Дело № 2-1172/2019 06 мая 2019 года 29RS0014-01-2019-001008-21 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Москвиной Ю.В., при секретаре Кузнецовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1о к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о включении в стаж периода работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, установил: ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о включении в стаж периода работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указал, что 12 сентября 2018 года подал в пенсионный орган заявление о назначении пенсии на основании п. 2 и п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». В назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия необходимого стажа работы в особых условиях труда и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом в страховой стаж и стаж его работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не был включен период его работы в рефрижераторном вагонном депо станции «Аляты-Пристань» (позднее – «Аляты-Новая») Азербайджанской железной дороги в должностях механика рефрижераторного поезда, начальника рефрижераторной секции, механика рефрижераторной секции (руководителя) с 19 августа 1982 года по 01 октября 1994 года по причине того, что запись об увольнении в трудовой книжке не содержит ссылки на приказ, а архивная справка о льготном характере труда не содержит информации о переименовании предприятия. Вместе с тем факт работы подтверждается записью в его трудовой книжке, а также архивной справкой от 28 августа 2018 года, выданной ЗАО «Азербайджанские железные дороги», в которой содержится вся необходимая информация для принятия решения о назначении пенсии, имеется справка о переименовании данной организации. Просил обязать ответчика включить в его страховой стаж и стаж работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с 19 августа 1982 года по 01 октября 1994 года, назначить ему пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 12 сентября 2018 года. В ходе рассмотрения дела представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования уточнил, просил возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж истца и стаж его работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с 19 августа 1982 года по 01 октября 1994 года, назначить ему пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 12 сентября 2018 года. Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что в назначении пенсии истцу было отказано по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» - в связи с отсутствием требуемого страхового стажа – 25 лет и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10 лет 08 месяцев, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» - в связи с отсутствием требуемого страхового стажа – 25 лет и специального стажа работы – 07 лет 06 месяцев, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» - в связи с отсутствием требуемого страхового стажа – 25 лет и специального стажа работы – 12 лет 06 месяцев. Из страхового стажа истца и специальных видов стажа исключен период работы истца в рефрижераторном вагонном депо ст. Аляты Республики Азербайджан. Период работы истца в должности механика рефрижераторного поезда с 19 августа 1982 года по 26 сентября 1988 года исключен из стажа по причине того, что записи № 1-4 трудовой книжки произведены с отступлением от правил, предусмотренных Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162: не указан документ, на основании которого была внесена запись об увольнении, запись об увольнении внесена на иностранном языке (нотариально заверенный перевод не представлен). Справка от 03 марта 2016 года № 36, выданная ЗАО «Азербайджанские железные дороги», не содержит основание выдачи и информацию о реорганизации предприятия; справка от 28 августа 2018 года № 126 не содержит информацию о переименовании (реорганизации) предприятия. Период работы в должности начальника рефрижераторной секции с 27 сентября 1988 года по 31 декабря 1990 года не включен в стаж по причине вышеуказанных нарушений в оформлении трудовой книжки. Кроме того, не представлены документы, подтверждающие специальный стаж, то есть факт работы в указанной должности при обслуживании рефрижераторных поездов (секции) меньшей численностью работников, чем это было установлено отраслевыми технически обоснованными нормами обслуживания рефрижераторных поездов (секций), и доплату за совмещение должностей. Период работы в должности механика рефрижераторных секций с 01 января 1991 года по 01 октября 1994 года не включен в стаж в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также указала, что в случае включения всех заявленных периодов в соответствующие виды стажа право на пенсию с желаемой даты у истца не возникнет. Просила в иске отказать. По определению суда дело рассмотрено при данной явке. Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы отказного пенсионного дела истца, суд приходит к следующему. Судом установлено, что 12 сентября 2018 года ФИО1, <Дата> года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В назначении пенсии по старости было отказано в связи с недостаточностью страхового стажа и специального стажа. При этом страховой стаж на момент обращения за назначением пенсии составил 12 лет 03 месяца 27 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 08 лет 08 месяцев 09 дней, стаж работы с особыми условиями труда в соответствии с п. 2 и п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» - 0 лет 0 месяцев 0 дней. Порядок исчисления и назначения пенсии с 01 января 2015 года регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях». В соответствии со ст. 8 указанного закона в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. В силу ст. 35 данного закона