ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-116/2021 от 15.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-116/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2021 года город Иваново

Ленинский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,

секретаря Алеева И.Ю.,

с участием истца ФИО1 и ее представителя ФИО2,

представителя ответчика ТСЖ "Наш дом" Цой Оксаны Владимировны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ТСЖ "Наш дом" о перерасчете коммунальных платежей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ТСЖ «Наш дом» о перерасчете коммунальных платежей, мотивировав его следующим.

Истец является собственником квартиры с индивидуальным отоплением – установлен газовый котел. Дом многоквартирный: 10 этажей, 5 подъездов, 166 квартир, из которых 13 с индивидуальным отоплением; нежилые помещения (магазины и офисы). С января 2020 года истец начала получать счета от управляющей компании ТСЖ «Наш дом» на оплату отопления мест общего пользования, в том числе за 2019 год. Ежемесячное начисление в графе «отопление мест общего пользования» составляло 38,11 рублей и истцом оплачивалось. Однако, в мае 2020 года была получена квитанция с суммой начислений за апрель – 218,89 рублей и корректировкой с января 2020 года в сумме 2627,57 рублей, т.е. увеличенной почти в 6 раз. Из-за пандемии пояснения истец получила в августе 2020 года, из которых следовало, что был произведен перерасчет по указанию Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области. При рассмотрении расчета «количества тепла, затраченного на отопление мест общего пользования в 2019 году», составленного ответчиком, можно сделать вывод, что он содержит ряд изъянов, а именно: в Постановлении Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 приведена методика подобных расчетов. В частности, для дома истца должна была быть использована формула 3 (6), приведенная в приложении 2 и пояснения к ней, по которой определяется величина потребленного тепла в каждом помещении мест общего пользования. Далее необходимо «обнулить» объемы потребленного тепла в помещениях, где технической документацией не предусмотрено наличие приборов отопления или «…произведено переустройство….», а потом суммировать результаты. Ответчиком данные расчеты не проводились, распределение ресурса (тепла) осуществлено на основании «отапливаемой площади мест общего пользования» в количестве 1385 кв.м (из общей площади мест общего пользования 1672,7 кв.м), как предусмотрено исходной технической документацией. При этом не учтено еще одно обстоятельство. В многоквартирном доме истца произведено «переустройство мест общего пользования»: на каждом этаже установлены глухие перегородки, отделяющие помещения над мусоросборниками с участком коридора. В результате в этих изолированных помещениях (около 50 мест в многоквартирном доме) остались и установленные застройщиком и предусмотренные технической документацией поэтажные приборы отопления. Физически они потеряли возможность участия в нагреве мест общего пользования, оставшихся без этих приборов, так как глухие перегородки закрывают как конвекционный (воздушным потоком) путь теплопередачи, так и теплопередачу излучением. Единственный (из 11 по проекту на подъезд) регистр у входной группы на 1 этаже работает на обогрев мест общего пользования на все 10 этажей, мощность его не увеличивалась. Фактически истец пропорционально участвует в восполнении дефицита тепла в местах общего пользования через бетонную стену своей квартиры, смежную с лестничной клеткой от своего котла также, как и все остальные собственники. Кроме того, следует учесть сообщение председателя ТСЖ «Наш дом» Расщепова Н.Ф., сделанное устно, что во всех «стояках», подводящих тепло к батареям за лифтом (над мусоросборниками) давно остановлена циркуляция, т.е. они отключены (в том числе и в зимний период), тепло от них в места общего пользования не поступило, а, следовательно, истцом не потреблялось. Учитывая вышеприведенную аргументацию, объективно следует «обнулить» объемы потребленного тепла во всех помещениях мест общего пользования всех этажей, за исключением первого, как не имеющих возможности нагрева об этажных ПО и отключенных ответчиком. В представленном ответчиком расчете величина затрат на отопление мест общего пользования определена (и распределена) без учета площадей нежилых помещений (791,2 кв.м площади). Эти помещения входят в состав общего имущества многоквартирного дома и, хотя имеют отдельные входы, должны нести затраты на содержание мест общего пользования. Договоры с ресурсоснабжающими организациями у владельцев этих нежилых помещений прямые, хотя по теплу они «врезаны» в домовую теплосеть и получают тепло через общедомовой счетчик. Собственного узла учета у них нет. Начисления за потребленное тепло им производится по расчету, который учитывает только тепловые характеристики занимаемых ими помещений. Таким образом услуги по отоплению мест общего пользования в начисленном истцу объеме и надлежащего качества истец не получала. В соответствии с существующей схемой теплоснабжения ответчик не может и в дальнейшем ее предоставлять.

