ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-116/2022 от 11.05.2022 Кытмановского районного суда (Алтайский край)

УИД: 22RS0031-01-2022-000188-57

Дело № 2-116/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 мая 2022 года

с. Кытманово

Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Е.Б.Дыренковой, при секретаре Юрчиковой А.С., с участием заместителя прокурора Кытмановского района Алтайского края Рыгалова Д.С., представителя ответчика - Управления социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам Алтайского края ФИО1, действующей на основании доверенности №6 от 10.01.2022 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тогульского района Алтайского края в защиту интересов ФИО2 к Управлению социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам в предоставлении ФИО2 компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах Российской Федерации от 21.01.2022 г., возложении обязанности выплатить ФИО2 компенсацию расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в размере 14195 рублей 90 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тогульского района Алтайского края обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО2 к Управлению социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам Алтайского края о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам в предоставлении ФИО2 компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах Российской Федерации от 21.01.2022 г., возложении обязанности выплатить ФИО2 компенсацию расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в размере 14195 рублей 90 коп.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Тогульского района проведена проверка по обращению ФИО2 о несогласии с отказом Управления социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам в предоставлении компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах территории Российской Федерации.

ФИО2 является реабилитированным лицом, в связи с чем, пользуется льготами, установленными действующим законодательством для данной категории граждан. ФИО2 обратился в Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам с заявлением о предоставлении ему денежной компенсации за проезд в соответствии с законом Алтайского края от 03.12.2004 г. №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий».

К заявлению им были приложены: маршрутная квитанция электронного билета авиакомпании AzurAir по маршрутам Новосибирск-Хургада и Хургада-Новосибирск, два посадочных талона, справка компании ООО «ТТ-Трэвел» о стоимости авиабилета, справки администрации железной дороги о стоимости проезда железнодорожным транспортом до ближайшей к месту пересечения границы Российской федерации с сопредельным государством станции и обратно.

Однако Управлением социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам в денежной компенсации расходов, связанных с проездом в пределах территории Российской Федерации, ФИО2 было отказано.

Отказ Управления социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам нарушает право ФИО2 на меры социальной поддержки реабилитированным лицам, является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Поскольку ФИО2 совершил поездку воздушным транспортом, компенсация предоставляется на основании представленной заявителем справки администрации железной дороги о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту следования заявителя в пределах стоимости проездных билетов до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством станции и обратно (п.34, 35 Порядка предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий).

Заявителем в Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам была предоставлена маршрутная квитанция электронного билета авиакомпании AzurAir по маршрутам Новосибирск-Хургада и Хургада-Новосибирск, два посадочных талона. Поскольку билет по данному маршруту приобретался для ФИО2 туристической компанией ООО «ТТ-Трэвел», в подтверждение фактически понесенных расходов предоставлена справка туристической компании о стоимости перевозки пассажира.

Кроме того, ФИО2 предоставлена справка администрации железной дороги о стоимости проезда до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством станции и обратно, что полностью соответствует требованиям Постановления Правительства Алтайского края от 21.08.2017 г. №310 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий».

В связи с изложенным, отсутствия у ФИО2, имеющего право на социальную защиту государства, возможности самостоятельного обращения с иском в суд в силу отсутствия юридического образования, прокурор, в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ просит признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам Алтайского края (далее по тексту - Управление) в предоставлении ФИО2 компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах Российской Федерации от 21.01.2022 г. и обязать выплатить ФИО2 компенсацию расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в размере 14195 рублей 90 коп.

В судебном заседании заместитель прокурора Кытмановского района Рыгалов Д.С. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, полагая, что ФИО2 ответчику были представлены все необходимые документы для оплаты компенсации проезда.