с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии. При этом величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется путем суммирования индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 01 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, с учетом индексации В силу статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий предусмотрен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 (далее – Правила № 1015). Как указано в пункте 11 Правил № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Наибольшее значение при осуществлении пенсионного обеспечения имеют международные договоры, заключенные с государствами - республиками бывшего СССР, в первую очередь, Соглашение от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают; трудовой стаж, приобретенный на территории государств - участников Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (специальному стажу). Указанное Соглашение Республика Азербайджан не подписала, участником Соглашения не является. Вместе с тем, как следует из решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) от 07 апреля 2005 года № 01-1/6-04 в качестве субъектов вышеуказанного Соглашения выступают как государства-участники Соглашения, так и государства-участники Содружества. Что касается государств-участников Содружества, то в соответствии со статьями 9, 10, 11 Соглашения от 13 марта 1992 года указанные государства должны рассматривать вопросы, не урегулированные Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров; информировать друг друга о действующем пенсионном законодательстве, последующих его изменениях; осуществлять необходимые меры по установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера; принимать на своих территориях без легализации необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества и государств, входивших в состав СССР до 01 декабря 1991 года. Протокол от 21 декабря 1991 года к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 08 декабря 1991 года, подписанный Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Казахстан, Российской Федерацией, Республикой Узбекистан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан, Республикой Беларусь, Республикой Молдова, Туркменистаном и Украиной, а также Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 года, принятая ими, закрепили статус государств как участников Содружества Независимых Государств, а также их приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Следовательно, Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года было принято с целью реализации статьи 2 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 08 декабря 1991 года. В преамбуле Соглашения от 13 марта 1992 года подчеркивается особый статус нетрудоспособных лиц в отношении прав на пенсионное обеспечение, которые они приобрели на территории государств-участников Содружества или территориях других республик за период их вхождения в СССР и реализуют на территории государств-участников Соглашения. Пенсионное обеспечение таких лиц рассматривается как обязательство всех государств-участников Содружества. Как следует из трудовой книжки истца, 19 августа 1982 года он зачислен на должность механика рефрижераторного поезда, 27 сентября 1988 года перемещен на должность начальника рефрижераторной секции, 01 января 1991 года на основании указания Министерства путей сообщения СССР №ф-2355у от 04 октября 1990 года с 01 января 1991 года должность начальника рефрижераторной секции переименована на механика рефрижераторной секции (руководитель), 01 октября 1994 года уволен (запись об увольнении выполнена на иностранном языке. В сообщении Министерства социальной защиты населения Российской Федерации указывается, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими на территории бывшего Советского Союза за время до принятия указанного Соглашения, а также приобретенный на территории государств-участников Соглашения после его принятия. При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до 01 декабря 1991 года. Доводы ответчика о возможности учесть в страховой стаж периоды работы истца в Азербайджанской Республике до 01 января 1991 года, основанные на письмо Минтруда России от 15 января 2003 года № 88-16, не могут быть признаны обоснованными, как противоречащие приведенному решению Экономического Суда СНГ, имеющему приоритет в регулировании спорных отношений. Сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период работы ФИО4 с 01 декабря 1991 года по 01 октября 1994 года в материалы дела не представлены. При таких обстоятельствах, период работы с 01 декабря 1991 года по 01 октября 1994 года не подлежит включению в страховой стаж истца и в стаж его работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Разрешая требования о включении в страховой стаж истца периодов работы с 19 августа 1982 года по 26 сентября 1988 года, с 27 сентября 1988 года по 31 декабря 1990 года и с 01 января 1991 года по 30 ноября 1991 года, суд приходит к следующему. В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Записи в трудовой книжке истца по периодам работы с 19 августа 1982 года по 26 сентября 1988 года, с 27 сентября 1988 года по 31 декабря 1990 года и с 01 января 1991 года по 30 ноября 1991 года выполнены на русском языке, за исключением записи об увольнении от 01 октября 1994 года. Записи в трудовой книжке ответчиком, в нарушение положений ст. ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не опровергнуты. В материалах отказного пенсионного дела истца имеется справка ЗАО «Азербайджанские железные дороги» от <Дата><№>, в соответствии с которой ФИО1 действительно работал с 19 августа 1982 года по 01 октября 1994 года в рефрижераторном вагонном депо Аляты-Пристань на следующих должностях: 19 августа 1982 года принят на должность механика рефрижераторного поезда (Приказ 734, 19 августа 1982 года), 27 сентября 1988 года переведен на должность начальника рефрижераторной секции (Приказ <№>, <Дата>), 01 января 1991 года на основании Указания Министерства путей сообщения СССР от <Дата><№> с 01 января 1991 года должность «начальник рефрижераторных секций» переименована в «механик (руководитель) рефрижераторных секций» (Приказ <№>, <Дата>), 01 октября 1994 года уволен с работы за невыход на работу без уважительных причин в течение длительного периода (Приказ <№>, <Дата>). На основании приказа начальника Азербайджанской железной дороги от <Дата><№> (представлен в материалы отказного пенсионного дела истца) название «рефрижераторное вагонное депо Аляты-Пристань» изменено на «рефрижераторное вагонное депо Аляты-Новая». Справка составлена на основании личного дела <№>, хранящегося в архиве предприятия. В материалах отказного пенсионного дела истца также имеется сообщение ЗАО «Азербайджанские железные дороги» от <Дата><№>, в соответствии с которым бывший работник рефрижераторного вагонного депо Аляты-Новая ФИО1 действительно работал в качестве механика рефрижераторных секций депо с 19 августа 1982 года по 27 сентября 1988 года и в качестве начальника рефрижераторных секций с 27 сентября 1988 года по 01 октября 1994 года. На основании постановления Кабинета министров от 23 января 2007 года № 12, раздел «Транспорт», пункт 21.4, шифр 23001000-23598, механики рефрижераторных секций могут выходить на пенсию на льготных условиях при трудовом стаже 12 лет 06 месяцев. Льготный трудовой стаж ФИО1 составляет 06 лет 01 месяц 09 дней. ЗАО «Азербайджанские железные дороги» выданы справки о размере заработка за 1989 – 1994 годы, представленные в материалы отказного пенсионного дела истца. Из пояснений представителя ответчика следует, что данные справки были направлены по запросу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда г. Архангельска Архангельской области (межрайонного) и поступили в адрес последнего по почте в декабре 2018 года. В связи с отсутствием сведений о переименовании организации был направлен уточняющий запрос, ответ на который до вынесения решения об отказе в назначении пенсии 15 января 2019 года не поступил. В материалах отказного пенсионного дела истца имеется также ответ на вышеуказанный запрос Пенсионного фонда Республики Азербайджан, датированный 25 января 2019 года и поступивший ответчику 20 февраля 2019 года. Данный ответ представляет собой сопроводительное письмо с приложением архивных справок о стаже и заработной плате на ФИО1, а также о переименовании организации, указанной в запросе. Так, в соответствии со справкой от 08 декабря 2018 года № ИА-А/59 Азербайджанская ордена Октябрьской революции железная дорога переименована в «Азербайджанскую Государственную железную дорогу» на основании Постановления Кабинета Министров Азербайджанской Республики за № 171 от 08 августа 1995 года. Азербайджанская Государственная железная дорога переименовано в Закрытое Акционерное общество «Азербайджанские железные дороги» на основании Постановления Кабинета Министров Азербайджанской Республики за № 36 от 15 февраля 2010 года. Также представлены справки о заработке ФИО1 за 1984-1994 годы. Суд считает, что имеющиеся незначительные отступления от Правил ведения трудовых книжек не должны влиять на право истца на назначение страховой пенсии по старости. То обстоятельство, что запись об его увольнении в трудовой книжке выполнена на иностранном языке, факт работы не опровергает, поскольку записи в трудовой книжке соответствуют иным документам о работе истца. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что истец в периоды с 19 августа 1982 года по 26 сентября 1988 года, с 27 сентября 1988 года по 31 декабря 1990 года и с 01 января 1991 года по 30 ноября 1991 года действительно работал в рефрижераторном вагонном депо Аляты-Пристань (после переименования – Аляты-Новая). Довод представителя ответчика о том, что в справках о стаже и заработной плате истца не содержалось сведений о переименовании и реорганизации выдавшей их организации, судом во внимание не принимается. В справке ЗАО «Азербайджанские железные дороги» от <Дата><№>, изначально представленной истцом с заявлением о назначении пенсии, имеется указание, что данная справка выдана Рефрижераторным вагонным депо Аляты-Новая Департамента грузоперевозок ЗАО «Азербайджанские железные дороги». В материалы отказного пенсионного дела истца был представлен приказ об изменении названия рефрижераторного вагонного депо Аляты-Пристань на рефрижераторное вагонное депо Аляты-Новая» от 14 августа 1984 года. Кроме того, на основании ч. 7 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Закона № 400-ФЗ). Сведения о стаже и заработной плате истца пенсионным органом запрошены самостоятельно, истцу данные документы предоставить не предлагалось. О необходимости предоставления сведений о реорганизации ЗАО «Азербайджанские железные дороги» заявителю также не сообщалось. При таких обстоятельствах, с учетом совокупности представленных доказательств суд приходит к выводу, что представленными с заявлением о назначении пенсии документами подтверждался факт работы истца на территории Республики Азербайджан, в связи с чем оспариваемые истцом периоды работы с 19 августа 1982 года по 26 сентября 1988 года, с 27 сентября 1988 года по 31 декабря 1990 года и с 01 января 1991 года по 30 ноября 1991 года, как периоды работы на территории бывшего СССР, подлежат включению в страховой стаж истца. Относительно требований о включении данных периодов в стаж работы истца в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд приходит к следующему. