Дело № 2-117 ( 2018 г)РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пензенской области
Лопатинский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Костиной Т.Г.,
с участием помощника прокурора Камешкирского района Петраковой Д.Р.,
при секретаре Первушкиной Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Постоянного судебного присутствия в с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению и.о.прокурора Камешкирского района Пензенской области, заявленному в интересах несовершеннолетних, к МБОУ ООШ с.Большой Умыс Камешкирского района Пензенской области о возложении обязанности оборудовать здания образовательных учреждений инженерно-техническими средствами (турникетами), обеспечивающими безопасность пребывания несовершеннолетних в учреждениях,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Камешкирского района Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Камешкирского района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму МБОУ ООШ с.Большой Умыс Камешкирского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что в МБОУ ООШ с.Большой Умыс отсутствует система контроля и управления доступом, а именно турникеты, которые способствовали бы исключению фактов несанкционированного прохода в здание посторонних лиц и проносу запрещенных предметов (взрывных устройств). Посетители образовательных учреждений и имеющиеся при них вещи никем не осматриваются.
В силуст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных ишкольныхучреждениях.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно части 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее – Постановление № 272) предусмотрено, что антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем: проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий; определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов; контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей; применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами; контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей; осуществления мероприятий по защите информации.
Негативными последствиями выявленных прокуратурой нарушений является то, что несоблюдение вышеуказанных требований законодательства о противодействии терроризму, отсутствие системной целенаправленной работы в данной сфере, непринятие комплекса предупредительных мер могут способствовать совершению диверсионно-террористических актов, что повлечет за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери.
Просит обязать МБОУ ООШ с.Большой Умыс оборудовать инженерно-техническими средствами (турникетом), обеспечивающими безопасность пребывания несовершеннолетних в учреждениях, здание МБОУ ООШ с.Большой Умыс Камешкирского района Пензенской области.
В судебном заседании помощник прокурора Камешкирского района Петракова Д.Р. заявленные требования уточнила, просила суд обязать МБОУ ООШ с.Большой Умыс в срок до 31 декабря 2018 года оборудовать инженерно-техническими средствами (турникетами), обеспечивающими безопасность пребывания несовершеннолетних в учреждениях, здание МБОУ ООШ с.Большой Умыс Камешкирского района Пензенской области.
Директор МБОУ ООШ с.Большой Умыс Камешкирского района Пензенской области ФИО1. исковые требования признала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представители третьих лиц – администрации Камешкирского района Пензенской области и Муниципального образования Камешкирского района Пензенской области ФИО2., действующая по доверенности, Отдела образования администрации Камешкирского района Пензенской области ФИО3., действующий по доверенности, начальник Финансового управления Камешкирского района Пензенской области ФИО4., против удовлетворения исковых требований и.о. прокурора не возражали и просили суд их удовлетворить.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что заявленные прокурором Камешкирского района в интересах несовершеннолетних требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации провозглашается обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На основании пункта 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п.п. 2, ч. 6, ч.7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствие с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 6.44 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Согласно п. 1.2 приложения "В" к данному своду правил к категории общественных зданий, в том числе, отнесены общеобразовательные учреждения.
Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального Закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противостояние терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.
Как установлено судом, прокуратурой Камешкирского района Пензенской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму МБОУ ООШ с.Большой Умыс Камешкирского района Пензенской области.
В ходе проверки было установлено, что в здании МБОУ ООШ с.Большой Умыс отсутствует система контроля и управления доступом, а именно турникеты, которые способствовали бы исключению фактов несанкционированного прохода в здание посторонних лиц и проносу запрещенных предметов (взрывных устройств). Посетители образовательных учреждений и имеющиеся при них вещи никем не осматриваются.
Наличие нарушений указанных требований закона в здании МБОУ ООШ с.Большой Умыс сторонами не оспаривалось.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что в МБОУ ООШ с.Большой Умыс не организована охрана учреждения силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, либо частного охранного предприятия, что нарушает права и законные интересы учащихся, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Осуществление деятельности МБОУ ООШ с.Большой Умыс при наличии выявленных нарушений законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Согласно Уставу МБОУ ООШ с.Большой Умыс Камешкирского района Пензенской области школаявляется некоммерческой организацией, реализующей образовательные программы. По своей организационно-правовой форме школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением.
Учредителем школы является Отдел образования администрации Камешкирского района Пензенской области, собственником - муниципальное образование Камешкирский район Пензенской области. Учреждение является юридическим лицом.
Финансовое обеспечениешколы осуществляется в виде субсидий из муниципального бюджета.
Как следует из положений Устава МБОУ ООШ с.Большой Умыс Камешкирского района Пензенской области,школа создаёт условия, гарантирующие охрану здоровья учащихся.
В судебном заседании установлено, что в здании МБОУ ООШ с.Большой Умыс Камешкирского района Пензенской области по адресу: <адрес><адрес>, отсутствует система контроля и управления доступом, а именно турникеты, что подтверждается актом о проведении проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности образовательной организации от 21.03.2018 года.
В судебном заседании из пояснений представителя ответчика следует, что в здании МБОУ ООШ с.Большой Умыс не организована охрана службами безопасности, вневедомственной охраной на договорной основе или частными охранными предприятиями, охрана учреждения осуществляется штатными вахтерами и сторожами. Также в здании школы отсутствует система контроля и управления доступом (турникет).
При таких обстоятельствах, учитывая, что МБОУ ООШ с.Большой Умыс является объектом с массовым пребыванием людей, ответчиком в нарушение требований действующего законодательства не проведены организационные и технические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности учреждений, его антитеррористическую защищенность, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Отсутствие организации охраны в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, не обеспечивается постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников.
На основании вышеизложенного, руководствуясьст.ст. 194-199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Камешкирского района Пензенской области к МБОУ ООШ с.Большой Умыс Камешкирского района Пензенской области удовлетворить.
Обязать МБОУ ООШ с.Большой Умыс Камешкирского района Пензенской области в срок до 31 декабря 2018 года оборудовать инженерно-техническими средствами (турникетом), обеспечивающими безопасность пребывания несовершеннолетних в учреждениях, здание МБОУ ООШ с.Большой Умыс Камешкирского района Пензенской области, расположенное по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Г.Костина