На основании изложенного истец просил суд обязать ответчика произвести расчет потребленного тепла мест общего пользования по формуле 3(6) Приложения 2 к Постановлению Правительства № 354 от 06.05.2011, с «обнулением» объемов ресурса (тепла) в помещениях каждого этажа, за исключением первого; включить в расчет потребленного тепла и связанных с ним затрат на отопление мест общего пользования нежилые помещения; произвести корректировку начислений за отопление мест общего пользования по квартире истца в соответствии с новым расчетом; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

В ходе рассмотрения дела исковые требования были истцом изменены: истец просит уменьшить в расчете отапливаемую площадь мест общего пользования с 1385,8 кв.м до 225,6 кв.м (площадь отапливаемых мест общего пользования 1 этажа); исключает требование о включении в расчет потребленного тепла и связанных с ним затрат на отопление мест общего пользования нежилых помещений (поскольку ответчик представил доказательства включения их в расчет), дополнительно заявляет требование об исключении из расчета отопления мест общего пользования затрат на циркуляцию в 2019 и 2020 годах в полной мере (14,22 руб/м2 в год), что составляет 1198,82 рублей за 2019 год, 966,47 рублей за 2020 год, в совокупности – 2165,23 рублей, отражено в графе «корректировка» в квитанции за январь 2021 года; из ежемесячно начисляемой истцу суммы (299,47 рублей) в 2021 году просит исключить начисления в размере 80,54 рублей (от циркуляции при исключении из расчета), 176,77 рублей (при признании отапливаемыми только 225,6 кв.м – 1 этажа - мест общего пользования), всего исключить 257,31 рублей в месяц; также истец просит исключить пени за просрочку по оспариваемой им услуге по отоплению мест общего пользования в сумме 14,65 рублей, отраженные в квитанции за февраль 2021 года.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске и письменных дополнениях к нему.

