ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1175/2023 от 13.11.2023 Буйнакского районного суда (Республика Дагестан)

Дело

УИД: 05RS0-38

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 13 ноября 2023 года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Шуаева Ш.Ш., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием представителя истца по доверенности помощника прокурора <адрес>ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Махачкалинской транспортной прокуратуры, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФИО1 о запрете эксплуатации и управления маломерными судами,

установил:

прокурор Махачкалинской транспортной прокуратуры ФИО3 обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ФИО1 с исковыми требованиями о запрете эксплуатации и управления маломерными судами с целью перевозки пассажиров на внутреннем водном транспорте, а также передачи принадлежащих ответчику маломерных судов иным лицам в указанных целях, до получения лицензии.

Требования истца мотивированы тем, что Махачкалинской транспортной прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере исполнения требований законодательства при использовании маломерных судов на водных объектах Республики Дагестан.

ДД.ММ.ГГГГ в акватории Чиркейского водохранилища ФИО4, управляя маломерным судном марки «Касатка – 700 спорт» с государственным регистрационным номером , принадлежащим ФИО1, действуя в его интересах по устному договору найма, не имея удостоверения на право управления маломерными судами в коммерческих целях, двигаясь с 9 пассажирами на борту, допустил нарушение правил судоходства, в следствие чего пассажиры получили телесные повреждения различной степени тяжести.

По указанному факту Махачкалинским следственным отделом на транспорте Западного МСУ на транспорте СК России ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ.

В ходе предварительного следствия и проверкой судовой документации на маломерное судно – катер «Касатка – 700 спорт» установлено, что его собственником является ФИО1, который приобрел данное судно с целью организации коммерческой деятельности по перевозке пассажиров на внутреннем водном транспорте, а также привлек за плату к управлению судном в качестве судоводителя ФИО4

Из показаний свидетеля ФИО1 по уголовному делу следует, что у него отсутствует лицензия на перевозку пассажиров на внутреннем водном транспорте. За прокат одной группы туристов он установил плату в размере 4000 рублей, из которых передавал судоводителю ФИО4 от 500 до 1500 рублей, в зависимости от маршрута и времени прогулки.

Представитель истца ФИО5 исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, по изложенным в иске доводам и основаниям.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, доказательства уважительности неявки не представил, об отложении не просил.

На основании ч.1 ст.233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, рассмотрев исковое заявление, исследовав приложенные к нему материалы, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежат определенные виды деятельности, в том числе деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.

В силу п. 2 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.

Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ) судовладельцем является юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. Под понятием маломерное судно подразумевается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать. Прогулочным судном считается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

Пунктами 1 и 2 ст. 6 КВВТ установлено, что перевозки грузов, пассажиров и их багажа осуществляются на платной основе. Провозная плата устанавливается перевозчиками.

В соответствии с п. 2 ст. 15 КВВТ право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

Частями 1, 3 ст. 17 КВВТ установлено, что государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Вместе с тем, государственная регистрация судов, построенных российскими судостроительными организациями после ДД.ММ.ГГГГ и используемые в целях судоходства, включая их использование в сообщении между портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, а также между морскими портами Российской Федерации и портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется капитанами морских портов в соответствии с правилами регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Также, согласно п. 1 ст. 35 КВВТ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Таким образом, в случае использования маломерного судна в целях осуществления коммерческой деятельности по перевозке пассажиров судовладельцу необходимо произвести регистрацию данного судна в соответствующем судовом реестре администрации бассейна внутренних водных путей либо капитана морского порта (с учетом района плавания), провести его классификацию и освидетельствование, а также получить лицензию на осуществление данного вида деятельности в соответствующем территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником маломерного судна – катер « Касатка-700 спорт», который приобрел для организации коммерческой деятельности по перевозке пассажиров на внутреннем водном транспорте, кроме того для управления судном нанял судоводителя ФИО4

Из исследованных в судебном заседании показаний свидетеля ФИО1 по уголовному делу следует, что у него отсутствует лицензия на перевозку пассажиров на внутреннем водном транспорте.

Согласно информации, представленной Каспийским отделом государственного морского и речного надзора МТУ Ространснадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, в 2019 году выдавалась лицензия на перевозку пассажиров на водном транспорте, действие которой прекращено приказом МТУ Ространснадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства ФИО1 с использованием принадлежащих ему маломерных судов, с привлечением по устным трудовым договорам судоводителей, осуществлялась незаконная деятельность по перевозке пассажиров на водном транспорте в отсутствии соответствующей лицензии.

Указанные обстоятельства подтверждаются, исследованными материалами уголовного дела , письменными объяснениями ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом допроса ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное обстоятельство в отношении незаконных действий ФИО1 имеют преюдициальное значение для рассмотрения данного спора.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 ГК РФ.

Одним из таких способов является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (абз. 3).

Нарушение ФИО1 требований лицензионного законодательства, ставит под угрозу жизнь и здоровье, неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор вправе требовать прекращения такой деятельности до получения лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров внутренним водным транспортом и регистрации данного маломерного судна в Государственном судовом реестре, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Махачкалинской транспортной прокуратуры, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФИО1 о запрете эксплуатации и управления маломерными судами, удовлетворить.

Запретить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Республики Дагестан, паспорт серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес> в <адрес>, зарегистрированному и проживающему по адресу: <адрес>, эксплуатацию и управление маломерными судами с целью перевозки пассажиров на внутреннем водном транспорте, а также передачу принадлежащих ему маломерных судов иным лицам в указанных целях, до получения им лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортном пассажиров.

Обеспечительные меры, принятые определением суда от ДД.ММ.ГГГГ о запрете ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., эксплуатацию и управление маломерными судами с целью перевозки пассажиров на внутреннем водном транспорте, а также передачу принадлежащих ему маломерных судов иным лицам в указанных целях, до получения им лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров, отменить.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Одновременно должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путём подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Буйнакский районный суд Республики Дагестан.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись Ш.Ш. Шуаев