Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Арсеньев 10 сентября 2014 г.
Арсеньевский городской суд Приморского края в составе судьи Митрофанова А.Д.,
при секретаре Попович Г.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика муниципального автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Арсеньевского городского округа ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Арсеньевского городского округа о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственный и муниципальных услуг» (далее – МАУ «МФЦ») в должности заместителя директора, была уволена в связи с сокращением штата.
Ее трудовым договором и положением по оплате труда МАУ «МФЦ» система оплаты труда включает в себя размеры окладов, повышающие коэффициенты к окладам, компенсационные и стимулирующие выплаты.
Согласно ее стажу работы к ней применяется повышающий коэффициент за выслугу лет – 0,15, что в денежном выражении составляет 2838, 8 руб. ежемесячно. С января 2014 г. по май 2014 г. включительно ей не начислялся вышеуказанный повышающий коэффициент за выслугу лет, поэтому ею была недополучена заработная плата в сумме 14194 руб.
Протоколами комиссии и приказами директора МАУ «МФЦ» за январь – март 2014 г. ей были установлены следующие стимулирующие выплаты: за интенсивность и высокие результаты в размере 24%, за качество выполняемых работ 24%. Однако без объяснения причин, а также без ознакомления с приказом об установлении выплат стимулирующего характера №10 от 30.04.2014 г., указанные надбавки ей были снижены до 2%.
Таким образом, за апрель и май 2014 г. ей не были начислены и оплачены за январь-май 2014 г. повышающий коэффициент за выслугу лет в размере 14194 руб., стимулирующие выплаты за апрель-май на сумму 16655 руб., что отразилось на расчете ее среднего месячного заработка, что в свою очередь повлекло при увольнении недополучение ею выходного пособия в размере 2250 руб., среднего заработка за июнь 2014 г. – 2250 руб., июль – 2788 руб., а так же отпускных – 1706 руб.
Она просила взыскать с ответчика сумму недоплаты заработной платы в размере 37593 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 требования иска поддержала, по указанным в нем доводам, а так же пояснила, что в соответствии с п. 5.3 трудового договора работнику устанавливаются стимулирующие выплаты: за интенсивность и высокие результаты работы к должностному окладу в размере не более 40% должностного оклада из фонда оплаты труда; за качество выполняемых работ не более 35% должностного оклада из фонда оплаты труда, премиальные выплаты по итогам года. Учитывая, что в трудовом договоре отсутствуют условия выплаты стимулирующих выплат, какие-либо ссылки на локальные акты, регулирующие оплату стимулирующих выплат работника, а также, учитывая отсутствие ее ознакомления, в установленном порядке с Положением по оплате труда в МАУ «МФЦ», указанные выше стимулирующие выплаты являются составной частью заработной платы. Таким образом, учитывая, что вышеуказанные стимулирующие выплаты, входя в состав заработной платы, установлены локальным нормативным актом работодателя – Положением, трудовым договором, связаны непосредственно с выполнением трудовых обязанностей, поэтому выплата таких стимулирующих выплат не зависит от усмотрения работодателя и является обязательной. Ссылка работодателя на техническую ошибку по включению в трудовой договор условия, определяющего установление ей повышающего коэффициента за выслугу лет, является не состоятельной, и является односторонним изменением условий трудового договора, что недопустимо в силу прямого указания закона.
Представитель ответчика МАУ «МФЦ» ФИО2, с требованиями иска не согласилась и пояснила, что Положением об оплате труда работников МАУ «МФЦ» заработная плата заместителя директора состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Повышающий коэффициент для данной категории работников не предусмотрен. Штатное расписание в части начисления заработной платы заместителя директора составлено без учета повышающего коэффициента за выслугу лет. В результате технической ошибки в трудовом договоре ФИО1 указано на установление повышающего коэффициента за выслугу лет, что не соответствует п. 3.1 вышеуказанного положения.
Положением об оплате труда работников МАУ «МФЦ» предусмотрены следующие выплаты стимулирующего характера (п. 2.6.1): выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ. В п. 2.6.4 указано, что стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы и за качество выполняемых работ устанавливаются работнику учреждения с учетом утверждаемых директором учреждения показателей и критериев оценки эффективности труда, позволяющих оценить результативность и качество его работы, уровень ответственности за его выполнение.
Приказом МАУ «МФЦ» от 10.01.2014 г. №16 о создании комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам МАУ утверждено Положение о комиссии, которая ежемесячно осуществляет оценку деятельности работников МАУ «МФЦ» на основании ходатайств на установление стимулирующих надбавок за высокие результаты работы и качество выполняемых работ, которые составляются на основании критериев оценки эффективности труда, утвержденных Положением об оплате труда работников МАУ «МФЦ».
