ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-116/2021 от 21.06.2021 Усть-пристанского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-116/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2021 г. Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Трищ П. Н.,

при секретаре Весельевой Е. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Усть-Пристанского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Усть-Пристанская средняя общеобразовательная школа имени А. М. Птухина» о признании незаконным пунктов 4.2, 4.4 раздела 4 Положения о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий, утвержденного приказом от 27 марта 2020 г. № 33-р,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Усть-Пристанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Усть-Пристанская СОШ», в котором просит признать незаконным пункт 4 Положения о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий, утвержденного приказом директора школы от 27 марта 2020 г. № 33-р, поскольку данным пунктом предусмотрено самостоятельное выполнение учениками заданий без взаимодействия обучающихся и педагогических работников, что нарушает требования образовательных стандартов и права несовершеннолетних на получение образования.

В ходе рассмотрение дела прокурор изменил исковые требования и просит признать незаконными пункт 4.2 раздела 4 вышеуказанного Положения, поскольку в нем не указано, какие именно образовательные платформы предусмотрены, какой процент самостоятельного обучения они предусматривают, как осуществляется контроль за усвоением знаний при использовании определенной цифровой образовательной платформы, а также пункт 4.4 раздела 4 Положения, поскольку в нем не указано, с применением каких методических пособий осуществляется обучение детей, какой процент самостоятельного обучения они предусматривают.

Прокурор Ненашева Е. П. в судебном заседании иск поддержала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что приказом директора МБОУ «Усть-Пристанская СОШ» от 22 марта 2020 г. № 33-р утверждено Положение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий.

Пунктом 4.2 раздела 4 Положения предусмотрено, что обучающиеся самостоятельно выполняют задания, изучают указанные учителем темы с целью прохождения материала, в том числе с применением дистанционных технологий, используя цифровые образовательные платформы, указанные учителем.

Пунктом 4.4 раздела 4 Положения предусмотрено, что в случае, если семья находится в трудной жизненной ситуации и не может организовать для ребенка дистанционное обучением с использованием компьютера (интернета) определяются индивидуальные занятия для ребенка с использованием учебников и других методических пособий.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Согласно ст. 28 указанного Федерального закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, в частности, относятся: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями; осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

Из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что образовательная организация вправе самостоятельно решать, какой вариант дистанционных технологий, в том числе онлайн-ресурсы, сервисы и платформы для дистанционного обучения, использовать для организации обучения.

Кроме того, ни Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ни федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 № 1897, федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17.05.2012 № 413, не устанавливают минимального или максимального уровня самостоятельного обучения учащихся.

Каких-либо иных доказательств нарушения оспариваемыми пунктами вышеуказанного Положения требований законодательства об образовании прокурором суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении иска прокурора Усть-Пристанского района следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска прокурора Усть-Пристанского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Усть-Пристанская средняя общеобразовательная школа имени А. М. Птухина» о признании незаконными пунктов 4.2, 4.4 раздела 4 Положения о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий, утвержденного приказом от 27 марта 2020 г. № 33-р, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Усть-Пристанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 28 июня 2021 г.

Судья П. Н. Трищ