Дело №2-116/2016 *
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи О.П. Перегудовой,
при секретаре судебного заседания Т.В.Носовой,
с участием лиц, согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петушки гражданское дело по иску администрации Петушинского района Владимирской области к ФИО1 о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Петушинского района Владимирской области обратилась в суд с иском, уточнив который, просит взыскать с ФИО1 сумму гранта в размере * рублей.
В обоснование иска, поддержанного в судебном заседании представителем истца ФИО2, указано, что дата между администрацией Петушинского района Владимирской области и ИП ФИО1 был заключен договор по мероприятию «Субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса». По данному договору администрация Петушинского района предоставила ответчику за счет средств областного бюджета субсидию в виде гранта в размере * рублей. Согласно п.2.2.1 договора от дата получатель обязуется использовать выделенную субсидию на цели, предусмотренные представленным в администрацию района бизнес-планом. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей дата ИП ФИО1 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.
дата была произведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта ИП ФИО1 Проектом предусмотрено приобретение транспортного средства, создание семи рабочих мест, получение прибыли, отчисление налогов в бюджетную систему. В целях реализации проекта ответчиком была приобретена автомашина «LADA 217130 PRIORА». Срок действия бизнес - проекта рассчитан на 3 года, срок окупаемости проекта 2 года. По итогам реализации проекта за один год в бюджетную систему должны быть перечислены налоговые платежи в общей сумме * рублей, однако за 2013-2014 г. всего перечислено * рублей. Ответчиком документов, подтверждающих трудоустройство работников, не представлено. Отсутствие создания рабочих мест и отчисления налогов в бюджет района подтверждено сведениями МИФНС РФ №11 по Владимирской области. Условием предоставления субсидии, а также предметом договора является реализация проекта согласно бизнес-плану, однако, в связи с прекращением ответчиком своей деятельности, выполнение обязательств, предусмотренных договором и проектом невозможно. С актом проверки ИП ФИО1 была ознакомлена, копию акта получила дата
Поскольку обязательства по договору не исполнены, в порядке, предусмотренном п.2.3 договора, в адрес ответчика было направлено требование о возврате гранта в срок до дата, которое было ею получено дата До настоящего времени денежные средства не возвращены.
Представитель истца администрации Петушинского района Владимирской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что целью её деятельности являлось создание фирмы, предоставляющей клининговые услуги по уборке жилых помещений, в связи с чем, ею был разработан бизнес-план, собранные документы и получен грант в размере 251540 рублей. С целях реализации проекта и использования субсидии ею была приобретена автомашина «LADA PRIORА», в покупку которой были вложены личные денежные средства, так как суммы гранта не хватало. Согласно условиям проекта она планировала нанять иностранных граждан, однако получила отказ в ОУФМС в привлечении их к трудовой деятельности, в поисках работников обращалась в Центр занятости населения. Однако найти работников соответствующих требованиям данной деятельности ей не представилось возможным, в связи с чем, осуществляла данную деятельность одна. Но поскольку данная сфера бизнеса была новая, количество заказов было незначительным, она стала нести убытки, в связи с чем, ей пришлось прекратить предпринимательскую деятельность, продать машину и оплатить долги. Считает, что условия договора с её стороны выполнены, поскольку сумма гранта была реализована в соответствии с бизнес-планом, налоги ею уплачены, возврат гранта в виде уплаты налогов в бюджетную систему договоров не предусмотрен, просила в иске отказать.
Выслушав представителей истца и ответчика, оглашенные в порядке ст.180 ГПК РФ показаний свидетеля ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 ГК РФ).
Согласно ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Предоставление субсидии осуществляется за счет средств, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 15.06.2010 года №681.
Органы местного самоуправления несут ответственность за целевое расходование средств областного бюджета.
Из материалов дела усматривается, что в период с дата по дата ФИО1 была зарегистрирована в МИФНС России №11 по Владимирской области в качестве индивидуального предпринимателя.
Постановлением администрации Петушинского района Владимирской области №2819 от 12.12.2012 года ИП ФИО1 была признана одним из победителей конкурса по предоставлению субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на открытие собственного дела.
В рамках реализации муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в МО «Петушинский район» на 2011-2012 годы», в соответствии с постановлением администрации Петушинского района от дата№ «Об утверждении Положения о порядке предоставления грантов начинающим предпринимателям Петушинского района на создание собственного бизнеса» дата между администрацией Петушинского района и ИП ФИО1 был заключен договор о предоставлении начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств областного бюджета в форме субсидий (гранта) в размере * рублей на создание собственного бизнеса.
