Дело № 2-116/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2014 г. Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Добрынина В.А., при секретаре Федоровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании <адрес> гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества «Охотник» о признании действий прокурора Красночикойского района, указанных в представлении № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер к устранению нарушении законодательства о животном мире незаконными,
установил:
Закрытое акционерное общество «Охотник» в лице <данные изъяты> ФИО1 обратилось в суд с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на следующее.
Прокурором Красночикойского района С. в адрес ЗАО «Охотник» направлено «Представление об устранении нарушений законодательства о животном мире №№ от ДД.ММ.ГГГГ»., в котором требуется «принять меры к устранению нарушений законодательства о животном мире и недопущению их впредь: обеспечить заключение договора аренды лесных участков, в рамках которых расположены охотничьи угодья ЗАО «Охотник». По сути требования прокурора повторяют его же исковое заявление № от ДД.ММ.ГГГГ., рассмотренное <адрес> районным судом (Дело №№, определение от ДД.ММ.ГГГГ.). Согласно определения «повторное обращение прокурора с исковым заявлением в суд к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается». <адрес> это определение игнорировало. В отношении ЗАО «Охотник» возбуждено дело об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. практически по тем же основаниям и передано для рассмотрения мировому судье судебного участка №
Обязательное заключение договора аренды лесных участков, к чему понуждает предприятие прокуратура района, противоречит «Определению СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5.10.2001г. №48-Г01-34», (приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечёт прав и обязанностей по пользованию лесным фондом), «Решению <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.», (не заключение договора аренды лесного фонда не является нарушением законодательства РФ об окружающей природной среде, отсутствие указанного договора в силу статьи 47 ФЗ «О животном мире» не может повлечь прекращение пользования животным миром), «Кассационному определению СК по гражданским делам <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.» (суд обоснованно, по мотивам изложенного, в решении отвергнуты утверждения заявителя об отсутствии заключения государственной экологической экспертизы и договоров аренды участков лесного фонда), и ФЗ «О животном мире» (согласно ФЗ «О животном мире» охота является видом пользования животным миром, а не видом лесопользования). Просит признать действия прокурора района к ЗАО «Охотник», указанные в представления № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер к устранении нарушений законодательства о животном мире, незаконными.
В судебном заседании заявитель- <данные изъяты> ЗАО «Охотник» ФИО1, действующий на основании прав по должности, настаивает на заявленных требованиях по основаниям, указанном в заявлении, считает, что прокурором неправильно истолкованы нормы закона, так как использование животного мира и использование леса регулируются разным законодательством.
Представитель прокуратуры Красночикойского района, помощник прокурора Красночикойского района Рыжков К.В. заявленные требования не признал, считает действия прокурора законными и обоснованными.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено, что прокуратурой Красночикойского района проведена проверка соблюдения законодательства о животном мире и об использовании лесов. В ходе проверки установлено, что ЗАО «Охотник» осуществляет деятельность в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с лицензией серии <данные изъяты> № № выданной ДД.ММ.ГГГГ Государственной службой по охране, контроли и регулированию использования объектов животного мира <адрес>. Осуществление деятельности • в сфере охотничьего хозяйства подтверждается договорами, заключенными с физическими лицами на добычу пушнины и другой охотничьей продукции.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2009 года «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
Согласно ч. 1 ст. 55 указанного Закона, услуги в сфере охотничьего хозяйства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством.
Распоряжением № № от ДД.ММ.ГГГГ Губернатора <адрес> ЗАО «Охотник» предоставлена территория площадью <данные изъяты> га, границы которой определены приложением к указанному распоряжению.
Вместе с тем, по сведениям, предоставленным начальником <адрес> территориального отдела Государственной лесной службы <адрес>, договор аренды лесных участков с ЗАО «Охотник» не заключался, лесных участков на каком-либо ином праве у ЗАО «Охотник» не имеется.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства является одним из видов использования лесов.
В соответствий с ч. 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ, лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 122-Фз от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Поскольку лесной участок прочно связан с землей, его перемещение без несоразмерного ущерба для него невозможно, его следует относить к недвижимым вещам.
Отсутствие заключенного договора и зарегистрированного в установленном законом порядке права аренды лесных участков свидетельствует о том, что ЗАО «Охотник» не имело права на заключение договоров на добычу пушнины и другой охотничьей продукции.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 27 Лесного кодекса РФ, допускается установление запрета на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.
Поскольку деятельность в сфере охотничьего хозяйства осуществляется ЗАО «Охотник» в отсутствие необходимого для этого документа - договора аренды лесных участков, и без регистрации права аренды лесных участков, деятельность по заключению указанных договоров является незаконной
Поскольку, согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, их неправомерное использование затрагивает интересы собственника - Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором Красночикойского района в отношении ЗАО «Охотник» вынесено представление ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер к устранению нарушений законодательства о животном мире, обеспечить заключение договора аренды лесных участков, в рамках которых расположены охотничьи угодья ЗАО «Охотник».
Судом установлено, что ЗАО «Охотник» предоставлено право пользования объектами животного мира с разрешенным видом использования - охота, на основании долгосрочной лицензии, выданной Государственной службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ серия 75№ со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В целях реализации указанных полномочий ЗАО «Охотник» предоставлена территория, расположенная в <адрес> площадью <данные изъяты> гектаров на землях лесного фонда <адрес> лесничества, о чем Губернатором <адрес> издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № №
Отношения в области использования объектов животного мира и лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об охоте..."), Лесным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами. Статьей 25 Федерального закона "Об охоте..." предусмотрено, что для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.
Частью 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Положение о необходимости оформления договора аренды содержалось и в прежней редакции Лесного кодекса РФ (ч. 5 ст. 36), действовавшей до 01.04.2010 года.
Под охотхозяйственным соглашением, в соответствии со ст. 27 Федерального закона "Об охоте...", понимается договор, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Указанные контракты заключаются по результатам аукциона, проводимого в порядке, определенном ст. 28 названного Закона.
В данном соглашении подлежат обязательному закреплению в качестве его условий: обязательства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов; обязательство юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, утвержденных Законом Забайкальского края от 16.10.2008 года N59-ЗЗК (в редакции (в ред. Закона Забайкальского края от 27.12.2010 N 461-ЗЗК) лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства предоставляются юридическим лицам и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства в отсутствие договора аренды лесных участков, является незаконной, и приходит к выводу, что действия прокурора Красночикойского района, указанные в представлении №№ от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер к устранению нарушении законодательства о животном мире: обеспечить заключение договора аренды лесных участков, в рамках которых расположены охотничьи угодья ЗАО «Охотник», являются законными и обоснованными.
Доводы заявителя от том, что повторное обращение прокурора с исковым заявлением в суд к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, поскольку требования прокурора, содержащиеся в представлении повторяют исковые требования прокурора о признании незаконной деятельности, осуществляемой ЗАО «Охот_ник» в сфере охотничьего хозяйства, производство по которому прекращено в связи с отказом прокурора от заявленных требований, суд не может принять во внимание, в связи с тем, что определение Красночикойского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по указанным требованиям прокурора преюдициального значения в данном случае не имеет.
Учитывая изложенное, заявление ЗАО «Охотник» о признании действий прокурора незаконными подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.194-198,258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Закрытого акционерного общества «Охотник» о признании незаконными действий прокурора Красночикойского района, указанных в представлении №№ от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер к устранению нарушении законодательства о животном мире, а именно обеспечить заключение договора аренды лесных участков, в рамках которых расположены охотничьи угодья ЗАО «Охотник», оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красночикойский районный суд.
Решение суда принято в окончательной форме 21 марта 2014 года.
Судья Добрынин В.А.