Дело № 2-1175/13 20 мая 2013 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе: председательствующего судьи Белова С.В., при секретаре Телепневой Н.Е., с участием: представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя Департамента финансов Ивановской области по доверенности ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Иваново 20 мая 2013 года гражданское дело по иску ФИО1 к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области, Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей УСТАНОВИЛ: Истец ФИО1 обратилась 28.03.2013 в суд с иском к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области, Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей за период с 1.03.2010 по 28.02.2011 в размере 367985 рублей. Исковое заявление мотивировано тем, что в спорный период истец, являясь индивидуальным предпринимателем, предоставляла услуги по бесплатной перевозке льготных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствие с федеральным и областным законодательством. Ненадлежащим исполнением Ивановской областью в лице Департамента финансов Ивановской области, и Российской Федерацией в лице Министерства Финансов РФ, обязанности по возмещению платы за перевозку льготных категорий граждан, ей причинены убытки. В судебном заседании представитель истца ФИО2 заявленные требования своего доверителя поддержала по изложенным в исковом заявлении мотивам. Представитель ответчика Министерства Финансов РФ, в судебное заседание не явилась, руководитель УФК по Ивановской области направила в суд возражения в письменном виде(л.д.117), указав, что заявленные убытки в сумме 117793 рубля(по требованиям к РФ) - не могут быть возмещены за счет казны РФ, так как из федерального бюджета РФ предоставлялись Ивановской области субвенции и дотации на сбалансированность на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан. Представитель ответчика Департамента финансов Ивановской области по доверенности ФИО3, в судебном заседании иск на сумму 250192 рубля в отношении Ивановской области – не признал, по мотивам, изложенном отзыве от 14.05.2013, указав, что свои обязательства перед истцом по условиям договоров, через Комитет по Ивановской области по транспорту, данный ответчик исполнил надлежащим образом возместив стоимость проезда по тарифам, установленным постановлением Правительства Ивановской области, постановление Региональной службы по тарифам Ивановской области, на которое ссылается истец, применению не подлежит. Кроме этого истец прекратил свою деятельность в настоящее время в качестве ИП 28.12.2012(свидетельство л.д.19), убытки ей были причинены в период осуществления деятельности в качестве ИП, но ее правоспособность как ИП прекратилась(ст.49 ГК РФ) на момент обращения в суд, следовательно она утратил возможность иметь гражданские права и в иске ей необходимо отказать. Представитель третьего лица - Комитета Ивановской области по транспорту и связи, в суд не явился по не известной суду причине, о дне и месте рассмотрения дела был уведомлен судом заблаговременно 16.04.2013(уведомление, л.д.130), об уважительности причин не явки – суду не сообщил. Суд, заслушав ФИО2 и ФИО3, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам: Согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. В соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Указом Губернатора Ивановской области от 29 декабря 2005 № 165-уг «О порядке организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области» в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, с 1 января 2006 введен единый льготный проездной билет на проезд во всех видах пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, а также утверждены перечни категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта (областной и федеральный регистры) и Порядок организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области. Согласно указанному Порядку организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области на комитет Ивановской области по транспорту возложена обязанность по организации заключения договоров с перевозчиками на организацию обслуживания льготных категорий граждан, сбору, анализу, проверки и систематизации отрывных талонов, представляемых транспортными организациями ежемесячно, а также организации возмещения перевозчикам суммовой разницы между стоимостью проезда по действующему тарифу и ценой проездного билета (талона). В соответствии с п. 9 Порядка организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области Департамент финансов Ивановской области перечисляет Комитету Ивановской области по транспорту и связи средства на возмещение перевозчикам расходов по оказанию услуг по перевозке граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки на транспорте, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. При