Согласно п.2.2.1 договора от дата получатель гранта (ИП) обязуется использовать выделенную субсидию на цели, предусмотренные бизнес-планом, а именно: приобретение транспортного средства, создание 7-ми рабочих мест, получение прибыли, отчисление налога в бюджетную систему.
Согласно условиям бизнес-плана срок окупаемости проекта, согласно финансовому прогнозу технико-экономического обоснования проекта, составляет 2 года. По итогам реализации проекта в бюджетную систему Российской Федерации должны были поступать налоговые платежи за 2013-2014 года в общей сумме 231 700 рублей.
В соответствии с п.2.2.2 договора получатель гранта (ИП) в течение шести месяцев с момента его получения представляет в администрацию Петушинского района отчет о целевом использовании гранта с предоставлением копий подтверждающих документов.
Согласно п.2.2.3 договора получатель гранта (ИП) обязан немедленно информировать администрацию о затруднениях или невозможности использовать субсидию по целевому назначению.
Согласно п. 2.3. договора несвоевременное предоставление отчета о целевом использовании субсидии рассматривается как нецелевое использование субсидии, в этом случае субсидия долежит обязательному возврату в соответствии с действующим законодательством.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей дата ИП ФИО1 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Между тем, доказательств надлежащего исполнения условий договора ответчиком суду представлено не было.
Согласно смете расходов, содержащейся в бизнес-плане ИП ФИО1, целевые бюджетные ассигнования в форме субсидий (гранта) планировалось расходовать на приобретение транспортного средства (Раздел 8. Пункт 8.1 Производственный план. Таблица №15).
В соответствии с отчетом, который предоставлял ответчик о целевом использовании гранта от дата, подтвержденным договором купли-продажи, целевые бюджетные средства были потрачены ответчиком на указанный в расходной смете товар, приобретение автомашины «LADA 217130 PRIORА».
Судом установлено, что вышеуказанное транспортное средство «LADA 217130 PRIORА» дата ФИО5 продано ФИО6 за * рублей, что подтверждается договором купли-продажи от дата.
Однако, обязательства по реализации социально экономических показателей проекта по состоянию на 18.082015 г. (день составления акта проверки №) об организации 7 рабочих мест по проекту не выполнены (рабочие места не созданы), возврат гранта в виде налогов произведен не был, за 2013-2014 год в бюджетную систему РФ перечислено за 2013 г. - * руб., за 2014 г. - * руб., за 2015 г. - * руб.
Из сообщения ГУ Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал №6 от дата следует, что ИП ФИО1 в качестве работодателя не зарегистрирована.
В связи с прекращением ответчиком своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, выполнение обязательств, предусмотренных договором и бизнес-планом невозможно.
Установленные обстоятельства приводят суд к выводу, что в нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком бесспорных доказательств использования суммы гранта по целевому назначению не представлено.
Согласно п.3.10 Положения о порядке предоставления грантов начинающим предпринимателям Петушинского района на создание собственного бизнеса в случаях нарушения условий предоставления грантов управление направляет получателю средств уведомление о возврате гранта. При отказе от возврата бюджетные средства взыскиваются в судебном порядке.
дата в адрес ответчика было направлено уведомление о возврате гранта в срок до дата, которое было получено ФИО1 дата До настоящего времени денежные средства не возвращены.
Неисполнение условий договора и бизнес-плана (проекта), на основании которых ответчику был предоставлен грант, в части достижения экономических показателей, создания необходимого количества рабочих мест, возврат гранта в виде налогов в бюджеты всех уровней, расценивается судом как нарушение условий договора и признается в качестве основания для удовлетворения исковых требований администрации Петушинского района.
Сами по себе доводы ответчика об использование полученных денежных средств на покупку транспортного средства, а также оплата налогов и взносов и т.д. освобождает её от возврата предоставленной из бюджета субсидии, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
Основанием ко взысканию спорной суммы является то, что ФИО1 не выполнен бизнес-план и не достигнуты необходимые социально-экономические результаты.
Данная обязанность по возврату суммы гранда не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода, не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
При установленных обстоятельствах, поскольку ответчиком не выполнен установленный договором от дата и бизнес-планом комплекс мероприятий, который гарантирует сохранение права на субсидию, суд приходит к выводу о том, что требования истца о возврате субсидий в размере * рублей, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного исковые требования администрации Петушинского района Владимирской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Таким образом, с ФИО1 подлежит взысканию в доход МО «Петушинский район» госпошлина в размере * рублей 40 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Петушинского района Владимирской области, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу администрации Петушинского района Владимирской области денежные средства в размере * рублей * копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход МО «Петушинский район» госпошлину в размере * рублей * копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирской областной суд через Петушинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
*
*
*
*
Судья Петушинского районного суда О.П.Перегудова