ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-116/2017 от 14.02.2017 Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2017 г.

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе

судьи Сапрыкиной Н.И.

при секретаре Савенковой Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области к ФИО1 об исправлении кадастровой ошибки

УСТАНОВИЛ:

Истец Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области (далее ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области) обратился в суд с иском к ФИО1 об исправлении кадастровой ошибки, путем снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , указывая на то, что 20 января 2003 года на основании государственного акта на право собственности на землю от 06.06.1995 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования «для ведения садоводства», статус земельного участка «ранее учтенный», категория земель «земли населенных пунктов» граница, земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, вид права собственность, правообладатель ФИО1, что соответствует сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.. 19 февраля 2007 года в государственный кадастр недвижимости на основании оценочной описи на кадастровый квартал от 21.02.2005 г. внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования «земли запаса» статус земельного участка - «ранее учтенный», категория «земли населенных пунктов», сведения о регистрации прав, ограничений (обременений) прав) на земельный участок отсутствуют, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Таким образом в отношении земельного участка, расположенного по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м содержатся дублирующие сведения, что в дальнейшем может привести к нарушению прав третьих лиц.

Представитель истца ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствии (л.д.211,218)

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена, просил рассмотреть дело в его отсутствии. (л.д.213)

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены (л.д.212).

Суд, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ответчик ФИО1 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу <адрес> и расположенного на нем садового дома площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.194,195,196,197)

20 января 2003 года на основании государственного акта на право собственности на землю от 06.06.1995 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования «для ведения садоводства», статус земельного участка «ранее учтенный», категория земель «земли населенных пунктов» граница, земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, вид права собственность.

19 февраля 2007 года в государственный кадастр недвижимости на основании оценочной описи на кадастровый квартал от 21.02.2005 г. внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования «земли запаса» статус земельного участка - «ранее учтенный», категория «земли населенных пунктов», сведения о регистрации прав, ограничений (обременений) прав) на земельный участок отсутствуют, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Таким образом, в государственном кадастре учтен один земельный участок, но с разными кадастровыми номерами.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции действовавшей на момент подачи искового заявления в суд, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции действовавшей на момент подачи искового заявления в суд, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Пункт 2 Приказа Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 предусматривал, что полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости было наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии».

С 01 января 2017 года в силу вступил Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 2178 -ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч.1 ст.3 Федерального Закона от 13 июля 2017 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии с ч.3 ст. 3 Федерального Закона от 13 июля 2017 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.4 ст. 3 указанного выше закона Предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

В соответствии с приказном Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 «О наделении Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» Филиал наделен полномочиями по ведению Единого государственного реестра недвижимости в части

1) внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий;

2) загрузки содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН), в том числе осуществления проверок на соответствие таких сведений актуальным записям Единого государственного реестра недвижимости, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости; а также формирования посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственного кадастрового учета;

3) загрузки содержащихся в поступивших для осуществления государственной регистрации прав, ограничения прав, обременения объекта недвижимости, сделок с объектом недвижимости документах основных сведений о подлежащих государственной регистрации правах, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, сделках, поступивших в порядке информационного взаимодействия сведений о лице, за которым зарегистрированы право на объект недвижимости, ограничения права, обременения объекта недвижимости, поступивших в уведомительном порядке дополнительных сведений во ФГИС ЕГРН; а также формирования посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственной регистрации прав;

4) ведения реестровых дел объектов реестра границ;

5) ведения реестровых дел (томов реестровых дел) объектов недвижимости, формируемых в электронном виде после 01.01.2017 в связи с осуществлением государственного кадастрового учета, внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, регистрацией прав на объекты недвижимости;

6) ведения книг учета входящих документов;

7) ведения книг учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременений объектов недвижимого имущества в части формирования (загрузки) сведений, содержащихся в поступивших в орган регистрации прав решениях уполномоченных органов, принятых в предусмотренном федеральным законом порядке (в том числе судебных актах), о наложении арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, запретов осуществления учетно-регистрационных действий, иных поступающих от уполномоченных органов решениях (выписках из них) об ограничении прав на объекты недвижимого имущества, обременении объектов недвижимости (в том числе решениях органов государственной власти, органов местного самоуправления об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд), документах, на основании которых граждане ограничены в дееспособности или признаны недееспособными, документах (сведениях), поступивших из органов опеки и попечительства, содержащих сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, за исключением сведений, предусмотренных подпунктами 6 - 8 пункта 25 Порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость, утвержденных приказом Росреестра от 23 декабря 2015 г. N П/0666 (зарегистрирован в Минюсте России 01.03.2016, регистрационный N 41262);

8) ведения кадастровых карт.

Таким образом, в силу ч.1,3 ст.3 Федерального Закона от 13 июля 2017 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области является органом регистрации прав, к компетенции которого отнесено в том числе и осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Согласно частям 3,4 статьи 61Федерального Закона от 13 июля 2017 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Положениями ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Перечень способов защиты гражданских прав установлен в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, согласно абз. 13 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права. Граждане и юридические лица в силу ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.

В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В данном случае снятие земельного участка с кадастрового учета является способом восстановления нарушенного права, поскольку наличие на кадастровом учете дублирующих сведений о земельном участке, может явиться препятствием для совершения юридически значимых действия с имуществом, поэтому данный вопрос находится в компетенции суда и должен быть разрешен по существу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Тракторозаводский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.И. Сапрыкина