этом средства для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, перечисляются в пределах средств, полученных в виде субвенций из федерального бюджета. Постановлением Правительства Ивановской области от 31 января 2007 №11-п утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку. Согласно п. 1.1 постановления Правительства Ивановской области от 25 мая 2007 года № 128-п «О внесении изменений в Положение и региональной службе по тарифам Ивановской области» полномочия по государственному регулированию тарифов и надбавок за услуги транспортных и торговых организаций предоставлены региональной службе по тарифам Ивановской области. В постановлении Региональной службы по тарифам Ивановской области от 14 августа 2008 года N 91-п "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском (муниципальном), пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области" с 20 августа 2007 года установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области, в том числе в городском (муниципальном) сообщении - 8 рублей за одну поездку. Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30 мая 2008 года N 142-5 "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском (муниципальном), пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области" с 1 июня 2008 года установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области, в том числе в городском (муниципальном) сообщении в автобусах всех типов (кроме ГАЗЕЛЬ) - 9 рублей за одну поездку, с 22 часов - 10 рублей; в автобусах типа ГАЗЕЛЬ – 10 рублей. Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-УГ введен новый порядок льготного проезда граждан на пассажирском транспорте с использованием социальной карты жителя Ивановской области. В силу п. 5 ст. 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Перечни (федеральный регистр и областной регистр) категорий граждан, с которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта (областной и федеральный регистры) были утверждены Указом Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 № 165-уг «О порядке организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области (в редакции Указа Губернатора от 14.02.2006 № 15-уг)(с изменениями от 18 января, 5 декабря 2007 г., 28 мая, 28 августа 2008 г.) а с 01,01,2009 г. Указом Губернатора Ивановской области от 25 августа 2008 г. № 87-УГ «О Порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области»(с изменениями от 29 декабря 2008 г.) В спорный период на территории Ивановской области действовал Порядок организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области, утвержденный в новой редакции Указом Губернатора Ивановской области от 14.02.2006 №15-уг. (с изменениями от 31 мая 2006 г., 18 января, 26 февраля, 25 июля, 5 октября, 5 декабря 2007 г., 23 января, 28 мая, 28 августа, 14 ноября 2008 г.) Указом Губернатора Ивановской области от 25 августа 2008 г. N 87-УГ "О Порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области" (с изменениями от 29 декабря 2008 г.) В соответствии с указанными нормативными правовыми актами на территории Ивановской области был введен порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области при организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области. В соответствии с п. 3.4. указанного Порядка, Комитет Ивановской области по транспорту и связи возмещает перевозчикам стоимость льготного проезда граждан с использованием социальной карты Согласно Порядку организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта на Комитет Ивановской области по транспорту и связи (третье лицо) была возложена обязанность по организации заключения договоров с перевозчиками на организацию обслуживания льготных категорий граждан, сбору, анализу, проверки и систематизации отрывных талонов, представляемых транспортными организациями ежемесячно, а также организации возмещения перевозчикам суммовой разницы между стоимостью проезда по действующему тарифу и ценой проездного билета. Из материалов дела следует, что в спорный период с 1.03.2010 по 28.02.2011 истец ФИО1 (перевозчик), являясь индивидуальным предпринимателем по 28.12.2012, осуществляла деятельность по перевозке льготной категории граждан во исполнение договоров об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта от 26.12.2006 №4(л.д.27) и допсоглашений к нему(л.д.29,30) от 1.12.2009 и от 26.11.2010; от 1.01.2011 № ЛП 11-29-2/089(л.д.103) от 1.01.2011 №ЛП11-03-1/037(л.д.104), от 15.12.2009 №ЛП10-03-1/047, от 15.12.2009 №ЛП10-29-2/048(л.д.110) и дополнительных соглашений к нему(л.