ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1170/20 от 01.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-1170/20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июня 2020 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Малиновской И.Э.

при секретаре Арбузовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лосевой Светланы Викторовны к Администрации г. Смоленска об обязании сформировать границы земельного участка придомовой территории,

у с т а н о в и л:

Лосева С.В. обратилась в суд с требованиями к Администрации г. Смоленска об обязании в течение <данные изъяты> дней с момента вступления решения в законную силу сформировать границы земельного участка придомовой территории дома <адрес>, с дальнейшей возможностью поставки земельного участка на кадастровый учет в соответствии с проектом границ земельного участка дома <адрес>, а также взыскании расходов по оплате госпошлины. Свои требования мотивирует тем, что является собственником квартиры <адрес>. Решением общего собрания собственников многоквартирного дома ДД.ММ.ГГГГ принято решение о разработке проекта планировки и межевания придомовой территории, выбор лица, уполномоченного обращаться с заявлением в кадастровые организации с целью определения и установки границ придомовой территории земельного участка относящегося к многоквартирному дому <адрес>, а также выбор председателя совета дома. Собственники дома неоднократно обращались в адрес Администрации г. Смоленска с заявлением о предоставлении сведений по наличию сведений о формировании земельного участка указанного многоквартирного дома, а также сведениям о причинах не постановки указанного земельного участка на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком утверждался проект границ земельного участка дома <адрес>, однако в соответствии с ответом Администрации г. Смоленска в настоящее время указанный проект утратил свою силу, в связи с истечением срока его действия. Исходя из многократных ответов ответчика проект межевания земельного участка, в который входит ее дом неоднократно переносился в связи с отсутствием финансирования. В связи с бездействием ответчика заявленные требования собственников многоквартирного дома о формировании и выделении земельного участка, для определения границ придомовой территории на протяжении долгих лет остаются без удовлетворения.

Лосева С.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом; в представленных письменных возражениях в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме, указав, что спорный земельный участок не относится ни к одной территории, в отношении которой Администрацией г. Смоленска разработан проект планировки и межевания территории. Постановлением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Градостроительная деятельность на территории г. Смоленска» на ДД.ММ.ГГГГ годы. Территория, на которой расположен многоквартирный жилой дом <адрес>, не вошла в вышеназванную программу (л.д. <данные изъяты>).

Исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (п.п. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), в п. 2.1 постановлении от 28.05.2010 № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (ч.ч 1, 2 ст. 36 ЖК РФ), а в статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.

Из частей 2 - 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

На основании ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении от 28.05.2010 № 12-П формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, следовательно, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Судом установлено, что Лосева С.В. является собственником квартиры <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. <данные изъяты>).

Решением общего собрания собственников многоквартирного дома ДД.ММ.ГГГГ принято решение о разработке проекта планировки и межевания придомовой территории, выбор лица, уполномоченного обращаться с заявлением в кадастровые организации с целью определения и установки границ придомовой территории земельного участка относящегося к многоквартирному дому <адрес>, а также выбор председателя совета дома (л.д. <данные изъяты>).

Собственники дома неоднократно обращались в адрес Администрации г. Смоленска с заявлением о предоставлении сведений по наличию сведений о формировании земельного участка указанного многоквартирного дома, а также сведениям о причинах не постановки указанного земельного участка на кадастровый учет, однако как усматривается из многократных ответов ответчика проект межевания земельного участка, в который входит вышеуказанный дом неоднократно переносился в связи с отсутствием финансирования.

Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен вышеуказанный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», следовательно заявитель вправе требовать формирования границ этого участка в том числе и в случае, если многоквартирный жилой дом расположен в границах особо охраняемой природной территории, независимо от того, введен дом в эксплуатацию до создания особо охраняемой природной территории или после (за исключением случаев возведения самовольных построек), что соответствует правилам п. 2 ст. 27 ЗК РФ.

Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, Управление не вправе отказать в формировании земельного участка, в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории квартала, на котором расположен жилой дом.

Статьей 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.

Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со ст.ст. 5.1 и 46 ГрК РФ. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Согласно ч.ч. 1, 8 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, поскольку Администрацией г. Смоленска допущено бездействие по формированию земельного участка придомовой территории, которое противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы истицы.

Одновременно, применительно к положениям ст. 206 ГПК РФ суд, учитывая баланс интересов сторон, полагает необходимым установить срок завершения названных работ не позднее <данные изъяты>х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Лосевой С. В. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Смоленска принять решение сформировать границы земельного участка придомовой территории дома <адрес> и поставить земельный участок на кадастровый учет в соответствии с проектом границ земельного участка дома <адрес> не позднее <данные изъяты>-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации г. Смоленска в пользу Лосевой Светланы Викторовны в возмещение расходов по оплате госпошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.

Председательствующий (судья) И.Э.Малиновская

м.р.и.05.06.2020