К делу № 2 - 1175/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кропоткин 30 октября 2012 года
Судья Кропоткинский городской суд Краснодарского края Новикова Н.И.,
при секретаре судебного заседания Горбуновой Н.Г.,
с участием: прокурора Кавказского района Серого Д.Н., представителя администрации муниципального образования Кавказский район – ФИО1, представителя Управления образования МО Кавказский район – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кавказского района действовавшего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Кавказский район, Управлению образования МО Кавказский район, третье лицо: МАОУ лицей № 3 г. Кропоткина, о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
В Кропоткинский городской суд с исковым заявлением обратился, прокурор Кавказского района, действовавший в интересах неопределенного круга лиц, и просит признать незаконным бездействие администрации МО Кавказский район по не приведению в соответствие с действующим законодательством устава МАОУ лицей № 3 г.Кропоткина; привести в соответствие со ст. 331 ТК РФ, п. 8.5.3 Устава МАОУ лицей № 3 г. Кропоткина, а именно, дополнив основаниями для отказа к осуществлению педагогической деятельности лицам: имеющим, или имевшим судимость, подвергающиеся или подвергавшимся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также, против общественной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района поддержал заявленные требования, и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования Кавказский район – ФИО1, возражала против удовлетворения заявленных прокурором Кавказского района требований, просила, в иске отказать, пояснив, что требование истца об обязании администрации муниципального образования Кавказский район внести изменения в устав МАОУ лицей № 3 г.Кропоткина незаконно, так как, Учреждение самостоятельно разрабатывает устав и принимает его на Общем собрании, а учредитель его только утверждает. Кроме того, администрация МО Кавказский район считает, что устав МАОУ лицей № 3 г.ФИО3 Кавказский район соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Представитель Управления образования МО Кавказский район – ФИО2 в судебном заседании, также возражала против удовлетворения заявленных прокурором Кавказского района требований, просила в иске отказать.
Директор МАОУ лицей № 3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения данного дела уведомлена повесткой. Заявлением от 08.10.2012г., просит суд рассмотреть иск прокурора в свое отсутствие, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Изучение материалов дела показало, что прокуратурой района на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи на территории района.
В ходе, проведенной в августе 2012 года проверки, установлено, что уставы образовательных учреждений среднего образования Кавказского района в части не соответствуют нормам действующего законодательства и подлежат изменению по следующим основаниям.
Постановлением главы МО Кавказский район от 23.12.2010 №1166 «Об утверждении устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 3 г.ФИО3 Кавказский район» утвержден Устав МАОУ лицей № 3 г. ФИО3 Кавказский район (далее Устав).
Пунктом 5 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.07.2012) "Об образовании" (далее Закон об образовании) образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.
В соответствии со ст. 16 Закона «Об образовании», общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Согласно п. 1 ст. 32 Закона об образовании, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
Статьей 331 ТК РФ предусмотрены, основания отказа в осуществлении педагогической деятельности гражданам, которые, в свою очередь, являются основополагающими нормами при определении порядка комплектования работников образовательного учреждения.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм, п. 9.5.3 Устава, не содержит основания для отказа к осуществлению педагогической деятельности, лицам имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних. Здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства. А также, против общественной безопасности.
Таким образом, отсутствие данных требований законодательства в уставе образовательного учреждения, позволяет работодателю применять и ссылаться при приеме на работу, как на ТК РФ, так, и на устав Образовательного учреждения и может повлечь принятия неоднозначных решений работодателем, что в свою очередь обеспечивает возможность допуска к педагогической деятельности лиц, которым осуществление данной деятельности запрещена, а также, нарушения прав учащихся на получение гарантированного Конституцией РФ, образования.
Также, согласно п. 9 ч. 2 ст. 32 Закона «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей.
Помимо того, в соответствии с п.п. «в» п.7 ч. 1 ст. 13 Закона «Об образовании», в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда.
Таким образом, отсутствие данных требований законодательства в уставе образовательного учреждения позволяет работодателю применять, и ссылаться при приеме на работу, как на Трудовой Кодекс РФ, так, и на Устав образовательного учреждения, и может повлечь принятие неоднозначных решений работодателем, что, в свою очередь, обеспечивает возможность допуска, к педагогической деятельности лиц, которым осуществление данной деятельности запрещена, а также нарушения прав учащихся на получение гарантированного Конституцией РФ, образования.
Право на получение образования гарантировано каждому гражданину Российской Федерации, в связи с чем, количество граждан имеющих право на участие в образовательном процессе, не определен, что, в свою очередь, является неопределенным кругом лиц.
На основании вышеизложенного следует, что администрацией МО Кавказский район не выполняются требования федерального законодательства, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц, на получение предусмотренного законодательством качественного образования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление прокурора Кавказского района действовавшего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия.
Признать незаконным бездействие администрации МО Кавказский район по не приведению в соответствие с действующим законодательством устава МАОУ лицей № 3 г. Кропоткина;
Обязать администрацию муниципального образования Кавказский район внести следующие изменения в устав МАОУ лицей № 3 г. Кропоткина:
- привести в соответствие со ст. 331 ТК РФ, п. 8.5.3 Устава МАОУ лицей № 3 г. Кропоткина, а именно, дополнив, основаниями для отказа к осуществлению педагогической деятельности лицам, имеющим, или имевшим судимость, подвергающиеся, или подвергавшимся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности. Основ конституционного строя и безопасности государства, а также, против общественной безопасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Кропоткинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий подпись
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Кропоткинского городского суда Н.И.Новикова