ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1174/2021 от 20.04.2022 Волховского городского суда (Ленинградская область)

УИД 47RS0003-01-2021-001295-04

Дело № 2-59/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Волхов 20 апреля 2022 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кошкиной М.Г.,

при секретаре Керш А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа», администрации Волховского муниципального района Ленинградской области об обязании обеспечить здание образовательной организации устройством молниезащиты, обеспечить финансирование данных мероприятий,

у с т а н о в и л:

Волховский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа», администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, в котором просил с учетом уточнений:

- обязать МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа» в срок до 31 декабря 2023 года произвести измерения сопротивлений заземления разрядников и молниеотводов здания образовательной организации, раположенной по адресу: ******.

- обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области в случае отсутствия у МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа» собственных средств обеспечить финансирование данных мероприятий.

В обоснование иска истец указал, что Волховской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры области от 28 января 2020 года №1-19в-2020 об организации проверки исполнения законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объектах повышенной опасности мест массового пребывания людей, объектах спортивного назначения, здравоохранения и социального обслуживания проведена проверка МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа».

Утверждает, что в ходе проведенной проверки в нарушение требований Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей в здании МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: ******, отсутствует проект измерения сопротивлений заземления разрядников и молниеотводов здания.

Считает, что выявленное нарушение законодательства является существенным, поскольку затрагивает права неопределенного круга лиц, посещающих образовательную организацию, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. При этом необходимость исполнения указанных требований не ставится в зависимость от наличия количества пожаров и жертв, причиной которых явились грозовые разряды.

Утверждает, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа» своих обязанностей, возложенных федеральным законом, и на защиту прав неопределенного круга лиц, прежде всего детей, проходящих обучение и детей, которые поступят в данное учреждение.

Протокольным определением Волховского городского суда Ленинградской области от 29 сентября 2021 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (л.д. 75-76).

В судебном заседании процессуальный истец помощник Волховского городского прокурора Богданова А.А. исковые требования с учетом уточнений поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчиков МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа», администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, третьего лица Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представили.

Суд, с согласия процессуального истца, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 2 провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» предусмотрено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Одним из основных принципов охраны здоровья граждан, согласно ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», является приоритет охраны здоровья детей.

Волховской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры области от 28 января 2020 года №1-19в-2020 об организации проверки исполнения законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объектах повышенной опасности мест массового пребывания людей, объектах спортивного назначения, здравоохранения и социального обслуживания проведена проверка МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа».

Судом установлено, что в здании МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: ******, отсутствует проект измерения сопротивлений заземления разрядников и молниеотводов здания.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

На основании п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»).

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также со связанными с ними процессами проектирования, наладки, монтажа, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта этих объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Согласно п. 58 Постановления Правительства РФ от 28 мая 2021 года № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года № 985, обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

Общеобразовательные учреждения согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 включены в перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил. При этом в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280.

Указанная Инструкция включена Приказом Ростехнадзора от 17 октября 2016 года № 421 в перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора).

В судебном заседании установлено, что МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа» осуществляет образовательные услуги, является юридическим лицом, пользуется всеми правами и выполняет обязанности, связанные с этим статусом.

Согласно Уставу МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа», утвержденному постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 15 декабря 2015 года № 2738, содержащемуся в общедоступной сети интернет, основной целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 1 раздела 2 Устава).

На основании п. 6 раздела 1 указанного Устава учредителем и собственником Учреждения является Волховский муниципальный район Ленинградской области (далее Волховский муниципальный район). Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Волховского муниципального района осуществляет Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области. Функции и полномочия собственника Учреждения от имени Волховского муниципального района осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Волховского муниципального района Ленинградской области.

На основании ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Как установлено судом, требования документов по измерению сопротивлений заземления разрядников и молниеотводов здания не были соблюдены ответчиком.

На основании вышеизложенного, отсутствие измерений сопротивлений заземления разрядников и молниеотводов здания образовательного учреждения нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и ответчиками не отрицалось.

Выявленные нарушения законодательства противоречат требованиям действующих нормативных правовых актов, которые предусматривают обязательное устройство молниезащиты зданий дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, ставят под угрозу жизнь и здоровье учащихся и работников школы.

Из частей 1, 2 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно Уставу МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа» является некоммерческой организацией. учредителем и собственником Учреждения является Волховский муниципальный район Ленинградской области (далее Волховский муниципальный район). Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Волховского муниципального района осуществляет Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области. Функции и полномочия собственника Учреждения от имени Волховского муниципального района осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Волховского муниципального района Ленинградской области.

В силу п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.

Как указано в ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для возложения на ответчиков обязанности устранить выявленные нарушения противопожарного законодательства и обязать муниципальную образовательную организацию МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа», как получателя бюджетных средств, произвести измерения сопротивлений заземления разрядников и молниеотводов здания образовательной организации, расположенной по адресу: ******, администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области, как орган местного самоуправления, выступающий главным распорядителем средств муниципального бюджета, в случае недостаточности денежных средств у образовательного учреждения, обеспечить финансирование на указанные цели.

С учетом изложенного, суд, оценивая доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами указанного выше действующего законодательства, считает исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ принимая во внимание, мнение истца и ответчиков, суд полагает необходимым установить ответчикам срок исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года.

Учитывая, что Волховский городской прокурор Ленинградской области освобожден в силу требований законодательства РФ от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (п. 9 ст. 333.36 НК РФ), а также администрация Волховского муниципального района Ленинградской области (п. 19 ст. 333.36 НК РФ), при этом, принимая во внимание имущественное положение ответчика - МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа», суд считает возможным в силу пункта 2 статьи 333.20 НК РФ освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области - удовлетворить.

Обязать МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа» в срок до 31 декабря 2023 года произвести измерения сопротивлений заземления разрядников и молниеотводов здания образовательной организации, расположенной по адресу: ******.

Обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области в случае отсутствия у МОБУ «Усадищенская средняя общеобразовательная школа» собственных средств на проведение работ по измерению сопротивлений заземления разрядников и молниеотводов здания образовательной организации, расположенной по адресу: ******, обеспечить финансирование указанных работ.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы через Волховский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26 апреля 2022 года.

Судья подпись М.Г. Кошкина