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. На основании подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее – Список 1991 года). При этом для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года, может применяться Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (далее – Список 1956 года). Разделом XXX «Транспорт» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, предусмотрены «машинисты (механики) рефрижераторных поездов». Списком профессий, локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения железнодорожного транспорта и метрополитена, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272, предусмотрены механики рефрижераторных поездов (секций). Списком 1991 года должности, занимаемые истцом, не предусмотрены. В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР от 13 декабря 1990 года № 447 «О порядке исчисления стажа работы механикам рефрижераторных поездов (секций) при назначении пенсии за выслугу лет» механикам рефрижераторных поездов (секций) в стаж для назначения в соответствии со статьей 64 Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» пенсии за выслугу лет включаются периоды их работы в 1978 - 1990 годах в качестве начальников рефрижераторных поездов (секций) при обслуживании рефрижераторных поездов (секций) меньшей численностью работников, чем это было установлено отраслевыми технически обоснованными нормами обслуживания рефрижераторных поездов (секций), и наличии подтверждающих документов о доплате за совмещение должностей. Аналогичные положения содержатся в разъяснении от 11 июня 1992 года №5-в, утвержденном постановлением Минтруда России от 01 июня 1992 года №21. В данном случае под меньшей численностью работников, чем это было установлено отраслевыми технически обоснованными нормами обслуживания рефрижераторных поездов (секций), подразумевается, что обслуживание рефрижераторного поезда производилось меньшей численностью - двумя, а не тремя работниками, с доплатой за совмещение профессий, при этом начальнику такого поезда производится доплата за совмещение его должности с должностью механика рефрижераторного поезда. Поскольку записью в трудовой книжке и архивными справками подтверждается факт работы истца в период с 19 августа 1984 года по 26 сентября 1988 года в должности механика рефрижераторного поезда, предусмотренной списком, данный период подлежит включению в стаж работы истца в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Должность «начальник рефрижераторной секции» Списком 1956 года не предусмотрена. Из архивных документов и справок о заработке истца не следует, что истцу производилась доплата за совмещение должностей начальника рефрижераторной секции и механика рефрижераторной секции (поезда) в периоды его работы в должности начальника рефрижераторной секции с 27 сентября 1988 года по 31 декабря 1990 года и в должности механика рефрижераторной секции (руководителя) с 01 января 1991 года по 30 ноября 1991 года. В трудовой книжке истца имеется запись о переименовании с 01 января 1991 года должность «начальник рефрижераторных секций» переименована в «механик (руководитель) рефрижераторных секций». Вместе с тем должность «механик (руководитель) рефрижераторных секций» Списком 1956 года также не предусмотрена. Указанная запись не свидетельствует о переводе истца на другую должность и изменении его трудовых обязанностей, а свидетельствует лишь о переименовании должности. Кроме того, при обращении с заявлением о назначении пенсии истец представил справку ОАО «Азербайджанские железные дороги» от <Дата><№>, в соответствии с которой льготный трудовой стаж ФИО1 в рефрижераторном вагонном депо Аляты-Новая определен работодателем продолжительностью 06 лет 01 месяц 09 дней, то есть работодатель определяет как льготный только период работы истца в качестве механика рефрижераторного поезда с 19 августа 1982 года по 26 сентября 1988 года. При таких обстоятельствах, оснований для включения периодов с 27 сентября 1988 года по 31 декабря 1990 года и с 01 января 1991 года по 30 ноября 1991 года в стаж работы истца в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не имеется, в удовлетворении исковых требований в данной части надлежит отказать. Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 22 Закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона. При зачете спорных периодов в соответствующие виды стажа страховой стаж истца составит менее требуемых 25 лет, стаж работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» - менее требуемых 07 лет 06 месяцев. При таких обстоятельствах, право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ истец не приобрел, оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности назначать истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не имеется. Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о включении в стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить в страховой стаж и стаж работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ФИО1 период работы с 19 августа 1982 года по 26 сентября 1988 года, в страховой стаж периоды работы с 27 сентября 1988 года по 31 декабря 1990 года, с 01 января 1991 года по 30 ноября 1991 года. В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о включении в стаж работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы с 27 сентября 1988 года по 31 декабря 1990 года, с 01 января 1991 года по 30 ноября 1991 года, в страховой стаж и стаж работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода работы с 01 декабря 1991 года по 01 октября 1994 года, назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 12 сентября 2018 года отказать. Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного) в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (Триста рублей) 00 копеек. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Ю.В. Москвина |