Дело №2 – 117(2)/2013 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 апреля 2013 года г.Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Журбенко С.И.,
при секретарях Юмашевой Н.С. и Пащенко А.В.,
с участием представителя заявителя ФИО1 по доверенности - ФИО2,
представителя заинтересованного лица - администрации Балашовского муниципального района по доверенности - ФИО3,
представителя заинтересованного лица - администрации Репинского муниципального образования по доверенности – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балашовского районного суда гражданское дело по заявлению ФИО1 К,П, о признании незаконным решения администрации Балашовского муниципального района об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, в котором, с учетом уточненных требований, просит признать незаконным отказ администрации Балашовского муниципального района в предоставлении ему земельного участка площадью 60 кв.м. по адресу: <адрес> напротив <адрес> для установления металлического гаража (без права застройки) сроком на 10 лет и обязать администрацию рассмотреть заявление по существу, указав в обосновании, что 25 января 2013 г. он обратился с заявлением в администрацию Балашовского муниципального района с просьбой предоставить ему в аренду указанный земельный участок. 13 февраля 2013 г. в его адрес поступило письмо администрации Балашовского муниципального района, в котором в выделении ему земельного участка ему было отказано в связи с тем, что он занимает места общего пользования.
Полагает, что указанный отказ является незаконным в силу п.1 ст. 262 ГК РФ, согласно которой под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Кроме этого, по мнению заявителя, согласно пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов обязан принять решение о предоставлении в аренду такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении участка в аренду может быть только запрет, установленный законом.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просит заявление удовлетворить, рассмотреть дело без его участия, с участием его представителя ФИО2
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 доводы заявления поддержал полностью, полагает, что действующее законодательство не содержит запрета в предоставлении гражданину в аренду земельного участка для установки временного сооружения на землях общего пользования, отказ администрации не мотивирован и не основан на законе. Кроме этого, считает, что администрацией не представлено доказательств того, что земля, расположенная напротив дома ФИО1, является землей общего пользования и что предоставление спорного земельного участка в аренду заявителю нарушает права третьих лиц.
Представитель администрации Балашовского муниципального района ФИО3 заявление не признал, указав, что земельный участок напротив дома заявителя, который он просит предоставить ему в аренду, является в силу толкований норм ст. 262 ГК РФ участком общего пользования, которым пользуется все жители, а потому он не может быть предоставлен в аренду. Рядом проходит проселочная дорога и установка гаража будет препятствовать жителям села беспрепятственно пользоваться дорогой.
Представитель заинтересованного лица - администрации Репинского муниципального образования по доверенности ФИО4 заявление не признала, пояснила, что проект генерального плана застройки села Репное Балашовского района в настоящее время утвержден, полагает, что размещение гаража заявителем на земельном участке будет нарушать линию улицы и мешать другим жителям села свободно пользоваться землей общего пользования и проходящей рядом проселочной дорогой.
Рассмотрев заявление, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Одним из принципов земельного законодательства, изложенных в части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не разграничено, распоряжение участком осуществляется органом местного самоуправления.
Процедура оформления прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством, установлена ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Таким образом, в части первой статьи 34 ЗК РФ законодательно закреплены основные требования, которым должна отвечать процедура предоставления земельных участков и предусмотрена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять земельные участки по заявлениям граждан и юридических лиц при условии сочетания интересов общества и законных интересов граждан, эффективного использования земли и соблюдении открытости процедур предоставления земельных участков. При соблюдении этих условий отказ в предоставлении земельных участков земельным законодательством не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Установлено в судебном заседании, что 25 января 2013 г. ФИО1 обратился с заявлением в администрацию Балашовского муниципального района с просьбой предоставить ему в аренду земельный участок, расположенный напротив дома, где он проживает по адресу <адрес>, для установления металлического гаража (без права застройки) сроком на 10 лет.
В указанном заявлении ФИО1 было отказано.
