Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2021 года <адрес>
Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Минеева С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации МО СП «Старо-Брянское», Комиссии по установлению муниципального стажа при администрации МО СП «Старо-Брянское» о признании незаконным решения комиссии по установлению муниципального стажа, включении в стаж муниципальной службы периодов работы, обязании установления ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет,
при участии в заседании:
истец: ФИО2,
ответчик: ФИО5
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилась в суд с иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию сельского поселения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии по выслуге лет на должности муниципальной службы. ДД.ММ.ГГГГ получен отказ. С решением комиссии не согласна, поскольку работала кассиром- счетоводом, заместителем главного бухгалтера Старобрянской сельской администрации. Считает, что работа в данных должностях дает ей право на доплату к пенсии по выслуге лет.
В судебном заседании ФИО6 настаивала на исковых требованиях, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Глава МО СП «Старо-Брянское» ФИО5 с доводами искового заявления не согласилась, пояснила что должность ФИО2 не являлась муниципальной. Кроме того, установление доплаты является правом, а не обязанностью поселения. Положение о ежемесячной доплате к страховой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, не принимались. Впервые решение об утверждении Положения принято 15.11.2010г.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено положение о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) ФИО1 народных депутатов (документ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ), согласно которым централизованные бухгалтерии организуются для ведения учета исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств, за счет общей численности и фонда заработной платы работников учреждений, состоящих на бюджете района; численность работников устанавливается исходя из объема работы; осуществляют работу по составлению и исполнению бюджета и смет расходов и осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, за состоянием расчетов, сохранностью денежных средств и товарно-материальных ценностей, за правильным и экономным расходованием государственных средств, а также обеспечивают правильное и своевременное составление периодической и годовой отчетности об исполнении бюджета.
Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона №166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что условия предоставления прав на пенсию государственным гражданскими служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативно правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно ст. 22 названного Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствие со ст. 12 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 808-II (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О доплате к страховой пенсии и пенсиях за выслугу лет отдельным категориям граждан" (принят Народным Хуралом РБ ДД.ММ.ГГГГ), органы местного самоуправления вправе устанавливать ежемесячные доплаты к страховым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности, пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим в аппаратах этих органов муниципальные должности муниципальной службы в <адрес>, предусмотренные Реестром муниципальных должностей муниципальной службы Республики Бурятия. Ежемесячная доплата к страховой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, пенсия за выслугу лет муниципальным служащим устанавливается за счет средств местного бюджета в порядке, определяемом представительным органом соответствующего муниципального образования.
Таким образом, согласно данной норме, органы местного самоуправления вправе, а не обязаны устанавливать ежемесячные доплаты к страховым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности.
Статьей 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ определены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, при этом законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Право муниципального служащего на ежемесячную доплату к трудовой пенсии указанным Федеральным законом не предусмотрено помимо пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23).
В силу ст. 19 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", (в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), в стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях. Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего.
Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.
Согласно ст. 7 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Согласно ст. 25 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ", в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности, помимо указанных в ч. 1 настоящей статьи, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы включаются периоды работы в государственных органах субъектов Российской Федерации на государственных должностях субъектов Российской Федерации, на должностях руководителей, специалистов и служащих, выборных должностях до принятия реестров (перечней) государственных должностей государственной службы соответствующих субъектов Российской Федерации, на государственных должностях государственной службы субъектов Российской Федерации (ст.4 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 446-II).
В соответствие со ст. 10 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 446-II, в стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы включаются периоды работы на должностях муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> до вступления в силу Реестра муниципальных должностей муниципальной службы в <адрес>.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (действовавшего в 2001г.) дано определение муниципальной должности - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Часть 2 названной нормы предусмотрено, что муниципальные должности подразделяются на: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (далее- ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ) муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.
Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) ( ч. 2 ст.2).
Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (ч. 1,2 ст. 6).
Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в <адрес>, определены Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-III «О муниципальной службе в <адрес>», положения которого корреспондируют положениям вышеназванного закона.
В соответствии со ст. 18 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№-II «О стаже государственной гражданской службы, муниципальной службы в <адрес>» документами, подтверждающими стаж государственной гражданской, муниципальной службы являются: трудовая книжка (основной документ), при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах деятельности – справки с места работы (службы), справки архивных учреждений, выписки из приказов, показания двух или более свидетелей, заверенные в установленном законом порядке.
Установление указанного стажа производится соответствующей комиссией, образуемой руководителем государственного органа, органа местного самоуправления муниципального образования в <адрес> (ст.19).