Истец ФИО2 в предварительном судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам Алтайского края ФИО1 в судебном заседании просила иск оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что 11.01.2022 ФИО2 обратился в Управление с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату проезда, представил следующие документы: маршрутную квитанцию по авиаперелету Новосибирск-Хургада, Хургада-Новосибирск, в которой отсутствует стоимость перевозки, посадочные талоны, справку ООО «ТТ-Трэвел» о стоимости проезда по указанному маршруту, справки ОАО «РЖД» о стоимости проезда по маршруту Барнаул-Москва в размере 4922 руб. 80 коп., Москва-Адлер в размере 3396 руб. 70 коп., Адлер-Новосибирск в размере 5876 руб. 40 коп., Новосибирск-Барнаул в размере 885 руб. 60 коп.

Решением Управления №1 от 15.01.2022 ему назначена и выплачена компенсация расходов на оплату проезда: Тогул-Барнаул на сумму 250 рублей, Новосибирск-Барнаул на сумму 885 руб. 60 коп., Барнаул-Тогул на сумму 250 рублей. Итого выплачено компенсации расходов на оплату проезда в размере 1385 рублей 60 коп.

Решением Управления от 21.01.2022 ФИО2 было отказано в назначении компенсации проезда по маршруту Новосибирск-Хургада, Хургада-Новосибирск в связи с тем, что представленные заявителем документы не соответствуют утвержденной форме электронного пассажирского билета, не включают стоимость проезда и не могут ее включать, поскольку проезд был совершен в рамках приобретения туристского продукта, включающего в себя воздушный чартер. Копия маршрутной квитанции не является проездным документом.

В связи с чем, действия Управления в отношении ФИО2 являлись правомерными, а отказ в назначении компенсации обоснованным и законным.

В Алтайском крае меры социальной поддержки жертвам политических репрессий установлены законом Алтайского края от 03.12.2004 г. №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий». Порядок предоставления реабилитированным лицам денежной компенсации расходов, связанных с проездом междугородным транспортом по территории Российской Федерации, определен постановлением Правительства Алтайского края от 21.08.2017 №310 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий» (далее - Порядок). Указанный порядок действует с 01.01.2017 г.

По мнению Управления, расходы реабилитированных лиц по проезду, совершенному с использованием воздушного чартера, не подлежат компенсации именно в связи с тем, что такие рейсы, организуемые на основании договора фрахтования, не являются перевозкой пассажиров транспортом общего пользования. Термин «транспорт общего пользования» содержится в пункте 31 Порядка, из чего можно сделать вывод о том, что проезд на транспорте, не являющемся транспортом общего пользования, реабилитированным лицам не компенсируется.

В соответствии с Воздушным кодексом РФ с пассажирами перевозчики (эксплуатанты) заключают договор воздушной перевозки (как правило, на регулярные рейсы (перевозки по расписанию), а с туроператорами - договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). По нему одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для перевозки пассажиров, багажа (ст.104 ВК РФ).

Регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком, а чартерные рейсы - в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок (п.72 Правил воздушных перевозок). При регулярных рейсах (воздушных перевозках по расписанию) применяются отдельные Правила формирования и применения тарифов, согласно которым в пассажирский тариф могут включаться в том числе сборы за бланк билета, за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, топливный сбор, сборы иностранных государств. Плата за воздушные перевозки на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) устанавливается на договорной основе (п.: ст.64 ВК РФ). При этом плата за перевозку пассажиров, багажа, грузов, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в перевозочном документе не указывается (п.2 Правил воздушной перевозки).

То обстоятельство, что воздушный чартер не является транспортом общего пользования, подтверждается также особенностями оформления проездных билетов на такие авиарейсы.

Так, Приказом Минтранса России от 08.11.2006 г. №134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» утверждена форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации и установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и должна содержать, в том числе, следующие сведения о перевозке пассажира и багажа: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дату отправления рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяются); дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; уникальный номер электронного билета.

Тогда как согласно п.32 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 г. №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» плата за перевозку пассажиров, багажа, грузов, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в перевозочном документе не указывается.

Оплата туристского продукта реабилитированным лицам Законом №59-ЗС и Порядком предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий не предусмотрена, так же как и компенсация проезда на такси независимо от вида транспорта.

Представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменный отзыв на иск, в котором просил оставить исковые требования без удовлетворения, при этом изложил позицию, идентичную той, которая была высказана представителем ответчика в судебном заседании.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело без его участия, исключить Министерство финансов Алтайского края из числа лиц, участвующих в деле, поскольку оно не является главным распорядителем бюджетных средств на обеспечение мер социальной поддержки жертв политических репрессий и не принимает решений о предоставлении реабилитированным лицам мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов, связанных с проездом железнодорожным транспортом в пределах территории Российской Федерации. Финансирование указанных расходов осуществляется через Министерство труда и социальной защиты Алтайского края.

Суд, с учетом мнения сторон, наличия в деле письменных отзывов на иск от третьих лиц и, руководствуясь ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей третьих лиц.

Выслушав истца ФИО2, заместителя прокурора Рыгалова Д.С., представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил, что ФИО2 является реабилитированным лицом, что подтверждается соответствующим свидетельством серии .

В ноябре 2021 года ФИО2 совершил поездку по маршруту Тогул-Барнаул-Новосибирск-Хургада-Новосибирск-Барнаул-Тогул в рамках туристического продукта с использованием воздушного чартера, и автомобильного междугородного транспорта.

11.01.2022 ФИО2 обратился в Управление, представив пакет документов для назначения компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе маршрутная квитанция электронного билета авиакомпании AzurAir по маршрутам Новосибирск-Хургада и Хургада-Новосибирск, два посадочных талона, справку компании ООО «ТТ-Трэвел» о стоимости перевозки, справки администрации железной дороги о стоимости проезда до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством и обратно.

Решением Управления №1 от 15.01.2022 ФИО2 была назначена и выплачена компенсация расходов на оплату стоимости проезда по маршруту Тогул-Барнаул, Новосибирск-Барнаул-Тогул в сумме 1385 рублей. В данной части истец ФИО2 указанное решение Управления не оспаривает.

Вместе с тем расходы ФИО2 на проезд по маршруту Барнаул-Москва в размере 4922 руб. 80 коп., Москва-Адлер в размере 3396 руб. 70 коп., Адлер-Новосибирск в размере 5876 руб. 40 коп. компенсированы не были. Письмом Управления от 21.01.2022 №21 ФИО2 было отказано в их компенсации со ссылкой на то, что оплата туристского продукта реабилитированным лицам не предусмотрена.

Вместе с тем, правовые гарантии социальной защиты граждан установлены Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года номер 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года номер 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий».

Согласно ст.16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года номер 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 3 п.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 номер 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов, связанных с проездом в пределах территории Российской Федерации один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в размере 100 процентов стоимости проезда, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом, в размере 50 процентов стоимости проезда.

Согласно п.5 ст.5 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года номер 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» Порядок предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий устанавливается Правительством Алтайского края.

Порядок предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий утвержден Постановлением Правительства Алтайского края от 21 августа 2017 года № 310 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий» (далее - Порядок).

Согласно п. 31 вышеуказанного Порядка, компенсация расходов, связанных с проездом междугородным транспортом в пределах территории Российской Федерации один раз в год (туда и обратно) (далее - "проезд"), назначается управлением социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) заявителя в размере 100 процентов стоимости проезда железнодорожным транспортом (в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным транспортом третьей категории, авиационным транспортом (экономический класс), междугородным автомобильным транспортом общего пользования в размере 50 процентов стоимости проезда.

В случае если заявитель при наличии железнодорожного сообщения воспользовался другим видом транспорта, компенсация предоставляется на основании представленной заявителем справки администрации железной дороги о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту следования заявителя в пределах стоимости проездных билетов водного, воздушного или автомобильного междугородного транспорта (п.34 Порядка).

Согласно п.33 Порядка к заявлению о назначении компенсации расходов, связанных с проездом, прилагаются: подлинники проездных документов, подтверждающих фактические расходы заявителя, связанные с проездом; электронный билет и контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) или маршрут-квитанция электронного пассажирского билета (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) и электронный полетный купон (оригинал посадочного талона) - в случае приобретения электронного билета (проездного документа, оформленного в электронном виде).