Как усматривается из ответа главы администрации Балашовского муниципального района за № Д-214/04 от 13 февраля 2013 г., а также письма главного архитектора Балашовского муниципального района за № 39 от 06.02.2013 г., единственным основанием отказа в предоставлении ФИО1 земельного участка в аренду явилось нахождение участка на землях общего пользования.
Однако нахождение земельного участка на землях общего пользования не может являться причиной невозможности предоставления земельного участка в аренду.
Согласно п. 1 ст. 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимается незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. При этом любое лицо может пройти через земельный участок, если он не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, и это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования - отграничиваемые красными линиями от иных территорий совокупность земельных участков (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные), которые могут включаться в состав территориальных зон и не подлежат приватизации, беспрепятственно используются неограниченным кругом лиц.
Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначают красными линиями.
Пунктом 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, принятой постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г., установлено, что красные линии - это границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. В данной инструкции установлено, что проект красных линий городов и поселений разрабатывается в качестве самостоятельного проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Корректировка красных линий осуществляется по решению органов местного самоуправления и утверждается ими.
Статьей 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28, статьи 29 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N261-ФЗ), что соответствует требованиям части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам. При этом градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов пользования земельных участков.
Пункт 12 статьи 85 ЗК РФ также содержит запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В соответствии со статей 22 ЗК РФ изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Земельные участки из земель общего пользования ограничены в обороте в связи с существующим запретом приобретения их в собственность.
Таким образом, земельный участок из земель общего пользования не может быть предоставлен в собственность. В отношении предоставления в аренду территорий общего пользования действующее законодательство запретов не содержит.
Кроме того, суд приходит к выводу, что представителем администрации Балашовского муниципального района не представлено суду доказательств нахождения испрашиваемого заявителем земельного участка за границами красных линий, отграничивающих земли общего пользования от иных земель - схема функционального зонирования и транспорта населенного пункта, а также правила землепользования и застройки, из которых бы следовало, что спорный земельный участок расположен в пределах красных линий <адрес> на территории общего пользования не разработаны и не утверждены органом местного самоуправления, доказательств в этой части суду не представлено, как и доказательств зарегистрированных в этой связи ограничениях (обременениях) прав на испрашиваемый земельный участок.
Доводы заинтересованного лица о том, что поскольку рядом с испрашиваемом земельном участке проходит проселочная автомобильная дорога, то указанный участок находится на землях общего пользования, и что установка гаража будет препятствовать жителям села пользоваться улицей и дорогой, суд считает необоснованными, так как факт размещения спорного земельного участка рядом с проселочной дорогой и улицей сам по себе не является доказательством того, что данный земельный участок расположен на территории общего пользования, а каких-либо объективных доказательств того, что установкой гаража будут затронуты интересы третьих лиц, суду не представлено.
На основании части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение администрации Балашовского муниципального района не соответствует принципам управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности и нарушают права заявителя, представителем администрации не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, а сам отказ в предоставлении заявителю земельного участка в аренду не мотивирован. Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок входит в состав территории общего пользования или по нему проходят красные линии, обозначающие в силу п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги и другие подобные сооружения, представителем администрации Балашовского муниципального района в суд представлено не было. Каких-либо доказательств изъятия испрашиваемого ФИО1 земельного участка из оборота, резервирования для государственных или муниципальных нужд ответчиком также представлено не было.
Согласно ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 254 ГПК РФ).
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с чем суд, признав оспариваемый отказ администрации Балашовского муниципального района незаконным, считает необходимым возложить на администрацию обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении ему в аренду испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение администрации Балашовского муниципального района от 13 февраля 2013 г. № Д-214/04 об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка площадью 60 кв.м. по адресу: <адрес>, напротив <адрес> для установления металлического гаража (без права застройки) сроком на 10 лет.
Обязать администрацию Балашовского муниципального района рассмотреть заявление ФИО1 К,П, по существу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме (8 апреля 2013 г.).
Судья С.И.Журбенко