В связи с тем, что с 01.04.2014 г. нагрузка на истца значительно уменьшилась, и с 01 апреля по 30 мая ей выполнялась работа только в рамках должностных инструкций. Таким образом, по решению комиссии по установлению стимулирующих выплат, на основании ходатайств было принято решение об установлении следующих размеров стимулирующих выплат ФИО1: за апрель и май 2014 г. – 2% за высокие результаты работы и 2% качество выполняемых работ.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд полагает, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 144 ТК РФ, система труда устанавливается в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 58 ТК РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
Согласно Положения МАУ «МФЦ» АГО от 31.12.2013 г. №10 «Об оплате труда работников МАУ «МФЦ» АГО», система оплаты труда работников учреждения включает в себя размеры окладов, повышающие коэффициенты к окладам, компенсационные и стимулирующие выплаты. Учреждение, в пределах имеющихся у него фонда оплаты труда работников, самостоятельно определяет: размеры окладов, размеры повышающих коэффициентов и размеры компенсационных и стимулирующих выплат. К стимулирующим выплатам относятся выплаты, направленные на стимулирование работников учреждения к качественному результату труда, а так же поощрение за выполненную работу. Работникам учреждения устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, премии по итогам за год. Размеры стимулирующих выплат устанавливаются в пределах фонда оплаты труда работников учреждения, формируемого для муниципальных автономных учреждений за счет бюджетных средств, поступивших от приносящей доход деятельности. Стимулирующие выплаты работникам начисляются исходя из установленного оклада с учетом повышающих коэффициентов. Стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы и за качество выполняемых работ устанавливаются работнику учреждения с учетом утверждаемых директором учреждения показателей и критериев оценки эффективности труда, позволяющих оценить результативность и качество его работы, уровень ответственности за его выполнение. Стимулирующие выплаты производятся на основании решения заседания комиссии по установлению надбавки к должностному окладу за высокие результаты и качество выполняемых работ и утверждаются приказом директора учреждения. Заработная плата заместителя директора учреждения состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат.
Согласно положения о комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам МАУ «МФЦ» АГО, утв. Приказом директора МАУ «МФЦ» АГО №16 от 10.01.2014 г., комиссия создана с целью объективной оценки деятельности работников для установления им стимулирующих выплат. Комиссия ежемесячно осуществляет оценку деятельности работников на основании ходатайств на установление стимулирующих надбавок за высокие результаты работы и качество выполняемых работ, которые составляются на основании критериев оценки эффективности труда и предоставляются в комиссию. На основании предоставленных ходатайств комиссия подводит итоги и определяет размер выплат за качество выполняемых работ и выплат за высокие результаты работы работникам МАУ «МФЦ» АГО. Размер выплат работникам за качество выполняемых работ и выплаты за высокие результаты утверждается приказом директора МАУ «МФЦ» АГО.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была принята на работу в МАУ «МФЦ» АГО в качестве заместителя директора.
Согласно трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО1 была принята на работу на должность заместителя директора в МАУ «МФЦ» АГО с ДД.ММ.ГГГГ г., с установлением должностного оклада в размере 13596 руб., повышающего коэффициента за выслугу лет к должностному окладу в зависимости от количества лет, проработанных в государственных и муниципальных учреждениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а так же выплат стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы к должностному окладу в размере не более 40% должностного оклада из фонда оплаты труда, за качество выполняемых работ в размере не более 35% должностного оклада из фонда труда, премиальные выплаты по итогам года.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была уволена из МАУ «МФЦ» АГО, на основании п. 2 ст. 81 ТК РФ, по сокращению штата работников организации.
Согласно протоколов заседания комиссии по установлению надбавки к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты работы и качество выполняемых работ сотрудниками МАУ «МФЦ» АГО № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ г., приказа директора МАУ «МФЦ» АГО № от ДД.ММ.ГГГГ г., на основании критериев для установления стимулирующих выплат и табеля рабочего времени в апреле-мае 2014 г. ФИО1 установлена надбавка за высокие результаты работы – 2% и за качество выполняемых работ – 2%.
Согласно расчетных листков за январь-март 2014 г. ФИО1 за работу в должности заместителя МАУ «МФЦ» АГО начислены и выплачены выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы к должностному окладу в размере по 3263, 04 руб., за качество выполняемых работ в размере по 3263, 04 руб.
Согласно расчетных листков за апрель-май 2014 г., ФИО1 за работу в должности заместителя МАУ «МФЦ» АГО начислены и выплачены выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы к должностному окладу в размере – 271,92 руб., за качество выполняемых работ в размере – 271,92 руб.
Согласно штатного расписания МАУ «МФЦ» АГО, утв. ДД.ММ.ГГГГ г., на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., в штат включены 2 единицы должностей заместителя директора с окладом 13596 руб., повышающий коэффициент для данной должности не предусмотрен.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МАУ «МФЦ» в должности заместителя директора, была уволена в связи с сокращением штата. В соответствии с заключенным с ней трудовым договором, размер ее заработной платы состоит из оклада, повышающих коэффициентов к окладу, компенсационных и стимулирующих выплат. К стимулирующим выплатам относятся выплаты, направленные на стимулирование работников учреждения к качественному результату труда, а так же поощрение за выполненную работу. Работникам учреждения устанавливаются выплаты стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ.
В апреле и мае 2014 г. приказами директора МАУ «МФЦ» АГО на основании решений комиссии ФИО1 были установлены стимулирующие выплаты в размере 2% за качество выполненных работ и 2% за интенсивность и высокие результаты работы. Суд считает, что начисление указанных стимулирующих выплат ФИО1 было произведено без нарушения закона.
Судом установлено, что порядок установления и расчета стимулирующих выплат в МАУ «МФЦ» АГО определен Положением МАУ «МФЦ» АГО от 31.12.2013 г. №10 «Об оплате труда работников МАУ «МФЦ» АГО», согласно которому учреждение, самостоятельно определяет: размеры стимулирующих выплат. Стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы и за качество выполняемых работ устанавливаются работнику учреждения с учетом утверждаемых директором учреждения показателей и критериев оценки эффективности труда, позволяющих оценить результативность и качество его работы, уровень ответственности за его выполнение. Стимулирующие выплаты производятся на основании решения заседания комиссии по установлению надбавки к должностному окладу за высокие результаты и качество выполняемых работ. Ежемесячно составляются ходатайства на основании критериев оценки эффективности труда и предоставляются в комиссию, которая подводит итоги и определяет размер выплат за качество выполняемых работ и выплат за высокие результаты работы работникам. Размер выплат работникам за качество выполняемых работ и выплаты за высокие результаты утверждается приказом директора МАУ «МФЦ» АГО.
В соответствии с вышеуказанным порядком ФИО1 ежемесячно начиная с момента заключения с ней трудового договора, с января 2014 г., по дату ее увольнения, ДД.ММ.ГГГГ г., производилось начисление и выплата стимулирующих выплат, размер данных выплат определялся на заседании специальной комиссии, за апрель-май 2014 г. комиссией ей были установлены стимулирующие выплаты: за интенсивность и высокие результаты в размере 2%, за качество выполняемых работ 2%, приказами директора МАУ «МФЦ», указанные размеры выплат были утверждены. В компетенцию суда не входит установление размера указанных стимулирующих выплат, поскольку его определение осуществляется исходя из показателей и критериев оценки эффективности труда работника, позволяющих оценить результативность и качество работы, уровень ответственности за его выполнение, что относится к компетенции работодателя. В трудовом договоре и положении об оплате труда работников в МАУ «МФЦ», определен лишь верхний предел назначения работнику стимулирующих выплат, что объясняется природой стимулирующих выплат. Т.к. их необходимость заключается в том, чтобы, учитывая все критерии в деятельности работника, ежемесячно поощрять его за выполненную работу, учитывая изменяющиеся обстоятельства. Указанные стимулирующие выплаты установлены в соответствии с Положением об оплате труда работников МАУ «МФЦ» АГО № от ДД.ММ.ГГГГ и Положением о комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам МАУ «МФЦ» АГО, утв. Приказом директора МАУ «МФЦ» АГО № от ДД.ММ.ГГГГ г., протоколами заседаний комиссии по установлению надбавки к должному окладу за интенсивность и высокие результаты работы и качество выполняемых работ сотрудниками МАУ «МФЦ» АГО № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ г., приказами директора МАУ «МФЦ» АГО, в пределах, установленных трудовым договором. При этом суд полагает, что права ФИО1 при определении ей размера стимулирующих выплат не нарушены, поскольку порядок принятия решения при определении размера стимулирующих выплат, установленный локальными нормативными актами, работодателем соблюден.
Поскольку суд считает, что стимулирующие выплаты были начислены ФИО1 законно, оснований для доначислениях ей их, а так же среднемесячного выходного пособия в размере 2250 руб., среднего заработка за июнь 2014 г. – 2250 руб., июль – 2788 руб., а так же отпускных – 1706 руб., не имеется.
Кроме того, судом установлено, что в трудовом договоре истца указано на то, что для нее устанавливается повышающий коэффициент за выслугу лет. Однако, как следует из Положения об оплате труда работников МАУ «МФЦ», заработная плата заместителя директора состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Повышающий коэффициент для данной категории работников не предусмотрен. Штатное расписание в части начисления заработной платы заместителя директора составлено без учета повышающего коэффициента за выслугу лет. Согласно расчетным листкам, данный повышающий коэффициент при расчете заработной платы истца никогда не применялся, о чем она знала. Из чего суд делает вывод о том, что повышающий коэффициент за выслугу лет, фактически истцу установлен не был, т.к. не положен по ее должности. Ошибочное включение в трудовой договор условия о выплате данного коэффициента, не предоставляло истцу право на его получение, т.к. данная выплата не предусмотрена локальным нормативным актом – Положением об оплате труда работников МАУ «МФЦ». При этом трудовой договор должен был соответствовать данному Положению. Поэтому в данной части исковые требования также не подлежат удовлетворению.
В связи с вышеуказанным суд находит доводы истца несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Арсеньевского городского округа о взыскании задолженности, в размере 37593 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд, через Арсеньевский городской суд, в течение 1 месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Митрофанов А. Д.
Решение принято в окончательной форме 12.09.2014 г.