Представитель ответчика ТСЖ «Наш дом» Цой О.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что корректировка расчета платы за отопление мест общего пользования истцу произведена, как и остальным собственникам помещений МКД с индивидуальными системами отопления, с учетом предписаний Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области. Начисление платы за отопление мест общего пользования <адрес> жителям с индивидуальными источниками тепловой энергии производится на основании Постановления Правительства РФ № 1708 от 28.12.2018 и предписания от 29.11.2019 Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области. ТСЖ «Наш дом» оборудован общедомовым счетчиком потребления тепловой энергии и теплоносителя, установленным в <адрес>. Данные счетчика ежемесячно снимаются 1 числа месяца, следующего за расчетным, и направляются в АО «Ивгортеплоэнерго» в рамках договора от 01.10.2013 для расчета теплоотпуска. На основании выставленных документов АО «Ивгортеплоэнерго» ТСЖ «Наш дом» выставляет сумму за отопления собственникам помещений <адрес> (в течении расчетного года - исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за предыдущий год, с последующим перерасчетом по фактическим показаниям ОДПУ текущего года в 1 квартале года, следующим за расчетным). Постановлением Правительства РФ № 1708 от 28.12.2018 внесены изменения в Постановление № 354 от 06.05.2011 об обязанности оплаты за отопления мест общего пользования (МОП) собственниками квартир, оборудованных индивидуальными источниками тепла, но ТСЖ в течение года не выставляло счета на оплату МОП владельцам таких квартир, в результате чего Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области вынесла предписание от 29.11.2019 об устранении данного нарушения (пункт 1.1.), срок исполнения данного предписания был установлен 31.01.2020. В ходе исполнения данного предписания ТСЖ «Наш дом» сделало расчет суммы, затраченной на отопление МОП исходя из площади только первых этажей МКД (250,7 кв.м) и выставило счета на отопление МОП собственникам квартир с индивидуальным отоплением. В ходе проверки Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области выполнения данного предписания (акт проверки было установлено, что расчет произведен неверно, т.к. принятая к расчету общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД не соответствует общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД, указанной в приложении № 1 к Акту от 07.02.2005 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией. Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области по результатам проверки вынесла новое предписание от 20.03.2020 об устранении нарушения, обязав ТСЖ произвести жителям МКД перерасчет платы за отопление с января 2019 по декабрь 2019 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 по показаниям ОДПУ с учетом доначисления жителям МКД с индивидуальными источниками тепловой энергии», срок исполнения предписания - 27.04.2020. Приказом о внесении изменений в предписание Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области от 20.03.2020 срок исполнения предписания продлен до 25.01.2021, срок предоставления информации и документов, подтверждающих исполнение предписания, - 28.01.2021. В ходе исполнения предписания от 20.03.2020 ТСЖ «Наш дом» составило новый расчет. Фактическая стоимость отопления МОП (мест общего пользования) в 2019 году, оплачиваемая владельцами квартир с индивидуальным отоплением (площадь данных квартир составляет 1313,5м2) составила 39387,91 рублей. Фактически к оплате было выставлено 6872,42 рублей. В апреле 2020 года произведена корректировка по услуге «Отопление МОП» за 2019 год в сумме: 39387,91 - 6872,42 рублей = 32515,49 рублей (доначисление). Также в апреле 2020 года произведена корректировка (доначисление) по услуге «Отопление МОП» за 1 квартал 2020 года: исходя из среднемесячного показателя за 2019 год квартирам с индивидуальным отоплением нужно было выставлять по услуге «Отоплением МОП»: 0,001206 Гкал/м2 * 1313,5м2 * 3 мес. * 2153 рублей= 10231,58 рублей, а фактически выставлено 1806,19 рублей, т.е. разница составила: 10231,58 рублей - 1806,19 рублей = 8425,39 рублей. Итоговая корректировка, проведенная в апреле 2020 года по статье «Отопление МОП» составила: 32515,49 рублей + 8425,39 рублей = 40940,88 рублей / 1313,5 м2 = 31,17 рублей/м2 - доначисление. В апреле 2020 года произведена корректировка начислений (возврат) в сумме 32515,49 рублей (сумма, недовыставленная за отопление МОП квартирам с индивидуальным отоплением за 2019 год). 32515,49 рублей / 8369,2 м2 (площадь жилых квартир) = 3,885 рублей/м2. Также в апреле 2020 года произведена корректировка начислений (возврат) за 1 квартал 2020 года: исходя из среднемесячного значения за 2019 год: 1447,100349 Гкал - 19,013353 Гкал (затрачено на отопление МОП квартирами с индивидуальным отоплением) = 1428,086996 Гкал / 8369,2м2 (площадь жилых квартир с централизованным отоплением) / 12 мес. = 0,014220 Гкал/м2. Фактически выставлялось 0,014376 Гкал/м2. Разница составила: 0,014376 Гкал -0,014220 Гкал = 0,000156 Гкал/м2. 0,000156 Гкал/м2 * 2153 рублей * 3 мес. * 8369,2 м2 = 8432,84 рублей. Итоговая корректировка, проведенная в апреле 2020 года по услуге «Отопление» составила: 32515,49 рублей + 8432,84 рублей = 40948,33 рублей / 8369,2 м2 = 4,89 рублей/м2 - возврат. Но поскольку данный расчет не корректен, так как в него не был включен расход тепловой энергии на циркуляцию горячей воды, в январе 2021 года произведена итоговая корректировка выставленных счетов с учетом включения расхода Гкал, затраченных на циркуляцию. В МКД радиаторы отопления установлены в количестве 2-х штук на первых этажах, а также на каждом этаже напротив мусоросборника. Также в подъезде проходит трубопровод горячего водоснабжения. Радиаторы отопления, установленные напротив мусоросборников, отключены от теплоснабжения. Собственниками помещений самовольно установлены перегородки, отделяющие площадь от лифта до мусоросборника от площади лестничных клеток, которые используются как холодные кладовки. В подъездах № данные перегородки установлены на всех этажах с 1 по 10 (на одной лестничной площадке 1 подъезда данной перегородки нет). В подъезде на первом этаже установлена перегородка, на 2-10 этажах установлена перегородка, которая отсекает от лестничной клетки трубопровод горячей воды.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело без участия представителя, представил письменный отзыв, из которого следует, что 20 марта 2020 года в 15.00 в рамках внеплановой документарной проверки исполнения ТСЖ «Наш дом» предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области от 29.11.2019 было установлено, что в установленный срок до 31.01.2020 пункт 1.1 предписания от 29.11.2019 не исполнен, а именно: не произведен жителям многоквартирного <адрес> перерасчет платы за отопление с января 2019 по декабрь 2019 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 по показаниям ОДПУ и с учетом доначисления платы жителям МКД с индивидуальными источниками тепловой энергии. Причиной неисполнения пункта 1.1 предписания от 29.11.2019 является ненадлежащая организация работ на данном участке со стороны должностного лица (председателя правления) ТСЖ «Наш дом». Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 12.02.2020, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является председатель правления ТСЖ «Наш дом» Расщепов Николай Федорович. Таким образом, председателем правления ТСЖ «Наш дом» Расщеповым Николаем Федоровичем не принято необходимых и своевременных мер по исполнению пункта 1.1 предписания Службы от 29.11.2019 .