д.111-112), заключенных с Комитетом Ивановской области по транспорту и связи (позднее Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области, Комитет Ивановской области по транспорту) (заказчик) и в соответствии с Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-УГ. В пункте 2.2. указанных договоров сторонами предусмотрено условие, что Комитет по транспорту будет принимать от перевозчика предъявленные им отчеты только установленного образца, осуществлять оплату по предъявленным отчетам в течение 10 дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке граждан льготных категорий, которым предоставляются меры социальной поддержки. Оплата перевозчику предъявленных отчетов осуществляется, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п (в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2007 N 30-п) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку, с 01.10.2010 - 8 рублей за одну поездку. За указанный период истцом было перевезено 116075 гражданина, имеющих право на льготы по проезду. Из них федеральный регистр 38795 граждан, региональный регистр 77280 граждан. Затраты истца на перевозку льготной категории граждан (федеральных и региональных льготников) были возмещены Комитетом по транспорту с учетом тарифа 7 рублей за одну поездку, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п (в ред. постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2007 № 30-п). Таким образом, что вследствие бездействия уполномоченных органов исполнительной власти Ивановской области, выразившегося в неисполнении обязательства по полному финансовому обеспечению льгот истцу были причинены убытки. Выплаченные истцу в спорный период бюджетные средства не компенсировали в полном объеме «выпадающие» доходы истца. Постановлением Правительства Ивановской области от 25.05.2007 № 128-п «О внесении изменений в Положение о Региональной службы по тарифам Ивановской области» внесены изменения в пункт 1 раздела 1 Положения о Региональной службы по тарифам Ивановской области, согласно которым Региональная служба по тарифам Ивановской области является исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным осуществлять на территории Ивановской области государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных и торговых организаций (среди прочих полномочий по установлению тарифов). В пределах своей компетенции Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 № 142-п с 01.06.2008 установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области - в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку в автобусах всех типов (кроме Газель) - 9 рублей, в автобусах типа ГАЗЕЛЬ - 10 рублей. Перевозка осуществлялась истцом, как предпринимателем автобусами ПАЗ-3205. Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, были возмещены ответчиком не в полном объеме (из расчета 7 рублей за одну поездку, с 01.10.2010 - 8 рублей за одну поездку), что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании убытков. Правовым основанием иска истец указал статьи 16, 790, 1069 Гражданского кодекса РФ. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и реформированием межбюджетных отношений с разграничением расходных обязательств между Российской Федерации, ее субъектами и муниципальными образованиями, были внесены существенные изменения в значительное число законодательных актов, в том числе с 1 января 2005 года отменены установленные законодательством Российской Федерации льготы, предусматривающие право бесплатного проезда граждан в городском пассажирском транспорте. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Статьей 73 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. В соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-уг «О Порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области» в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, на территории Ивановской области организован льготный проезд граждан на пассажирском транспорте общего пользования, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области (далее - льготный проезд граждан), с использованием социальной карты жителя Ивановской области. Данным Указом утвержден Порядок льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение 2), а также Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области при организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение 3). Социальная карта жителя Ивановской области предоставляется гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в части транспортного обслуживания, финансируемые за счет средств бюджета Ивановской области и межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно Приложению № 3 к Указу на Комитет Ивановской области по транспорту возложена обязанность по возмещению перевозчикам стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п «Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте» (пункт 3). В соответствии с пунктом 4 Приложения № 3 к Указу Порядка Департамент финансов Ивановской области перечисляет комитету Ивановской области по транспорту средства на возмещение перевозчикам стоимости проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте" Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п (с последующими дополнениями и изменениями) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку; Впоследствии Постановлением Правительства Ивановской области от 29.09.2010 № 343-П внесены изменения в указанное Постановление, с 01.10.2010 предельный максимальный тариф утвержден в размере 8 рублей за одну поездку. Во исполнение утвержденного Указом Губернатора Ивановской области Порядка Комитет по транспорту заключил с предпринимателем ФИО4 вышеуказанные договора об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта. Предметом договоров являлось оказание услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-уг, на маршрутах Ивановской области по социальным картам жителя Ивановской области и возмещение связанных с этим затрат перевозчику. В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Следовательно, законодатель предусмотрел полное возмещение перевозчику затрат, связанных с предоставлением установленных льгот. В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиками имеется спор в части недостаточности средств, перечисленных из федерального бюджета в виде субвенций в 2009 году и не выделении средств на указанные цели в 2010-2011 годах. Возражения Министерства финансов РФ сводятся также к тому, что предоставление льгот граждан, включенных в федеральный регистр, не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, так как федеральным законодательством льготы, установленные инвалидам, ветеранам отменены. Согласно ст. ст. 3, 44, 63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» и приложения № 19 к нему Российская Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации. Ивановской области выделено 17 370 200 рублей. Из материалов дела следует, что переданных из федерального бюджета в 2009 году денежных средств на реализацию льгот по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, включенных в федеральный регистр оказалось недостаточно. В 2010 и 2011 года субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации из федерального бюджета не выделялись. Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Право бесплатного проезда на общественном транспорте для льготных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Представив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», законодатель не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства. Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, в не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение в 2009 году и не выделение в 2010-2011 годах на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации. Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 № 2508/11. Доводы ответчика Министерства финансов РФ о перечислении в 2010 - 2011 годах дотаций бюджету Ивановской области не может рассматриваться как надлежащее исполнение Российской Федерацией обязательств по перечислению субвенций на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации. Финансовая помощь в виде дотации, предусмотренная соглашением № 01-01-06/06-365 от 06.10.2010, была предоставлена на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета субъекта, для финансирования подготовки объектов инфраструктуры г.Плес к празднованию 600-летия со дня основания и организации юбилейных мероприятий. При данных обстоятельствах суд полагает, что убытки у ФИО1 возникли в результате бездействия федеральных и государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению льгот по оплате перевозчику предоставленных транспортных услуг. Выплаченные истцу Комитетом по транспорту на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца по перевозке за период с 01.03.2010 по 28.02.2011 льготных категорий граждан. На предпринимателя как на лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя расходов по реализации Указов Губернатора Ивановской области, устанавливающего льготы для отдельных категорий граждан. В соответствии со статьями 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности могут возникать из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Довод ответчика Департамента финансов о том, при подписании договоров об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта сторонами был согласован размер возмещения затрат перевозчика и истец в силу договора не имеет право требовать иного размера возмещения своих затрат по перевозке льготной категории пассажиров, следует признать несостоятельным. Статья 15 ГК РФ является общей для возмещения размера убытков. Норма статьи 790 Гражданского кодекса РФ является специальной нормой, регулирующей пределы возмещения затрат перевозчика, она предусматривает полное возмещение перевозчику затрат по перевозке льготной категории пассажиров. Условие договора об оказании услуг по перевозке