Волосовский районный суд Ленинградской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Волосовский районный суд Ленинградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-117
Решение
Именем Российской Федерации
г. Волосово 02 февраля 2011 г.
Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Вакуровой Л.В.
с участием прокурора Корзининой М.С.
при секретаре Валеевой А.З.
При участии представителя заинтересованного лица от Совета депутатов муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области и от Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, по доверенности Кононова Н.И. (л.д.58,52),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волосовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области о признании недействующей статьи 3 Устава муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области
установил:
Прокурор Волосовского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области о признании недействующей статьи 3 Устава муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области.
В обоснование заявления указывает, что 28 ноября 2005 года решением Совета депутатов муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области № 9 был утвержден « Устав муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области».
Устав опубликован в издании « Сельская новь» 24.12. 2005 года. В настоящее время действует редакция с дополнениями и изменениями, внесенными Решением Совета депутатов муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, опубликованными в издании «Сельская новь» № 33 от 28.08. 2010 года.
Вместе с тем, считает прокурор, отдельные положения «Устава муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области», не соответствуют федеральному законодательству и подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 04.12.2006 года №201-ФЗ «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации», далее указывает прокурор, до 1 января 2008 года лесхозы подлежали преобразованию в соответствии с гражданским законодательством.
Так в настоящее время, согласно статье 23 действующего Лесного кодекса основными территориальными единицами управления, в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Указанные полномочия, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 283 ( ред. от 27.01.2009 года) отнесены к введению Федерального агентства хозяйства.
Количество и границы лесничеств на территории Ленинградской области установлены Приказом Рослесхоза от 17.10.2008 года № 31 « Об определении количества лесничеств на территории Ленинградской об установлении их границ».
Вместе с тем, считает прокурор, статьей 3 «Устава муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области» устанавливаются границы, в том числе с привязкой к территории лесхозов. Более того, в соответствии со статьей 10 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЭ (ред. от 05.04.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются субъектом Российской Федерации.
Так, продолжает прокурор, границы муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области установлены областным законом Ленинградской области от 24.09.2004 № 64-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальные образования в его составе ».
Согласно статье 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление границ также не относится к вопросам регулирования муниципального образования.
Таким образом, приходит к выводу прокурор, статья 3 «Устава муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области» не соответствует требованиям федерального законодательства.
Просит прокурор признать недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статью 3 «Устава муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области».
Определением судьи от 14.12.2010 г. заявление прокурора было оставлено без движения в связи с тем, что в заявлении отсутствовало указание, какие права и свободы неопределенного круга лиц нарушаются оспариваемой частью акта (л.д.4-5)
Прокурор представил уточненное заявление, в котором указал, что установление границ сельского поселения затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области на изменение границ территорий поселения без учета их мнений и влечет угрозу нарушения прав при уплате налогов (на землю, имущество) по установленным в данном или граничащим с ним поселениях ставках. (л.д.8-10)
В предварительном судебном заседании в качестве заинтересованного лица привлечен Совет депутатов муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, который утверждал Устав (л.д.54)
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявление поддержал.
Представитель заинтересованного лица от Совета депутатов муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области и от Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, по доверенность Кононов Н.И. с заявлением не согласился, пояснил, что ст.3 Устава права граждан не нарушает и не противоречит действующему законодательству.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.
Как следует из Устава муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области от 28.11.2005 г. № 9 с последующими изменениями, в статье 3 содержится описание границ, описаны границы муниципального района по смежеству с Ломоносовским муниципальным районом, Гатчинским муниципальным районом, Лужским муниципальным районом Сланцевским муниципальным районом, Кингисеппским муниципальным районом. В пункте 3 статьи 4 Устава указано, что границы поселения установлены законом Ленинградской области от 24.09.2004 г. № 64оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальные образования в его составе». Пункт 4 статьи 4 Устава гласит, что изменения границ поселения осуществляется законом Ленинградской области по инициативе населения, органов местного самоуправления поселения, органов государственной власти Ленинградской области, федеральных органов государственной власти. (л.д.11-44)
Таким образом, согласно системному толкованию Устава какого-либо несоответствия требованиям федерального законодательства судом не установлено. Описание границ в статье 3 Устава полностью соответствует картографическому описанию границ установленных в Приложении №17 к областному закону Ленинградской области от 24.09.2004 № 64-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальные образования в его составе».
Права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Волосовский муниципальный район на изменение границ территорий поселения с учетом их мнений описанием границ не нарушены. Угрозы нарушения прав при уплате налогов (на землю, имущество) по установленным в данном поселении, или граничащим с ним поселениях ставках никакой не установлено.
Напротив, суд считает, что картографическое описание границ в Уставе, который является более доступным для ознакомления населению муниципального образования Волосовский муниципальный район, чем областной закон, соответствует интересам неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Волосовский муниципальный район.
Позиция прокурора о том, что описание границ равнозначно установлению границ не основана на законе.
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Картографическое описание границ населенных пунктов является приложением к Областному закону Ленинградской области от 24.09.2004 N 64-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальных образований в его составе" (принят ЗС ЛО 07.09.2004).
Кроме того, текст заявления сформулирован прокурором таким образом, что по его смыслу нарушены права лесхозов при установлении границ населенных пунктов. При уточнении заявления в объяснениях прокурор, участвующий в деле, на это обстоятельство не указывал (л.д.60-64).
С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления прокурора, поскольку оно не основано на законе. Устав является нормативным правовым актом органа местного самоуправления и ст.3 Устава муниципального образования Волосовский муниципальный район не противоречит действующему законодательству.
В силу части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации только в случае несоответствия нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Согласно ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,253 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать прокурору Волосовского района в удовлетворении заявления в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области и Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области о признании недействующей статьи 3 Устава муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья