ногликский» (далее по тексту – МУП «Водоканал») о понуждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» провести категорирование объектов топливно-энергетического комплекса (котельных): котельной №, расположенной в <адрес>; котельной №, расположенной в ДД.ММ.ГГГГ в микрорайоне колхоза <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ; котельной № расположенной в <адрес>; котельной № расположенной в <адрес>; котельной №, расположенной в <данные изъяты> на территории очистных сооруженийи территории <данные изъяты>; котельной №, расположенной в <адрес>; котельной № расположенной в <адрес> по <адрес>; котельной №, расположенной в <адрес>; газовой котельной <адрес>, расположенной в <адрес> по <адрес>; котельной <адрес>, расположенной в <адрес>, расположенной в <адрес> котельной №, расположенной в <адрес>; котельной детского сада «<данные изъяты>», расположенной в <адрес>; оформить на указанные котельные паспорта безопасности; осуществить надлежащее периметральное ограждение котельных № (<адрес>).

     В обоснование требований прокурор указал, что перечисленные в заявлении котельные, являющиеся муниципальной собственностью муниципального образования «Городской округ Ногликский», находятся в оперативном управлении МУП «Водоканал» для использования в целях оказания населению жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению.

     В ходе прокурорской проверки установлено, что МУП «Водоканал» не в полной мере соблюдаются требования федерального законодательства, направленного на противодействие терроризму и иным криминальным проявлениям, а именно, не проведено категорирование объектов топливно-энергетического комплекса, коими являются котельные, перечисленные в исковом заявлении, не оформлены паспорта безопасности на эти котельные, котельные № не имеют ограждений по периметру, в связи с чем на территорию этих котельных имеется свободный доступ посторонних лиц. В этой связи жители МО «Городской округ Ногликский» находятся под потенциальной угрозой катастрофы на взрывопожароопасных объектах, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания и может привести к отсутствию надлежащего теплоснабжения, причинению крупного ущерба системам жизнеобеспечения, наступлению иных тяжких последствий. Кроме того, наличие свободного доступа к опасным производственным объектам топливно-энергетического комплекса с целью совершения террористических актов и не проведение категорирования таких объектов нарушает интересы Российской Федерации в части обеспечения верховенства Закона.

     Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования «Городской округ Ногликский» и комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» (<данные изъяты>).

     В судебном заседании помощник прокурора Ногликского района Еникеев А.В. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

 Представитель ответчика МУП «Водоканал» исковые требования прокурора не признал. Пояснил, что перечисленные в исковом заявлении котельные, являющиеся муниципальной собственностью муниципального образования «Городской округ Ногликский», находятся в оперативном управлении МУП «Водоканал», которое, в свою очередь, использует эти котельные в целях оказания населению жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению. Водогрейные котлы установлены непосредственно в производственных зданиях котельных. Систематически проводятся осмотры производственных зданий и сооружений котельных. Разработаны мероприятия по запрету свободного доступа на территорию котельных посторонних лиц. Ворота в здания котельных оборудованы внутренними запорами. Имеется приказ о недопущении обслуживающим персоналом котельных фактов доступа в производственное здание посторонних лиц, и осуществляется постоянный контроль за работой обслуживающего персонала котельных.

     Считает, что обязанность провести категорирование котельных и осуществить их периметральное ограждение ни по закону, ни по какому-либо иному основанию возложена на МУП «Водоканал» быть не может. Кроме этого, полное ограждение котельных повлечет необоснованные затраты организации.

     Представитель третьего лица администрации МО «Городской округ Ногликский» ФИО2 исковые требования прокурора не признал. Пояснил, что указанные прокурором в иске котельные не являются объектами особой опасности, подлежащими категорированию. Оборудование котельных (котлы, насосы и пр.) находятся внутри помещений котельных, которые закрываются в соответствии с правилами эксплуатации, контроль за несанкционированным проникновением в помещение котельной осуществляется обслуживающим персоналом, то есть свободный доступ в него посторонних лиц невозможен. Предусмотренных законом оснований для проведения категорирования котельных и периметрального ограждения территории котельных не имеется. Кроме того, необоснованные затраты на периметральные ограждения котельных могут повлечь непредвиденные последствия.

     В судебное заседание не явился представитель комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в порядке части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (<данные изъяты>).

     Выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, показания свидетеля, принимая во внимание пояснения специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд исходит из следующего.

     В судебном заседании установлено, что котельные: №, расположенная в <адрес>; №, расположенная в <адрес>; №, расположенная в <адрес>, расположенная в <адрес> №, расположенная в <адрес>, расположенная в <адрес>; №, расположенная в <адрес>, расположенная в <адрес>; газовая котельная <данные изъяты>, расположенная в <адрес>, расположенная в <адрес>; №, расположенная в <адрес>, расположенная в <адрес>; котельная детского сада «<данные изъяты>», расположенная в <адрес>, являются собственностью МО «Городской округ Ногликский» и переданы в оперативное управление МУП «Водоканал», которое использует эти котельные в целях оказания населению жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению.

     Пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее по тексту – Закон № 256-ФЗ) предусмотрено, что обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса – это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

     Согласно пунктам 9, 11, 13 статьи 2 Закона № 256-ФЗ объектами топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) являются объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения; субъектами топливно-энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса; паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

     Статьей 6 Закона № 256-ФЗ на субъекты топливно-энергетического комплекса возложена обязанность по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

     Статья 7 Закона № 256-ФЗ определяет, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования их защищенности в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации.

     Порядок проведения категорирования объектов и критерии категорирования устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядка его проведения и критериях категорирования».