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «ИвГТЭ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело без его участия, в письменном отзыве указал, что отношения между АО «ИвГТЭ» и ТСЖ «Наш дом» урегулированы договором теплоснабжения от 01.10.2013. Согласно вышеуказанному договору АО «ИвГТЭ» подает тепловую энергию и теплоноситель до точки поставки многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Расчеты с ТСЖ «Наш дом» осуществляются на основании показаний приборов учета тепловой энергии и теплоносителя. АО «ИвГТЭ» не имеет правовых оснований по начислению платы за потребленную тепловую энергию мест общего пользования. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды. Начисление платы за услугу отопления предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома. Потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им помещений. В связи с этим освобождение собственника помещения от платежей за услугу отопления будет противоречить жилищному законодательству, поскольку перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на иных собственников помещений в доме, чем ущемляет их права и законные интересы.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником квартиры, площадью 84,3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> (далее - квартира истца).

Указанный многоквартирный жилой дом (далее – МКД) находится под управлением ответчика – Товарищества собственников жилья «Наш дом», которое осуществляет начисление платы за жилье и коммунальные услуги правообладателям жилых и нежилых помещений МКД.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания своего имущества.

В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии с п. п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Основания и порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрены ст. 155 ЖК РФ, согласно которой члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 Кодекса; не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят соответствующую плату, взносы в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Из искового заявления и объяснений истца следует, что истцом оспаривается начисленный ему ответчиком размер платы за отопление мест общего пользования с учетом корректировки данной платы за 2019, 2020 годы, а также начисление ее за январь, февраль 2021 года с учетом пени за просрочку ранее недоплаченных сумм, исходя из того, что в подъезде МКД, где проживает истец, имеется единственный регистр системы отопления на первом этаже; остальные регистры, расположенные около мусоросборников, отключены от системы отопления и находятся преимущественно в кладовках, отгороженных самовольно собственниками квартир, в связи с чем плата за отопление мест общего пользования (далее – МОП), выставляемая собственникам помещений МКД, в том числе истцу, должна исчисляться только из фактически отапливаемой площади первого этажа подъезда дома; кроме того, в нее не должна включаться расходы на циркуляцию воды, которые фактически являются сверхнормативными потерями тепла; расчет соответствующей платы следует производить по формуле 3(6) Приложения 2 к Постановлению Правительства № 354 от 06.05.2011, исходя из площади каждого отапливаемого помещения общего пользования.

