Дело № 2-1170/2019
Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2019 года город Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Рубана В.В.,
при секретаре Корнеевой Н.А.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к товариществу собственников недвижимости «ТСЖ Комсомольская 17» о защите прав потребителей,
установил:
ФИО1 обратился с иском к товариществу собственников недвижимости «ТСЖ Комсомольская 17» (далее – ТСН «ТСЖ Комсомольская 17») о защите прав потребителей.
Свои требования мотивировал тем, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, переведенного в <данные изъяты> году на электрообогрев.
Ответчик, являясь поставщиком коммунальной услуги «отопление» в период с 2015 года по 2018 год производил начисление за указанную услугу без учета того, что квартира переведена на электрообогрев.
Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П, полагает, что ответчик необоснованно выставлял ему счета за спорный период в полном объеме и 14 июня 2019 года незаконно отказал ему в удовлетворении заявления о перерасчете платы за отопление, тогда как в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года оплата за отопление по его квартире должна начисляться только на общедомовые нужды.
Полагая, что его права как потребителя нарушены, просит суд обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «отопление» за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2018 года, предоставленную в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> учетом имевшегося перевода с централизованного отопления на электрообогрев и факта отопления жилого помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Истец в судебном заседании настаивал на исковых требованиях по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили суду отзыв на иск, в котором указали, что исковые требования не признают (л.д. 44-48).
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (далее по тексту - АО «МЭС»), в судебном заседании участия не принимали, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление, указав, что жилое помещение истца включено в актуализированную схему теплоснабжения как квартира, перешедшая на электрообогрев (л.д. 30).
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Судом установлено, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО1 (номер государственной регистрации права <номер> от <дата>, л.д. 6).
Из представленных истцом квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг следует, что исполнителем услуг является ТСЖ «Комсомольская 17», по единой квитанции оплачиваются коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроэнергия; на имя ФИО1 заведён лицевой счёт квартиросъемщика <номер> (л.д. 7-15). Также из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг следует, что оплата истцом производилась в соответствии с начислениями, задолженность отсутствует.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно частям 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
Истцом и ответчиком не оспаривалось, что жилой дом оборудован централизованным отоплением и горячим водоснабжением. Управление домом осуществляет товарищество собственников недвижимости «ТСЖ Комсомольская 17».
В соответствии с договором № 166Э от 16 октября 2012 года, заключенному между открытым акционерным обществом «Мурсманэнергосбыт» (Теплоснабжающая организация) и Товариществом собственников жилья «Комсомольская 17» (Исполнитель), теплоснабжающая организация обязуется передавать исполнителю тепловую энергию через присоединенную сеть в объемах и режиме, предусмотренном указанным договором, а исполнитель обязуется принять и оплатить поставленную тепловую энергию.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в спорный период ТСЖ Комсомольская 17 являлось исполнителем коммунальной услуги по поставке тепловой энергии в целях отопления и горячего водоснабжения для потребителей, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, вследствие чего вправе требовать оплаты за предоставленные услуги с указанных потребителей.
Квартира истца в 2002 году в установленном порядке была переведена на электрообогрев, что подтверждается включением спорного жилого помещения в список квартир, перешедших на электрообогрев в городском поселении Кандалакша (часть 3 тома 1 «Обосновывающие материалы по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования «городское поселение Кандалакша» до 2028 года», л.д. 32-33), и не оспаривается сторонами.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Правил № 354 в число услуг, которые могут быть предоставлены потребителю входит отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно пунктам 36, 38 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Судом установлено, что начисление ответчику платы за отопление за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2018 года производилось истцом в соответствии с порядком и формулами, установленными действующими в тот момент Правилами № 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 34), при этом абзацем вторым пункта 40 Правил № 354 было предусмотрено внесение потребителем платы за услугу по отоплению совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, начисление платы за отопление производилось по единой формуле, которая не предусматривала возможности исчисления платы за потребление тепловой энергии только на общедомовые нужды. Данные факты лицами, участвующими в деле не оспаривались.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан ФИО2 и ФИО3» абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Правительству Российской Федерации предписано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708 и от 23 февраля 2019 года № 184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правила № 354 дополнены пунктами 2(3) - 2(6) приложения № 2, содержащими формулы, позволяющими рассчитать по квартирам, переведенным на индивидуальное отопление, размер платы за отопление только в целях содержания общего имущества, абзац второй пункта 40 изложен в следующей редакции: «потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил», тем самым исключено положение, согласно которому плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 № 46-П данный документ вступает в силу со дня официального опубликования. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25 декабря 2018 года.
В соответствии с абзацем 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 № 46-П прямо указано, что судебные решения основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов как не исполненные, так и исполненные частично - также не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов. При этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и подтверждается показаниями истца, судебных решений о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате коммунальной услуги «отопление» за спорный период не выносилось, задолженность у истца по указанной услуге отсутствует ввиду своевременной оплаты услуги, что подтверждается имеющимися в деле квитанциями на оплату коммунальных услуг и не оспаривается сторонами.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме", которым утверждены Изменения, которые вносятся в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, вступило в силу с 01 января 2019 года (пункт 2 указанного Постановления).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, произведя анализ вышеприведенных норм, суд, вопреки доводам истца, приходит к выводу о том, что положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 № 46-П, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708 в своей совокупности не распространяют свое действие на спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования, суд также учитывает, что истцом производилась оплата по коммунальной услуге «отопление» в спорный период в соответствии с действующим на тот период законодательством, предусматривающим начисление платы за услугу по отоплению совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды; плата за отопление осуществлялась истцом самостоятельно по квитанциям, задолженность по услуге «отопление» у истца отсутствует; каких-либо судебных решений, которые могли бы быть пересмотрены в связи с принятием вышеуказанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в отношении истца не принималось; норм, позволяющих произвести перерасчет за спорную услугу за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2018 года действующее законодательство не содержит.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к товариществу собственников недвижимости «ТСЖ Комсомольская 17» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «отопление» за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2018 года, предоставленную в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с учетом имевшегося перевода с централизованного отопления на электрообогрев и факта отопления жилого помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Рубан