УИД 61RS0№-19
Дело № 2- 1173/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2019г. г.Каменск-Шахтинский
Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Голенковой Н.П.,
с участием представителя истца – адвоката Козлова Р.М., действующего на основании ордера и доверенности,
при секретаре Семисенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багнова Виктора Ивановича к ГБПОУ РО «КТСиА» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Багнов В.И. обратился в суд с иском к ГБПОУ РО ПУ №46 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав в заявлении, что между ним и ответчиком 16.07.2018г. заключен договор найма жилого помещения, состоящего из одной комнаты №, расположенной в здании <адрес>. С указанного времени он зарегистрирован и проживает в данном помещении. Комната, которую занимает истец, находится в здании, которое принято в эксплуатации в 1986г. и использовалось ранее Каменским химическим комбинатом как общежитие. Во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации, ДД.ММ.ГГГГ\991г. Верховным ФИО2 РФ издано Постановление № 3020-1, которое разграничило государственную и муниципальную собственность и которым все бывшие государственные общежития прямо отнесены к муниципальной собственности. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Норма, содержащая запрет на приватизацию в состав имущественного комплекса государственного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, была установлена и в ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Из анализа приведенных норм права, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, следовало, что жилой фонд, пригодный для проживания, подлежал передаче в муниципальную собственность при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, в том числе и при приватизации. Однако, несмотря на установленные требования закона, на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Ростовской области от 24.11.1997г. № 9/3613, здание общежития, в котором находится спорная квартира, по не понятным причина, передано арбитражным управляющим Каменского химического комбината по акту приема-передачи основных средств от 24.11.1997г. не в муниципальную собственность, а на баланс Каменского профессионально-технического училища №46. Впоследствии на основании распоряжения Минимущества РО от 13.07.2007г. № 797 здание общежития закреплено на праве оперативного управления за ГБОУ НПО ПУ №46, которое, 23.08.2007г. зарегистрировано УФРС. Учитывая правовую норму, изложенную в ст. 2 Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», истец 31.07.2018г. обратился к ответчику с заявлением о передаче ему в собственность в порядке приватизации занимаемой комнаты, расположенной в здании по адресу: <адрес>. Однако, письмом ГБОУ НПО ПУ №46 от 02.08.2018г. ему отказано в этом. Причиной отказа послужило то основание, что спорное жилое помещение в здании общежития, относится к жилому помещению специализированного жилищного фонда. Ответчик с учетом положений ст. 4 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991г. и ст. 5 Областного закона от 19.05.2006г. № 496-ЗС, отказывая в приватизации жилого помещения, находящегося в общежитие, сделал вывод о невозможности передаче истцу в собственность спорного жилого помещения. Несмотря на данное обстоятельство, истец считает, что за ним может быть признано право собственности в порядке приватизации на спорное помещение в судебном порядке. Согласно ст. 7 ФЗ от 29.12.2004г. № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов. Несмотря на то, что упомянутое здание принято ответчиком в оперативное управление, после вступления в ФЗ от 29.12.2004г. № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» статус общежития данный жилой дом утратил согласно закону, в связи с чем истец вправе бесплатно приобрести занимаемое жилое помещение в собственность.
На основании изложенного, истец просит суд признать за ним в порядке приватизации право собственности на жилое помещение общей площадью 17,9 кв. м., в том числе жилой площадью 17,9 кв. м, состоящего из одной изолированной комнаты №, расположенной в здании № по <адрес> в <адрес>.
Определением суда от 09.10.2019г. произведена замена ненадлежащего ответчика ГБПОУ РО ПУ №46 на надлежащего ответчика – ГБПОУ РО «КТСиА», которое согласно выписке из ЕГРЮЛ является правопреемником ГБПОУ РО ПУ №46.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии. Дело рассмотрено в отсутствии истца по основаниям ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
Козлов Р.М., представляющий интересы истца, в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, дал пояснения аналогичные содержанию заявления.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в суд своего представителя не направил, просил дело рассмотреть в его отсутствии. Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика по основаниям ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчиком подано возражение на исковое заявление, из котрого следует, что согласно выписке из ЕГРН собственником занимаемой истцом комнаты № по <адрес> в <адрес>, является субъект Российской Федерации - Ростовская область. В соответствии с ч.3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выданных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, и права на приватизацию жилья.
Указанной правовой нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Из материалов дела следует, что 16.07.2018г. между Багновым В.И. и ГБПОУ РО ПУ №46 заключен договор найма жилого помещения. Согласно данному договору наймодатель передает нанимателю и членам его семьи во владение и пользование жилое помещение, состоящее из одной комнаты общей площадью 17,9 кв.м, в том числе жилой 17,9 кв.м по адресу: <адрес> (л.д. 9-10). Совместно с нанимателем в жилое помещение члены его семьи не вселялись.
Правопреемником ГБПОУ РО ПУ №46 согласно ЕГРЮЛ является ГБПОУ РО «КТСиА» (л.д. 40).
В судебном заседании установлено, что Багнов В.И. зарегистрирован и на законных основаниях проживает в предоставленном ему жилом помещении по указанному адресу с 24.07.2018г. (л.д. 8).
По данным МУП БТИ Багнов В.И. ранее в приватизации не участвовал (л.д. 11).
Во исполнение требований Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации 27.12.1991г. Верховным Советом РФ издано Постановление № 3020-1, которое разграничило государственную и муниципальную собственность.
Юридически значимым обстоятельством по данному делу является понятие общежития, и относится ли здание № по <адрес> в <адрес>, закрепленное за ГБОУ НПО ПУ №46 на праве оперативного управления как «здание общежития» к специализированному жилому фонду: целого здания или в той части, что занимает истец, а также характер возникших между сторонами правоотношений и целевое использование жилых помещений.
Правовой режим жилых помещений, находящихся в общежитиях, имеет ряд существенных особенностей как в соответствии с ранее действовавшим до 01.03.2005г. ЖК РСФСР, так и с действующим ЖК РФ. Так, жилая площадь для проживания в общежитиях предприятий, учреждений и организаций предоставляется гражданам лишь временно - на период работы (службы) или учебы в этих заведениях.
В соответствии со ст.109 ЖК РСФСР под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома, которые комплектуются мебелью или другими предметами культурно - бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан.
Основным нормативным документом, регламентирующим порядок предоставления и пользования жилыми помещениями в общежитиях, является Примерное положение об общежитиях, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 г. N 328. В соответствии с п.3 данного Положения запрещается использовать под общежития жилые помещения, находящиеся в домах, где граждане проживают по договору найма.
В качестве общежития здания регистрируются местной администрацией по представлении специально оформленного разрешения на строительство общежития, разрешения органов санитарного надзора на его открытие и штатного расписания на обслуживающий персонал.
Согласно ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В соответствии с п.12, 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фону, утвержденных Постановлением Правительства РФ №42 от 26.01.2006 года включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
В судебном заседании было установлено, что здание, расположенное по <адрес> построено в 1986г. и находилось в хозяйственном ведении Каменского химического комбината.
На основании решения Комитета по управлению государственным имуществом РО от 24.11.1997г. №9/3613 Арбитражный управляющий КХК в связи с проводимой процедурой банкротства передал, а директор Каменского ПТУ №46 принял на баланс по состоянию на 01.07.1997 года основные средства, в том числе здание общежития литер А и Б <адрес> 1986г. постройки (л.д. 14).
Распоряжением Минимущества №797 от 13.07.2007 года в соответствии с ОЗ от 15.01.2001 года №125-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью РО» в целях государственной регистрации права оперативного управления ГОУ НПО ПУ №46 РО на объекты недвижимости, имеющиеся у названного учреждения на балансе, находящиеся в собственности области и на основании обращения ГОУ ПУ№46 от 12.07.2007 года №186 закреплено за ГБОУ НПО ПУ№46 РО на праве оперативного управления объекты недвижимого имущества, находящиеся на балансе ГОУ НПО ПУ №46, являющиеся государственной собственностью Ростовской области (л.д. 15, 37-39).
Истец 31.07.2018г. обратился к ответчику с заявлением о заключении с ним договора приватизации (л.д. 12), однако ему отказано по причине того, что здание общежития, в котором находится жилое помещение, занимаемое истцом, относится к жилому помещению специализированного жилищного фонда (л.д. 13).
Однако суд считает, что ответчиком не представлены каких-либо доказательства, подтверждающие, то, что здание по <адрес> является общежитием, также не представлено доказательство того, что собственник присвоил строению, в котором расположено спорное жилое помещение статус общежития, которым бы оно признавалось на момент вселения истца. Не предоставлено суду также постановления собственника о присвоении данному строению статуса общежития и в период передачи данного здания с баланса Каменского химического комбината, являвшегося на дату передачи в 1997г. предприятием, находившимся в государственной собственности на баланс Каменского профессионального училища №46.
Решение Комитета по управлению имуществом недостаточно для присвоения ему статуса общежития, а установленная законом процедура присвоения статуса не соблюдена.
Согласно ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
ФЗ от 23.12.1992г. N 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993г. N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Решение об исключении соответствующего дома и передачи его в соответствии с приложением №3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 года, отнесшим все государственные общежития в муниципальную собственность, не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления названных документов.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных предприятий в иную форму собственности, их ликвидация, банкротство не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03.11.1998 года №25-П допускается отказ в приватизации лишь того жилого помещения, целевое назначение которого, его место нахождение и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правого режима жилья, исключают возможность его передачи в частную собственность.
Частью 1 ст.94 ЖК РФ установлено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их учебы, работы или службы. Соответственно договор найма заключается на период учебы, работы или прохождения службы. Прекращение трудовых отношений, учебы и увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что истец с июля 2018г. пользуется предоставленным ему жилым помещениям на основании договора найма, зарегистрирован в данном жилом помещении по постоянному, а не временному месту жительства. Сведений о том, что истец является работников ГБОУ НПО ПУ №46, и вселился в жилое помещение временно на период работы или обучения и обеспечивался каким-либо хозяйственным инвентарем не представлено. Договор социального найма не расторгнут, истец не признан утратившим право пользования занимаемым помещением, об обратном сведений не представлено.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст.2 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных вышеуказанным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в т.ч. несовершеннолетних. При этом, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, поскольку только собственник имеет право принимать решения о приватизации жилых помещений (ст.6 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г.).
В судебном заседании бесспорно установлено, что здание по <адрес><адрес> находится в государственной собственности Ростовской области, в установленном законом порядке ему не присваивался на основании Постановления собственника статус общежития, то есть после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» статус общежития у данного строения отсутствует, поэтому согласно закону истец, вправе бесплатно приобрести занимаемое им жилое помещения в собственность в соответствии со ст.2 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Суд считает, что распоряжение зданием общежития, путем его передачи в оперативное управление ГБОУ НПО ПУ№46 не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до вынесения соответствующего распоряжения об этом, в том числе и право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», право на которую истец приобрел с момента вселения и проживания в спорном жилом помещении.
Суд считает, что заявленные истцом требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Багновым Виктором Ивановичем в порядке приватизации право собственности на жилое помещение общей площадью 17,9 кв. м., в том числе жилой площадью 17,9 кв.м, состоящего из одной изолированной комнаты №, расположенной в здании № по <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
С У Д Ь Я :_____________________
Решение в окончательно форме принято 07.11.2019г.