Как следует из представленных истцом технических паспортов на квартиру, проекта перепланировки квартиры, выполненного ООО «Проектный институт «ДСК-Проект» в 2005 году, акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 18.08.2005, письма Администрации города Иванова «О согласовании выполненной перепланировки <адрес>», квартира истца, расположенная на 9-м этаже МКД, в установленном законом порядке оборудована системой индивидуального (автономного) отопления и горячего водоснабжения от установленного истцом газового котла-колонки, что ответчиком не оспаривается.

Из объяснений ответчика следует, что в данном МКД имеются еще квартиры с индивидуальными источниками отопления, не имеющие индивидуальных приборов учета тепловой энергии (в них учитывается индивидуально только объем потребленного газа); сам МКД при этом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.

Порядок оплаты собственниками помещений МКД коммунальных услуг определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

При этом в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к Правилам № 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Указанные изменения в Правила № 354 по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме внесены с 01.01.2019 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708.

Ранее Постановлением от 20.12.2018 № 46-П Конституционный Суд Российской Федерации признал абзац второй пункта 40 Правил № 354 не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой его нормы, не допуская возможность раздельного внесения платы за потребление коммунальной услуги по отоплению в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывали указанных потребителей, обеспечивающих в помещениях, где используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Конституционный Суд РФ при этом установил, что до внесения Правительством Российской Федерации надлежащих изменений в правовое регулирование указанные потребители не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.

Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).

До настоящего времени Методические рекомендации не приняты, однако в Правила № 354 внесены вышеуказанные изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708.

Как следует из отзыва ответчика и представленных им расчетов, корректировка платы за отопление собственникам помещений МКД, оборудованных индивидуальными системами отопления, в том числе истцу, обусловлена тем, что ответчиком в 2019 году таким собственникам фактически не выставлялась плата за отопление МОП, что обоснованно расценено Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области как нарушение норм закона и Правил № 354, в связи с чем ТСЖ "Наш дом" внесено предписание об устранении указанных нарушений.

Согласно объяснениям и документам ответчика фактическая стоимость отопления МОП в 2019 году, оплачиваемая собственниками помещений с индивидуальным отоплением (площадь которых составляет 1313,5 кв.м), составила 39387,91 руб. (согласно прилагаемому расчету), при этом фактически им была начислена плата в размере 6872,42 руб. (исходя из отапливаемой площади МОП только в части площади первого этажа), в связи с чем в апреле 2020 года ответчиком на основании предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области была произведена корректировка платы за услугу «Отопление МОП»:

- за 2019 год в сумме 32515,49 руб. (39387,91 - 6872,42 руб.),

- за 1 квартал 2020 года, исходя из среднемесячного показателя за 2019 год, в сумме 8425,39 руб. (10231,58 руб. – 1806,19 руб. - разница между подлежащей начислению платой за отопление МОП площадью 1313,5 кв.м (10231,58 руб.) и фактически начисленной (1806,19 руб.), исходя из отапливаемой площади МОП только в части площади первого этажа).

Таким образом, корректировка платы за отопление МОП в апреле 2020 года, которая была доначислена собственникам помещений МКД с индивидуальным отоплением, в том числе истцу, составила 31,7 руб./кв.м ((32515,49 руб. + 8425,39 руб.) / 1313,5 кв.м).

Впоследствии ответчик доначислил собственникам помещений МКД с индивидуальным отоплением, в том числе истцу, плату за циркуляцию воды по данной услуге.

Как следует из отзыва Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, и п. 42 (1) Правил № 354 в редакции, действующей с 01.01.2019, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению должен определяться по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к Правилам № 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил № 354 определяется по формуле 3 приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящегося на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенного по формуле 3(6); общей площади i-ro помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; объема (количества) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенного при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год; общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; тарифа (цены) на тепловую энергию, установленного (определенного) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных пунктом 59 (1) Правил № 354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.

Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6) приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из общей площади i-гo помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (при этом, при определении приходящегося на i-e помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживают более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам; общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общей площади жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации; объема (количества) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенного при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.

В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил № 354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.

Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-гo жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 59 (1) Правил № 354, плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из рассчитанного среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Согласно п. 60 (1) Правил № 354, по истечении указанного в пункте 59 (1) Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) Правил, исходя из норматива потребления тепловой энергии.

Таким образом, согласно п. 42(1) Правил № 354, и формулам приложения № 2 к Правилам № 354, в многоквартирных домах с централизованным отоплением, с 01.01.2019 расчет платы за отопление осуществляется в следующем порядке:

- для помещения с централизованным отоплением учитывается объем потребления тепловой энергии, приходящийся как на площадь указанного помещения, так и на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

- для помещения с индивидуальным источником тепловой энергии учитывается объем потребления тепловой энергии, приходящийся на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Соответственно, собственники помещений с индивидуальным источником тепловой энергии и помещений, «отсоединенных» от центрального отопления, обязаны нести бремя расходов на отопление, приходящееся на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При способе оплаты отопления равномерно в течение года, размер платы за отопление определяется исходя из среднемесячного объема тепловой энергии за предыдущий год.

Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Служба) на основании пояснений и документов, представленных ТСЖ «Наш дом» в рамках проверки, проведенной в период с 13.11.2020 по 29.11.2020, было установлено, что в МКД по <адрес> имеются квартиры с индивидуальным источником тепловой энергии, но без индивидуальных приборов учета тепловой энергии, при этом оплата за отопление в указанных квартирах в нарушение вышеуказанных норм производится на основании показаний индивидуального прибора учета газа только за жилое помещение, находящееся в их собственности, без начисления и оплаты ими расходов на отопление помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (МОП).

В ходе указанной проверки Службой также установлено, что у ТСЖ «Наш дом» не имелось оснований для определения размера платы за отопление с января 2019 г исходя их норматива потребления тепловой энергии, без учета показаний ОДПУ, поскольку согласно актам проверки общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) в 2018 году ОДПУ МКД был пригодным к коммерческой эксплуатации с 01.01.2018 по 23.06.2018, с 18.07.2018 по 31.12.2018, и в случае отсутствия за некоторые расчетные периоды в году показаний ОДПУ, ответчику следовало воспользоваться иными расчетными величинами (среднемесячным объемом потребления в первые три месяца, нормативом потребления в последующие месяцы), предусмотренными Правилами № 354.

Таким образом, ТСЖ «Наш дом» следовало определять размер платы собственникам помещений МКД с января 2019 г. по формуле 3 приложения № 2 к Правилам № 354 на основании показаний общедомового приборов учета тепловой энергии за 2018 год, с учетом действующего на территории г. Иваново способа внесения платы за отопление равномерно в течение года, а также начислять плату собственникам помещений с индивидуальными источниками тепловой энергии по формуле 3 приложения № 2 к Правилам № 354 на основании показаний общедомового приборов учета тепловой энергии за 2018 год с учетом объема потребления тепловой энергии, приходящегося на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД.

С учетом выявленных нарушений ответчику было выдано предписание от 29.11.2019 с указанием на необходимость их устранения в срок до 31.01.2020; по итогам внеплановой документарной проверки Службой в адрес ТСЖ «Наш дом» выдано повторное предписание от 20.03.2020 , в соответствии с которым ответчик обязан выполнить мероприятия, неисполненные в рамках предписания от 29.11.2019 , в срок до 27.04.2020 (с учетом переноса срока - в январе 2021 г.).

