дело № 2-1175/2020 УИД: 16RS0031-01-2020-002504-17 Решение именем Российской Федерации Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Зверевой О.П., при секретаре Васильевой Г.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касимовой ФИО6 к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Федеральному агентству водных ресурсов о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка на новый срок, установил: Касимова Э.И. обратилась в Тукаевский районный суд Республики Татарстан с указанным выше исковым заявлением, требуя заключить договоры аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № на новый срок, возложить обязанность осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка. В обоснование заявленных требований Касимова Э.И. указала, что ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и Касимовой (Шарифуллиной) Э.И. заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно которому истцу передан в аренду земельный участок с кадастровым номером № Срок действия указанного договора составляет до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 7.6 договора аренды, арендатор обязан за 3 месяца до окончания срока договора письменно уведомить арендодателя о желании возобновить договор. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено обращение о продлении срока договора аренды на земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ от исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан поступил ответ, из содержания которого следует, что испрашиваемый земельный участок имеет категорию – земли водного фонда и находятся в собственности РФ, в связи с чем ответчика отказал в заключении договора аренды земельного участка на новый срок. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком повторно было отказано в заключении договора аренды земельного участка. Полагает, что ее права как арендатора нарушены, поскольку земельный участок ей был предоставлен Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, аренда своевременно оплачивается. Спорный земельный участок используется по назначению. С учетом изложенного заявлены настоящие требования. Протокольным определением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство водных ресурсов (РОСВОДРЕСУРСЫ), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено – МТУ Росимущество по Республике Татарстан и Ульяновской области. В судебном заседании истец Касимова Э.И. не явилась, извещена, обеспечила явку представителя ФИО5, которая доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала полностью. Представители ответчиков исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Федерального агентства водных ресурсов, третьего лица МТУ Росимущество по Республике Татарстан и Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. В соответствии с пунктом 3 ст. 3 ЗК РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Согласно пункту 2 ст. 22 ЗК РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. В силу пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и Касимовой (Шарифуллиной) Э.И. заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №-в от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно которому истцу передано право аренды на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №. Срок действия указанного договора составляет до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 7.6 договора аренды, арендатор обязан за 3 месяца до окончания срока договора письменно уведомить арендодателя о желании возобновить договор. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено заявление о продлении срока договора аренды на земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан истцу отказано в заключении договора аренды земельного участка со ссылкой на п. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок находится в собственности Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ истцу повторно было отказано в заключении договора аренды земельного участка на новый срок. Статьей 29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с ч. 1 ст. 102 ЗК РФ, к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Согласно ч. 2 ст. 102 ЗК РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи, в соответствии с которой пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Как следует из ответа Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление эксплуатации Нижне-Камского водохранилища» по представленным картографическим материалам установлено, что ближайшим водным объектом к испрашиваемому земельному участку с кадастровым номером № является Нижнекамское водохранилище. Проектная отметка нормального подпорного уровня (НПУ) Нижнекамского водохранилища составляет 68,0 м (балтийская система высот), на сегодняшний день водохранилище эксплуатируется при пониженной отметке НПУ 63,3 м (балтийская система высот). В соответствии п.п. 1, 2, 4, 6, 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ, ширина водоохранной зоны Нижнекамского водохранилища составляет 200 метров, ширина прибрежной защитной полосы составляет 200 м. Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № расположена в пределах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, но за пределами 20 метровой береговой полосы общего пользования, 75-70 % территории земельного участка расположена за пределами водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы и 20 метровой береговой полосы общего пользования. Из пунктов 1, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» следует, что Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В соответствии с Положением о Нижне-Волжском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденным приказом Федерального агентства водных ресурсов от 11 марта 2014 года № 66, Нижне-Волжское БВУ является территориальным органом Росводресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах бассейна реки Волга (от границы Республики Татарстан до впадения в Каспийское море) и бассейнов рек Дон, Урал, Большой и Малый Узень, Волгоградского, Ириклинского, Саратовского, Нижнекамского, Куйбышевского, Цимлянского водохранилищ на территории Республики Татарстан, Астраханской, Волгоградской, Самарской, Саратовской, Ульяновской и Оренбургской областей. В соответствии с пунктом 4.6.1. Положения Нижне-Волжское БВУ в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности. Поскольку, в силу положений статьи 8 Водного кодекса РФ Нижнекамское водохранилище относится к водным объектам федеральной собственности, и при этом Российская Федерация в лице Федерального агентства водных ресурсов и его территориальных органов не наделяла Администрацию Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении спорного земельного участка в той части, которая включает в себя земли водного фонда, суд приходит к выводу в отказе в удовлетворении иска в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Иск Касимовой ФИО7 к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка и заключить договор аренды земельного участка общей площадью 2538 кв.м с кадастровым номером № на новый срок, - оставить без удовлетворения полностью. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Татарстан через Тукаевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Мотивированное решение составлено 28 декабря 2020 года. |