ДД.ММ.ГГГГ решением ФИО1 депутатов МО СП «Старо-Брянское» утверждено положение о ежемесячной доплате к трудовой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МО СП «Старо-Брянское».
Положение о ежемесячной доплате к страховой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МО СП «Старо-Брянское», утв. Решением ФИО1 депутатов МО СП «Старо-Брянское» 15.11.2010г. №, регулирует основания, порядок и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах местного самоуправления МО СП «Старо-Брянское». В соответствие с п.1.1 Положения, право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии имеют лица, замещавшие не менее трех лет на постоянной основе выборные муниципальные должности МО СП «Старо-Брянское» и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно). Пунктом 2.1. предусмотрено, что пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, ином органе, устанавливается при наличии общего стажа муниципальной службы не менее 15 лет. Заявление об установлении доплаты или пенсии за выслугу лет оформляется согласно приложенному к Положению образцу. Данное заявление регистрируется и рассматривается в течение 14 дней с момента его поступления. Решение комиссии оформляется протоколом. Основным документом, подтверждающим стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, (если ее нет, иные документы) (раздел 3).
Статьей <адрес> от 04.07.1997г. предусмотрено, что лица, осуществляющие службу на должностях в органах самоуправления района, признаются муниципальными служащими. В статье 35 Устава МО «<адрес>» от 17.04.2002г. приведено определение муниципальной службы – профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. В уставах указано, что правовая регламентация службы, в том числе требования к должностям, статус служащего, особенности прохождения службы, социальные гарантии для муниципальных служащих определятся Федеральным законом и Законом Республики Бурятия.
Согласно информации МО СП «Старо-Брянское» до 2010г. решения Положение о ежемесячной доплате к страховой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, не принимались. Впервые решение об утверждении Положения принято 15.11.2010г.
Ответчик как администрация МО СП «Старо-Брянское» зарегистрирован 23.12.2005г. Устав зарегистрирован в Минюсте РФ по Сибирскому федеральному округу 20.03.2006г., то есть после увольнения истицы. Как следует из <адрес>, зарегистрированного Минюстом РБ 04.07.1997г. и Устава МО «<адрес>», зарегистрированного распоряжением Правительства РБ от 17.04.2002г. №-Р, администрации сел, поселков входили в структуру администрации района. Согласно Уставу МО «<адрес>» от 2005г., администрации сел не входят в структуру районной администрации. ДД.ММ.ГГГГ Старо-Брянский сельский ФИО1 переименован в Старобрянскую сельскую администрацию, а в последствии МО СП «Старо-Брянское».
Из материалов дела установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО2 распоряжением председателя исполкома Старобрянского сельского ФИО1№ от 14.11.1988г. на время декретного отпуска ФИО7 принята на должность счетовода-кассира с 14.11.1988г. в Старобрянский сельсовет.
По распоряжению главы Старобрянской сельской администрации от 01.01.1992г. согласно решению № от 30.12.1991г. «О совершенствовании структуры управления в районном, сельских, поселковых ФИО1 народных депутатов» с 01.01.1992г. переведена ФИО2 заместителем главного бухгалтера.
Распоряжением главы Старобрянской сельской администрации № от 31.11.2005г. приказано в соответствие со ст. 180 Трудового Кодекса РФ, п.2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ от 08.01.1998г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», ФЗ № 131-ФЗ от 01.10.2003г., Законом Республики Бурятия от 02.04.1996г. № «О муниципальной службе Республики Бурятия», п.1 ст. 81 ТК РФ предупредить о предстоящем увольнении с 01.11.2005г. в связи с ликвидацией Старобрянской сельской администрации <адрес> РБ муниципальных служащих, работников централизованной бухгалтерии, технический персонал, водителя. В числе прочих работников указана заместитель главного бухгалтера централизованной бухгалтерии ФИО2, также муниципальные служащие: три специалиста 1 категории, специалист ВУС 2 категории.
06.01.2006г. АМО СП «Старо-Брянское» вынесено распоряжение №рк, которым утверждена структура администрации МО СП «Старо-Брянское»: зам.главы администрации по экономическим вопросам -1, ведущий специалист -1, специалист 1 категории -1, специалист 2 категории -1 и технический персонал.
ФИО2 и иные работники уволены по сокращению штата распоряжением администрации МО СП «Старо-Брянское» № рк от 07.03.2006г. в связи с реформой органов местного самоуправления в РФ в целях реализации ФЗ №, на основании постановления администрации МО «<адрес>», ТК РФ.