Из объяснений ответчика и представленных им документов следует, что все указанные в предписаниях перерасчеты платы им произведены, в том числе выполнена корректировка платы за отопление МОП собственникам помещений с индивидуальными источниками тепловой энергии по формуле 3 приложения № 2 к Правилам № 354 на основании показаний ОДПУ с учетом объема потребления тепловой энергии, приходящегося на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД; в Службу направлен отчет об исполнении предписаний, который в настоящее время находится на проверке, что также подтверждается ответом Службы на запрос суда.

При этом корректировка платы произведена ответчиком по аналогии с расчетом за отопление МКД (также находящегося под управлением ответчика) за 2019, по которому Службой уже проведена проверка выполнения предписания от 29.11.2019, результаты которой отражены в акте проверки от 20.03.2020; нарушений не выявлено.

Оснований не согласиться с позицией Службы и выданных ею ответчику предписаний, а также с доводами ответчика об их исполнении суд не усматривает.

С учетом изложенного, поскольку собственник помещения в МКД, оборудованного системой индивидуального отопления, не освобожден от платы за отопление мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений МКД, и наличие отопительных приборов только на первом этаже подъезда дома не свидетельствует о том, что остальные этажи данного подъезда МКД не получают тепловой энергии от него; при этом не имеется правовых оснований для исключения площади огороженных под самовольные кладовки мест общего пользования из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, учитываемой в расчете (поскольку в силу ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции), требования истца о перерасчете платы за отопление МОП путем с «обнуления» объемов ресурса (тепла) в помещениях каждого этажа, за исключением первого, и уменьшения в расчете отапливаемой площади мест общего пользования с 1385,8 кв.м до 225,6 кв.м (площадь отапливаемых мест общего пользования 1 этажа) удовлетворению не подлежат.

Формула 3(6) Приложения 2 к Правилам № 354 также не предполагает исключения из расчета площади отапливаемых мест общего пользования в виде самовольно и без законных на то оснований огороженных жителями МКД частей помещений, не являющихся отдельными нежилыми помещениями (кладовки у лифтов и мусоросборников).

Суд полагает, что в связи с этим истец ошибочно толкует возможность исключения указанных якобы неотапливаемых площадей из общей площади МОП, исходя из предусмотренной в формуле 3(6) Приложения № 2 к Правилам № 354 величины Sинд (общей площади жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления), которая должна вычитаться из общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (Sоб) при определении объема потребленной тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме.

Оснований для удовлетворения требований истца об исключении из расчета отопления МОП затрат на циркуляцию в 2019 и 2020 годах, в январе-феврале 2021 года, а также на будущее, суд не усматривает, учитывая, что доказательств отсутствия циркуляции горячей воды в системе отопления МОП истцом не представлено; из объяснений ответчика следует, что подача горячей воды в систему отопления подъезда МКД, где проживает истец, осуществляется, в связи с чем в составе платы за отопление МОП начисляется плата за циркуляцию горячей воды.

По смыслу норм пункта 5.2.30 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", зарегистрированного в Минюсте РФ 15.10.2003 за № 5176, прекращение циркуляции воды в системе отопления влечет понижение температуры воды и приводит к необходимости опорожнения от нее системы отопления во избежание замораживания системы в холодное время (когда фактически и осуществляется отопление МКД).

Учитывая, что сведения о соответствующих аварийных ситуациях и понижениях температуры воды в системе отопления, свидетельствующих о некачественном оказании соответствующих услуг ответчиком и отсутствии циркуляции воды в системе, суду не представлены, оснований для перерасчета истцу платы за отопление МОП путем исключения из нее расходов на циркуляцию не имеется.

Соответственно, поскольку у суда отсутствуют основания для перерасчета истцу платы за отопление МОП, и факт наличия по ней задолженности (неоплаты произведенных ответчиком соответствующих начислений) истцом не отрицается, пени за просрочку внесения платы по оспариваемой услуге в сумме 14,65 рублей, отраженные в квитанции за февраль 2021 года, начислены ответчиком правомерно, в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы; в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Таким образом, поскольку исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения, понесенные истцом судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, взысканию с ответчика не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ТСЖ "Наш дом" о перерасчете коммунальных платежей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Шолохова Е.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 22.03.2021