ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11702 от 23.12.2010 Курганского городского суда (Курганская область)

                                                                                    Курганский городской суд Курганской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Курганский городской суд Курганской области — СУДОПРОИЗВОДСТВО - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

2-11702/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2010 года г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Булатова П.Г.

при секретареНовгородовой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общественной организации Курганской области Курганское Казачье Землячество об оспаривании в части сообщения об отказе в государственной регистрации Управления Министерства юстиции по Курганской области,

УСТАНОВИЛ:

Общественная организация Курганской области Курганское Казачье Землячество обратилась в Курганский городской суд с заявлением о признании незаконными нескольких пунктов сообщения об отказе в государственной регистрации Управления Министерства юстиции по Курганской области. В обоснование заявления указано, что в соответствии ст. 21 ФЗ «Об общественных объединениях» общественным объединением в Управление Министерства юстиции по Курганской области были подано заявление об изменениях, вносимых в учредительные документы, а именно в Устав в новой редакции, для государственной регистрации. Управлением Министерства юстиции по Курганской области в регистрации изменений было основании п.1 и п.2 ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях». Мотивы отказа по пунктам изложены Управлением Министерства юстиции по Курганской области в соответствующем сообщении об отказе в государственной регистрации. Заявитель считает отказ необоснованным и несоответствующий требованиям законодательства по следующим основаниям: в п.1 указано, что п.п. 1.1,1.2 Устава организации противоречат нормам действующего законодательства, а именно Приказу Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. N 201 "О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации" и п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества". Заявитель указывает, что вышеуказанный приказ не является законодательным актом и в соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ 15.05.2010 г.. N 337 регулирует отношения в сфере образования, научной деятельности, а общественная организация не является образовательным либо научным учреждением и на него не могут распространяться приказы Министерства образования и науки РФ. Цитата из Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, воспроизведенная в п.1 вырвана из общего контекста и не несет ту смысловую нагрузку, которую она выражает в общем тексте. Кроме того Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации не содержит положение о порядке отнесения тех или иных граждан РФ к той или иной этнической общности. Пункты 1.1, 1.2 Устава организации не могут противоречить ФЗ "О государственной службе российского казачества", поскольку в соответствии со ст. 1 указанного закона предметом его регулирования является правовая и организационная основы несения российским казачеством государственной службы и положения закона не распространяются на остальную деятельность российского казачества, соответственно и на осуществляемую гражданами РФ общественную деятельность. То есть ФЗ "О государственной службе российского казачества" не регулирует деятельность Общественной организации Курганское Казачье Землячество, поскольку она (деятельность) не связана с несением государственной службы. Указанные в ст. 2 ФЗ "О государственной службе российского казачества" понятия используются для целей настоящего ФЗ и не могут распространяться на законодательство об общественных объединениях в силу прямого указания законодателя, а именно ст.1 вышеупомянутого закона, которая гласит: настоящим Федеральным законом определяются правовые и организационные основы несения российским казачеством государственной службы. Настоящий Федеральный закон не распространяется на деятельность российского казачества, не связанного с государственной службой. Кроме того, название «российское казачество» указывает на казачество как на часть многонационального российского народа и не относит его к определенному этносу (русскому, татарскому, башкирскому и т.д.), то есть «русское казачество», «татарское казачество» и т.д. Применение к заявителю данного закона нарушает основной закон Конституции РФ, в котором говориться, что не одна общественная организация не может иметь никаких преимуществ перед другими. В пункте 1.2 указано, что абзац 4 пункт 5.10 Устава организации содержит внутреннее противоречие в определении понятия «традиционное, но не имеющее боевых (поражающих живую и (или) иную цели) свойств оружие и не соответствует требованиям ФЗ «Об оружии». В п. 5.10 Устава говорится о правах членов организации, в том числе о праве носить в установленном порядке традиционную казачью форму одежды итрадиционное, но не имеющее боевых (поражающих живую и (или иную цели) свойств оружие. Во-первых, поскольку членами организации могут быть казаки, являющиеся членам казачьих общин, включенные в государственный реестр и которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право ношения холодного оружия, нормы Устава не запрещают таким членам организации носить форму и оружие на мероприятиях, проводимых организацией, но в цепях общественной безопасности запрещают, чтобы данное оружие по своим характеристикам соответствовало своему прямому назначению, т.е. поражению живой и (или) иной цели. Во-вторых, по смыслу данного положения члены организации не являющиеся «реестровыми казаками» вправе приобретать и носить предметы, имитирующие традиционное оружие (муляжи), не обладающие свойствами, установленными для оружия ФЗ «Об оружии». В-третьих, организация не подменяет собой регистрационно-разрешительную систему органов внутренних дел, не ставит перед собой цели незаконного вооружения членов организации, на что указывает понятие в Уставе «в установленном порядке». В п. 3 указано, что п.7.9 устава не соответствует действующему законодательству, поскольку им (законодательством) не предусмотрена должность атамана для общественного объединения. Заявитель полностью с этим выводом согласен, вместе с тем не считает, что п.7.9 Устава противоречит законодательству РФ. Действующее законодательство не устанавливает не только должности атамана, но и должности Президента или должности Председателя или иной должности для организаций. Оно вообще не устанавливает должности. а определяет положения об органах управления организаций, в т.ч. единоличного исполнительного органа. В Указе Президента от 09.02 2010 г. «О чинах членах казачьих обществ в Российской Федерации» даже при большом желании нельзя найти упоминание о запрещении называть руководителя казачьей организации Атаманом. «Атаман» - это наименование единоличного исполнительного органа организации, который установлен п. 7.9 Устава. ФЗ «Об общественных объединениях» не содержит ограничений в наименовании единоличного исполнительного органа организации, как например, имеются соответствующие ограничения в ФЗ «Об акционерных обществах». Следовательно, п. 7.9 Устава полностью соответствует требованиям действующего законодательства. Заявитель просил суд признать незаконными пункты 1, 2, 3 отказа в государственно регистрации изменений, вносимых в учредительные документы от 12.11.2010 № 03-23/589Управления Министерства юстиции по Курганской области.