льготной категории граждан, в части неполного возмещения затрат перевозчику (в пределах установленных Правительством Ивановской области) следует признать ничтожным и не подлежащим применению на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 25.09.2009 № ВАС-11833/09. Неисполнение Российской Федерацией и Ивановской областью своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у него убытков и, как следствие, неосновательное сбережение ответчиками средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот. Ненадлежащее исполнение ответчиками указанных выше обязанностей нарушает права истца. В соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ истец вправе требовать от ответчика возмещения убытков или присуждения к исполнению обязанности в натуре. Из иска следует, что требования истца направлены на возмещение выпадающих доходов как убытков, вследствие неправомерных действий государственных органов, что предусмотрено ст.1069 ГК РФ. В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Противоправность поведения ответчика Департамента финансов в данном случае заключается в уклонении (бездействии) от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией Указов Губернатора Ивановской области. В материалы дела истцом представлены доказательства осуществления перевозки граждан по тарифам, действующим у перевозчика и не превышающим тарифов, утвержденных Региональной службой по тарифам Ивановской области. Таким образом, что вследствие бездействия уполномоченных органов исполнительной власти Ивановской области, выразившегося в неисполнении обязательства по полному финансовому обеспечению льгот истцу были причинены убытки. Выплаченные истцу в спорный период бюджетные средства не компенсировали в полном объеме «выпадающие» доходы истца. Количество поездок, совершенными гражданами льготных категорий и сумма средств, подлежащих возмещению за предоставление льготного проезда подтверждается ежемесячно составляемыми документами: Отчетом (Подписывается Перевозчиком и Комитетом Ивановской области по транспорту и связи) Актом об оказании услуг (Подписывается Перевозчиком и Комитетом Ивановской области по транспорту и связи) Размер убытков определяется следующим образом: Федеральный регистр 2010 г.(социальная карта) 3.Март 2010 г. = 6347 поездок по тарифу 9 рублей х 2 рубля (недоплаченная сумма)=12694 рублей 4.Апрель2010 г. =6557 поездок по тарифу 9 рублей х 2 рубля (недоплаченная сумма)=13114 рубля 5.Май 2010 г. =6455 поездок по тарифу9 рублей х 2 рубля (недоплаченная сумма)=12910 рублей 6.Июнь 2010 г. =6388 поездок по тарифу9 рублей х 2 рубля (недоплаченная сумма)=12776рублей 7.Июль 2010 г. =6233 поездок по тарифу 9 рублей х2 рубля (недоплаченная сумма)=12466рубля 8.Август 2010 г. 6120 поездок по тарифу9 рублей х 2 рубля (недоплаченная сумма)=12240рублей 9.Сентябрь 2010 г. =6554 поездок по тарифу 9 рублей х 2 рубля (недоплаченная сумма)=13108рублей 10.Октябрь2010 г. =6592поездок по тарифу 9 рублей х 1 рубля (недоплаченная сумма)=6592рублей 11.Ноябрь2010г.=5931 поездок по тарифу 9 рублей х1 рубля (недоплаченная сумма)=5931рубля 12.Декабрь 2010г.- =6194 поездок по тарифу 9 рублей х 1 рубля (недоплаченная сумма)=6194 рублей. Итого федеральный регистр 2010 г. Поездки: (6347+6557+6455+6388+6233+6120+6554)=44654 поездок по тарифу 9 рублей х 2 рубля (недоплаченная сумма)=89308 6592+5931+6194)=18717 поездок по тарифу 9руб.х1руб.00 коп.(недоплаченная сумма)=18717рублей Итого поездки федеральный регистр 2010 год (44654+18717)=63371 Убытки ( 89308рублей +18717рублей)=108028рублей Региональный регистр 2010 г (социальная карта) 3.Март 2010г.- =12941 поездок по тарифу 9 рублей х 2 рубля (недоплаченная сумма)=25882рублей 4.Апрель 2010 г. 13269 поездок по тарифу 9 рублей х 2 рубля (недоплаченная сумма)=26538рублей 5.Май 2010 г. =13948 поездок по тарифу 9 рублей х 2 рубля (недоплаченная сумма)=27896рублей 6.Июнь 2010г. = 14094 поездок по тарифу 9 рублей х 2 рубля (недоплаченная сумма)=28188рублей 7.Июль 2010г =13568 поездок по тарифу 9 рублей х 2 рубля (недоплаченная сумма)=27136рублей 8.Август2010г. 13020 поездок по тарифу 9 рублей х 2 рубля (недоплаченная сумма)=26040рублей 9..Сентябрь2010г.- 13912 поездок по тарифу 9 рублей х 2 рубля (недоплаченная сумма)=27824рублей 10.Октябрь2010г.- 13795 поездок по тарифу 9рублей х 1 рубля (недоплаченная сумма)=13795рублей 11.Ноябрь2010г. =12514 поездок по тарифу 9 рублей х 1 рубля (недоплаченная сумма)=12514рублей 12.Декабрь 2010г.- 13405 поездок по тарифу 9 рублей х 1 рубля (недоплаченная сумма)=13405 рублей Итого региональный регистр 2010 г Поездки: (12941+13269+13948+14094+13568+13020+13912)=94752 поездок по тарифу 9 рублей х 2рубля (недоплаченная сумма)=189504рублей (13795+12514+13405)= 39714 поездок по тарифу 9 рублей х 1 рубля (недоплаченная сумма)=39714рублей Итого поездки региональный регистр 2010 год (94752+39714)=134466 поездок Итого убытки региональный регистр 2010г. ( 189504рублей+39714рублей)=229218 рублей Итого федеральный регистр 2010г+ региональный регистр2010г Поездки ( 63371+134466)=197837 Убытки (108028 рублей+229218рублей)= 337246рублей Федеральный регистр 2011 г.