Записи в трудовой книжке ФИО2 соответствуют содержаниям и основаниям данных распоряжений.
Исходя из распоряжения № от 31.11.2005г., на момент увольнения ФИО2 не состояла в должности муниципального служащего.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 уволена с занимаемой должности в связи сокращением численности штатов.
По данным УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Согласно протоколу заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы, дающего право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии от 13.12.2019г., комиссией рассмотрен вопрос об установлении стажа муниципальной службы, дающего право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии ФИО2 По результатам рассмотрения постановлено: на основании Решения ФИО1 депутатов МО СП «Старо-Брянское» 15.11.2010г. №, пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Занимаемая ФИО2 должность заместителя главного бухгалтера в период с 01.01.1992г. по 07.03.2006г. согласно постановлению администрации МО «<адрес>» не входит в реестр должностей муниципальной службы. Соответственно доплата к пенсии не может быть установлена.
Постановлением главы самоуправления <адрес> от 03.03.1999г. № на основании Закона Республики Бурятия «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы Республики Бурятия» муниципальные должности в администрации района приведены в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы Республики Бурятия. В разделе ? в п.5 предусмотрен старшая муниципальная должность, замещаемая на неопределенный срок, среди них старший бухгалтер -1 единица, младшая муниципальная должность, замещаемая на неопределенный срок: специалист I категории сельпоссовета – 5, специалист II категории бухгалтерии -1; специалист II категории сельпоссовета.
В постановлении главы МО <адрес> от 23.11.2000г. № «О приведении муниципальных должностей в соответствие с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы Республики Бурятия» в п. 6 старшая муниципальная должность, замещаемая на неопределенный срок: специалист II категории Старо-Брянской с/администрации - 2 ставки.
В ходе рассмотрения дела исследованы штатные расписания работников Старобрянской сельской администрации за период с 1992г., 1994г., 1995г, 1997г., 1999г., 2001-2006гг. Штатные расписания централизованной бухгалтерии (бухгалтерии) утверждены отдельно от штатного расписания по аппарату управления (муниципальных служащих).
Как видно из штатных расписаний указанные должности специалистов в администрации МО СП «Старо-Брянское» были заняты иными работниками.
Решением от 05.05.2016г. ФИО1 депутатов МО СП «Старо-Брянское» принято решение об утверждении реестра должностей муниципальной службы и муниципальных должностей. В реестре две муниципальные должности: глава администрации поселения и младшая должность муниципальной службы – специалист 1-го разряда. Данное решение действует в настоящее время.
Доводы истца о том, что работавшая главным бухгалтером ФИО8 получает доплату к пенсии как лицо, замещающее должность муниципальной службы, не может быть принят судом во внимание, поскольку в период трудовой деятельности должность заместителя бухгалтера, которую занимала ФИО2, не входила в реестр муниципальных должностей администрации района и Старобрянской сельской администрации, как и Старобрянского сельсовета.
Ответчик при вынесении решения об отказе истице доплаты к страховой пенсии ФИО2 обоснованно исходил из того, что занимаемая ею должность не входила в реестр должностей муниципальной службы.
В суде установлено, что ФИО2 фактически исполняла обязанности кассира-счетовода с 14.11.1988г. и заместителя главного бухгалтера с 01.01.1992г. по день увольнения – по 09.03.2006г.
В связи с тем, что ФИО2 воспользовалась правом на назначение ей страховой пенсию по старости с 15.12.2017г. на бессрочно, и при этом был учтен трудовой стаж с 14.11.1988г. по 07.03.2006г., то трудовые и пенсионные права истицы не нарушены.
Суд, исследовав материалы дела, и основываясь на названные нормы законодательства действующего в настоящее время и в период трудовой деятельности истицы в Старобрянском сельском ФИО1, в Старобрянской сельской администрации и администрации МО СП «Старо-Брянское», приходит к выводу, что должность заместителя главного бухгалтера, которую занимала ФИО2, не относится к муниципальной должности муниципальной службы МО СП «Старо-Брянское». Об этом свидетельствуют также и то, что в реестрах муниципальных должностей муниципальной службы МО «<адрес>» 1999г. и 2000г. не содержится должность заместителя главного бухгалтера сельской администрации.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска ФИО2 к администрации МО СП «Старо-Брянское», Комиссии по установлению муниципального стажа при администрации МО СП «Старо-Брянское» о признании незаконным решения комиссии по установлению муниципального стажа, включении в стаж муниципальной службы периодов работы, обязании установления ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет– отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Заиграевский районный суд Республики Бурятия.
Судья С.И. Минеева