В соответствии с п. 35 Порядка в случае проезда заявителя за пределы Российской Федерации компенсация предоставляется исходя из расходов, связанных с проездом до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством станции и обратно, подтвержденных представленной заявителем справкой администрации железной дороги.

Заявителем ФИО2 в Управление были предоставлены маршрутная квитанция электронного билета авиакомпании Azur Air по маршрутам Новосибирск-Хургада и Хургада-Новосибирск, два посадочных талона, подтверждающие факт того, что перелет был осуществлен в действительности.

Билет по данному маршруту для ФИО2 приобретался туристической компанией ООО «ТТ-Трэвел», поэтому в подтверждение фактически понесенных расходов предоставлена справка туристической компании о стоимости перевозки пассажира туда и обратно.

Кроме того, поскольку ФИО2 выезжал за пределы Российской Федерации, то представил справку администрации железной дороги о стоимости проезда до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством станции и обратно, а именно справки ОАО «РЖД» о стоимости проездных документов в плацкартном вагоне от станции Барнаул до станции Москва 29.11.2021, от станции Москва до станции Адлер 29.11.2021, от станции Адлер до станции Новосибирск 09.12.2021, что полностью соответствует требованиям Постановления Правительства Алтайского края от 21 августа 2017 года №310 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий».

При этом в соответствии с п.35 Порядка, компенсации подлежат расходы на проезд железнодорожным транспортом по маршрутам Барнаул-Москва, Москва-Адлер, Адлер-Новосибирск на основании вышеуказанной справки о стоимости железнодорожного транспорта по данному направлению в сумме 14195 руб. 90 коп., поскольку в соответствии с указанным пунктом компенсация предоставляется исходя из расходов, связанных с проездом до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством станции и обратно, подтвержденных представленной заявителем справкой администрации железной дороги.

Учитывая, что ФИО2 были представлены все необходимые документы для получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда междугородным транспортом, отказ Управления социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам в предоставлении компенсации расходов связанных с проездом междугородным транспортом в пределах Российской Федерации от 21.01.2022 является незаконным, поэтому исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что расходы реабилитированному лицу по проезду, совершенному с использованием воздушного чартера не подлежат компенсации не заслуживают внимания, так как в соответствии с Порядком, в случае проезда заявителя за пределы Российской Федерации компенсации подлежат не эти расходы (по проезду с использованием чартера), а только те, которые связаны с проездом до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством станции и обратно и подтвержденные представленной заявителем справкой администрации железной дороги. Иначе говоря, документы о стоимости перелета за границу, никакого значения не имеют, поскольку выплата компенсации ограничена стоимостью проезда до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством станции транспортом общего пользования (железнодорожным). При этом так же не имеет значения, каким образом заявитель совершал перелет - с использованием чартерного рейса или маршрутов регулярных авиаперевозок. В данном случае значение приобретает лишь тот факт, был ли в действительности осуществлен перелет заявителем. Доказательством этого выступают маршрутные квитанции электронного билета и посадочные талоны. Как установлено судом, данные документы заявителем ФИО2 в Управление так же были представлены. В связи с чем, оснований для отказа в возмещении данных расходов у ответчика не имелось.

Поскольку нарушенные права ФИО2 могут быть восстановлены только путем возложения на Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам обязанности выплатить ФИО2 компенсацию расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в сумме 14195 рублей 90 коп., то исковые требования в данной части так же необходимо удовлетворить.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тогульского района Алтайского края в интересах ФИО2 удовлетворить.

Признать отказ Управления социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам Алтайского края в предоставлении ФИО2 компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах Российской Федерации от 21.01.2022 г. незаконным.

Обязать Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам Алтайского края выплатить ФИО2 компенсацию расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в сумме 14195 рублей 90 коп.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 1 (Одного) месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.Б.Дыренкова

Дата изготовления решения в окончательной форме 16 мая 2022 года.