(социальная карта) 1.Январь 2011г =4894 поездок по тарифу 9 рублей х 1 рубля (недоплаченная сумма)=4894рублей 2.Февраль2011г =4871 поездок по тарифу 9 рублей х 1 рубля (недоплаченная сумма)=4871рублей Итого федеральный регистр 2011 год (4894+4871)=9765 поездок по тарифу 9 рублей х 1 рубля (недоплаченная сумма)=9765рублей Региональный регистр 2011 год 1.Январь 2011г =10660 поездок по тарифу 9 рублей х 1 рубля (недоплаченная сумма)=10660рублей 2.Февраль 2011г = 10314 поездок по тарифу 9 рублей х 1 рубля (недоплаченная сумма)=10314рублей Итого Региональный регистр 2011г. Поездки (10660+10314)=20974 поездок по тарифу 9 рублей х 1 рубля (недоплаченная сумма)=20974рублей. Итого федеральный регистр 2011год + региональный регистр 2011 год поездки (9765+20974)=30739 убытки (9765рублей+20974рублей)=30739рублей Всего : 2010 год+2011год Поездки (197837+30739)=228576 Убытки (337246 рублей+30739рублей+)=367985ублей Из них федеральный регистр Поездки (63371+9765)=73136 убытки(108028рублей+9765рублей)=117793рублей Региональный регистр Поездки (134466+20974)=155440 Убытки:(229218рублей+20974рублей)=250192рублей Расчет убытков судом проверен, признан правомерным. Размер убытков ответчиками не оспорен. 28.12.2012 ИП ФИО1 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Установленное судом обстоятельство прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя свидетельствует о правомерности предъявления ей требований в защиту нарушенного права в суд общей юрисдикции. Данная позиция суда основана на применении разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». С учетом изложенного, судом отклоняется довод ответчика об отсутствии у истца права на обращение в суд общей юрисдикции, на что указано в письменном отзыве. С учетом изложенного, Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области обязана возместить истцу убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот гражданам, относящихся к категории льготников регионального регистра за спорный период в сумме 250192 рубля, а Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обязана возместить истцу убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот гражданам, относящихся к категории льготников федерального регистра за спорный период в сумме 117793 рубля. Именно эти суммы суд и взыскивает с ответчиков в пользу истца. В результате отказа ответчиков в добровольном порядке возместить убытки, вызванные частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий граждан, у истца возникла необходимость обратиться за защитой нарушенного права в суд. В целях оказания компетентной юридической помощи, истец вынужден был обратиться к ИП ФИО2 Оказание юридической помощи по договору на оказание юридических услуг от 20.01.2013(л.д.114) и представительство в суде истцом были оплачены в размере 20 000 рублей, что подтверждается квитанцией(л.д.113). В соответствии с требованием ст. 100 ГПК РФ для взыскания расходов на оплату услуг представителя необходимо учитывать их разумность. При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя судом принято во внимание время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов, продолжительность рассмотрения и сложность дела. Кроме прочего суд руководствовался также утвержденными на заседании Совета Адвокатской палаты Ивановской области от 23.04.2012 Рекомендациями "О порядке оплаты вознаграждения за юридическую помощь адвоката". С учетом изложенного, положений ст.94,98,100 ГПК РФ суд взыскивает в пользу истца: с МФ РФ в возмещение расходов по госпошлине 2202 рубля 26 копеек; в возмещение расходов по оплате услуг представителя 6700 рублей; а с Департамента финансов Ивановской области - в возмещение расходов по госпошлине 4677 рублей 59 копеек; в возмещение расходов по оплате услуг представителя 13300 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск ФИО1 к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области, Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей – удовлетворить. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1: в счет возмещения убытков 117793 рубля; в возмещение расходов по госпошлине 2202 рубля 26 копеек; в возмещение расходов по оплате услуг представителя 6700 рублей. Взыскать с Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области: в счет возмещения убытков 250192 рубля; в возмещение расходов по госпошлине 4677 рублей 59 копеек; в возмещение расходов по оплате услуг представителя 13300 рублей. Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: подпись Белов С.В. |