Представители общественной организации Курганской области Курганское Казачье Землячество в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали, обоснование оставили прежним. Указали, что с рядом замечаний Управления Министерства юстиции по Курганской области согласны и недостатки будут устранены в новой редакции устава. Затруднялись пояснить, какие именно права и законные интересы общественной организации нарушены указанными в заявлении пунктами сообщения.

Представители заинтересованного лица Управления Министерства юстиции по Курганской области с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что сообщение законно и обоснованно.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Установлено, что 15 октября 2010 года от общественной организации Курганской области Курганское Казачье Землячество в Управление Министерства юстиции по Курганской области поступило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации. С заявлением следовали устав в новой редакции, выписка из протокола и документы об уплате государственной пошлины.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 23 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям: если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган.

Согласно п.п. 63, 64 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (Приложениек приказу Минюста РФот 31 марта 2009 г. N 96) в завершение процедуры уполномоченный специалист готовит заключение с предложением принять решение: о государственной регистрации некоммерческой организации; об отказе в государственной регистрации. Указанное заключение является основанием для издания распоряжения Минюста России (территориального органа) о государственной регистрации некоммерческой организации или об отказе в ее государственной регистрации.

В заключении об отказе отражено, что в результате рассмотрения представленных документов установлено, что положения устава общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; документы представлены не полностью и оформлены в ненадлежащем порядке. Указано, что ряд положений устава содержат противоречия в определении некоторых понятий, что не соотносится с законодательством Российской Федерации, в частности Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. N 201 "О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации", Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 "О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой", Указом Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 169 "О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации". В нарушение положений ст. 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" не предусмотрен срок полномочий руководящих органов общественного объединения, в тексте устава нет единообразия в наименованиях «местные казачьи организации», Контрольно-ревизионная комиссия, а также отражен целый ряд иных несоответствий и нарушений, допущенных заявителем.

Распоряжением № 489 от 12 ноября 2010 г. начальника Управления Министерства юстиции по Курганской области общественной организации Курганской области Курганское Казачье Землячество было отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

В силу положений ст. 23 Федерального закона "Об общественных объединениях" отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд. Данный отказ не был обжалован в установленном законом порядке.

Указанная норма названного закона устанавливает, что в случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.

В адрес общественной организации 12 ноября 2010 г. было направлено уведомление об отказе в государственной регистрации, которое соответствует требованиям ст. 23 Федерального закона "Об общественных объединениях" и п. 76 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.

Данное уведомление по существу не является решением органа государственной власти, которым, по мнению заявителя, нарушены его права и свободы и созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, и носит информационный, уведомительный характер.

По смыслу ст. 255 ГПК РФ, заявитель вправе оспорить в суде лишь такие решения, действия (бездействие), которые нарушают их права и свободы, создают препятствия к осуществлению его прав и свобод, незаконно возлагают на какую-либо обязанность или незаконно привлекают его к ответственности. Вопрос о том, нарушены ли права, свободы и законные интересы заявителя подлежит исследованию судом при рассмотрении дела по существу. На основании ст. 14 ГК РФ допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Вместе с тем, заявителем не представлено и в судебном заседании не добыто доказательств того, что действиями Управления Министерства юстиции по Курганской области по направлению оспариваемого уведомления затронуты права, свободы и законные интересы заявителя.

При этом суд принимает во внимание, что представители заявителя признают, что представленный на регистрацию устав общественного объединения в новой редакции подлежал доработке, а также то, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона "Об общественных объединениях" отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Таким образом, суд находит действия должностных лиц Управления Министерства юстиции по Курганской области законными и обоснованными, полагает необходимым в заявленных требованиях отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 255 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований заявления общественной организации Курганской области Курганское Казачье Землячество о признании незаконными 1,2,3 пунктов сообщения Управления Министерства юстиции по Курганской области об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти дней через Курганский городской суд.

Судья Курганского

городского суда П.Г. Булатов