     В силу требований статьи 5 Закона № 256-ФЗ перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
    Согласно перечню объектов топливно-энергетического комплекса Сахалинской области, подлежащих категорированию, утвержденного распоряжением Губернатора Сахалинской области № 44-р от 01 марта 2013 года, котельные: №, расположенная в <адрес>; № 5, расположенная в <адрес>, расположенная в <адрес>, расположенная в <адрес> расположенная в <адрес> на территории очистных сооружений, <адрес>, расположенная в <адрес>; №, расположенная в <адрес>, расположенная в <адрес>; газовая котельная «<данные изъяты>», расположенная в <адрес>, расположенная в <адрес>, расположенная в <адрес>, расположенная в <адрес>; котельная детского сада «<данные изъяты>», расположенная в <адрес>, не входят в данный перечень объектов <данные изъяты>, подлежащих категорированию (<данные изъяты>).

     Из материалов дела следует, что в здании котельной № находятся водогрейные котлы марки «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», в здании котельной № - «<данные изъяты>», в здании котельной № – «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», в здании котельной № – «<данные изъяты>», в здании котельной № – «<данные изъяты>» и <данные изъяты>», в здании котельной № – «<данные изъяты>», в здании котельной № – «<данные изъяты>», в здании котельной № – «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>»; в здании котельной № – «<данные изъяты>», в здании котельной № – «<данные изъяты>», в здании котельной № – «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>»; в здании котельной <данные изъяты> «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», в здании котельной детского сада «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>»; вид используемого топлива во всех котельных – газ (<данные изъяты>).

     Котельные № 9, 5 и 2 не имеют ограждений по периметру, что ответчиком не отрицается.

     В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

     Согласно Приложению № 1 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

     Пунктом 1.1.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 11 июня 2003 года № 88, установлено, что таким оборудованием являются паровые котлы с рабочим давлением более 0,07 мегапаскаля и водогрейные котлы с температурой нагрева свыше 115 градусов Цельсия.

     В соответствии с Постановлением Правительства от 24 ноября 1998 года № 1371 регистрация опасных производственных объектов и ведение реестра возложена на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).

 В материалах дела имеется реестр источников тепловой энергии МУП «Водоканал» (котлов), установленных в вышеназванных котельных, из которого следует, что водогрейные котлы эксплуатируются при температуре воды не выше 115 градусов Цельсия (<данные изъяты>). Об этом же свидетельствуют показания свидетеля ФИО5, работающего <данные изъяты> ПТО МУП «Водоканал»; показания теплоносителя в котельных за <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ; температурный график котельных (<данные изъяты>).

     Согласно пункту 1.22 СНиП П-35-76 «Котельные установки» размещение водогрейных котлов с температурой подогрева воды не выше 115 градусов Цельсия и вспомогательного оборудования следует предусматривать в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 мегапаскалей, водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой воды не выше 115 градусов Цельсия.

     Данными Правилами, утвержденными Приказом Минстроя России от 28 августа 1992 года № 205, которые являются обязательными для предприятий и организаций, эксплуатирующих указанные котлы в системе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также СНиП П-35-76 не предусмотрено обязательное периметральное ограждение котельных.

     Порядок технической эксплуатации котельных регулируется Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115 (далее - Правила).

     Согласно указанным Правилам котельная представляет собой комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.

     В соответствии с пунктом 3.1.1 Правил территория для размещения производственных зданий и сооружений тепловых энергоустановок определяется проектом и паспортом тепловой энергоустановки.

     Как следует из пункта 3.2.1 Правил для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и сооружений организации для размещения тепловых энергоустановок выполняют и содержат в исправном состоянии ограждение соответствующей части территории.

     Данный нормативный правовой акт не предусматривает требования об обязательном периметральном ограждении котельных в границах всего земельного участка, выделенного для их эксплуатации и содержания, а содержит требование к ограждению отдельных частей территории котельной.

     Судом установлено, и истцом не оспаривается, что котлы находятся в зданиях котельных, ворота в здания котельных оборудованы внутренними запорами, имеется приказ о недопущении обслуживающим персоналом котельных фактов доступа в производственное здание посторонних лиц, и осуществляется постоянный контроль за работой обслуживающего персонала котельных.

     На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии ограждений соответствующей части территории котельных и о соблюдении ответчиком требований пункта 3.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, поскольку указанные Правила не предусматривают требования о периметральном ограждении всей территории, выделенной для обслуживания котельной, а в них содержится требование о необходимости выполнить и содержать в исправном состоянии ограждение соответствующей части территории котельной.

     Таким образом, правовых оснований для возложения на МУП «Водоканал» обязанности провести категорирование котельных № газовой котельной «<данные изъяты>», котельной детского сада «<данные изъяты>», изготовить паспорта безопасности на указанные котельные, а также установить надлежащее периметральное ограждение котельных № не имеется, в связи с чем в иске прокурору надлежит отказать.

     Поскольку прокурор в силу пункта 9 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, а в удовлетворении исковых требований к МУП «Водоканал» отказано, то в соответствии с частью 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понесённые судом издержки возмещаются за счёт средств бюджета муниципального образования «Городской округ Ногликский».       

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 РЕШИЛ:

     Прокурору Ногликского района, действующему в интересах неопределённого круга лиц, отказать в иске к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» муниципального образования «Городской округ Ногликский» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести категорирование объектов топливно-энергетического комплекса (котельных), оформить паспорта безопасности котельных, установить надлежащее периметральное ограждение котельных.

     На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме принято 23 апреля 2014 года.

 Председательствующий З.А.Антипова

 Копия верна. Судья З.А.Антипова